Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Писатель Авдеенко

11.12.2018
372
Скачать эту статью

Писатель, богослов, переводчик и педагог Евгений Авдеенко скончался в 2014 году, но до сих пор не ослабевает интерес к его наследию. Люди жертвуют деньги на издание его трудов, слушают архивы лекций, достигающие нескольких гигабайт, посещают официальный сайт исследователя.

Биография Авдеенко Евгения Андреевича, конечно, не пестрит чудесами и божественными откровениями, но, как учёный, он сделал для православия много. Давайте поговорим о жизни, идеях и наследии Евгения Андреевича.

Биография писателя Авдеенко не богата на яркие события, он жил философией и богословием

Евгений Андреевич Авдеенко родился в Москве 21 ноября 1952 года — в день, когда в православии принято вспоминать архангелов: Гавриила, Рафаила, Иеремиила и т.д.

21 ноября 1952
день рождения Евгения Андреевича Авдеенко

О детстве Евгения Авдеенко известно мало. Московцева Наталия Ивановна, вдова писателя, рассказывала, что их семья воцерковилась поздно. Родители были атеистами, а потому супруги, чтобы не досаждать родственникам, жильё снимали и часто переезжали с одного на другое.

Писатель Авдеенко
Писатель Авдеенко

Родители упрекали Евгения Авдеенко за то, что он, при отличных способностях, не делал карьеры. Но жена в мужа верила, её не смущали ни скудные условия жизни, ни постоянное состояние «на чемоданах».

Московцева Наталия Ивановна, Жена Евгения Андреевича Авдеенко

Наталия Ивановна отзывается о Евгении Авдеенко как о человеке воспитанном и сдержанном. Он всегда придерживался библейского принципа «не суди, да не судимым будешь», не грубил, широко мыслил и стремился к самосовершенствованию.

Но вернёмся в более ранний период жизни Евгений Андреевича. Учился будущий богослов в МГУ, на философском факультете. Кафедра — истории зарубежной философии.

Евгения Андреевича всегда тянуло к наукам. Среди сфер его интересов:

  • Мифология;
  • Философия;
  • Библеистика;
  • Историософия;
  • Патристика (учение отцов церкви в послеапостольские времена);
  • Экзегетика (наука, толкующая богословские тексты).

Также Евгения Авдеенко всегда привлекало знание о языке — филология. Это нашло отражение в его карьере.

Смотрите также статью Протоиерей Вадим Леонов

Писатель Авдеенко анализировал ветхозаветные источники и считал, что Библия полна архетипов

Интересы Евгения Андреевича нашли общую точку соприкосновения — он стал изучать библейские тексты, старался докопаться до тех истин, которые скрыты в их глубине. Здесь особенно важен всесторонний подход:

  • Анализ текста;
  • Богословское толкование;
  • Мифологические интерпретации.

И другое. Одним из основных методов Евгения Авдеенко стал параллельный анализ, то есть сравнение сразу нескольких источников библейских ветхозаветных текстов:

  • Древнееврейского;
  • Древнегреческого.

В результате таких изысканий Евгений Андреевич прославился как богослов. Он не старался трактовать Библию буквально. Исследователь считал, что в Священном Писании содержится иллюстрация двух духовных начал:

  • Каиниты;
  • Сыны Божии.
2 духовных начала выделял Е.А.Авдеенко: каиниты и Сыны Божии

Они есть во всём: в людях, религиозных группах, народах, странах, различных системах и т.д. Поэтому Ветхий Завет — это сборник архетипов.

Например, Каин, с точки зрения Евгения Андреевича, — не личность, а образ, абстракция, обобщение. Аналогично и под Вавилоном, как считал исследователь, подразумевается не реальный город, а некая идея.

Евгений Авдеенко не отдавал предпочтения одному источнику, а искал их точки пересечения

Одним из важных моментов в деятельности Евгения Андреевича стало решение проблемы различий между двумя традиционными библейскими источниками:

Септуагинта — собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык

Септуагинта — перевод семидесяти толковников. Наиболее старый из дошедших до нас переводов Ветхого Завета на греческий язык. Создан он в промежутке от III до I века до н.э. в Александрии. Иудаизм этот источник не признаёт, а вот христианство им всегда активно пользовалось. В частности, автор Евангелия от Луки цитирует именно перевод семидесяти толковников. Нет единой версии септуагинты: текст настолько популярный, что сегодня существует более 2000 его копий. Многие из них отличаются друг от друга в деталях.

Масоретский текст — сборник библейских ветхозаветных текстов, который сформировался к X веку. Он не самый древний. Есть более ранние источники. Однако именно масоретский текст получил наиболее широкое распространение в еврейской среде.

Оба текста имеют между собой существенные противоречия, подчас фундаментальные. Но Евгений Авдеенко не видел в этом проблемы. Он считал, что нельзя отдавать предпочтение тому или иному памятнику. Каждый из них он полагал подлинным и заслуживающим внимания.

Проблему исследователь видел лишь в том, что существовали переводы, которые вносили свои интерпретации в новые версии текстов. Это ранний опыт толкования христианского наследия, и относиться к нему следует соответственно.

Также нельзя исключать вмешательство в изначальные рукописи поздних редакторов. Например, еврейские переписчики были заинтересованы в том, чтобы искоренить из текста любые христианские свидетельства о том, что Иисус Христос — Мессия.

Авдеенко полагал, что нет противоречия между Септуагинтой и Масоретским текстом

Писатель Авдеенко преподавал в классической гимназии и читал лекции о литературе и Библии

Помимо исследовательской деятельности Евгений Андреевич занимался преподавателем. Он работал в Православной классической гимназии педагогом. Он считал необходимым добавить в учебную программу курсы по культуре. Особое внимание он уделял русской классической традиции и античному наследию: лирике, трагедиям, эпосу и т.д.

Он считал изучение лучших памятников человеческой мысли важным условием расширения человеческого сознания. Именно такой подход, с точки зрения Евгения Авдеенко, способен научить человека рассуждать о фундаментальных понятиях в человеческой истории.

Обладая широким кругозором, человек способен начать рассуждать о таких глобальных вещах, как мировая история. А уже дальше его ждёт самый важный шаг — понимание истин, изложенных в Священном Писании.

Библия — это ключ к пониманию тех процессов, которые происходят в современном социуме.

Поэтому общество нуждается в фундаменте Священного Писания. Сам писатель так говорил о роли «Книги книг» в жизни человека:

Евгений Авдеенко
Богослов

«Священному Писанию надо задавать вопросы. Жизнь сейчас ставит вопросы, и никто из нас не может сказать, что в наших странах все благополучно. У Священного Писания надо спрашивать, тогда Оно будет отвечать.

Не нужно стараться быстро и много прочитать. Можно прочитать всего несколько стихов, но полностью вникнуть в содержание того, что там написано. Не надо гнаться за количеством, не надо ни в коем случае стараться прочитать Священное Писание быстро.

Наоборот, когда мы находим затруднения в Библейском тексте – это указание на то, что мы должны остановиться, подумать, искать решения, спросить у кого-то кто знает лучше нас. И постепенно начнет узнаваться язык терминов Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

И что поразительно, язык этот единый: книги Писания создавались на протяжении тысячелетий, они различаются по времени написания, эпохе написания, у них разные жанры, цель написания разная и языки разные (некоторые были написаны на еврейском и переведены на греческий, другие написаны только на греческом).

Все различно, а язык символического Писания един – от книги Бытия до Апокалипсиса».

Также большой популярностью пользовались лекции Авдеенко Евгения Андреевича. Писателя приглашали в различные духовные школы, где он говорил на самые разные темы, — от того, как правильно выйти замуж, до разбора мифа творения.

Но основные темы всё же две:

  • Толкование ветхозаветных книг;
  • Анализ античной и русской литературы с христианской позиции.

На видео ниже — запись лекции Е.А.Авдеенко о творении. Он последовательно читает тексты на древнегреческом и на древнееврейском и комментирует их:

Материалы лекций Авдеенко легли в основу книг, их издают и сегодня, о чём сообщают на официальном сайте

Материалы, которые Евгений Андреевич создал за годы преподавания, легли в основу его трудов. До сих пор работы исследователя разбирают, изучают, структурируют и публикуют. Интерес читателей к наследию Евгения Авдеенко не ослабевает.

Книги Авдеенко Евгения Андреевича затрагивают три темы: богословие, русскую и античную литературу. Некоторые из них уже опубликованы, другие — анонсированы и готовятся к публикации. Вот некоторые из его трудов:

Обложка сборника бесед и лекций Е.А.Авдеенко «Беседы по Священному Писанию, античной культуре, классической литературе, нравственному воспитанию»Обложка сборника бесед и лекций Е.А.Авдеенко «Беседы по Священному Писанию, античной культуре, классической литературе, нравственному воспитанию»

1. Враги Давида и враги Мессии по книге Тегилим

Этот труд посвящён книге Псалмы. В ней Евгений Андреевич называет центральной тему поддержки христианина в современном мире. Эта библейская книга направлена на то, чтобы подарить верующему бодрость духа. Но также автор выделяет и вторую важную тему ветхозаветного произведения — врагов Церкви. Кто они, и почему испытывают столько ненависти? Ответы Евгений Авдеенко призывает искать в тексте Писания.

2. Тема «Каин» в современном мире

Согласно книге Бытия, человечество впервые разделилось в момент противоборства Каина и Авеля. Писатель Авдеенко считал, что это была не просто вражда двух братьев, а глобальное противостояние исторических общностей. Каин — это антицерковное сообщество, а не отдельная личность. Одна из задач верующего человека — вовремя узнать своего недоброжелателя.

3. Псалмы: библейское мировоззрение

Псалмы и остальные тексты Библии зациклены друг на друга — так считал Евгений Авдеенко. В этой книге он доказывает, что отдельные книги Священного Писания перекликаются с некоторыми псалмами. Необходимо опираться на эти факты, чтобы правильно прочесть псалмы. Тогда перед верующим открывается совершенно новое философско-поэтическое представление о уже знакомых текстах. Они оказываются глубже, пронзительнее и более применимы в практическом смысле.

4. Гомер. Илиада: мировоззрение эпоса

«Илиада» — одно из самых первых и самых грандиозных произведений мировой литературы. Эта поэма — неисчерпаемый источник идей и образов. В ней затронуто множество тем: о героях, злодеях, богоборчестве, любви, силе духа и многом другом. Евгений Авдеенко предлагает по-новому взглянуть на античный текст: в привычной истории есть неисследованная грань — исследование вопроса высшей правды. Прямо это не оговаривается, но очевидно, что у всех персонажей есть определённые нравственные законы. Чему может научить эта книга христианина, автор и рассказывает в данном труде.

5. «Евгений Онегин»: Рок, Идеал, Жизнь (уроки по Пушкину)

В самом известном произведении Пушкина заключено глубокое нравственное ядро. Александр Сергеевич — не просто автор-наблюдатель, но и автор, хорошо понимающий своего персонажа. Тема данной книги — влияние на человека трёх бытийных Начал. Евгений Авдеенко не считал это чертой сугубо художественного мира. Он отмечал подобное явление и в своей жизни. Эти три Начала: Рок, Идеал и Жизнь.

Писатель Авдеенко в одной из книг анализировал нравственный посыл «Евгения Онегина»

6. Библейские основания русской идеологии

В этом труде Евгений Авдеенко призывает человечество сменить полярность. Он полагает ошибочной идею о том, что человек — это высшая ценность. Автор указывает на то, что человек — лишь образ Божий. Библейское мировоззрение писатель выдвигает на первый план и считает необходимым отталкиваться в жизни от идей Священного Писания.

Большинство материалов писателя Авдеенко собраны на его официальном сайте. По сегодняшний день этот ресурс стараниями энтузиастов продолжает активную деятельность. На нём есть издательские, образовательные и социальные проекты.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X