Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Ориген Александрийский. Почему исследователя Библии посчитали еретиком

16.05.2019
52
Скачать эту статью

Города начала первого тысячелетия представляли собой странное зрелище из сочетания величественных храмов, добротных дворцов и жалких жилищ низких сословий. Улицы также не были прямыми, они извивались тонкими змеями, пронзающими скопища построек, и стекались воедино на площадях. Именно на таких островках свободы кипела городская жизнь.

Торговцы продавали свой товар, нищие побирались, а зоркая стража следила за порядком и шныряющими тут и там воришками. Обычно центральным зданием площади был храм того или иного божества. К нему тянулась река людей, желающих поднести своему богу подношение и попросить о себе или близких.

Изображение Оригена Александрийского, несмотря на принятую мученическую смерть в сан святых его не возвели, а позже объявили его учение ересью
Изображение Оригена Александрийского, несмотря на принятую мученическую смерть в сан святых его не возвели, а позже объявили его учение ересью

Александрия важнейший город античности. Тут проходили торговые пути, морские и сухопутные. Здесь хранились в библиотеках тысячи трудов древних мыслителей. Здесь язычество было крепко и всесильно. Но даже в Александрии начали появляться христианские общины. Впрочем, их активно притесняли и всячески пробовали изгнать за городскую стену.

Показательным стало событие, произошедшее одним утром в 200 году нашей эры. Несколько наиболее радикально настроенных служителей некоего храма решили провести показательную акцию. Для этого из расположенной неподалеку христианской общины силой забрали молодого мужчину.

Под угрозой расправы ему выдали охапку жертвенных пальмовых листьев и заставили раздавать их всем входящим прихожанам. Но христианин отказался.

Ориген Адамант был истовым почитателем своего Бога и не признавал других, считая их ложными. 

Личность сия среди христианского сообщества вызывает весьма неоднозначную реакцию. Стоит начать с того, что он первый подошел к скептическому анализу «Ветхого Завета». Кроме того, Ориген Александрийский стал автором множества богословских трудов. Часть из которых официальная церковь признала ересью и запретила распространять.

Интересен и тот факт, что его после вышеописанного события с храмом не стали признавать мучеником и вообще изгнали из церкви. Хотя позже ему и предлагали снова получить церковный сан.

Ориген Александрийский начинает свою деятельность

Точная дата рождения богослова Оригена неизвестна и вряд ли её, когда-нибудь точно идентифицируют. По общим источника родился философ в 185 году нашей эры в городе Александрия.

Семья Оригена проповедовала христианство, в ту пору все больше набирающее популярность не только простого люда, но и среди знати. Отец Оригена, Леонид, был человеком грамотным и с ранних лет учил сына в христианской традиции. Про остальную семью информации не осталось.

В 202 году н.э. отца Оригена зверски убивают противники новой веры. Однако Леонид в достаточной мере воспитал сына и буквально через год Ориген начинает преподавать в теологической школе. При этом он старался вести аскетичный образ жизни. Доподлинно известно, что Ориген соблюдал все посты, ограничивал себя в сне, никогда не носил обувь. В качестве еще одной меры самоограничения богослов отказался от сменного платья и спал прямо на земле.

Ориген Александрийский на средневековой миниатюре
Ориген Александрийский на средневековой миниатюре

Но не смотря на аскезу, Ориген оставался статен и красив собой, что привлекало к нему особ прекрасного пола. Это вызывало ряд проблем, и философ всячески старался избегать женщин, чтобы никто не подумал о нем лишнего. По некоторым источникам для окончательного решения вопроса он добровольно оскопил себя.

Будучи учителем в школе, Ориген продолжал постигать новые науки и самосовершенствоваться. Он активно изучал труды древних философов, богословские трактаты и общался с пресвященными людьми. Все это позволило в конечном итоге стать Оригену главой христианской школы в Александрии. Произошло это в 217 году. В этот же год богослова рукоположили в сан пресвитера.

Язычники угрожают Оригену расправой, и он вынужден покинуть родной город

Обстановка в городе была неспокойная. Постоянно происходили стычки между разными религиозными группировками. Особенно рьяно с христианами боролись язычники-эллины, прекрасно понимающие к чему может привести новая религия в социальном, культурном и экономическом плане. В начале уже упоминалось о случае с храмом. Только Оригена не просто притащили к капищу и заставили раздавать ветви пальмы.

Его прилюдно обрили на лысо и силой посадили на входе в храм Серапеум. Одно то, что он прикоснулся к языческим символам осквернило его. Но эллины не остановились на этом. Видя, что философ просто сидит они начали угрожать ему самой страшной расправой. Языческие жрецы пообещали отдать Оригена в лапы эфиопа-содомита.

Однако свою угрозу они так и не воплотили в жизнь. Вместо этого Оригена силой затащили внутрь храма. Здесь его держало несколько человек. Философу насильно вложили в руку горсть ладана и стали орать на него, чтобы о кинул благовония в жертвенный огонь. Ориген сопротивлялся изо всех сил. Поэтому жрецы опять же грубой силой разжали сжатый кулак с ладаном над горнилом.

Таким образом против своей воли богослов принес жертву идолу.

По городу быстро распространились слухи о осквернении Оригена. Если говорить кратко, то последствия для философа стали весьма фатальны. На произошедшем в 231 году Александрийском поместном соборе Оригена исторгли из лона Церкви, а его жертву так и не признали.

Дошло до того, что ему пришлось покинуть город и отправиться в Кесарию, что в Палестине. Здесь он продолжил свою преподавательскую деятельность. Христианство тех лет не было единым, и Иерусалимская церковь попросила Оригена снова начать проповедовать в церкви, но он отказался.

Ориген встречает Амвросия

В Иерусалиме Ориген познакомился с видным ученым мужем — Амвросием. Ученый не был христианином и слыл последователем не то Маркиона, не то Савеллия. Кроме того, Амфросий имел немалые богатства и влияние при царском дворе. Ориген долго беседовал с ни убеждая Амвросия перестать исповедовать ересь и присоединиться к истинной Церкви.

Стоит отметить, что Амвросий был знаком со Священным Писанием и тщательно его изучал, внимая каждой мелочи. В ходе беседы с Оригеном, он оценил ум и эрудицию своего собеседника и предложил последнему начать изучение Библии с научной точки зрения. Он обещал богослову щедрый пансион, чтобы то не отвлекался от работы.

Ориген согласился с предложением Амвросия. Он переехал в Тир Финикийский где провел следующие 28 лет тщательно собирая все известные христианские труды. Но он не просто их собирал, богослов тщательно анализировал все тексты и делал выводы, которые записывал на свитки. В этом ему помогало несколько скорописцев, чьи услуги также оплачивал Амвросий.

Неизвестно сколько еще трудов вышло бы из-под пера Оригена, но в 254 году к власти пришел импе6ратор Деций. Новый Римский правитель начал активную борьбу с христианством. По всей стране христиан хватили, сажали в темницы и жестоко пытали. Оригена тоже схватили солдаты. Его, уже преклонного старца, пытали в казематах, а затем просто бросили умирать в тюрьме.

Император Юстиниан запрещает ересь Оригена

Несмотря на то, что старец Ориген скончался в 254 году его учение продолжало жить и развиваться. Очень сильно философия распространилась в Палестине, где жил и творил богослов. Спустя 300 лет оригенизм начал стремительно распространяться на новые территории. Это привело к мгновенной реакции римские и иерусалимских патриархов.

Император Деций не любил христиан, поэтому во время его правления тысячи последователей Христа замучили и убили. В том числе пострадал Ориген
Император Деций не любил христиан, поэтому во время его правления тысячи последователей Христа замучили и убили. В том числе пострадал Ориген

Они в срочном порядке отправили сообщения о появлении нового течения императору Византии Юстиниану. Тот видя, как развивается ситуации и чем она грозит для единства государства принимает волевое решение. В 553 году по инициативе Юстиниана на Пятом вселенском соборе принимается решение, что философия Оригена — ересь. Начинается преследование и гонение всех приверженцев оригенизма.

Философия Оригена о молитвах и Гекзаплы

За последние 28 лет своей жизни Ориген провел глобальный анализ всех доступных ему духовных трудов. Результатом работы философа стали 2000 книг в понимании того времени. Если говорить современным языком, то каждая книга есть фрагмент целого труда. Благодаря произведениям Оригена впервые появляется термин «богочеловек» и многие другие, позже легшие в канон.

Интересна и трактовка ученым Библии. По его мнению, в Святом Писании имеется три смысла:

  • Телесный. Это буквальное прочтение Библии и принятие всех событий в прямом смысле. Т.е. если написано, что Иисус накормил всех одним хлебом, то так оно и было;
  • Душевный. Восприятие Писания не как прямой рассказ, а как поучение, что так делать и поступать плохо;
  • Духовный. Этой части Ориген придавал особое значение. По его мнению, этак трактовка Библии приводит к появление глубоких философских смыслов, зачастую граничащих с мистикой.

Основной труд Оригена — книга Гекзаплы, свод текстов Библии в 6 переводах

Главный труд всей жизни Оригена стал Гекзаплы. В переводе на русский язык это слово означает «ушестеренный». Под ушестеренным подразумевается текст Библии. Сей труд философ завершил примерно к 245 году.

До нашего времени произведение дошло только в фрагментах, так как считается ересью и подвергалось уничтожению, да и лет прошло немало. По своей сути это уникальный образчик критики Святого Писания раннехристианской эпохи. Других аналогов просто не существует. Одной из целей создания труда ученые-богословы называют призыв к полемике на тему Библии и ее составляющих.

Фотография сохранившегося фрагмента Гекзаплы, главного труда Оригена
Фотография сохранившегося фрагмента Гекзаплы, главного труда Оригена

Отрывок из Гекзаплы

«Но допустим и противное, то есть что души посредством воплощений будут всё более и более усовершаться и очищаться, и что постепенно всё более будет возрастать число душ, не нуждающихся уже больше в телах, чем само собой приблизится наконец то время, когда живущих во плоти душ или вовсе не будет, или будет очень мало; но в таком случае как же получат своё исполнение слова Писания, которое говорит, что суд Божий застанет в живых множество грешников, и что пред кончиной мира возрастёт и переполнится мера беззаконий на земле?

Затем, грехи тех, которых застанет кончина мира, будут наказаны по Писанию, не перемещением из тела в тело, а совершенно иным образом. Итак, если защитники перевоплощения допускают кроме описываемых в слове Божием наказаний ещё наказание переселением в новые тела, — то пусть покажут нам причины этого двойного наказания. Или же, что вернее, грешившие в телах будут нести наказание вне своих тел сами в себе в глубине собственной души своей.»

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X