Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Благовест

12.11.2018
4 458

Православие всегда ассоциировалось с храмами особой архитектуры и колокольным звоном. При этом в России к нему отношение особое.

Именно поэтому на Руси всегда существовала традиция снимать шапку, когда слышен колокольный звон. Дело в том, что он представляет по своей сути особый вид молитвы.

Часто колокольный перезвон начинается до начала богослужения и слышать его можно по всей округе.

Колокола стали применяться в христианских богослужениях примерно с VII века.

Колокола известны с глубокой древности, например, их использовали в Древнем Египте, Риме, Израиле, а также в Китае и Японии.

Стоит при этом отметить, что с древних времён устройство колокола осталось в неизменном виде:

  1. Крепёжное ухо.
  2. Голова колокола или остов.
  3. Поля.
  4. Язык.

Естественно, что из-за несовершенства техники, в древние времена колокола были маленькими.

Способов отливки их ещё не изобрели, поэтому они клепались из листового железа. Позже их стали изготовлять из бронзы и листовой меди.

К сожалению, история не сохранила сведений о том, когда колокола стали употребляться при христианских богослужениях.

Во времена гонения на христиан они использоваться не могли по вполне понятным причинам.

На богослужение тогда верующих созывали лаосинакты или народособирателями. Они относились к низшему клиру и через них прихожане узнавали о тех или иных событиях в церковной жизни.

Святой Павлин Милостивый, епископ Ноланский. Историки церкви приписывают ему введение в церковный обиход колоколов.
Святой Павлин Милостивый, епископ Ноланский. Историки церкви приписывают ему введение в церковный обиход колоколов

Согласно церковному преданию, святой Павлин, епископ Ноланский, который жил в 353-431 год, первым начал использовать колокола при богослужении.

Ему во сне явился ангел с колокольчиками, которые издавали дивные звуки. Непосредственно же форму для колоколов ему подсказали полевые цветы-колокольчики.

Западные исторические памятники свидетельствуют о том, что здесь они появились всего лишь в VII веке. Так их можно было встретить в Риме и Орлеане.

Дальнейшее их распространение произошло благодаря Карлу Великому. Из-за его деятельности уже к VII веку колокола в церквях считались обычным явлением.

Повсеместное же их распространение относиться к середине IX века, при этом изготовлялись они из сплава меди олова. Позже в сплав стали добавлять железо и иногда серебро.

Православный Восток начал использовать колокола только во второй половине IX века.

Именно тогда император Византии Василий Македонянин попросил венецианского дожа Орса прислать в Константинополь 12 колоколов для установки их во вновь сооружаемой церкви.

Несмотря на это, колокола в Византии не прижились и только после того, как крестоносцы в 1204 году захватили Константинополь, они стали появляться в местных храмах.

В России колокола в летописи впервые были упомянуты в 988 году.

988
в этом году впервые упомянуты колокола в летописи

Например, в Москве они были установлены в Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях.

В Новгороде колокола имелись в храме святой Софии. В конце XII века их можно было услышать во Владимире на Клязьме, Полоцке, Новгород-Северском.

Большой колокол у Софийской звонницы в Кремле Новгорода Великого. Отлит в 1659 софийским домовым мастером Ермолаем Васильевым. Он показывает что на Руси изготовление колоколов было освоено давно.
Большой колокол у Софийской звонницы в Кремле Новгорода Великого. Отлит в 1659 софийским домовым мастером Ермолаем Васильевым. Он показывает что на Руси изготовление колоколов было освоено давно

Появление особого чина освящения вновь отлитых колоколов относиться к 1530 году. Именно тогда на них стали наносить надписи.

При этом языки были разными: латинский, старославянский, голландский. Они имели религиозное содержание и для прочтения некоторых из них необходимо было использовать специальный шифр.

В наше время колокольный звон, является неотъемлемой частью богослужебных обрядов.

Именно поэтому, когда православный слышит колокольный звон, он обычно снимает головной убор и креститься.

Кроме того, в некоторых случаях церковных колокола используют для игры на них, например, это могут быть дни больших праздников.

Церковный колокол воспевает Божье величие

По свидетельству святых отцов, колокол в христианстве является символом архангельской трубы.

Её задача — воспевать Божье величие, побуждать верующих к молитве и бодрствованию духа.

Никакой другой инструмент не может справиться с такой важной миссией.

Колокольный церковный звон:

  1. Созывает верующих к Богослужению.
  2. Выражает торжество Церкви и её Богослужений.
  3. Возвещает неприсутствующим в храме о том, что совершаются особенно важные части Богослужений.

В Русской Православной церкви используется три основных группы колоколов: большие (благовестники), средние и малые.

В отличие от западных колоколов, язык в них свободно качается внутри колокола, который неподвижен.

Это влияет на звучание колокола, которое русский народ сравнивает с человеческим языком или же ангельской трубой.

Набор церковных колоколов. Обычно для установки на звонницах в Храмах используют от 6 до 8 колоколов.
Набор церковных колоколов. Обычно для установки на звонницах в Храмах используют от 6 до 8 колоколов

Главная символическая задача колокольного перезвона — благовествовать славу имени Христова днём и ночью.

Он напоминает слова Господа, переданные через пророка Исаии:

«На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью…, напоминая о Господе».

(Ис.62:6)

Так как в православии колокольный звон может служить не только для указания времени Богослужения, но и для выражения таких чувств, как грусть, радость и торжество, были разработаны разные виды звонов, каждый из которых имеет своё название и значение.

Благовест – это часть богослужения

В русском православии церковный колокольный звон весьма отличается от колокольных звонов, принятых в других конфессиях.

Так, например, в Западной Европе звоны строятся на гармонической основе карелиона и колокольного органа, в России же они практически полностью отсутствуют.

Звон колоколов Московского Костела на малой Грузинской. Ритмический ряд явно отличается от ритмического ряда колокольного звона в православии.

Звонари используют несколько видов звона:

  1.  Благовест, который заключается в одиночных ударах в большой колокол. Стоит всегда помнить о том, что ударение в этом слове ставят на первый слог, так как это название звона, а не колокола. Колокол же, на котором исполняется подобный звон, имеет название благовестник. Обычно с его помощью подаётся сигнал о начале богослужения в Храме, то есть благая весть. Различают такие виды благовестного звона, как праздничный, будничный и постный.

Так звучит благовестный колокольный звон.

  1. Трезвон — это перебор колоколов, начиная с большого и заканчивая самым маленьким. Так же он может выполняться в обратном порядке.
  2. Существует две его разновидности: погребальная и водосвятная.

Праздничный колокольный звон (трезвон) Храма.

  1. Сам звон, то есть ритмический звон с вовлечением в него всех основных колоколов, составляющих звуковой ряд. Утренний колокольный звон обычно бывает именно таким.

Звук колокольного звона, при котором задействованы все колокола церкви.

Благовестный звон предназначен для того, чтобы возвестить верующим о начале богослужения.

При этом профессор Михаил Скабалланович в Толковом Типиконе говорит о том, что он уже есть Богослужение, а не только сигнал к началу службы.

Совершается он в великие праздники и перед воскресными службами. Таким образом, он звучит очень часто, поэтому обычно ассоциируется у верующих с Богослужением.

Типикон. Киев: Киево-Печерская лавра, 1871 год. В нём описываются правила использования церковных колоколов в Богослужении.
Типикон. Киев: Киево-Печерская лавра, 1871 год. В нём описываются правила использования церковных колоколов в Богослужении

Типикон говорит о том, что звонарь должен взять у предстаятеля, то есть того священника, который должен будет совершать богослужение, благословение на этот звон.

Обязанности звонаря, таким образом, исполняет пономарь по благословению священника. Кроме того, их может так же исполнять алтарник или же чтец.

Быть звонарём сейчас может даже прихожанин Храма, главное, чтобы его благословил настоятель.

Во время звона звонарю необходимо читать 17-ю кафизму или же 12 раз 50-ый псалом.

Из него же следует, что сам звон длиться примерно двадцать минут. Так как он в настоящее время носит символический, а не практический смысл, время, отводимое на него, уменьшилось, и теперь оно составляет где-то 10 минут.

Этого вполне достаточно для того, чтобы перезвон выполнил свою функцию для Богослужения.

В начале благовестного звона совершают два удара в колокол до полного затухания звука в нём.

С третьего удара начинают выполнять мерные удары. Интервал между ними выбирается такой, который позволяет соответствовать голосу колокола.

Если этого не сделать, звон может выйти заунывный в том случае, когда они будут слишком редкими. Если же удары будут слишком частыми — звон получиться тревожным.

Так как не существует «нот» для колокольного звона, звонарь обычно исполняет звон, руководствуясь внутренним чутьём.

При этом, для того, чтобы он вышел идеально, пономарь должен:

  1. иметь чувство ритма.
  2. Знать звуковой ряд.
  3. Знать технику исполнения тех или иных звонов.
  4. Знать Церковный устав.
Александровский Александр - Муром. На колокольне. 2008 год. На картине изображён звонарь, одетый в одежду церковнослужителя.
Александровский Александр — Муром. На колокольне. 2008 год. На картине изображён звонарь, одетый в одежду церковнослужителя

Кроме того, несмотря на распространившуюся практику допуска на звонницы мирян, звонарь должен быть воцерковлённым человеком.

Он так же должен быть прилежным христианином, знать молитвы и соблюдать посты, только в этом случае он может выполнять все звоны правильно, в соответствии с церковными канонами.

Каждый звон у православных имеет своё значение

Церковный колокол — это не музыкальный инструмент и на нём просто так не играют.

Обычно все перезвоны соответствуют определённым церковным праздникам или же этапам богослужений.

Чем значительнее событие в церковной жизни, тем больше выбирается колокол.

Ташлыков Александр Звонарь (федосинская шкатулка). 2011 год.
Ташлыков Александр Звонарь (федосинская шкатулка). 2011 год

Благовестный звон обычно звучит на Пасху или же по особым праздникам, при этом для того, чтобы он зазвучал, необходимо отдельное благословение настоятеля Храма. По собственной инициативе зазвонить его пономарь не может.

По воскресеньям звучит воскресный звон, а при проведении отдельных служений – полиелейный.

Ежедневная служба начинается с будничного благовестного звона, в Великий же пост звучит благостный звон.

Что же касается других перезвонов, то их могут звонить в случае различных христианских праздников и литургий.

Кстати, благовестный звон может накануне праздничных и воскресных дней перейти в трезвон, который выражает собой славу Божию. Кроме того, по окончании названных Богослужений совершается трезвон.

Два кратких трезвона совершается на всенощном бдении. Этому предшествует процедура чтения шестопсалмия.

Совершаются они с промежуточной паузой, образуя тем самым двузвон. Он говорит о том, что одна часть литургии, а другая заканчивается.

Примером этого может служить быть переход от вечерни к утрени. Подобно тому, как шестипсаломие, которое предваряет утреню, делиться «Славой» на две части, так и звон является в этом случае таким делителем надвое и поэтому именуется двузвон.

Перед чтением Евангелия, во время полиелея, должен звучать полиелейный звон. Его исполняют в виде трезвона.

Он представляет собой радость Благой Вести. Услышать её и зовёт колокол со звонницы.

Его звук слышен далеко и поэтому может позвать в Храм большое количество прихожан.

Вынос Креста Господня. В этот день в Храмах звучит погребальный звон.
Вынос Креста Господня. В этот день в Храмах звучит погребальный звон

Существуют особые дни в году, например, вынос Креста Господня. В этом случае звучит погребальный звон.

Он начинается с перезвона, который состоит в поочерёдных ударов во все колокола, начиная от большого и заканчивая малым. Таким образом, перезвон напоминает нам о том, для спасения нашего Господь наш Иисус Христос сошёл на землю.

Кроме того, он сообщает о том, что Он при этом родился от Пресвятой Девы, приняв на время земной жизни «образ раба».

В том же случае, когда происходит погребение людей, порядок ударов колокола обратный: от малого к большому. Самый первый удар напоминает всем о рождении младенца.

Все остальные поочерёдные удары повествуют о земном пути человека от его рождения до старости. Кончину же земной обозначает одновременный заключительный удар в колокола.

Погребальный звон оканчивается трезвоном в знак того, победы над смертью и радости по поводу всеобщего воскресения.

Звон колоколов целебный

Кроме роли в богослужении, церковные колокола и перезвоны выполняют так же сугубо практическую функцию.

Дело в том, что давно замечено, что их звон оказывает целительное воздействие на организм человека.

Данное обстоятельство объясняется как теми воздействиями на тело человека, которые производят на него вибрации от колоколов, так и Божественным чудом.

Многие болезни вылечиваются с его помощью, и, в первую очередь, это расстройство нервной системы.

Религиозная традиция указывает на то, что колокольный звон может отгонять болезни и несчастья, нечистую силу, прекращать стихийные бедствия.

Именно поэтому с после того, как колокол будет водружён на колокольню, можно будет говорить о том, что Храм окончательно возведён.

Так было всегда, ведь в России не мыслят Храма без колокольного звона.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *