Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Секта хлыстов и 4 версии её происхождения

Секта хлыстов, по одной из версий, названа так из-за самобичевания её приверженцев. Это кажется диким и даже безумным. Не только сегодня, но даже в древности сложно себе представить людей, которые бы находили смысл в столь вредной и болезненной религиозной практике.

Конечно, есть и более жуткие русские секты. Но всё же как здравомыслящий человек попадает в подобную религиозную группу? На самом деле хлыстовство вовсе не так нелогично, как мы себе представляем: оно просто по-своему трактует Библию. Углубимся немного в историю, а также узнаем, действует ли до сих пор эта секта.

Хлысты называют себя «Люди Божьи» и базируют учение на православии

Название «хлысты» обиходно, но не соответствует тому, как называют себя сами приверженцы этой религиозной традиции. Варианта их самоназвания два:

  1. Христова вера.
  2. Люди Божьи.

Соответственно, для представителя секты хлыстов намного приятнее называть себя христовером, потому что в основе его религиозных представлений лежит вера во Христа. Именно это фундамент его убеждений, а отнюдь не какой-то инструмент вроде хлыста.

Есть мнение, что «хлысты» возникло от искажённого «христы» в силу логичных ассоциаций внешнего наблюдателя.

Как бы то ни было, хлысты и православная церкви далеко не такие чужды друг другу, как, например, им — мусульмане. Всё же основе лежит одно Священное Писание, единая православная традиция, которая делает убеждения верующих почти тождественными.

Конечно, есть различия и в вероучении, и в религиозных практиках, иначе бы мы не говорили о секте. Но всё же база единая — православная, христианская.

Кружение (радение): ритуал хлыстов. В центре находится человек, которого считают воплощением Бога. В танце он произносит пророчества
Кружение (радение): ритуал хлыстов. В центре находится человек, которого считают воплощением Бога. В танце он произносит пророчества

Есть 4 версии того, как возникло хлыстовство: от влияния учения манихейства до наследования язычества

Корни секты хлыстов не ясны. Сами приверженцы этого религиозного течения сообщают о том, что оно возникло во времена Дмитрия Донского. Но убедительных доказательств этого нет.

Наиболее реальная датировка возникновения секты хлыстов — середина XVII века.

Есть следующие версии появления вероучения хлыстов:

  1. Под воздействием учения болгарских богомилов, которое восходит к манихейству.
  2. Под влиянием мистических сект протестантов.
  3. Образование внутри православия на базе возникших в XVII веке традиций (например, старообрядчества).
  4. Наследование эзотерических славянских верований и перенесение их на христианскую почву.

По преданию, секту хлыстов основал крестьянин Данила Филиппович и дал 12 новых Заповедей

Неоспоримых источников о ранних годах секты хлыстов нет. Зато есть предание. Оно рассказывает, что самым первым и важнейшим вкладом в это учение был вклад Данилы Филипповича.

Это некий крестьянин из Костромской губернии, в которого вселился Господь Саваоф (одно из имён Бога в Библии, обычно характеризует Его как некую воинственную фигуру). Дело произошло в 1654 году

1645
год, когда, как считают хлысты, появилась их секта

Это было явление Бога на Руси. Он тут же, в обход православной церкви, принялся проповедовать. Самое важное — дал 12 новых заповедей:

  1. «Аз есмь бог, пророками предсказанный, сошел на землю для спасения душ человеческих. Несть другого бога, кроме меня.
  2. Нет другого учения. Не ищите его.
  3. На чем поставлены, на том и стойте.
  4. Храните божьи заповеди и будете вселенныя ловцы.
  5. Хмельного не пейте, плотского греха не творите.
  6. Не женитесь, а кто женат, живи с женою как с сестрой. Неженимые не женитесь, женимые разженитесь.
  7. Скверных слов и сквернословия не говорите.
  8. На свадьбы и крестины не ходите, на хмельных беседах не бывайте.
  9. Не воруйте. Кто единую копейку украдет, тому копейку положат на том свете на темя, и когда от адского огня она растопится, тогда только тот человек прощение примет.
  10. Сии заповеди содержите в тайне, ни отцу, ни матери не объявляйте, кнутом будут бить и огнём жечь — терпите. Кто вытерпит, тот будет верный, получит царство небесное, а на земле духовную радость.
  11. Друг к другу ходите, хлеб-соль водите, любовь творите, заповеди мои храните, бога молите.
  12. Святому духу верьте».

О Даниле Филипповиче известно мало. Он бежал от военной службы, а потом прославился своей религиозной деятельностью. Есть история о том, что он собрал все священные писания в мешок с камнями и выбросил в Волгу, чтобы показать свою силу, исходящую от Бога.

Умер Данила Филиппович 1 января 1700 года.

Вся эта информация известна из предания.

Семья хлыстов в деревне Селиванихе. Начало XX века
Семья хлыстов в деревне Селиванихе. Начало XX века

Хлысты верят, что Бог может воплотиться в теле праведного человека

Хлысты считают, что сатана — такой же творец наряду с Всевышним Богом. Только если Господь создал духовный мир, то его противник дал начало материи.

Есть представление о семи небесах, но оно не развито. Что представляют собой эти небеса и кто на них обитает — это предмет догадок и спекуляций. Ясно только что на высшем небе есть все святые, Троица, ангелы, но никаких подробностей на этот счёт.

Куда больше хлыстов занимает сам человек. Он становится телом для воплощения разных сверхъестественных сущностей:

  1. Саваоф.
  2. Христос.
  3. Святой Дух.

Что же для этого нужно? Хлысты сообщают: «Бог тогда “Христа? рождает. Когда все в нем умирает». Человеку надлежит умереть для жизни плотской, чтобы в нём родилось Божественное.

Казалось бы, чего тут сектантского? Есть же таинства Крещения и Причащения, где схожая философия, не так ли? Не совсем. Хлысты учат, что в результате благочестивой Бог или замещает, или полностью поглощает личность человека.

Ничего подобного в православии нет. Человек остаётся собою всегда. Он может рассматриваться как часть Церкви Христовой, но ни в коем разе не как оболочка для вновь воплощённого Христа.

Казалось бы, став воплощением Божьим, человек должен творить чудеса, предсказывать будущее и вообще не оставить ни одного сомневающегося в духовной природе этих явлений. Но хлысты не стремятся доказать свою божественность и объясняют это следующим образом:

«Дадеся ми благодать Божия великая, только я себя строго веду, не открываю ясно никому, сего ради и подуриваю инде. Никак нельзя мне не подуривать местами. Безумное Божие мудрее человек. Кто хочет быти мудр пред Богом, пред людями буй да будет».

То есть простому смертному не понять поведение Бога. Нужно лишь слепо верить в его божественность.

Новый Завет по своей ценности приравнивается к Ветхому: то есть время, когда он был актуален, прошло. Сейчас другое время, другие реалии.

Хлысты — аскеты, живут в общинах, которые называют «кораблями»

Хлысты придерживаются строгого аскетизма, помногу постятся, воздерживаются от половых связей, молятся.

В традиции хлыстов есть некая аура таинственности, что-то этакое, в духе конспирологии. Выражается это в том, что хлысты посещают православные храмы, чтобы никто не заподозрил их религиозную принадлежность.

Можно интерпретировать это иначе: хлысты, в отличие от других сект, не рвут с Церковью, а просто дополняют её религиозную жизнь своей.

Хлысты отрицают иконы, священство, почитание святых, таинства

Само собой, иконы, священство, почитание святых, таинства — всё это хлысты отрицают.

Собственные обряды они проводят по ночам. Известны следующие духовные практики (радение):

  1. Кружение.
  2. Самобичевание.
  3. Исполнение духовных песен.

Цель этих процедур — достичь экстаза. И обоснование всему хлысты находят в Священном Писании, например, в молитве царя Давида.

Ещё есть понятие «хлыстовский корабль». Это любая их община. Её управляет некий «кормщик» — человек влиятельный и авторитетный среди хлыстов. Если это мужчина, то его считают воплощением Саваофа или Христа, а женщин могут именовать Богородицей, пророчицей, матушкой и т.д.

«Корабли» имеют достаточную автономность, ибо секта хлыстов никогда не отличалась централизованным управлением.

Историки высказывают мнение, что Григорий Распутин мог быть хлыстом
Историки высказывают мнение, что Григорий Распутин мог быть хлыстом

С самого своего появления хлысты преследовались за свальный грех и по другим обвинениям

Хотя хлысты держались в стороне от общества, информация о них довольно быстро получила огласку. Уже в 1716 году известно о первых судебных делах против них. Причины были различные. Но, в первую очередь, конечно же, хлысты страдали из-за того, что православная церковь в России всегда имела исключительное положение. А вот секты на протяжении многих лет считались вне закона.

Среди различных обвинений хлыстам приписывали свальный грех, то есть сексуальные оргии. Это довольно странно, учитывая, что учение хлыстов напротив отвергает интимную сферу жизни.

С XVIII по XIX век от хлыстов отделились многие течения

Вплоть до XIX века включительно на базе секты хлыстов возникали новые течения: духоборы, молокане, Старый Израиль и т.д. Даже XX век, не смотря на религиозные преследования принёс религиозному миру Новохристианский союз и Новый Израиль.

Наибольшую известность и влияние приобрела секта скопцов. Эти люди из религиозных соображений практиковали кастрацию и добились значительного влияния в высших кругах России.

Сегодня хлыстов почти не осталось, православная церковь уже не рассматривает их как угрозу вере

Современные хлысты и скопцы — явление редкое. Почти все они были уничтожены в годы атеистического преследования.

Ещё в начале XX века миссионер Михаил Александрович Кальнев

«Секта хлыстов по числу своих последователей, по трудности борьбы с нею и по тому разлагающему влиянию, какое она оказывает на православное население зараженных ею приходов, без сомнения, занимает одно из первых мест в ряду всех существующих в России сект».

За XX век хлысты почти полностью исчезли.

Сегодня же хлысты и скопцы составляют небольшие религиозные общины, о жизни которых почти ничего не известно. Они существуют замкнуто и никак не взаимодействуют с православной церковью. Да и сами православные относятся к хлыстам равнодушно.

Хотя отношение к ним, как и к другим сектантам, сохраняется негативное (в лучших случаях — настороженное), само христианское учение никак не призывает противостоять подобным религиозным организациям. Как бы то ни было, хлысты — это ещё один взгляд на христианство. Считать его ошибочным — воля каждого православного человека, но вот затевать борьбу против этой секты нет оснований.

Комментарии

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *