Содержание
- 1 Дьякон — это представитель низшей степени духовенства, как в православии, так и в протестантской церкви
- 2 Чин диакона введен впервые в иудаизме во времена Второго храма
- 3 Во времена позднего христианства обязанности диаконов стали многочисленными и разнообразными
- 4 Положение диаконов в Русской Православной Церкви такое же, как в древности
- 5 В протестантизме диаконы составляют совет церкви
- 6 Диакон не монах и в первый раз может жениться
- 7 Как стать диаконом: рукоположение во время Литургии после освящения Святых Даров
- 8 Диакон обязан исполнять все те обязанности, которые не выполняет священник
Наверное, все знают отца Андрея Кураева, автора книг, фильмов и сюжетов многих СМИ. Они содержат неоднозначные и скандальные высказывания. Их тема — христианство, православие, отношение Русской Православной Церкви с иными конфессиями и представителями государства.
При этом многие миряне и даже верующие не могут сказать, к какой степени духовенства он принадлежит. А ведь отец Андрей простой дьякон, помощник священника или архиерея.
Дьякон — это представитель низшей степени духовенства, как в православии, так и в протестантской церкви
Православная Церковь имеет три степени священничества: диаконы, священники и епископы. Диаконы — это самая первая, низшая степень духовенства. Их задача стоит в помощи священникам и архиереям в совершении Таинств. Сама этимология слова «дьякон» указывают на такую вспомогательную роль.
По-древнегречески ὁ διάκονος (diakonos) значит «слуга», «служитель». Оно является однокоренным с глаголом διακονέω(diakoneō) – «служить», «делать для кого-либо что-либо», и существительным ἡ διακονία (diaconia) – «служба», «служебная обязанность», «прислуживание».
Таким образом, дьякон — это помощник священника. Ниже диаконов по чину только иподиаконы.
Задача диакона состоит в оказании помощи епископам и священникам во время богослужения. При этом самостоятельно предстоять на христианском собрании, а также совершать таинства они не могут. Он может совершить только таинство крещения, как и обычный мирянин.
Служение дьякона не обязательно и больше украшает богослужение, при этом епископ и священник могут возглавить богослужение и один. Служащий при епископе диакон называется протодиаконом или же архидиакон, в том же случае, когда он из монашествующих, его называют архидиаконом.
Проставление в диаконы совершается архиереем через рукоположение. Диаконское служение не может быть поручено мирянам. Во время богослужения дьякон приготавливает священные сосуды, возглашает екетинию и т.п. Диакона нельзя путать со священником. Несмотря на то, что он участвует в богослужении, священнической благодати у него нет.
Чин диакона введен впервые в иудаизме во времена Второго храма
История диаконского чина началась в Иерусалиме, во времена Второго храма. Тогда при каждой синагоге состояло трое служителей. Их называли парнасин или в переводе с иврита раздаватель милости. Так же его называли габай-иедака (собирающий благотворительность).
В его обязанности также входило заботиться о бедных. Кроме того, он должен был хорошо знать писание. В Иерусалимской церкви, которая в ранний период развития христианства переняла структуру синагоги, имелась должность габай-иедака. Она стала прототипом христианского диаконского служения.
Что же касается непосредственно Христианской Церкви, то первый раз в Библии слово «диакон», обозначающее определённое служение, встречается в Послании Павла к Филиппийцам (Фп. 1:1), а также в написанном несколько позже 1-м послании к Тимофею (1.Тмф. (3:8).
Христианское предание говорит о том, что диаконское служение возникло в первые годы возникновения Иерусалимской Церкви. Как говорят Деяния святых апостолов (Деян. 6:1—6), часть христианской общины жаловалась на неравномерную раздачу продуктов и иных припасов, в результате чего некоторые из вдов оказывались обделены.
Сами апостолы должны были проповедовать слово Божие, поэтому не имели возможности «печься о столах». Для этого свои рукоположением они на это служение посвятили семь избранных общиной почтенных лиц.
В Библии при этом ничего не говориться о чине диакона, так как термин «служение (διακονία, диакони́а) слова» они сохранили за собой. Именно поэтому этих семеро Священно Писание не называет диаконами и указывает на то, что их служение состояло исполнении лишь одной обязанности.
«Апостольское предание» говорит о том, что: « обязанности диакона состояли и в том, чтобы доносить епископу и обо всех болящих, чтобы епископ мог бы их посетить и причастить Святых Тайн».
С IV века в Христианской Церкви диаконское служение на первой план выводит богослужебные функции. В VII принято 16 правило Трулльского собора, согласно которому служение диаконов должно было оставаться «образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся» (τύπος φιλανθρωπίας καί σπουδής).
Во времена позднего христианства обязанности диаконов стали многочисленными и разнообразными
В поздней христианской Церкви служение диаконов стало в себя включать многочисленные обязанности и занятия. Так они стали наблюдать за церковным благочинием, а именно:
- указывать каждому место на богослужении в церкви;
- смотреть за порядком в храме и соблюдением церковных канонов;
- наблюдать о том, как ведут себя верующие и какие у них нравы, и сообщать об этом епископу.
Диаконы, согласно указаниям епископа, распоряжались церковным имуществом, а именно: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями.
Таким образом, они выступали в качестве посредников между епископами и паствой: предавали пастве распоряжения епископа и приводили его повеления в исполнение. Именно поэтому их называли ангелами и пророками епископа.
В древней Церкви диаконы имели большую близость к епископам, а также обширный круг обязанностей. Они пользовались уважением и участвовали во всех церковных делах. При этом многие Церкви, по примеру Иерусалимской Церкви ставили во диаконы не более семи человек.
Влияние у диаконов было гораздо более весомым, чем влияние пресвитеров, поэтому некоторые из диаконов относились к ним презрительно.
Для того чтобы это пресечь, Соборы часто принимали постановления, в которых указывали на низшую по сравнению с пресвитерами иерархическую степень диаконов и о зависимости их от пресвитеров. В протестантской церкви диаконам придается значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.
Положение диаконов в Русской Православной Церкви такое же, как в древности
В Православной церкви иерархическое положение диаконов с древних времен не изменилось. Диаконы по-прежнему считаются помощниками при богослужении священников и епископов. Самостоятельно общественное богослужение они не совершают и не могут быть представителями христианской общины.
Именно потому, что священники имеют право совершать все службы и требы сами, во многих храмах диаконы не признаются необходимыми и поэтому отсутствуют.
В царское время при церквях и приходах диаконов также сокращали. Это делалось для того, чтобы увеличить размер содержания священников. Так, например, когда должность обер-прокурора Святейшего синода занимал граф Д.А. Толстой, по просьбе прихожан диаконы поставлялись из псаломщиков только лишь в том случае, когда приход изъявляет на себя желание содержать самостоятельно диакон. Богатых приходов в то время было мало и именно поэтому количество диаконов значительно сократилось.
В Русской церкви принято в официальных или торжественных случаях обращаться к диакону: «Ваше благовестие», «Ваше громогласие» или «Ваше боголюбие» несмотря на то, что в Церковном протоколе РПЦ такие обращения не указаны.
Необходимо отметить, что во второй половине XX века в Католической церкви восстановили институт постоянного диаконата. Оформлено восстановление постоянного диаконата было в 1967 году папой Павлом VI в motu proprio Sacrum Diaconatus Ordinem.
В I—VIII веках в древней церкви существовал чин женщин служителей, которых называли диаконисами, при этом участия в таинствах они не принимали. Этот институт исчез с распространением женского монашества.
Посвящение женщин в сан диакона широко практикуется в лютеранстве. При этом в начале 20 века вопрос о возрождении института диаконисс поднят и в Русской Церкви. В 1911 году пытались открыть первую общину диаконесс в Москве. Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1917-1918 году, никакого решения по этому вопросу не принял.
В протестантизме диаконы составляют совет церкви
Протестантизм — это особое течение в христианстве. Проявляться это и в отношении к институту диаконов. Так протестанты придерживаются того мнения, что Церковь должна заботиться физически само о себе.
Кроме того, она также должна заботиться о малоимущих. Эти обязанности лежат на диаконах, хотя идею новозаветного диакона протестантская церковь так и не восстановила.
В наше время в некоторых церквях диаконы нерукоположены. В других же местах любые рукоположенные помощники в протестантской церкви могут называться диаконами. Обычно на них лежат обязанности пасторской заботы и благовестия, то есть проповеди.
Диаконы отделены от пресвитеров и подотчетны им. Кроме того в протестантизме они помогают пресвитерам в проведении Вечерни Господней, а также исполняют роль исполнительного и финансового совета в тех конгрегациях, где совет старейшин отсутствует.
Диакон не монах и в первый раз может жениться
Многие верующие спрашивают: как стать диаконом? Диакон ставиться до рукоположения из прихожан православной Церкви, а именно мужчин, чей возраст не превысил 25 лет. Если есть исключения из этого правила, то они очень редки.
В том случае, когда кандидат на должность диакона окончил духовную семинарию или же училище, это станет для него дополнительным плюсом.
Иногда спрашивают: может жениться будущий диакон или же нет? Тут необходимо знать, что в диаконы рукополагают неженатых, женатых первым браком или же вдовцов. Так что в первый раз жениться можно. Кроме того, кандидат на эту церковную должность не должен иметь препятствий физического, духовного или социального характера.
Под препятствиями физического характера признаются только те, которые могут помешать ему совершать священослужение, например, серьёзный физический недостаток. Именно поэтому диакон без руки или ноги служить может, а если он слепой или же глухой — нет.
Препятствие же духовного характера представляют собой некрепкую веру или же желание вступить в сан под воздействием тяжёлой болезни душевного характера. Желание стать диаконом должно быть осознанным и обдуманным, а крепость веры надо доказать не только словами, но и делами.
Как стать диаконом: рукоположение во время Литургии после освящения Святых Даров
Перед тем как кандидата рукоположат в диаконы, ставленник обязан пройти испытание, то есть ему будет необходимо пройти ставленническую исповедь перед епархиальным духовником за всю свою жизнь и священническую присягу.
Далее духовник говорит епископу о том, готов ставленник принять сан или нет. Стоит отметить, что исповедь будущего диакона может быть как тайная, так и общая. Фото процедуры исповеди ставленника можно легко найти в интернете и воочию увидит как она проходит
Хиротония во диакона Виталия Ульянова. На 1 минуте 27 секунде начинается непосредственная процедура хиротонии во диакона. Происходит это во время Литургии после освящения Святых Даров.
Если ставленник допущен к хиротонии, то сам процесс рукоположения происходит во время Литургии после освящения Святых Даров. Рукоположение диакона совершает местный архиерей или епископ.
Для этого ставленника трижды обводят вокруг Престола (стола, находящийся в середине алтаря для совершения на нем причастия (евхаристии). Во время этого ставленник целует его углы.
После этого он встаёт перед Престолом на колени и кладёт на него свою голову. Далее епископ или архиерей кладет ему на голову особую ленту, честь своего облачения, которая называется омофор, и на омофор, прочтя особую молитву, возлагает свои руки).
Диакон обязан исполнять все те обязанности, которые не выполняет священник
Так как диакон — это помощник священника, он обязан исполнять все его поручения. Именно поэтому в церковной литературе диакона сравнивают с ангельским чином, который призван помогать самому Господу Богу.
Диаконы оказывают помощь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, содержать церковный инвентарь и церковное имущество в исправном состоянии, убирать помещение до и после богослужения, оказывать помощь при организации похорон и т.д.
Проповедь диакона Романа Безменова. На 3 секунде автор начинает проповедь, так как диакон может это делать без особого возражения.
Иногда верующие спрашивают: может ли диакон проповедовать? В Русской Православной Церкви диакон может проповедовать Евангелие без какого-либо разрешения, если он имеет к тому дар от Господа. Кроме того, диакон имеет и другие права:
- Входить в состав Церковного совета без избрания.
- Проводить беседы с членами церковной общины.
- совмещать диаконское служение со служением регента или дирижера
- Организовывать материальное служение в церкви и т.д.
Случаи, когда диакон служит более 3-4 лет редки, так их обычно рукополагают во священники.
В любом случае диакон не имеет права заменять священника. При этом, наряду с ним, во время богослужения он может прикасаться к священным сосудам. Стрит отметить, что существует практика рукополагать диаконов в священники, что связанно с необходимостью обновлять клир. Именно поэтому диаконы служат обычно недолго, хотя в истории РПЦ зафиксированы случае, когда люди служили в этом чине 10 и более лет.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение