Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Иконоборчество: история вандализма от Ашеры до Будды

20.09.2019
403
Скачать эту статью

Слышали ли Вы, что такое иконоборчество (иконоклазм)? Если нет, то целая страница христианской и мировой истории прошла мимо Вас. Иконопочитание — далеко не центральная практика в Церкви Иисуса Христа, но для православных людей эта традиция неразрывно ассоциируется с христианством.

Однако далеко не всё её разделяют. И более того, в Византийской империи шли нешуточные полемики на счёт допустимости почитания икон. И до сих пор есть христианские течения, которые отрицают возможность существования святых изображений. А есть ли на то основания? Да.

Иконоборчество (иконоклазм) появилось как борьба с кумирами, эта традиция восходит к еврейской истории

Идея о том, что нельзя делать изображения божеств, восходит к Библии. Мы встречаем её в двух редакциях Заповедей:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня».

(Вторз: 5:8–9)

«смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, [и изваяния богов их сожгите огнем], ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель»

(Исх. 34: 12–14)
Скульптура богини Ашеры. Один из тех самых «кумиров», с которыми призывали бороться 10 заповедей. Примечательно, что евреи длительное время почитали Ашеру наравне с их Богом
Скульптура богини Ашеры. Один из тех самых «кумиров», с которыми призывали бороться 10 заповедей. Примечательно, что евреи длительное время почитали Ашеру наравне с их Богом. Фото: upload.wikimedia.org

В оригинальном тексте использованы слова:

  • «изображение» — pesel, существительное, однокоренное глаголу «pasal» (тесать камень). Образованное существительное обозначает готовые фигуры из камня или дерева. В Библии оно употребляется только по отношению к религиозным скульптурам богов, людей и животных. Таким образом, здесь идёт исключительно о статуях божества;
  • «кумир» (samel) — по-видимому, тоже статуя божества, нечто близкое по значению к pesel;
  • «очертание» — taḇnit Прообраз (идея) какого-либо объекта, либо реализация этой идеи. Выражаясь современным языком, это модель чего-либо. Слово есть в оригинале, но в синодальном переводе Заповедей не отражено и заменено на «никакого изображения». Интересно, что в Библии на еврейском встречается выражение «очертание кумира», то есть эти понятия можно объединять.

«Кумиры» из заповедей — не иконы, а статуи божеств, почитаемых врагами древних евреев

  • «Ашера» — имя богини, которую длительное время почитали среди евреев. В синодальном переводе её имя не всегда отраженно. Более адекватный перевод отрывка: «Разрушьте жертвенники их, сокрушите столпы их, ашеры их сожгите». Её почитали в виде столбов, скульптур и священных деревьев.

Подробнее на тему перевода Библии и верований древних евреев можно прочесть в книге исследователя Сергея Петрова «Вот б-ги твои, Израиль!».

Купить на ЛитРес:

Вот б-ги твои, Израиль!

В книге Левит в негативном контексте упомянуты столбы:

«Не делайте себе кумиров, и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я — Господь, Бог ваш

(Лев. 26:1)

Но так ли однозначны эти запреты на изваяния? Вряд ли.

«В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу — у пределов ее».

(Ис.19:19)

Здесь в оригинале использовано слово «столб» (maṣṣeḇa) — сооружение, которое запрещала ставить книга Левит.

Ряд стихов из Ветхого Завета дают основания для осторожного предположения, что в Иерусалимском храме имелось изображение Бога. Например:

«И взял Езекия письмо из руки послов, и прочитал его, и пошел в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицем Господним, 15 и молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю».

(4 Цар. 19:14–15)
«Пляски вокруг золотого тельца», Никола Пуссен. Гнев Моисея на сотворение этой статуи — пример ветхозаветного иконоборчества. Как известно, Телец был символом бога Эля и его сына громовержца Ваала. Позднее, как видно из Писания, и ветхозаветного Бога несколько раз отождествляли тельцом: «И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3 Цар. 12:28); а также Исх. 32:5, где тельца создают на праздник Господа.
«Пляски вокруг золотого тельца», Никола Пуссен. Гнев Моисея на сотворение этой статуи — пример ветхозаветного иконоборчества.  Фото: pravlife.org

Как известно, Телец был символом бога Эля и его сына громовержца Ваала. Позднее, как видно из Писания, и ветхозаветного Бога несколько раз отождествляли тельцом:

«И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской»;

(3 Цар. 12:28)

а также Исх. 32:5, где тельца создают на праздник Господа.

Косвенные свидетельства Ветхого Завета и археологические находки позволяют утверждать, что в среде древних евреев продолжительное время почитали скульптуры божеств из разных материалов, священные деревья, а также столбы ритуального назначения.

Борьбу с изображениями следует воспринимать, как войну с чужими традициями.

Сакрализация образа Бога — явление более позднее, чем принято думать.

Ряд исследователей смело полагают, что точку в этом вопросе поставили уже на заре христианства, а до той поры ещё существовала полемика на тему допустимости изображения Божества.

Икона — образ святого или божества, их создают с глубокой древности

Икона в переводе с греческого — «образ», «изображение». Это интересная перекличка с древнееврейским pesel.

Живопись — старейшее из известных миру искусств. И первые изображения, как считает большинство историков, отражали именно религиозные сюжеты. Можно сказать, что наскальная живопись — это первые иконы.

Впоследствии мы наблюдаем традицию изображения божеств и умерших в древнем Египте и культурах, возникших после него.

Христос Пантократор Константинопольский мастер, VI век. Синай, монастырь Св. Екатерины. Одна из старейших икон Спасителя.
Христос Пантократор Константинопольский мастер, VI век. Синай, монастырь Св. Екатерины. Одна из старейших икон Спасителя. Фото: images.icon-art.info

Принципиальное отличие иконы от живописи на религиозную тематику — представление о святости иконы. Она — это место соприкосновения духовного и материального мира, выражение в физической форме божественной благодати. Отсюда следующие функции иконы:

  1. Сюжетно-назидательная. Икона отсылает нас к какому-то эпизоду из жизни святого или божества. Это должно быть образцом поведения для религиозного человека.
  2. Символическая. Есть каноны, по которым создают образ. Они напоминают верующим о важных идеях религиозного учения.
  3. Духовная. Икона проецирует в наш мир энергии потустороннего пространства. Это одухотворяет храмы и иные помещения, а также даёт возможность обратиться к божеству через образ, как через некий передатчик.

Христианские иконы возникли во II веке

Первые иконы христиане писали во II веке. Эти изображения не сохранились. Они имели преимущественно символический характер. Христа вполне могли изобразить в виде какого-нибудь животного. Помните, агнца в Откровении Иоанна Богослова? Подобных зверей рисовали в изобилии.

Преимущественно это была роспись стен, а не отдельное изображение.

VI
самые ранние иконы, сохранившиеся до наших дней — этого века

Древнейшие христианские иконы, которые дошли до нас, восходят к VI веку. Ими расписывали стены храмов.

Иконоборческое движение возникло в Византийской империи в VIII

Наследие иудаизма христиане трактовали по-своему. Чего говорить — даже сами иудеи уже не помнили прошлого: столбов Господа, Ашер в храмах и прочих элементов древней традиции.

Во главу всего встал Закон Моисея и его прямое истолкования. Представление о запрете почитания чужих божеств разрослось в идею о запрете любых изображений божественного.

Иконоборец покушается на лик Христа. Миниатюра Хлудовской Псалтири
Иконоборец покушается на лик Христа. Миниатюра Хлудовской Псалтири. Фото: pravoslavie.ru

По мере накопления могущества, христиане взялись за уничтожение икон языческих божеств. Храмы, статуи, живописные изображения — многое из этого современное общество не увидит из-за тогдашних событий.

Интерпретация заповеди о кумирах никогда не была единой для всех христиан. Иконоборческое движение довольно быстро направило взоры в сторону изображений христианской живописи. Причин для того было немало:

  • Верующие поклонялись иконам. Произошла стремительная профанация религии. Уже к VI веку стало очевидно, что люди воспринимают картинки, как объект для поклонения. Одни священники ревностно относились к этой традиции, другие поддерживали, третьи пытались найти компромисс, ведь для неграмотной паствы рисунки — единственный способ воспринимать библейские сюжеты.
VI — век, когда назрела проблема: люди стали почитать иконы, а не тех, кто на них.
  • Влияние ислама. Мусульмане негативно относились и изображениям. Оглядка на их представления, смущала христиан. Некоторые всерьёз задумывались о том, что это правильная позиция. Да и отношения с мусульманами было проще наладить, избавившись от икон.
  • Изображения могли быть не угодны Господу. Допустимо ли рисовать Иисуса Христа, как обычного человека? Не будет ли кощунством, изобразить Святого Духа как голубя? Нормально ли вообще замахиваться кистью на духовные, неизобразимые вещи? Многие считали, что нет.

В VIII веке ситуация достигла кульминация — противники святых икон начали известное иконоборчество в Византии, объявив эти образы идолами.

Почитать иконы запретил император Лев III в 726 г., затем были Соборы 754, 787 и

Император Лев III запретил почитать иконы в 726 г. Он счёл, что так выступил против почитания идолов. Константинопольский патриарх Герман возражал императору, но не смог добиться поддержки власти и был вынужден сложит полномочия. Дело императора продолжил и следующий правитель — Константин V.

754
в этом году состоялся иконоборческий Собор, на котором запретили почитание икон

В 754 году состоялся Иконоборческий Собор, который вывел запрет на почитание икон на «официальный» Церковный уровень.

Лев III и Константин V — руководители иконоборчества
Лев III и Константин V — руководители иконоборчества. Фото: upload.wikimedia.org

Период иконоборчества (VIII — IX века) ознаменовался серьёзными гонениями, репрессиями, уничтожением фресок, мозаичных изображений, икон и прочих подобных религиозных образов.

На Западе этот вопрос стоял не столь остро. К иконам там всегда относились проще. римский папа Адриан I даже послал византийской императрице Ирине и её сыну Константину VI письмо с призывом отказаться от иконоборчества.

787
в этом году решение о запрете почитания икон было отменено VII Вселенским Собором

При её поддержке в 787 году на VII Вселенском Соборе отменили решение Собора 754 года.

Второй период иконоборчества продлился до 842 года и завершился торжеством православия

Иконоборцы некоторое время продолжали спокойно существовать со своими идеями, но потом сами стали жертвами гонений. Возможно, именно это спровоцировало второй период иконоборчества.

Мы точно знаем, в каком году началось это. Именно тогда, при Льве Армянине, собрали второй иконоборческий собор 815 года, который отменил постановления VII Вселенского, не смотря на противодействие патриарха Никифора и монаха Феодора Студита.

Иоанн Дамаскин — святой, защищавший почитание икон
Иоанн Дамаскин — святой, защищавший почитание икон. Фото: azbyka.ru

Восстановление иконопочитания — заслуга императрицы Феодоры, которая созвала в 842 году на константинопольский собор, который поставил точку в этот вопросе. Это событие известно в истории как торжество православия.

Важная фигура того времени — Иоанн Дамаскин, который активно защищал почитание икон, чему посвятил немало трудов. После смерти он канонизирован Церковью.

Сегодня иконоборцы — это представители ряда христианских течений протестантского толка, а для православия это движение — ересь

Для православия иконоборчество — ересь. Но всё же в почитании святых образов важно не перегибать палку. Икона — это способ для общения с Богом, а не объект почитания. Верующие часто об этом забывают, либо не помнят.

В итоге у людей иконы «святые», «чудотворные», «намоленные», а сама христианской жизни — где-то на периферии. Быть православным можно и без икон. А вот без следования учению Христа, но с иконами не получится.

Священник Георгий Максимов рассказывает о современном иконоборчестве:

«Как указали отцы VII Вселенского собора, честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. То есть, молясь перед иконой, мы молимся не иконе, но тому, кто изображен на иконе.

Так и человек, находящийся вдалеке от родных, если в минуту тоски поцелует фотографию матери или жены, он тем самым выражает любовь не к фотобумаге, а к тому, кто на ней запечатлен.

Служения как Богу никому и ничему христианин не должен оказывать, кроме Бога, но почитать заповедано не только Бога – но и родителей (Исх. 20:12), и старцев (Лев. 19:32), и благочестивых христиан (1Кор. 16:17–18).

И иконы мы именно почитаем и в этом почитании не оказываем ничего сверх дозволенного. Иконоборцы возмущаются тем, что мы свершаем поклоны перед иконами, целуем их – но в этом нет никакого обожествления.

Мы, православные, и друг другу кланяемся и передаем «поклоны», а апостол призывает всех христиан: «приветствуйте друг друга святым целованием» (1Кор. 16:20).

Так что тем более это выражение любви и почитания в отношении икон не является чем-то предосудительным. Иконы помогают нам молиться, а также исполнять заповедь «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие» (Евр. 13:7).

В том числе и отцов Седьмого Вселенского собора, их же молитвами да укрепит нас Господь в истинной вере!»

Георгий Максимов
священник
Советский период ознаменовался богоборчеством и уничтожением икон. На фото 30-х образы складывают в грузовик для уничтожения
Советский период ознаменовался богоборчеством и уничтожением икон. На фото 30-х образы складывают в грузовик для уничтожения. Фото: ic.pics.livejournal.com

Сегодня иконоборческие настроения никуда не делись. Архимандрит Александр (Глоба) так сообщает о них:

«Некоторые христианские (или в данном случае псевдохристианские) деноминации говорят о том, что и в Библии написано: не изображать ни кумира, ни подобия человеческого, не поклоняться образу, изображенному человеком. Опять задаешься вопросом: в каком веке это было? Сейчас XXI век, — век просвещенный, когда люди должны обращать внимание на церковную историю».

Александр Глоба
архимандрит

И всё же среди христиан чаще встречается не иконоборчество, а просто равнодушие и иконам.

Западные церкви смотрят на них в большей степени как на художественную иллюстрацию, где-нибудь в Грузии Вы легко найдёте храм, где всего три-четыре иконы, там нет цели заполнить каждую стену от потолка до пола образами святых.

Протестанты, ссылаясь на заповедь про кумиров, предпочитают сторониться икон и общаться с Богом напрямую, через молитву.

Не все христиане почитают иконы, но они при этом и не борются со святыми образами.

Православные парируют это тем, что икона — не адресат, а средство молитвы. Но протестанты стоят на том, что в таких средствах не нуждаются.

Сектантские организации вроде свидетелей Иеговы выступают с критикой православия за почитание икон, но при этом демонстрируют полное непонимание христианской догматики о святых образах.

Разновидность иконоборчества — борьба с чужими религиозными изображениями, это тоже предосудительно

Иконоборчеством справедливо назвать не только борьбу с христианскими святынями, но и со святынями любых других народов. Ряд представителей разных религий очень любят «уничтожать идолов» других традиций.

Это имеет одно единственное правильное название — вандализм. Мы, православные христиане, должны опираться на учение Христа, который никогда не призывал к религиозным войнам и уничтожению религиозного инвентаря.

Бамианские статуи Будды VI века — пример современного иконоборчества. В 2001 году их уничтожили талибы
Бамианские статуи Будды VI века — пример современного иконоборчества. В 2001 году их уничтожили талибы. Фото: upload.wikimedia.org

Любовь и взаимное уважение — вот главные христианские ценности.Что же касается ветхозаветных заповедей, то мы должны понимать, что их нельзя исключать из культурного, исторического и политического контекста времён древних евреев.

Нам же правильно брать за образец поведения Иисуса Христа, который, между прочим, уважительно относился к традиции иудеев, хотя дал начало иному мировоззрению.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *