Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Мироточение икон — это Божие знамение

Скачать эту статью

В 1999 году икона Божией Матери Умягчение злых сердец или Семистрельная изменилась: лик Богородицы потемнел, под глазами появились тёмные пятна, и от образа стало пахнуть ладаном.

В этот день в Москве произошли взрывы жилых домов. 12 августа 2000 года на иконе появились крохотные кровоточащие ранки. В этот день погибла подводная лодка Курск. С тех пор образ мироточит постоянно, предупреждая людей о грядущих бедах. Этот феномен (мироточение икон) известен с древних времён и до сих пор наука не нашла ему какого-либо объяснения.

В христианстве под мироточением понимают появления мира на иконах и мощах святых

Мироточение — это явление в христианстве. Оно связанно с появлением миро или маслянистой влаги на иконах и мощах святых. Такое маслянистое вещество имеет светлый цвет и испускает благоухание или же запах ладана.

Каждый случай мироточения отличается между собой по виду, консистенции и цвету появляющейся жидкости. В некоторых случаях миро представляет собой жидкость густую и тягучую как смола. В других случаях она напоминает росу и поэтому явление называют «елеоточением» или «росоточением».

Мироточивая икона святителя Иоанна Шанхайского. Миротчие в христианстве — это явление, связанное с появлением миро или маслянистой влаги на иконах и мощах святых
Мироточивая икона святителя Иоанна Шанхайского. Миротчие в христианстве — это явление, связанное с появлением миро или маслянистой влаги на иконах и мощах святых

Многие верующие считают явление мироточения одним из видов чудес, при этом среди богословов до сих пор ведутся споры о его причинах и характере. Почему мироточат иконы ученые установить не могут в частности по той причине, что в России комиссии не дают разрешения на проведение опытов над признанными на Руси святыми иконами.

В народе же говорят о том, что если икона замироточила, это означает грядущие беды для страны.

В Священном Писании ничего не говориться о мироточении икон и кровоточащая икона — это тоже современное явление

О мироточении икон и святых мощей ничего не говорится в Священном Писании. Что-либо об этом можно узнать только в Священном Придании. Среди самых ранних сообщений об этом явлении можно перечислить следующие свидетельства:

  • исходившее ежегодно из гробницы апостола Иоанна Богослова благовонное миро;
  • сообщение апокрифа «Деяния апостола Филиппа, написанного в II—III веков о миротчении, о мироточении мощей апостола Филиппа;
  • сообщение «Мученичества Федота Анкиоского», написанного в III веке, об истечении мира от его останков;
  • сообщение Иоанна Скилица о появлении в 1040 году обильного мироточения мощей Дмитрия Солунского;
Иверская-Монреальская икона Божией Матери, мироточива. Образ мироточил в течение 15 лет, начиная с 1982 года, за исключением Страстных недель
Иверская-Монреальская икона Божией Матери, мироточива. Образ мироточил в течение 15 лет, начиная с 1982 года, за исключением Страстных недель

В наше время известны случаи мироточения как мощей святых, так и икон. Так, начиная с 9 мая 1087 года, в крипте базилики святого Николая Чудотворца в итальянском городе Барии постоянно его мощи постоянно источают миро. Каждый год священники извлекают его из гробницы через отверстие, проделанное в ней.

15 лет
мироточила Икона Монреальской Божией Матери

Что же касается современных примеров мироточения икон, то среди них можно привести следующие:

  1. Подтверждённое многочисленными свидетельствами непрерывное мироточение Монреальской иконы Божией Матери в течение 15 лет в период с 1982 по 1997 год.
  2. Мироточение и кровоточение святой иконы Божьей Матери «Умягчение злых сердец» в 2009 году во время богослужения в воинской части в Севастополе.

Богословы говорят о том, что факт мироточения не означает, что даже икона Божьей Матери чудотворна

Православная Церковь считает, что все канонические иконы, не зависимо от того, находятся ли они в храме или дома священны по священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу.

При этом некоторые из них избираются Промыслом Божием для особых знамений. Они являют миру вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего — благоухание, неизреченный свет, миро.

Рака с мощами святого Дмитрия Солунского, Салоники. Когда турки-мусульмане захватили Салонки, они собирали с его мощей миро, считая его лекарство от всех болезней
Рака с мощами святого Дмитрия Солунского, Салоники. Когда турки-мусульмане захватили Салонки, они собирали с его мощей миро, считая его лекарство от всех болезней

В «Полном церковнославянском словаре» Г. Дьяченко говориться о том, что эпитет мироточивый означает: «источающий чудотворное миро во исцеление болезней». При этом далеко не всегда мироточащие иконы могут творить чудо исцеления.

Миро же источаемое такой иконой или мощами в любом случае признается чудотворным. В истории Православной Церкви есть случаи, когда миро собирали даже мусульмане, которые считали его медицинским снадобьем от любых болезней. Это произошло во время захвата турками города Салоники, где хранились мощи святого Димитрия Солунского.

Известны случаи, когда мусульмане собирали миро с христианских икон и мощей святых.

Церковное сообщество также неоднозначно реагирует на «плачущие» иконы. Так член комиссии по описанию чудесных знамений в Русской православной церкви Павел Васильевич Флоренский говорит о том, что «признанные и почитаемые на Руси иконы ни разу не мироточили.

«Плачут» лишь новые иконы и те, которые стоят в частных домах». При этом он также призывает верующих не заострять внимание на факте мироточения, так как любая каноническая икона уже в силу этого факта признается священной.

Митрополит Нижегородский и Арзамаский Николай. Митроалит Николай с опасением с осторожностью относиться к фактам мироточения икон после того, как в его епархии замироточило сразу 68 икон
Митрополит Нижегородский и Арзамаский Николай. Митроалит Николай с опасением с осторожностью относиться к фактам мироточения икон после того, как в его епархии замироточило сразу 68 икон

Современные богословы также призывают трезво относиться к фактам истечения миро. Так Андрей Кураев говорит:

Андрей Кураев
Богослов

«… само по себе крово-, слезо-, мироточение не является аргументом святости того или иного изображения, тем более персонажа». Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай по этому поводу сказал следующее: «У меня ничего не мироточит. … Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. … Быстро создали комиссию. Все иконы протёрли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определённой настороженностью».

«Плачущие» иконы РПЦ проверяет по собой процедуре

Плачут иконы в России достаточно часто и во многих случаях факты мироточения сомнительны, именно поэтому в РПЦ разработана специальная процедура комиссионного освидетельствования мироточения.

Согласно ей после обнаружения факто истечения миро на иконе об этом сразу же докладывается в епархиальное управление. Оно направляет в храм специальную комиссию для выяснения, что это значит. Если икона дома у частного лица, то комиссия может посетить его жилище, с согласия такого человека.

Освидетельствование мироточащей иконы Казанской Божией матери в Валаамском монастыре
Освидетельствование мироточащей иконы Казанской Божией матери в Валаамском монастыре

В задачи комиссии входит, осмотр иконы для установления её местоположения и условий хранения, опрос свидетелей. Кроме того, её члены могу также сделать фото иконы. В том случае, когда первая комиссия вынесла положительное заключение, на место направляется вторая комиссия.

Её задача — более тщательно расследовать возможность появления маслянистых пятен на образе естественным путём.

Факт неестественного мироточения икон проверят специальная комиссия епархиального управления.

Если вторая комиссия также не выявит естественного происхождения миро, икону помещают в опечатанный киот. В том случае, когда и здесь фиксируется возникновение масляных пятен, икону объявляют миротчивой.

«Московские епархиальные ведомости» за 2005 год напечатали статью, посвященную изучения фактов массового мирточения икон, происходивших в Клину в доме В.М. Жучковой. Анализируя их, члены епархиальной комиссии установили следующее:

  • все иконы мироточили в разных местах и не были связанны с одни «намеленным» или «святым» местом;
  • подлинные мироточения никогда не связывались с присутствием рядом с ним конкретного живого человека;
  • подлинные мироточения всегда продолжались, если икону приносили в храм.
«Мироточащие» иконы В.М. Жучковой в её квартире. 2003 год. РПЦ факт их мироточения не признала
«Мироточащие» иконы В.М. Жучковой в её квартире. 2003 год. РПЦ факт их мироточения не признала

Таким образом, на примере В.М. Жучковой можно сказать, что случаи массового мироточения икон и их фотографий носят нецерковный характер. Духовной традиции Православной Церкви они не соответствуют и не имеют к ней никакого отношения.

То же самое касается и случаев, когда на образах проступает кровь и епархиальная комиссия не находит подтверждения чудесности этого явления.

Мошенничество — это основная причина появления «мироточащих» икон не признанных Православной Церковью

Существует несколько объяснений факта появления мира на иконах. Кроме Божией Воли, когда истечение миро происходит в качестве Божественного Знамения, часто фиксируются случаи обыкновенного мошенничества.

Мошенники с глубокой древности старались выдать иконы за мироточивые, преследуя при этом вполне меркантильные цели. Так, например, если в доме есть мироточивая или кровоточащая икона, на поклон к ней могут прийти суеверные или же не слишком образованные люди, что принесет доход хозяевам образа и жилища.

Романтизированный портрет Петра I Поль Деларош. 1836 год. Император Пётр Великий  публично разоблачил факт искусственно мироточения образа Божией матери в Троицкой церкви в Москве
Романтизированный портрет Петра I Поль Деларош. 1836 год. Император Пётр Великий  публично разоблачил факт искусственно мироточения образа Божией матери в Троицкой церкви в Москве

В истории России известен случай когда российский император Петр Первый публично разоблачил факт искусственного мироточения иконы Юожией матери в Троицкой церкви в Москве.

Для этого он осмотрел подозрительный образ и обнаружил в глазах изображения незаметные отверстия. Их искусство скрыли наведенной в этом месте тенью. Монарх перевернул доску и выломал переклад.

Далее он обнаружил на доске против глаз у образа вырезанные в дереве ямки, наполненные крутым деревянным (оливковым) маслом. От свеч, которые находились при иконе, масло нагревалось и таяло, поэтому происходило его истечение.

2004
в этом году П.Ф. Флоренский заявил о том, что миро по своему составу схоже с растительным и оливковым маслом

Это происшествие позже облеклось в форму легенды, по которой Петр Великий якобы грозил священникам поркой за мироточение икон. В 2004 году П.В. Флоренский дал интервью о работе возглавляемой им комиссии по описанию чудесных знамений в РПЦ.

Журналистам он сообщил, что Институт криминалистики ФСБ провел экспертизу образцов вещества, взятого с различных икон. В результате выявлено, что так называемое «миро» по своему составу всегда схоже с подсолнечным или же растительным маслом, при этом вещества с разных икон всегда отличаются друг от друга».

Глава комиссии также отметил, что ей не разрешено «… проводить опыты над признанными на Руси святыми иконами».

Так говорит наука: иконы мироточат из-за природных явлений

Научное объяснение феномену мироточения икон также существует. Все версии, предлагаемые учеными, можно разделить на следующие:

  1. Нанесение масла на икону контактным путем. Согласно этой теории на мироточащем образе находят следы еле, которым помазывают человека на полиелее. После этого человек целует икону и оставляет на ней капли масла.
  2. Конденсация паров масла. В этом случае предполагают, что на поверхность икон попадает масло из лампад, висящих над ними.
  3. Капиллярный эффект. Сторонники этой теории утверждают, что масло скапливается из различных источников и на поверхность иконы попадает благодаря капиллярному эффекту.

Видеоролик: Чем плачут иконы. Анализ жидкости. На 2 минуте 21 секунде журналист-ведущий программы говорит том, что статус мироточивой икона может получить поле научного заключения и по решению специальной комиссии РПЦ.

Русская Православная Церковь принимает во внимание мнение ученых в процессе установления факта мироточия икон. При этом признание его или же непризнание напрямую зависит от соответствия его Церковным Канонам.

Что же касаются научного сообщества, то многие его представители весьма скептически настроены к периодически появляющимся в сообщениях прессы о мироточении икон.

Христианская вера не основывается на чуде, но основывается на вере

Если же подвести некоторый итог, то можно сказать, что Православная Церковь относиться к фактам мироточений икон и иным чудесам настороженно.

Дело в том, что Мироточение не относятся к тем чудесам, которые не могут повторить демоны, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24). Так, например, в Индии некоторые языческие каменные идолы не только источали молоко, но и пили его. Фиксируются даже случаи мироточения статуй Будды.

«Искушение Христа» (мозаика собора Святого Марка). Диавол искушал Христа в пустыне, предлагая ему совершить чудо, чтобы люди ему поверили. Поэтому ко всем чудесам православный должен относиться с разумным недоверием
«Искушение Христа» (мозаика собора Святого Марка). Диавол искушал Христа в пустыне, предлагая ему совершить чудо, чтобы люди ему поверили. Поэтому ко всем чудесам православный должен относиться с разумным недоверием

Отцы Церкви учат, что Вера наша не должна основываться на чудесах, так как ни в Священном Писании, ни у святых Отцов не заповедуется искать чудес. Кроме того, того, тяга к чудесам однозначно осуждается в духовной литературе.

Об этом в Евангелии сказано так: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет» (Мф. 16, 4). Более того  книге Деяний апостолов Симон волхв удивлял чудесами многих людей, которые признавали действующую в нем силу сатаны за великую силу Божию (Деян. 8, 10).

(Мф. 24, 24)

Священное Писание говорит о том, что мироточение — это чудо, которое могут сотворить демоны.

Святитель Игнатий Брянчанинов написал книгу «О чудесах и знамениях». В ней он предостерегает от увлечения чудесами. Дело в том, что они могут заменить веру. В результате человек будет обольщён и впадёт в грех плоского мудрования. Он перестанет исповедоваться, каяться и причащаться, что приведёт его к духовной смерти, то есть прервет его связь с Богом.

Игнатий Брянчанинов «Слово о человеке. О чудесах и знамениях». Святитель Игнатий написал книгу, излагающую православный взгляд на чудеса, в том числе и на мироточение икон
Игнатий Брянчанинов «Слово о человеке. О чудесах и знамениях». Святитель Игнатий написал книгу, излагающую православный взгляд на чудеса, в том числе и на мироточение икон

Церковь учит о том, что принятие ложных чудес за истинные, повреждает душу. Именно поэтому существует рекомендация для православных «не отвергать и не принимать». Это означает, что ежели мы примем ложное чудо – можем впасть в обольщение, а ежели сразу отвергнем чудо истинное – можем впасть в неверие или похулить Промысл Божий.

Именно поэтому недоверчивое отношение к явлениям из духовного мира есть признак духовного здоровья верующей души православного человека. Таким образом, нездоровая страсть некоторых верующих к чудесам, в частности, к мироточениям свидетельствует об ослаблении, а не усилении веры.

Православная же Вера основана на величайшем чуде – Чуде Воскресения Христова.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *