Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Святой Дионисий Ареопагит — ученик апостола Павла, который видел Божью Матерь

02.08.2019
47
Скачать эту статью

Святой Дионисий Ареопагит — христианский святой, а также первый афинский епископ. Считается, что он был учеником самого апостола Павла.  День памяти его 16 октября и 17 января.

«…Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы…Если бы у меня не были в памяти твои наставления (апостола Павла), я бы счел Ее истинным Богом…»

— святой Дионисий о том, как встретил саму Божию Матерь.

Святой Дионисий Ареопагит был учеником самого апостола Павла
Святой Дионисий Ареопагит был учеником самого апостола Павла. Фото: pemptousia.ru

Житие святого Дионисия гласит о том, что проживал он в городе Афины

Житие святого Дионисия гласит о том, что жил он в городе Афины. В то же городе он получил образование. После чего он направился в Египет, где стал изучать астрономию.

Вместе с Аполлофоном он стал свидетелем чудесного явления в природе, такого как солнечное затмение, которое произошло в момент распятия Господа Нашего Иисуса Христа. После Египта он вновь возвращается в Афины, где становится членом ареопага, то есть верховного афинского суда.

Когда в городе проповедовал апостол Павел, Дионисий принял его благовестие и стал христианином. Около трех лет он был его сподвижником. Затем апостол Павел оставил Дионисия на роль епископа города Афин. Также в 557 году Дионисий присутствовал на погребении Божией  Матери.

Священномученик Дионисий присутствовал на погребении Божией Матери
Священномученик Дионисий присутствовал на погребении Божией Матери

Когда Дионисий впервые увидел Богоматерь, он подумал, что увидел самого Бога

Когда Богоматерь была еще жива, святой Дионисий говорил о Ней:

«…Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Святой
Дионисий

После того, как апостол Павел умер, Дионисий стал продолжать его великое богоугодное дело. Он взял с собой святого Рустика и Елевферия и отправился с ними проповедовать о Христе. Многих они обращали к Богу. Происходило это и в Риме, и в Германии, и даже в Испании.

Свою голову, святой Дионисий после смерти пронес до самого храма, только после этого он упал мертвым наземь
Свою голову, святой Дионисий после смерти пронес до самого храма, только после этого он упал мертвым наземь. Фото: stsl.ru

В Галии, все трое они были схвачены. Позднее их бросили в темницу. Ночью Дионисий совершил Богослужение в сослужении Ангелов. Утром все трое они были обезглавлены. Удивительно то, что священномученик Дионисий взял свою главу и пошел с ней до самого храма, а только потом он упал мертвым. Тело святого было погребено одной благочестивой женщиной.

Сочинения Дионисия имеют большое значение для православной церкви

Также стоит сказать о том, что существуют известные и довольно важные сочинения Дионисия. Творения его имеют огромное значение для Русской православной церкви.

До наших дней сохранились такие его книги: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О именах Божиих». Также сохранились его десять посланий к разным лицам.

В книге «О небесной иерархии» говорится о христианском учении о Ангельском мире. Иерархия Ангелов состоит из 9 Ангельских чинов. Цель ее — это восхождение к Богоподобию через очищение и просвещение.

Книга Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии»
Книга Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии». Фото: s.bookmix.ru

Его книга «О церковной иерархии» считается продолжением Небесной Иерархии. В земной мир Божественная благодать нисходит прикровенно. Лишние немногие святые подвижники могли это лицезреть.

Великое творение Дионисия «О церковной иерархии»
Великое творение Дионисия «О церковной иерархии». Фото: knigipochtoi.ru

Книга «О Божественных Именах» повествует о путях Богопознания

Книга «О Божественных Именах» повествует о путях Богопознания чрез Лествицу Божественных Имен. Последняя четвертая его книга повествует об учении Богопознания. Чтобы приблизиться к неведомому Богу, нужно к нему приблизиться, достичь этого состояния обожения. Все это достигается только молитвой. Именно сердечная молитва приблизит нас к Богу.

Книга священномученика Дионисия «О Божественных Именах»
Книга священномученика Дионисия «О Божественных Именах». Фото: pics.meshok.net

Считается, что книги под именем Дионисия долго скрывались. Они существовали лишь в тайном для всех предании. Но были известны немногим.

Общецерковное признание творения Дионисия получили лишь в 6-7 веке.

В настоящее время эти книги очень популярны. Их читают не только люди из священства, но и простые миряне.

Существует икона святому Дионисию

Существует также икона святому Дионисию. На иконах он изображен либо по пояс, либо в полный рост. В левой своей руке он держит Евангелие, а другая его рука находится в благословляющем жесте. Одет он в священные одежды.

Святому Дионисию написан канон

Святому Дионисию написан канон. Канон — это своеобразный гимн, в котором прославляют, например, святых. Канон этот читается во время празднования святого Дионисия в храме за божественной литургией. Канон также можно читать и дома перед иконой святого.

Канон святому Дионисию Ареопагиту:

ПЕСНЬ 1.

Ирмос:

Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Павлом божественным научен, небесных, Дионисие, видцем, небесный таинник абие и боговещатель был еси.

Иже благодатию Божиею озарився, просвети, блаженне, поющих тя души твоя разумети богодухновенная учения, Дионисие.

Умом преочищенным и душею, небесных удобрений сияния уведети сподобился еси, и тех ликостояния, Дионисие.

Богородичен: Чертог светоносный, паче ума воплощения явилася еси всех Содетеля: из Тебе бо плоть, Богомати, нашу одеял есть.

ПЕСНЬ 3.

Ирмос:

Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Небесных кругов превозшед, отче, премирных чины, и воинства, и светлости, высоковещаньми словес и всемудрыми учении всем изъяснил еси.

Высокаго видения насыщся, преподобне, имен Божественных Божественное разумение богословил еси, Троичный богослов быв благодатию, богоблаженне Дионисие.

Умертвився нынешним желанием, еже к Богу, и любомудрию крепко научився, сущим паче ума животворным дарованием богоносный орган, отче, был еси.

Богородичен: Деянием, Дево, Вседетельнаго Духа, тело Владыце всех плодоносила еси, в Немже осудися мира грех и Жизнь источися вечнующая.

СЕДАЛЕН, ГЛАС 8.

В пучине премудрости уча, Духа глубины, Троицы едино Божество проповедал еси, преподобне, списав вся ангельския чины и тайная тех сияния, богомудре. Тем и нижнюю иерархию счиняя, ко единому вся возвел еси единству, иерарше Дионисие. Моли Христа Бога прегрешений оставление даровати чествующим любовию святую память твою.

Богородичен: Солнца облаче разумнаго, Божественнаго Света светильниче златокованный, нескверная, неблазная, всенепорочная Владычице, омраченную душу мою ослеплением страстей безстрастия зарею просвети, молюся. И оскверненное мое сердце омый потоки умиления, покаяния же слезами, и от тимения мя очисти дел моих, да любовию зову Ти: Богородице Приснодево, моли Христа Бога, прегрешений оставление подати ми, Тебе бо имею надежду, раб Твой.

Крестобогородичен: Агнца, и Пастыря, и Избавителя, Агница зрящи на Кресте, восклицаше, плачущи, и, горько рыдающи, вопияше: мир убо радуется, приемляй Тобою избавление, утроба же Моя горит, зрящи Твое распятие, еже терпиши за милосердие милости. Долготерпеливе Господи, милости бездно и источниче неисчерпаемый, умилосердися и даруй согрешений оставление, верою поющим Божественныя Страсти Твоя.

ПЕСНЬ 4.

Ирмос:

Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Церковное благочиние украсил еси: в них бо, отче, живописал еси зрачныя образы явственно священнописанием безобразных сил; имиже тайноводятся и просвещаются вся верных, богомудре, соборы.

Струи твоего богословия, богоприятне, цветники напаяют словесныя, присноцветущия зело и насажденныя на правости богословия: единство бо Существа в Триех Лицех, честное Единоначалие проповедал еси.

Ангельскаго священноначальства сильное, святителю, желание и рачение, еже к Богу, и неуклонное мание к высоте божественней и непостижимей, научил еси богомудренно, верою вопиющия: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Богородичен: Священнодействитель спасения бысть Сын Твой всем поющим Тя, и наставник, и просветитель, и правда, Дево, и избавление. Тем Тя, Богородицу, истинно и господьственно вернии единомудренно славим.

ПЕСНЬ 5.

Ирмос:

Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тма окаяннаго? Но обрати мя, и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.

Глагол твоих вещание, яко некий небесный шум носимь, безбожныя разумы огроми словом благодати и велений божественных зарями светлейшими верных сердца просвети.

Уподобился еси купцу, ищущему добрыя бисеры, всебогате, и обрел еси един Бисер, истинно многоценен, и, удивлься его боготворну световержению, святителю, Бога исповедал еси.

Источник мудрости, любомудрейше отче, возлюбил еси, и, тоя рачением и любовию одержимь, велик был еси, и реки божественных велений всегда точиши, богогласе.

Богородичен: Яко Обрадованная, добротворящее прияла еси благолепие, вся единем хотением Сотворшаго, и божественною добротою и просвещением благоверия, Богомати, нас Удобрившаго.

ПЕСНЬ 6.

Ирмос:

Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся, к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.

Законно любомудрствуя, мудрости дар получил еси, божественне богословя православныя догматы, всеблаженне, оставил еси, ихже наслаждающеся, вернии, тя блажим.

Разумом боголепным, богомудре, удобряемь, божественному учителю слух твой приклонил еси, и премирную от него мудрость навыкл еси, Дионисие.

Житие твое чудно, слово же дивнейше, язык твой светозарен, уста огнедухновенна и духодвижима, ум же твой испытен, отче, богоблаженне.

Богородичен: Глас Ти Гавриилов радостно, Дево, взываем вернии, из Тебе бо неизреченно нам живоначальный Творец изшел есть и примесися человеком, Человеколюбец.

КОНДАК, ГЛАС 8.

Небесная врата прошед духом, яко ученик, до третияго небесе достигшаго апостола, Дионисие, неизреченных обогатился еси всяким разумом и озарил еси во тме неведения седящия. Темже зовем: радуйся, отче всемирный.

ИКОС:

Ангел от человеков, добродетельми быв великий Дионисий, весь, яко крилат, навыче умом небесныя разумы. Тем песньми, яко ангела, почтим, вопиюще к нему таковая: радуйся, уведевый Христа Павлом; радуйся, многия ко Христу обративый; радуйся, многобожия храмов губителю; радуйся, богоразумнаго совета смотрение; радуйся, книго богоначертанная тайных сокровищ; радуйся, скрижаль богозрачная и зерцало небесное; радуйся, яко Страсть Господню видел еси; радуйся, яко усердно Того ради закалаешися; радуйся, источниче, источая разум; радуйся, капле, угашающи безумие; радуйся, стезе нелестная спасения; радуйся, преградо нечестивых прехода; радуйся, отче всемирный.

ПЕСНЬ 7.

Ирмос:

Божия снисхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда, сего ради отроцы в пещи, радованною ногою, яко во цветнице, ликующе пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Яко туча небесная землю жаждущую, твоя учения верных сердца присно желающая умащают и несытно вопити научат: отец наших Боже, благословен еси.

Разумом богомудренным безплотныя умы расписал еси и тех, преблаженне, песнословия, божествен быв, Церковь пети наказал еси: благословен Бог отец наших.

Приятелище Духа Всесвятаго явился еси благоключимое, и Того вдохновения и явления пророчески провозглашая, мудре Дионисие, вопияше весело: благословен Бог отец наших.

Богородичен: Се ныне исполнися Исаии богоглаголиваго проречение: Дева бо во чреве Бога Слова име и породила есть Жизнодавца; Емуже вси зовем: благословен Бог отец наших.

ПЕСНЬ 8.

Ирмос:

Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.

Светел, яко зерцало, быв, Дионисие, и вместителен чистых явлений ум соделав, добродетелию, всебогате, лучи паче ума сияния приемля, вопиял еси: священницы благословите, людие превозносите во вся веки.

Обильнейшая благодать излияся во устнах твоих, тем божественная учения предложил еси, и тех разумы паче смысла нам простирая и яснее и светло отверзая, верою поющим: священницы благословите, людие превозносите во вся веки.

Знаемейша бысть тобою, Дионисие, Афинская всеславная митрополия, Христу принесшая тя начаток всесвященный Всецарю, всегда поющи: отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.

Богородичен: Мати Божия Всенепорочная, души моея струпы и греховныя язвы потреби: Сына бо родила еси, власть имущаго связанныя пленицами греховными удобь ослабити от уз нерешимых, единаго Благодетеля и единаго Жизнодавца.

ПЕСНЬ 9.

Ирмос:

Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

Святых апостол сподобился еси видитель быти и сострадалец, и сообщник был еси славы, и с теми на видение потщался еси телесе истинно живоначальныя единыя Богородицы и честнейшия, Юже достойно величаем.

Божественнаго Царствия на небесех наследник был еси, яко законен архиерей, отче, яко непобедимь страдалец, священства мастию кровь срастворил еси мученическую. Тем сугубым венцем сподобился еси достойно, священнотаинниче Дионисие.

Яко имея дерзновение ко Христу, иерарше, мудре Дионисие, всегда моли избавитися от искушения благочестно поющим тя, учениче неизреченных видений, яко тайноученныя и богоначальныя священноявленник благости.

Богородичен: Победившу ереси храбрски, честную Церковь яви, юже Христос честною Своею кровию яко Благ стяжа, Обрадованная, Сын Твой истинно, и спаси от бед и от обстояния, одержащаго нас, Владычице.

СВЕТИЛЕН.

Добродетельми восходя, возвысився на небеса, богоприятне, и познал еси ангелов чины, и всех вышних стояния, и Трисолнечную Зарю, навык от Павла.

Богородичен: Иже жизни божественней и блаженней позавидев ми древле в раи, враг прелукавый и злокозненный, и от Едема изгнав мя, умерщвляется Рождеством Твоим, Богородице.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *