Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Евдокия Московская, супруга великого князя Дмитрия Донского. Как женщина остановила Тамерлана от похода на Русь

15.05.2019
2 993

Злые языки распространяли о ней клевету. По этой причине, смущенные дети пришли к ней с вопросами о ее, якобы нечестивой жизни. Княгиня скинула дорогие одежды, под которыми сыновья увидели исхудавшее тело, израненное тяжелыми веригами. Раздосадованные сыновья решили отомстить клеветникам, но мать запретила им мстить, и распространяться о ее подвигах.

Наша статья — о княгине Евдокии Московской, жене Дмитрия Донского.

Она явила себя любящей женой и многодетной матерью. Родила и воспитала пятерых сыновей и троих дочерей. Пережив многие беды, посетившие Русь в те страшные годы, княгиня сохранила православную веру. При своей жизни, — и до сего дня, молитвами и чудесами — она оберегает московскую землю.

Великая княгиня Евдокия московская. Скульптура С.А Никитина, 2001 год
Великая княгиня Евдокия московская. Скульптура С.А Никитина, 2001 год

Раннее замужество в отрочестве – ради укрепления мира русских князей

О рождении, детстве и юности Евдокии ничего не известно. Дочь Суздальского князя Димитрия и его супруги Анны, она росла в христианском благочестии и чистоте. Раздираемые междоусобицы между князьями омрачали жизнь русского народа. С политической целью примирения, по благословению родителей, она отдана в жены Великому князю Московскому Димитрию Ивановичу.

Дмитрий Иванович Донской, муж Евдокии. Изображение 1672 года из Царского титулярника
Дмитрий Иванович Донской, муж Евдокии. Изображение 1672 года из Царского титулярника

Венчание состоялось по благословению святителя Алексия Московского. Торжественную свадьбу отпраздновали по обычаям тех времен в Коломне.

Летописец описывает, что это событие «преисполнило радостию сердца русских», поскольку союз между Московским и Суздальским княжествами имел большое политическое значение для судьбы Руси.

18 января 1366
совершилось бракосочетание Евдокии и Димитрия

Несмотря на то, что первая встреча супругов произошла на венчании, возгоревшаяся между ними любовь не угасала всю земную жизнь.

Начало княжения — пожары, эпидемии, войны. Нелегкий путь преподобной Евдокии, княжеской жены, разделившей страдания народа

Благословенный брак заключился в трудные времена. После сорокалетнего спокойствия, наступило время войн с внешними и внутренними врагами. Снаружи надвигались Орда и Литва, а внутри продолжалось кровавое соперничество между русскими князьями.

В год бракосочетания, в пределах Московского княжества, разыгралась «моровая язва». К этому горю присоединилось другое – пожар, охвативший всю Москву. Тысячи бездомных, овдовевших и осиротевших людей страдали от голода. Стоны и плач достигали княжеских покоев.

Евдокия проявила себя как покровительница вдов, и мать осиротевшего народа.

Как только в 1968 году Москва отстроилась от пожара, — Кремль осадил литовский Князь Ольгерд. Москва опять горит, владения разорены. Юная княгиня непрестанно молится о своем народе, утешает и помогает страждущим.

По прошествии пяти лет замужества, князю Димитрию пришлось ехать в Орду, решать вопрос о его княжении. Евдокия горячо молилась о благополучном возвращении супруга. С нею молился народ во главе со святителем Алексием и преподобным Сергием Радонежским. Князь Димитрий возвратился с ярлыком на великое княжение.

У Дмитрия Донского и Евдокии был настоящий христианский брак, в котором они родили 12 детей

Весь жизненный путь Евдокия Московская и Дмитрий Донской полагались на Божий промысел. Они руководствовались мудрыми советами преподобного Сергия Радонежского, который крестил самого Дмитрия, и его двух детей. В судьбе семьи участвовал великий русский святой, митрополит Алексий. Он с младенческих лет опекал Димитрия, и заменил ему земного отца. Духовник Евдокии — игумен Московского Симонова монастыря, святой Федор, ученик преподобного Сергия.

Современник жизни Великокняжеской четы, летописец пишет: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественнаго Духа распалялись и слезами покаяния очищались». Это был настоящий христианский брак.

В браке с князем Дмитрием Евдокия родила восемь сыновей и четырёх дочерей.

Сыновья Даниил и Семён умерли в младенчестве. Сын Иван, который был по некоторым сведениям слабоумным, умер, не оставив потомства, в 1393 г.

Пять сыновей — Василий, Юрий, Андрей, Пётр и Константин — выросли крепкими, энергичными людьми, наделёнными немалым честолюбием. Большого труда стоило матери сохранять мир в семье. Не раз, должно быть, напоминала она братьям слова из завещания Дмитрия Донского: «А вы, дети мои, слушайте своее матери во всём, из её воли не выступайтеся ни в чём. …А дети мои молодшие, братья княжы Васильевы, чтите и слушайте своего брата старейшего, князя Василья, в моё место, своего отца. А сын мой, князь Василий, держыт своего брата Юрья и свою братью молодшую в братстве, без обиды».

Княгиня Евдокия почтила предсмертную волю мужа. Братья никогда не поднимали оружия друг на друга, несмотря на противоречия по поводу земель.

Битва с Мамаем и нашествие Тохтамыша — испытание духа и веры Евдокии и русского народа

По словам летописца, княгиня «немного испытала радостей в супружестве за Димитрием». Одна беда сменяла другую. Но все невзгоды только укрепляли веру Евдокии во Христа.

Новая скорбь пришла в 1380 году. Войско Мамая с Золотой Орды наступало на Русь. В планах завоевателей — не только дань, но и разрушение храмов, насаждение мусульманской веры.

На войну и победу над врагом дал свое благословение преподобный Сергий.

Преподобный послал в качестве воинов двух своих монахов – Пересвета и Ослябю.

Много горячих молитв и слез пролила княгиня, молился и преподобный Сергий Радонежский. Усердием ратного подвига воинов и святых молитв, битва закончилась разгромом врага. Дружина Князя Московского почти вся пала на поле брани. Дмитрий Иванович Донской вернулся с тяжелым ранением.

Картина художника В.К. Сазонова «Дмитрий Донской на Куликовом поле», 1824 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Картина художника В.К. Сазонова «Дмитрий Донской на Куликовом поле», 1824 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Евдокия в честь победы на Куликовом поле велела построить храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм построен внутри Московского Кремля, и расписан великими русскими иконописцами Симеоном Черным и Феофаном Греком. Княгиня украсила его дорогими иконами и церковной утварью, — тем самым выполнив обещания Пресвятой Богородице за помощь в битве с Мамаем. С тех пор, по указанию Евдокии, торжественно празднуют Победу на Куликовом поле.

Недолго радовались русские о победе. Новый враг Тохтамыш превратил в пепелище большую часть городов и селений. Князь Димитрий уехал собирать войско в Переславль и Кострому. В это время Москва хитростью и обманом Тохтамыша взята и сожжена. Евдокия вместе с детьми отправилась за мужем, чем спаслась от смерти.

Осада Москвы Тохтамышем. Миниатюра XVI в, лицевой летописный свод
Осада Москвы Тохтамышем. Миниатюра XVI в, лицевой летописный свод

Летописец описывает состояние Москвы после нашествия: «Какими словами изобразим тогдашний вид Москвы? … в один день погибла ее красота; остались только дым, пепел, земля окровавленная, трупы и пустые обгорелые церкви. Ужасное безмолвие смерти прерывалось одним глухим стоном некоторых страдальцев, иссеченных саблями татар, но еще не лишенных жизни и чувства».

Князь плакал над пепелищем Москвы. Евдокия утешала обездоленных, и помогала им, как могла.

За свои деньги Дмитрий Донской похоронил 24 тысячи москвичей.

Очередное испытание ждало княжескую семью. В 1383 году Тохтамыш вызвал князя для подтверждения княжения. Вместо Димитрия в Орду направили 13-летнего сына Василия. За освобождение сына хан потребовал выкуп 8 тысяч рублей. На то время в государстве не было таких денег. Сын пробыл в Орде 2 года, но ему удалось бежать. Все это время не иссякала молитва преподобной Евфросинии.

Смерть Дмитрия Донского, княжение Евдокии

Великий князь Димитрий Иванович умер 19 мая 1389 года, на сороковом году жизни. Похоронен он в Москве на территории Архангельского собора Кремля. Это событие стало днем печали для русских людей.

Княгиня страдала и плакала от безутешного горя. Летописец записал слова этого плача, который вошел в список поэтических шедевров древнерусской культуры.

Отрывки из «Плача великой княгини по умершем муже»:

«Как ты умер, жизнь моя дорогая, меня одну вдовой оставив?
Почто я прежде тебя не умерла?
Как зашёл ты, свет очей моих?
Куда отходишь, сокровище жизни моей? Почто не промолвишь мне ничего?
Цвете мой прекрасный, что рано увядаешь?
Винограде многоплодный, уже не подашь плода сердцу моему и сладости душе моей.
Звезда восточная, почто к западу грядёшь?
Царю преславный, жизнь моя дорогая, как порадуюсь с тобой, или как приму тебя, или послужу тебе?
Где, преславный государю, честь и слава твоя, где господство твое?
Свете мой светлый, зачем помрачился ты?
Если Бог услышит молитву твою, помолись о мне, княгине твоей,
да как вместе жила с тобою, вкупе и умру с тобою.
Юность не отошла от нас, а старость не постигла нас.
Великий мой Боже, Царь Царей, заступник мой будь!
Пречистая Госпожа Богородица, не оставь меня и во время печали не забудь меня!»

Умирая, Великий князь заповедал сыну Василию слушать мать, как соправительницу. Евдокия воздерживалась от княжения. Она вела строгую молитвенную жизнь, и в тайне носила вериги. Исхудав от чрезмерного поста, она под одежду подкладывала ткани, скрывавшие худобу. Наряду с этим, по обычаю, — она устраивала званные обеды, но к пище не прикасалась.

Злые языки распространяли о ней клевету. По этой причине, смущенные дети пришли к ней с вопросами о ее, якобы нечестивой жизни. Княгиня скинула дорогие одежды, под которыми сыновья увидели исхудавшее тело, израненное тяжелыми веригами. Раздосадованные сыновья решили отомстить клеветникам, но мать запретила им мстить, и распространяться о ее подвигах.

Нашествие Тамерлана. Почему Великий завоеватель не решился напасть на Русь

С именем Евдокии на Руси совершилось еще одно необыкновенное событие. В мире появился сильный и грозный правитель –Тамерлан. Он наголову разбил войско Тохтамыша, и шел походом на Русь, желая сравнять её с землей. Молодой князь Василий, собрав небольшое войско, — смело пошел отражать намного превышающего по силе противника.

Евдокия осталась княжить. Понимая, что без помощи Божьей врага не одолеть, она велела привезти древний чудотворный образ Владимирской Божией матери. Когда 26 августа 1395 года, процессия с иконой въезжала в Москву, весь народ, — от простолюдинов, до митрополита Московского, стоял на коленях. В этот день произошло чудо. Тамерлан, никогда не менявший свое решение, безжалостный даже к детям, — развернул свое войско, и не стал разорять Русь.

По преданию, во сне Великому правителю явилось грозное небесное войско, шедшее на Тамерлана с высокой горы. Во главе войска стояли святители с золотыми жезлами, а над ними – светозарная Жена неописуемого величия. Жена велела Тамерлану покинуть пределы русских земель. Грозный правитель с ужасом проснулся, и велел войскам отступить.

Физически слабая, исстрадавшаяся женщина, Московская княгиня, своими молитвами к Богородице спасла Русь.

Блаженная кончина и захоронение. Мощи преподобной Евфросинии находятся в московских гробницах XV века, безадресных

Боголюбивая княжна строила монастыри и храмы, много жертвовала за умершего мужа. Она давно желала монашества.

В 1407 году княгине явился архангел Михаил, и возвестил о скорой кончине жизненного пути. После этого явления Евдокия онемела, и знаками указала написать ей икону архистратига. После третьей написанной иконы, княгиня узнала явившегося ей ангела. Приложившись к ней, она вновь обрела речь. После этого, 17 мая, Евдокия приняла монашество с именем Евфросиния, что означает «радость».

После смерти Димитрия, княгиня жила монашеской жизнью.

Принятие монашества ознаменовано чудесным исцелением слепого, которому княгиня явилась во сне с обещанием исцеления. Когда она шла на постриг, этот нищий слепец обратился к ней со словами: «Боголюбивая госпожа великая княгиня, питательница нищих! Ты всегда довольствовала нас пищею и одеждою, и никогда не отказывала нам в просьбах наших! Не презри и моей просьбы, исцели меня от многолетней слепоты, как сама обещала, явившись мне в сию ночь. Ты сказала мне: завтра дам тебе прозрение; ныне настало для тебя время обещания».

Евдокия, проходя мимо, незаметно коснулась слепца краем рубашки, и произошло чудо прозрения.

Предание гласит, что в день пострига княгини исцелилось от различных болезней 30 человек.

Через три дня после принятия монашества, Евдокия начинает строить женский Вознесенский монастырь, в котором желала быть похороненной.

Менее чем через 2 месяца, святая Евфросиния скончалась. Хоронили княгиню при большом стечении народа. Место погребения она указала заранее – храм Вознесения Христова, строительство которого не закончено.

7 июля 1407
на 54-м году жизни скончалась преподобная Евфросиния Московская

Мощи преподобной почивали в храме до 1929 года. На этом месте совершались многочисленные чудеса исцеления. Неоднократно у ее гроба сами зажигались свечи. Впоследствии Вознесенский храм стал местом погребения великих княгинь Руси.

Мощи княгини почивали за правым столпом собора.

В 1922 году серебряную раку изъяли. В 1929 году, по решению богоборческого правительства, началось уничтожение монастыря. Гробницу княгини повредили, но вынуть из земли не смогли. Мощи преподобной спасти удалось, однако в настоящее время они находятся вместе с останками других захоронений — в двух гробницах XV века. Идентифицировать их невозможно.

Икона преподобной Евфросинии Московской
Икона преподобной Евфросинии Московской

Память преподобной Евфросинии Московской отмечается дважды в году: 17/30 мая и 7/20 июля.

Молитва преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, княгине Московской

О, преподо́бная княги́не Евфроси́ние, до́брая в жена́х подви́жнице, прехва́льная уго́днице Христо́ва! Приими́ моле́ние о нас, недосто́йных, с ве́рою и любо́вию к тебе́ припа́дающих, и те́плым к Бо́гу хода́тайством испроси́ гра́ду Москве́ и лю́дем от бед и напа́стей сохране́ние, споспеше́ствуй, я́ко чадолюби́вая ма́ти, ча́дом, тобо́ю собра́нным, понести́ и́го Христо́во во благоду́шии и терпе́нии и до́бре подвиза́тися ко исправле́нию жития́ своего́, е́же ко спасе́нию; в ми́ре благоче́стно живу́щим испроси́ у Го́спода в ве́ре тве́рдость, во благоче́стии преспе́яние и всем, с ве́рою прибега́ющим к тебе́ и твоея́ прося́щим по́мощи и заступле́ния, подава́й всегда́ неду́гов исцеле́ние, в ско́рбех утеше́ние и во всем житии́ благопоспеше́ние, наипа́че же умоли́ Го́спода в ми́ре и покая́нии земно́е житие́ преити́ нам, мыта́рств го́рьких и мук ве́чных изба́витися и Ца́рство Небе́сное твои́м хода́тайством получи́ти, иде́же ты со все́ми святы́ми Го́споду предстои́ши, да всегда сла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *