Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Апостол Симон Кананит: единственный из 12, кто мог проповедовать на русской земле

05.08.2019
4 072

Апостол Симон Кананит — фигура загадочная. Будучи среди самых приближённых к Христу людей, он остался насколько в тени, что сегодня мы даже не знаем, как его правильно звали: Симон Зилот или Кананит.

Это вдвойне обидно потому, что именно этот святой гипотетически мог проповедовать на землях, которые через десять столетий стали русской землёй. Эта статья — собранная по крупицам информация об апостоле.

Симон Кананит в Библии встречается только в списках апостолов

Святой Симон остаётся не периферии Евангельского рассказа. Авторы жития Иисуса Христа не удостоили этого человека особым вниманием. Есть лишь несколько упоминаний, которые практически никак не раскрывают эту фигуру и не рассказывают о его характере, предыдущей жизни и роли среди двенадцати апостолов.

Вот то немногое, что рассказывает Новый Завет об этом человеке. Его перечисляют среди апостолов:

«Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его»

(Мф. 10:4)
Апостол Симон Кананит с орудием своей казни — пилой (картина анонимного художника, первая половина XVII века)
Апостол Симон Кананит с орудием своей казни — пилой (картина анонимного художника, первая половина XVII века). Фото: 2.bp.blogspot.com

И ещё раз:

И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», 18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита 19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

(Мк. 3:18)

А также здесь:

Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:[ Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

(Лк. 6:15)
Вход в пещеру, где мог жить Симон Кананит
Вход в пещеру, где мог жить Симон Кананит. Фото: abhaz-realty.ru

Последний раз мы встречаем Симона в Деяниях святых апостолов:

«И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова».

(Деян. 1:13)

А в Евангелии от Иоанна этот человек вообще не упомянут ни разу!

Мало информации, не так ли? Пожалуй, если мы опираемся на Священное Писание и только на него, то почти никаких выводов из этих сведений не сделать. Но есть один интересный момент. О нём — дальше.

Симон Кананит имел прозвище или по месту рождения или из-за мировоззрения

Единственное, что остаётся исследователям, — это обратить внимание на прозвище святого Симона. Оно различается в разных книгах Нового Завета:

  • по Марку и Матфею — арамейское «Кананит»;
  • по Луке (Евангелие + Деяния) — греческое «Зилот».

Лука, скорее всего, не встречался со святым Симоном до написания своих текстов. Возможно, не увидались они и позже. А вот если не сомневаться, что Евангелие от Матфея действительно написал тот, кому оно приписано, то мы имеем дело со сведениями из первых рук — от ученика Иисуса Христа.

Матфей знал Симона, общался с ним в одной группе единомышленников.

И раз он говорит, что апостола звали Кананит, на это можно положиться.Вариант Луки — это перевод, так как оба слова означают одно и то же: «фанатик», «ревнитель».

Среди евреев действительно существовала группа зелотов (это точнее, чем синодальная передача «зилот», а по-еврейски «канаим») — общественное движение против греческого влияния. Не исключено, что даже несколько апостолов принадлежали к нему. Может, это прозвище было связано с особым религиозным рвением святого Симона.

А ещё есть вариант, что апостол просто родился в Кане Галилейской, оттого и прозвище. Где она находилась, точно неизвестно. Предание отождествляет её с современным местом Кафр-Кана.

Новоафонский монастырь, построенный там, где, как принято считать, жил последние годы апостол Симон Кананит
Новоафонский монастырь, построенный там, где, как принято считать, жил последние годы апостол Симон Кананит. Фото: upload.tury.club

И тут надо вспомнить, что один ученик действительно родом из Каны:

«После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его».

(Ин. 21:2)

Может ли Нафанаил быть Симоном? Они же ни разу не упоминаются вместе. Исследователи Библии обращают внимание, что гораздо больше параллелей у Нафанаила и Варфоломея, так что, вероятно, именно они — один и тот же человек.

Кто знает, вдруг Варфоломей и Симон просто жили в одной местности, или же догадка о происхождении Симона из Каны вовсе ошибочна.

Некоторые отождествляют Симона Зилота с женихом со свадьбы, где Христос превратил воду в вино

Если святой Симон действительно происходил из Каны, то это хороший повод вспомнить одно библейское событие, связанное с этим местом. В Евангелии рассказано, что здесь происходила свадьба, на которой Иисус Христос сотворил первое чудо:

«Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе».

(Иоанн. 2:7–10)
Нет веских оснований отождествлять жениха из Евангелия и Симона Зилота.

Уже спустя столетия после событий Нового Завета, толкователям пришло в голову, что Кана, похоже, слишком тесная местность, чтобы в ней жило больше одного человека. По крайней мере, появилась версия, что жених на этой свадьбе — это и есть Симон. Якобы он после чуда уверовал, бросил всё и отправился за Христом. И жена уверовала, но куда делась, не понятно.

Такие обобщения и попытки в каждом случайном человеке углядеть важную для Библии личность никогда не приводили к хорошему результату. Ну почему тогда авторы Евангелий забыли упомянуть, что жених стал учеником Христа? Неужели это событие менее важное, чем превращение воды в вино или сок (есть и такая версия)?

Новый Завет не даёт почвы для таких допущений. Кем был тот жених, мы не знаем.

Есть ещё Симеон, брат Господень, апостол от 70, возможно, это тот же человек

Апостол по имени Симеон, брат Господень, Священному Писанию не известен. Быть может, дело в том, что это не какая-то другая личность, а тот же Симон Кананит. Мы не знаем. Об апостоле от 70 Симеоне нам сообщают авторы раннего христианства. Он мог быть двоюродным сыном Иакова, а потому получил такое прозвище.

С биографией этого человека тоже не всё прозрачно. Есть разные сведения о его жизни и разные люди, которых отождествляют с ним. По одной из версий Симеон прогиб в 120 лет, пригвождённый к кресту.

Житие Симона Зилота писали в поздние века, в нём уверяют, что апостола казнили в Абахазии

Житие апостола Симона Зилота — это позднее творение. Древних преданий о них нет. Спустя века, в позднейшее время, энтузиасты собирали слухи и догадки о жизни этого ученика Иисуса Христа. Получались противоречивые сведения: бывал там, а может, там, а может, ещё где-то.

Известны разные маршруты апостола, которые еле прослеживаются в глубине веков: Мавритания, Грузия, Персия, Египет, Иудея, Британия и т.д. Хотя ясно, что Британия — это, вероятно, поздняя ошибка, а не предание.

Храм Симона Кананита в Абхазии. Под ним могут храниться мощи апостола
Храм Симона Кананита в Абхазии. Под ним могут храниться мощи апостола. Фото: farm6.static.flickr.com

Дошедшие до наших дней истории сообщают, что Симон Зилот вместе с Андреем Первозванным высадился в районе нынешнего Сухума. И если Андрей так и не попал на земли будущей Руси, то Симон Зилот вполне мог побывать где-то на периферии нашей страны.

Преследование римскими властями завело Симона Зилота в древнюю Абазгию (нынешняя Абхазия), тогда — римскую провинцию. Это место легенды связывают с Золотым руном и путешествиями аргонавтов. Здесь апостол и прожил последние годы. Его жизнь состояла из типичных для праведника деяний: проповедь, чудеса и молитва.

Апостол Симон проповедовал в землях, куда могли плавать аргонавты.

В итоге Симона Кананита казнили противники распространения христианства. В способе казни источники не единогласны:

  • усекли мечом;
  • распяли на кресте;
  • распилили.

Увы, нам не известен вклад апостола в распространение христианства. И Священное Писание и предание сохранили довольно скупые сведения.

На Новом Афоне есть келья и храмы в честь апостола, а его мощи могут до сих пор храниться под землёй

В Абхазии на Новом Афоне немало месть связаны с именем апостола Симона Кананита. Они — едва ли не главные достопримечательности страны и часто выступают в роли её символов.

Грот (Пещера) Симона Кананита. До 55 года, по преданию, здесь проживал апостол. В течение двух лет это была его келья. Сегодня доступ в пещеру открыт всем желающим, здесь находится часовня.

Пещера, в которой, по преданию, жил Симон Кананит
Пещера, в которой, по преданию, жил Симон Кананит. Фото: upload.wikimedia.org

Храм Симона Кананита. Построен в IX–X вв. От наших времён его отделяет столько же, сколько и от наших. Строение небольшое, напоминает миниатюрный замок. Первоначально его хотели возвести на мощах святого ещё в IX веке, но стройку остановили мусульманские завоеватели.

В X веке здание всё же завершили. Предполагается, что мощи апостола до сих пор находятся под храмом.

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Расположен в горах. Возведён в честь деяний апостола. Снаружи выглядит очень впечатляюще. На входе постоянно сидит монах, пишущий иконы. А вот внутри всё в состоянии упадка. Монастырь сильно пострадал в советское время.

Иконостас главного храма уничтожили и вместо него установили полотно кинотеатра. Но всё стены украшает великолепная роспись. Следы атеистического произвола уже убраны, хотя нового иконостаса так и нет. Важное туристическое место.

3 страны, где могут храниться мощи апостола Симона: Абхазия, Россия и Румыния.

По древним источникам, апостол Симон погребён в городе Никопсии. Это может быть не обязательно Новый Афон. Есть версия, что речь о посёлке Новомихайловском в Краснодарском крае.

Также об обладании частицей мощей (частью руки) заявляет одна церковь в Бухаресте. Подробнее можно почитать на румынском ресурсе Leber tatea.  Ясное дело, что версии противоречат друг другу.

День памяти святого — 23 мая.

Апостолу Симону Зилоту молятся о семейном благополучии

Ни иконах апостол Симон Зилот не имеет каких-то отличительных черт, ведь он не евангелист, чтобы держать книгу с евангелием. Но всё же обычно его наделяют свёрнутым свитком. Лицо у него седобородое и с лысиной.

На ряде изображений Симон Кананит держит пилу — орудие его казни, аналогичное мечу Павла и кресту Христа. Молятся Симону о твёрдости в вере и о семейном благополучии. Но в принципе нет ограничений в том, с чем обращаться к святому в молитве.

Икона Симона Кананита
Икона Симона Кананита. Фото: voznesenskiyhram.ru

Молитва:

Кондак, глас 2-й:

Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго во хвалении ублажим, яко Богоглаголиваго вси Симона: Престолу бо Славы ныне предстоит и со Безплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас.

Молитва:

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленного, претворения воды в вино!

Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворить души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися.

Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *