Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Скопцы: «белые голуби» и секта изуверов

Однажды летом 1771 года два однодворца из деревни Масловка Орловской губернии купались на реке. Когда мужчины разделись, один из них, Трофим, не обнаружил у другого купальщика Петра гениталий.

Он стал его расспрашивать об этом и тот неохотно поведал ему о том, что он решил кастрировать себя сам, «единственно дабы не соединяться с женою плотски». Петр просил Трофима никому об этом не говорить, но тот не выдержал и рассказал об этом своей жене Дарье.

Началось следствие, которое открыло, что в стране действует еретическая секта скопцов, вовлекшая в свои ряды большое количество людей.

Скопцы — это мужчины лишённые способности к деторождению, а также одноименная секта

Скопцы или евнухи — это состоящие при царских дворах на Востоке мужчины, различными способами лишенные способности к деторождению. Обычно они использовались как стражники, хотя некоторые из них занимали высокие государственные должности.

В Библии слово «скопец» не всегда означает физическое оскопление человека. Израильский закон запрещал оскоплять как людей, так и животных. Согласно ему ни один скопец не может войти в общество Господне (Лев 22:24; Втор 23:1). Скопцы не могли стать священниками (Лев. 21:20).

Члены секты скопцов. Сектанты считали операцию по оскоплению единственны способом спастись и попасть в Царство Небесное
Члены секты скопцов. Сектанты считали операцию по оскоплению единственны способом спастись и попасть в Царство Небесное

Новый Завет запретов на вступление в Царство Небесное для скопцов не содержит, наоборот, говориться, что «… Господь примет и евнуха (Ис56:3-5; ср. Иер 38:7 и след.; 39:15-18). В Мф. 19:12 слово «скопец» используется для обозначения человека, родившегося с соответствующим  недостатком, а также оскопленного людьми или оскопившего себя ради Царства Небесного (ср. 1 Кор 7:7,25-40).

В России же скопцы или же как они сами называли себя  «агнцы Божьи», «белые голуби» — это последователи изуверской мистической секты «духовных христиан», которые считали операцию по оскоплению богоугодным делом.

Русские скопцы происходят из секты хлыстов и копируют обрядность старообрядцев

Скопцы, что это такое можно понять, только изучив их мифологию и историю. Исследователи считают, что по своему мировоззрению представители этой секты близки к хлыстам или же христоверам.

Что же касается обрядности, то они частично копируют обрядность староверов. Религиоведы утверждают, что как секта движение оформилось в XVIII веке. Основателем его считается беглый крепостной крестьянин Кондратий Селиванов.

Кроме того также основателем секты некоторые исследователи признают также беглого крестьянина Андрея Блохина.

«Икона христоверов «Императрица Елизавета Петровна, богородица Акулина Ивановна», XVIII век. Кондратий Селиванов, один из основателей скопства в России, в свое время покинул секту хлыстов «богородицы» Акулины Ивановны из-за несогласия со свальных грехом, который хлысты практиковали
«Икона христоверов «Императрица Елизавета Петровна, богородица Акулина Ивановна», XVIII век. Кондратий Селиванов, один из основателей скопства в России, в свое время покинул секту хлыстов «богородицы» Акулины Ивановны из-за несогласия со свальных грехом, который хлысты практиковали

Селиванов в своё время покинул секту хлыстов под руководством «богородицы» Акулины Ивановны из-за разочарованности в своих прежних религиозных убеждениях. Фёдор Глинка провёл расследование, согласно которому секта скопцов в России существовала с «незапамятных времён», особенно же она распространилась во времена Петра I.

Считается, что как секта скопчество оформилось в XVIII веке.

Такому успеху способствовало то обстоятельство, что у кастрата не может быть детей. Поэтому среди скопцов распространился обычай наследования имущества одного скопца после его смерти другим или другими. В результате в секту шли люди из бедных сословий в надежде обеспечить себе безбедную жизнь путём отсечения некоторых частей тела.

Купец Е.П. Ересько. Якутия. Благодаря тому, что скопцы оставляли после смерти наследство другому скопцу, некоторые из них могли накопить богатства и стать, например, купцами
Купец Е.П. Ересько. Якутия. Благодаря тому, что скопцы оставляли после смерти наследство другому скопцу, некоторые из них могли накопить богатства и стать, например, купцами

В дальнейшем общины скопцов сумели накопить огромное богатство. В результате скопцы-купцы содержали лавки, заводы. Они имели влияние даже на царскую семью и общались с русскими царями.

Самый известный скопец — Кондратий Селиванов

Беглый крестьянин Кондратий Селиванов — это самый известный в России скопец. Его последователи даже наградили сектанта титулом «батюшка искупитель». Его история началась с Орловской губернии — духовного центра хлыстов, другой секты.

К ней однажды прибился Кондратий, бывший беглым крестьянином. Он поначалу изображал немого, а затем неожиданно заговорил. Акулина Ивановна поспешила провозгласить Селиванова «царем над царями» и сделала его вторым человеком в общине

Кондратий Селиванов. Портрет. Основатель секты скопцов в России
Кондратий Селиванов. Портрет. Основатель секты скопцов в России

Так как нравы у хлыстов считались достаточно свободными, Селиванов выступил против свального греха и предложил радикальное средство избавиться от греховных влечений – «раскаленным железом отжечь свои детородные уды». Понимания у хлыстов он не встретил и поэтому, произведя самокастрацию, ушёл из общины.

Лидером скопчества в России стал беглый крестьянин Кондратий Селиванов.

После этого он основал собственную общину в Тамбовской губернии в деревне Сосновка Моршанского уезда, где нашёл множество последователей. Дело в том, что ересиарху удалось привлечь на свою сторону нескольких богатых крестьян, возжелавших праведной жизни и царствия небесного.

Их примеру последовали те из крестьян, кто хотел стать наследником богатых кастратов, в результате через короткое время среди членов секты имелось уже немало обеспеченных людей.

Город Моршанск. Фотография. 1800-е годы. В селе Сосновка Моршанского уезда Тамбовской области Кондратий Селиванов основал собственную общину скопцов
Город Моршанск. Фотография. 1800-е годы. В селе Сосновка Моршанского уезда Тамбовской области Кондратий Селиванов основал собственную общину скопцов

В конце-концов сведения о деятельности Селиванова дошли до властей. Следователь Волков, который же расследовал дело скопца Андрея Блохина, вовлекшего в секту десятки людей в Орловской губернии, взял «батюшку-искупителя» под стражу. Он бежал из-под неё.

Первый «скопческий процесс» состоялся в 1772 году. Перед судом предстали 246 человек. Сам же основатель скопческой общины сумел добежать аж до Москвы, но его поймали, доставили под конвоем в Сосновку, где высекли. После этого его отправили в Сибирь, в Иркутск, где он и прожил ещё 20 лет.

«Золотой век скопцов» пришёлся на правление Александра I

Последователи Кондратия Селиванова написали его автобиографию «Страды и похождения Кондратия Селиванова», которая стала своего рода скопческим «евангелием». В 1797 году Селиванов сумел оказаться в России.

Утверждают, что он встретился с императором Павлом I. С ним скопцы связывали прекращение гонений на секту. В результате «старец» отправился в Обуховский смирительный дом.

Обуховская больница. Мужской корпус, 1870-е годы. Имеются сведения о том, что после встречи с императором Павлом I. Кондратий Савельев попал в смирительный дом при Обуховской больнице.

В сумасшедшем доме Кондратий Селиванов знакомиться с бывшим камергером польского короля Алексеем Елянским, который сам вскоре принял скопчество. В 1802 году он берет на поруки Кондратия Селиванова, и тот выходит на волю.

После этого наступил «золотой век» скопчества в России, так как Селиванову удалось войти в окружение царя и даже встретиться с ним.

1820
в этом году Кондратия Селиванова арестовали и сослали в монастырь

Селиванов обрел небывалые привилегии, так ни один полицейский не имел права переступать порог его дома, где совершались сектантские радения и оскопления.

С Селивановым общались представители кружка генеральши Татариновой, в котором состояли придворные аристократы, и в который был вхож сам князь Голицын, тогдашний министр просвещения. Царила полная безнаказанность.

Портрет Михаила Андреевича Милорадовича работы Джожа Доу. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга приказал арестовать скопцов, когда узнал, что два его племянника оскопили себя
Портрет Михаила Андреевича Милорадовича работы Джожа Доу. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга приказал арестовать скопцов, когда узнал, что два его племянника оскопили себя

Скопцы настолько зарвались, что Алексей Елянский подал государю проект переустройства России, по которому Селиванов должен был стать духовным учителем самого царя. Елянский же собирался стать главнокомандующим.

Конец же «золотому веку» кастратов настал в 1819 году, когда генерал-губернатор Петербурга Милорадович узнал, что два его племянника обратились в скопчество. В результате 1820 году Селиванов арестован и отправлен в монастырь, где и оставался до своей смерти в 1832 году. Эта же участь постигла и Елянского.

Окончательно секту сломила Советская власть

Несмотря на заключение Кондратия Селиванова в монастырь, секта продолжила своё существование. Дело в том, что скопцы бежали от преследования властей в Румынию. Кроме того, они сохранили большие материальные богатства.

В результате появлялись новые «христы». Среди них, например, можно назвать Кузьму Лисина, объявившего себя господом Саваофом.

Скопцы-контрреволюционеры. Скамья подсудимых. В 1929 году скопцов обвинили к контрреволюционной деятельности и сослали в лагеря
Скопцы-контрреволюционеры. Скамья подсудимых. В 1929 году скопцов обвинили к контрреволюционной деятельности и сослали в лагеря

Окончательно своего могущества секта лишилась с приходом Советской власти, которая первоначально снисходительно относилась к скопам. Позже сектантов стали записывать в кулаки и политически неблагонадёжные элементы.

Дело в том, что скопцы поклонялись Кондратию Селиванову, объявившего себя царём Петром III. Этого хватило, чтобы сочли такое поведение за монархический заговор с целью свержения советского строя. Поэтому всех выявленных скопцов сослали в лагеря. Произошло это в 1929 году.

В СССР секта скопцов существовала вплоть до 1947 года.

В СССР секту запретили, при этом известно, что следы её деятельности выявлялись до 1947 года. Во второй половине XIX века секта скопцов насчитывала 6 000 членов. Жили сектанты в Тамбовской, Курской и Орловской губерниях, а также в Сибири.

Идрис Шах утверждает, что до 1902 года в скопцы принимались только русские. Имеются сведения об отдельных общинах скопцов, существовавших в 1990-х годах в Латвии, и в России (Москва, Ставрополь и Ставропольский край, Орёл и Орловская область).

В наши дни известно, что на территории России часть скопцов проживает на Северном Кавказе. Это «духовные скопцы», которые не производят хирургическое оскопления, но ведут аскетический образ жизни.

Скопцы именовали себя «белыми голубями»

Скопческие общины имели стройную структуру. В отличие от хлыстов, «серых голубей», они называли себя «белые голуби». Дело в том, что на языке кастратов «убелиться» означает «оскопиться».

Свои общины скопцы, как и хлысты, называли «кораблями». Скопцы декларировали равенство, но во главе общины стоял «кормчий». Он обладал большой властью над другими членами «корабля». Помогающая «кормщику» женщина, аналогично хлыстовской практике, именуется «богородицей».

Дети скопцов. Якутия. Некоторые члены секты скопцов оскопляли себя после того, как у них рождалось один-два ребенка
Дети скопцов. Якутия. Некоторые члены секты скопцов оскопляли себя после того, как у них рождалось один-два ребенка

Так как по понятным причинам кастраты не могли иметь детей, их секта отличалась сильнейшим прозелитизмом. Обычно новичков в секту вербовали путём оскопления малолетних родственников, выкупом крепостных крестьян для оскопления, при помощи соблазна деньгами.

Кроме того, некоторые члены секты оскопляли себя после рождения у них одного-двух детей.

Скопцы отличались сильнейшим прозелитизмом, то есть деятельностью по обращению в свою веру.

В свою секту кастраты заманивали новичков, искажая цитаты из Библии и других книг духовно-нравственного содержания, придавая физическому страданию при оскоплении религиозный характер, откладывая для вновь обращенных процедуру оскопления.

Основой учения скопцов явилась строка из Евангелия от Матфея 19 глава, стих 12: «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.(Мф. 19:12).

Православная церковь видит здесь только духовное целомудрие, в отличие от скопцов, которые указывали именно на физическую неполноценность, так монахи и священники становятся «…скопцами для царства небесного».

Скопцы ходили в православную церковь, но открыто над ней насмехались

Скопцы строго соблюдали воздержание от мясной пищи, не употребляли алкоголь, не курили, избегали родин, крестин и свадеб, не участвовали в увеселениях, не пели светских песен, вовсе не ругались.

Они охотно посещали храмы, в отличие от других сект, но открыто смеялись над Православной церковью, например, называли священников — «жеребцами». Скопцы говорили: «Вот мы не женимся и замуж не выходим, оттого и богаты.

Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам, тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы». У них почиталась скопческая песня Селиванова, а также вера в том, что когда их число станет 144 000, наступит Страшный суд и торжество скопчества.

Слова скопческой песни Селиванова:

«О возлюбленные детушки! Теперь вам всю правду открою, что я искупитель, родимый батюшка, впредь устрою, кого за какую жизнь и службу удостою. Кому царство растворю, а кого раем подарю, а кого за веру поблагодарю!»

Император всероссийский Александр Павлович Романов. Скопцы верили в то, что император Александр I был кастратом
Император всероссийский Александр Павлович Романов. Скопцы верили в то, что император Александр I был кастратом

У скопцов сложилась своя мифология, согласно которой Александр I был скопцом, а Павла I убили за отказ оскопиться. В дни накануне (ночью) некоторых больших праздников православной церкви скопцы устраивали собрания единоверцев в особых помещениях.

На них устраивали радения, когда радеющие становились в круг в одном месте и устраивали особые одуряющие пляски.

Для кастрации скопцы использовали режущие инструменты и раскалённое железо

Человек становился полноценным членом общины скопцов только после того как его оскопили. Для мужчин первоначально практиковалась ампутация яичек. Их отжигали раскалённым железом, и эта процедура назвалась «огненным крещением.

Впоследствии скопцы для операции оскопления стали употреблять разного рода острые режущие орудия, а прижигание раскалённым железом применялось лишь для остановки кровотечения.

Скопцы для кастрации использовали острые режущие предметы и раскаленное железо
Скопцы для кастрации использовали острые режущие предметы и раскаленное железо

После операции оскопления рана затягивалась недели через четыре рубцом, большею частью подковообразной формы, шедшим поперек остаточной части мошонки. Именно поэтому такая операция носила название первой печати.

Вторая печать — это удаление полового члена. Третья — удаление сосков. В ряде случае применялся особый род кастрации, когда семенные канатики перекручивались или же прокаливались. Женщинам же удаляли клитор и половые губы, а в ряде случаев и груди.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *