Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Евхаристия — главное Таинство Христианской Церкви

Евхаристия — это Таинство Таинств в христианстве. В древности её совершали на гробе мученика, потом — на престоле, внутрь которого вложены частицы святых мощей. В том же случае, когда отсутствовал специальный плат с частицей мощей святого (антимас),

Святое Причастие совершалось на груди одного из участников Евхаристии. Так, например, происходило в ГУЛАГе. В наши дни Святое Причащение — одна из главных обязанностей православных христиан.

Евхаристия в христианстве — Таинство, в котором верующие христиане соединяются с Богом во Христе

Евхаристия (перевод с греческого εὐ-χᾰριστία — «благодарение, благодарность, признательность» от εὖ «добро, благо» + χάρις «почитание, честь, уважение») носит также название Святое Причастие, Вечеря Господня; Трапеза Господня; Таинство Тела и Крови Христовых. В христианстве означает таинство, священнодействие.

Этого мнения придерживаются все исторические церкви. Таинство причащения заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении. Таким образом, это также вид христианской службы, которую совершают только священник.

Евхаристия позволяет христианину соединиться с Богом.

Православная энциклопедия говорит о том, что сущность Святого Причащения состоит в возможности христианину «соединиться с Богом во Христе». В православии и иных христианских конфессиях регулярное участие в Евхаристии необходимо человеку «для спасения и вечной жизни».

Согласно апостолу Павлу, при этом христиане «приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа» (1Кор. 10:16, 1Кор. 11:23-25). В позднепротестантских течениях она, как правило, толкуется как символическое действие, выражающее единство верующего со Христом, но не осуществляющее его непосредственно.

В любом случае, что такое Евхаристия обязан знать каждый христианин, ведь это главное Таинство христианства.

Евхаристия, фреска, XIV в. монастырский храм свм. Георгия, Старо Нагоричане, Северная Македония. Евхаристия или Святое Причастие предоставляет возможность христианину «соединиться с Богом во Христе»
Евхаристия, фреска, XIV в. монастырский храм свм. Георгия, Старо Нагоричане, Северная Македония. Евхаристия или Святое Причастие предоставляет возможность христианину «соединиться с Богом во Христе». Фото: upload.wikimedia.org

В православной, католической, древневосточных, лютеранской, англиканской и в некоторых других конфессиях составляет основу главного христианского богослужения, Божественной литургии (или Мессы).

Термин «Евхаристия» используется в православии, католицизме и англиканстве. В протестантизме приняты наименования «Вечеря Господня» или «Хлебопреломление».

Она является образом Тайной вечери и поэтому во время совершения Евхаристии хлеб и вино предложения прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса. Таким образом, это таинство состоит, из двух отдельных моментов:

  • преложения, или пресуществления, хлеба и вина в Тело и Кровь Господни;
  • причащения этих Святых Даров и сошествия на них Святого Духа.

Евхаристию установил сам Господь Иисус Христос

Тело и Кровь Христовы в таинстве Евхаристии называются Хлебом небесным и Чашей жизни, или Чашей спасения; святыми Тайнами; бескровной Жертвой. Евхаристия есть величайшее таинство христианское.

Первая Евхаристия была проведена самим Господом Иисусом Христом. Согласно синоптическим Евангелиям (Мф. 26:26-28, Мк. 14:22-24, Лк. 22:19-20) и Первому посланию Коринфянам(1Кор. 11:24-25) апостола Павла, ее установил сам Иисус Христос во время Тайной Вечери незадолго до Своей смерти на кресте.

Причащение апостолов, икона 1422-1428 гг. Надвратная сень Благовещенской церкви села Благовещенского близ Сергиева Посада. Икона школы Андрея Рублева. Евхаристию установил Сам Иисус Христос на Тайной Вечери
Причащение апостолов, икона 1422-1428 гг. Надвратная сень Благовещенской церкви села Благовещенского близ Сергиева Посада. Икона школы Андрея Рублева. Евхаристию установил Сам Иисус Христос на Тайной Вечери. Фото: drevo-info.ru

«В первый день опресноков (Мф. 26:17, Мк. 14:12, Лк. 22:7) Иисус отправил двух учеников (Мк. 14:13), Петра и Иоанна (Лк. 22:8), в город (Мф. 26:18, Мк. 14:13, Лк. 22:10), то есть в Иерусалим, приготовить пасху (пасхальную трапезу), и они приготовили (Мф. 26:19, Мк. 14:16, Лк. 22:13).

Вечером (Мф. 26:20,Мк. 14:17) Иисус возлёг с двенадцатью учениками (Мф. 26:20, Мк. 14:17-18, Лк. 22:14) на трапезу». Согласно Евангелию Иоанна Евхаристия проходила в тринадцатый день, т.е. за сутки до наступления Пасхи четырнадцатого дня (Ин. 13:1) и (Ин. 19:14).

Император Юстиниан I предложил добавлять во время Евхаристии теплую воду — символ Логоса.

Во время Тайной Вечери Иисус дал собственное объяснение символам традиционных блюд еврейского пасхального ужина. Так, Евангелие от Марка сообщает:

И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.

(Мк. 14:22-24)

В Евангелии от Луки (22:19) и Первом послании к Коринфянам (11:24–26) приводится продолжение слов Иисуса: «сие творите в Мое воспоминание». Тайна Вечеря, таким образом, — это прообраз современной литургии, о чем и говорится на страницах Нового Завета.

Флавий Пётр Савватий Юстиниан I, император Византии. Император Юстиниан I предложил добавить в вино при Евхаристии теплую воду как символ Логоса
Флавий Пётр Савватий Юстиниан I, император Византии. Император Юстиниан I предложил добавить в вино при Евхаристии теплую воду как символ Логоса. Фото: upload.wikimedia.org

Евхаристию древние христиане совершали во время агапы — вечери любви. Это ритуальный ужин, где читали выдержки Священного Писания, которые тут же толковали проповедники, пели ветхозаветные псалмы и христианские гимны, кормили нуждающихся.

Ранние христиане подвергались гонениям со стороны властей Римской империи из-за некоторой схожести обряда евхаристии с ритуальным каннибализмом.

Чтобы избежать аналогии с этим, император Юстиниан I предложил добавлять в вино символ Логоса — тёплую воду, что и сохраняется в православии и католицизме.

Евхаристию может совершать только священник и только в храме

Назначение Евхаристии: быть центром и вершиной всей жизни христианина. Поэтому в Евхаристии соединяются все христианские таинства и обряды: крещение, миропомазание, покаяние, венчание, рукоположение, соборование, монашеский постриг, отпевание и другие.

Тем не менее, только на литургии оглашенных все могли присутствовать, а уже на проскомидии и Литургии верных — только верные.

Православный священник совершает Евхаристию в православном храме. Таинство Причастия может совершить только священник и только в христианском храме
Православный священник совершает Евхаристию в православном храме. Таинство Причастия может совершить только священник и только в христианском храме. Фото: hramsokol.ru

В Исторических церквях, в Англиканской Церкви, у старокатоликов таинство Евхаристии может совершить только епископ или священник по его поручению. Таинство совершается в храме. И лишь в случае каких-либо особых обстоятельств допускается его совершение вне храма.

Согласно 7-му правилу VII Вселенского Собора в престолы, на которых совершается Евхаристия, должны полагаться частицы мощей святых мучеников. В поместной традиции Русской православной церкви мощи с 1655 года зашиваются также в антиминсы, что даёт возможность служить Литургию вне храма.

В Католической церкви после Второго Ватиканского собора положение мощей на алтарный камень является необязательным.

Для Евхаристии у православных, коптов, сиро-яковитов и в Ассирийской церкви Востока используется квасной хлеб — просфоры (сегодня в Ассирийской церкви Востока используется квасной хлеб, а в конце литургии пресный католический).

В православии византийской традиции вино после пресуществления в Кровь Христову обязательно разбавляется горячей водой («теплотой», «зеоном»). У католиков латинского обряда используется пресный хлеб (гостия), а укатоликов восточных обрядов используется квасной хлеб.

Причащение мирян под двумя видами у католиков стало возможным после Второго Ватиканского Собора.

Причастие в Армянской апостольской церкви. В Армянской апостольской церкви для литургии используют только пресный хлеб и не используют воду
Причастие в Армянской апостольской церкви. В Армянской апостольской церкви для литургии используют только пресный хлеб и не используют воду. Фото: nnao.ru

В Армянской апостольской церкви, Маронитской католической церкви и Халдейской Католической Церкви, а также у лютеран, англикан, старокатоликов используется для священнодействия только пресный хлеб. В Армянской Апостольской Церкви воду в вино не добавляют.

В русской традиции используется сладкое вино, во избежание рефлекторного выплевывания причащаемыми младенцами причастия, а в Католической Церкви, не имеющей традиции причащения младенцев, обычно используют сухое вино, считая сахар ненужной добавкой к чистому вину.

Омовение ног — часть Святого Причастия в некоторых христианских Церквях

В некоторых протестантских церквях перед Вечерей Господней совершается омовение ног ближним, подобно тому, как Христос омывал ноги ученикам. В адвентизме это считается обязательным.

Общины, практикующие эту традицию, существуют также в пятидесятничестве, меннонитстве и в методизме. Католическая Церковь также признает этот обряд. Совершается он в Великий четверг на вечерней мессе.

Цель его — вспомнить события Тайной вечери. Священник, предстоятельствующий на мессе, омывает ноги 12 прихожанам. Обряд проводится после проповеди, перед началом Евхаристической литургии.

В православной Церкви Чин омовения ног сопутствует Евхаристии, хоть и не обязателен.

В православной церкви Чин омовения ног совершает в Великий четверг архиерей, который омывает ноги 12 священникам (или монахам). В практике РПЦ в XX веке обряд вышел из обязательного использования (совершался лишь в отдельных епархиях).

В 2009 году первый раз в современной истории РПЦ обряд был совершён патриархом Кириллом по окончании литургии в Богоявленском соборе.

В Русской Православной Церкви причащаются ежемесячно

В православной Церкви традиционно принято отмечать тайносовершительную значимость не «установительных слов», а следующей за ними эпиклезы. Это соответствует структуре византийского евхаристического канона.

Православные христиане могут причащаться после совершения над ними таинства крещения, которое совмещается с миропомазания. В результате по разным традициям причастие совершается либо на 8-й день после рождения, либо на 40-й день после рождения.

В РПЦ причастие совершается либо на 8-ой, либо на 40-ой день после рождения.

В том случае, когда существует угроза жизни младенца, его крещение совершается мгновенно. Причащение младенцев традиционно происходит только под видом вина («Крови Христовой»), что связывают с опасениями, что ребёнок может выплюнуть освящённый хлеб.

По этой же самой причине на Литургии преждеосвященных даров причащение младенцев не происходит.

Дело в том, что причащение происходит только освящённым хлебом («Телом Христовым»), пропитанным освящённым вином («Кровью Христовой»). Взрослые же принимают причащение в православии хлебом и вином, символах Тела и Крови Христовых.

Исповедь перед причащением. В большинстве христианских церквей Причастию предшествует специальная подготовка, например, исповедь
Исповедь перед причащением. В большинстве христианских церквей Причастию предшествует специальная подготовка, например, исповедь. Фото: upload.wikimedia.org

В русской православной традиции причащению взрослых предшествует подготовка, включающая особое молитвенное правило, пост, предварительную исповедь. Единого мнения о том, как часто должен причащаться православный христианин, в настоящее время нет. Так в Синодальный период причащались редко. В наши дни РПЦ рекомендует взрослым причащаться ежемесячно, а младенцам еженедельно.

Кроме того, некоторые богословы критикуют практику частого причащения, так как только покаяние и молитва могут спасти и дать Жизнь Вечную, а не частое принятие Святых Даров. При этом праведный Иоанн Кронштадский наоборот такую практику приветствовал.

В Католической Церкви евхаристия — это воспоминание о Святой Пасхе

В Католической Церкви евхаристия считается таинством. Это  «источник и вершина всей христианской жизни». В католической мессе жертва Иисуса Христа, совершенная им один раз на кресте, совершается в каждой мессе.

Для католической церкви Евхаристия — это воспоминание Пасхи Христовой, актуализация и сакраментальное приношение Его единой жертвы в литургии Церкви, которая есть Его Тело. Евхаристические молитвы в католичестве называются анамнесисом, или воспоминанием.

Второй Ватиканский Собор Католической Церкви. Только на Втором Ватиканском Соборе было разрешено причащать мирян под двумя видами
Второй Ватиканский Собор Католической Церкви. Только на Втором Ватиканском Соборе было разрешено причащать мирян под двумя видами. Фото: upload.wikimedia.org

Единственные служители, которые могут совершать богослужения в Евхаристии и освящать причастие — рукоположенные священники, действующие в лице Христа. Католическая церковь учит, что Христос реально присутствует под каждым видом в каждой частице Святых Даров.

Именно поэтому считается, что причащаясь как под одним видом (только Хлебом) так и под двумя видами (Хлебом и Вином) человек причащается Христу во всей полноте.

Дело в том, что о вине Он сказал «это кровь моя», а о хлебе «это плоть моя». В средние века мирян причащали мирян под одним видом, а священнослужителей под двумя. В результате это породило несколько реформистских религиозных движений, наиболее известные из них гуситы.

Второй Ватиканский собор разрешил причащать мирян под двумя видами.

Только в XX веке Конституция Второго Ватиканского собора (1962 — 1965) Sacrosanctum Concilium разрешила причастие под двумя видами для мирян.

В современной литургической практике Католической церкви применяются оба способа причащения мирян в зависимости от постановления местной Конференции католических епископов и условий для совершения Евхаристии.

Первое причастие в латинском обряде традиционно совершается в возрасте 7-12 лет и проводится с особой торжественностью. По мнению католической церкви Евхаристическое присутствие Христа начинается в момент освящения и продолжается все время, пока существуют Евхаристические виды (освященные хлеб и вино).

Монстрация, сосуд для выставления Святых Даров в ходе поклонения. В Католической Церкви существует традиция внелитургического почитания Святых Даров
Монстрация, сосуд для выставления Святых Даров в ходе поклонения. В Католической Церкви существует традиция внелитургического почитания Святых Даров. Фото: upload.wikimedia.org

В католичестве существует ряд внелитургических видов почитания Святых Даров, в которые пресуществляются хлеб и вино в евхаристии. Одним из них является адорация — выставление Святых Даров в дароносице специального вида (монстранция) для поклонения и молитвы перед ними.

Согласно доктрине католической церкви, Евхаристию могут принять только те, кто находится в состоянии благодати, то есть без всякого смертного греха. Если же человек совершил его, то первоначально он должен пройти таинство отпущения грехов и только когда произойдет оставление грехов, он может принять Кровь Христову и Его тело.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *