Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Аверкий Таушев

01.02.2019
75
Скачать эту статью

Начало XX века принесло трагедии в жизни русских писателей, политиков, священников и многих других людей, кто не мог вынести разрушительные перемены.

Один из таких людей — Аверкий Таушев. Он покинул родину с нелёгким сердцем и, как многие эмигранты, очень тосковал по дорогим землям.

Но всё же Бог не оставил будущего владыку Аверкия и помог обрести утешение его душе в православии. Христианство — такой же дом для человека, который отобрать никто не в силах.

А потому Аверкий Таушев нашёл в себе силы служить Господу в приютивших его странах: Болгарии, Германии, США.

Александр Таушев с ранних лет много путешествовал и читал духовные книги

Таушев Александр Павлович пришёл в наш мир 19 октября 1906 года. Он с юных лет много путешествовал, так как отец занимал государственную должность, которая требовала постоянных перемещений.

Аверкий Таушев
Аверкий Таушев

Юный Александр успел посмотреть на разные уголки России, сравнить их, узнать традиции, нравы, особенности быта. Он раскрывал в себе дар наблюдательности.

Но не только люди и особенности их уклада жизни интересовали мальчика. Он всегда и везде обращал внимание на храмы. Было в них нечто притягательное, пробуждающее фантазию и какое-то приятное внутреннее чувство.

В числе любимых книг юного Саши была «Невидимая брань» преподобного Никодима.

Однако не только произведения православного зодчества пробуждали в юном Александре интерес к духовной жизни. Он увлёкся духовной литературой. Например, одной из привлёкших его книг стала «Невидимая брань» преподобного Никодима.

Это труд о том, как человек поэтапно движется к спасению и о тех препятствиях, которые могут возникнуть на этом пути.

Семье Таушевых пришлось эмигрировать в Болгарию, где Александр Павлович получил духовное образование

Но вот настал тот жуткий период, когда русскому народу в целом и русской православной Церкви в частности пришлось столкнуться с ужасами, которые принесла советская диктатура.

Многие люди тогда сочли правильным решением найти спасение за границей. Семья Александра Таушева не стала исключением.

Решили переехать в Болгарию, в Варну. Там мальчик познакомился с настоятелем по имени Иоанн Слунин. Ещё одной судьбоносной встречей стало знакомство с выдающимся деятелем Церкви Христовой — архиепископом Феофаном Полтавским.

В Болгарии Александр познакомился с настоятелем по имени Иоанн Слунин.

Ещё с ранних лет Александр Таушев представлял себя в роли монаха. Но после знакомства с архиереем понял, что это не просто детская фантазия, а реальная перспектива, если не сказать громче — предназначение.

Архиепископ Феофан Полтавский благословил Александра Таушева на поступление на богословский факультет. Там юноша с энтузиазмом погрузился в учёбу. Его привлекало богословие не только духовным содержанием, но и сами книги, ведь читать Александр Павлович полюбил с самых ранних лет.

К учёбе Александр Таушев относился прилежно и окончил её в 1930 году.

После принятия монашества отец Аверкий преподавал духовные предметы

В 1931 году в Закарпатской Руси Александр Таушев постригся в монахи и стал отцом Аверкием. В 1932 он стал уже иеромонахом, что неудивительно, ведь жизненный опыт, эрудиция и отличное образования значительно помогали на этом пути.

1932
в этом году Александр стал иеромонахом, в 1940 — бежал в Белград

Он помогал настоятелю, редактировал издания епархии, преподавал катехизис в школах. И кто знает, быть может, довольствовался бы этим, если бы не война, которая в 1940 году вынудила бежать в Белград.

Для отца Аверкия нашлось место в Свято-Троицком Белградском храме. Также он взялся преподавать несколько предметов:

  • пастырское Богословие;
  • гомилетика (наука о ведении проповеди).

А ещё отец Аверкий вёл целый курс для мирян, где рассказывал, какой должна быть жизнь в свете Слова Божия.

В 1944 году заслуги отца Аверкия позволили руководству возвести его в сан архимандрита. И до 1951 года владыка Аверкий самоотверженно служил в русских приходах на территории Германии и Австрии.

В США отец Аверкий стал архиепископом

В 1951 году владыку Аверкия пригласили переехать в США. Там он преподавал в Свято-Троицкой семинарии. Его основные дисциплины:

  • гомилетика;
  • литургика;
  • Новый Завет.
1951
в этом году Аверкия Таушева пригласили в США

Знания вновь выручали владыку Аверкия. С детства привыкший к переездам, он успешно адаптировался к новым условиям и продолжал доступно преподавать аудиториям христианские знания. Учащие проявляли интерес к его лекциям, администрация отмечала заслуги владыки.

Наконец, управление семинарии назначила его ректором. И здесь владыка Аверкий продолжил с энтузиазмом выполнять возложенные на него обязанности, привлекал в академию других уважаемых специалистов.

Отец Аверкий
Отец Аверкий

В 1953 году владыку Аверкия рукоположили в сан епископа Сиракузского и Троицкого. Через семь лет он стал настоятелем Свято-Троицкой обители, а ещё через год получил сан архиепископа.

1953
в этом году отца Аверкия рукоположили в сан архиепископа

В 1964 году его включили в состав Архиерейского Синода русской православной Церкви за границей, где владыка продолжил честный труд во благо православный Церкви.

Архиепископ Аверкий скончался 13 апреля 1976 года. Его похоронили в Троицком храме, в Джорданвилле.

Современники отмечали личные качества и ораторский талант отца Аверкия

Деятельность владыки Аверкия всегда оценивали высоко. Например, иеромонах Дамаскин (Христенсен) называл его одним из лучших проповедников, которых знала современность:

«Говорил Архиепископ Аверкий столь прекрасно, что по смерти его в одной статье назвали «Златоустом последних времён».

Даже в повседневном разговоре его речь была по-ораторски гладкой и ровной, к чему он отнюдь не прилагал усилий.

Ораторский его дар в сочетании с пламенной любовью к Истине делал его проповеди незабываемыми.

Часто покаянное настроение настолько охватывало его, что он начинал рыдать посреди проповеди.

Лишь самые бесчувственные из слушающих смеялись над этой «эмоциональностью», по всем было ясно, что эти слезы были совершенно естественными — они исходили от избытка сердца».

Дамаскин (Христенсен)
иеромонах

Протоиерей Андрей Папков вспоминает проповеди владыки Аверкия:

«Он выходил на амвон, жезл в левой руке — закрывал глаза и говорил…

После этого проповедь, как правило, попадала в газету «Православная Русь», и, если вы записывали эту проповедь на магнитофон и потом смотрели на неё в напечатанном виде, даже запятые — и те были на месте.

Он, видимо, проповедь продумывал, произносил, потом записывал, или наоборот, — во всяком случае, память у него была фотографическая.

Мы просто иногда следили за этим. Но говорил он долго, не менее 20 минут, и это иногда утомляло немножко».

Андрей Папков
протоиерей

Владыка Аверкий был для других надёжной опорой, человеком, на которого всегда можно положиться, поскольку он никогда не предаст своих убеждений.

Он никогда не питал иллюзий и всегда объективно смотрел на вещи. В частности, владыка Аверкий прекрасно понимал, что уровень благочестия среди эмигрировавших православных снижается. Но не меньшим горем для него была и участь тех верующих, которые остались в России. Он всегда вспоминал о них с большим сожалением.

Владыка Аверкий писал труды о четвероевангелии, духовной жизни, святых и богослужениях

Владыка Аверский был по сладу ума человеком учёным. С его любовью к чтению книг закономерно то, что он написал множество собственных сочинений на самые разные темы, связанные с христианством.

Духовные труды отца Аверкия отличаются научным подходом. Есть среди его текстов руководство по гомилетике, есть книга, чья задача — помочь верующему изучить Библию. Он наставлял как опытных пастырей, так и новичков, только пришедших в веру.

Несмотря на обширное количество вопросов, которые предстояло затронуть, владыка Аверкий нашёл время для того, чтобы написать об отдельных святых. У него есть труд о Марке Эфесском.

Книга отца Аверкия (Таушева) «Четвероевангелие. Апостол»
Книга отца Аверкия (Таушева) «Четвероевангелие. Апостол»

Хотя автор текстов — представитель духовенства, а аудитория — верующие люди, владыка Аверкий всегда во главу всего ставил научный подход, не боясь оспорить противоречащие ему предания:

«Кто же был устроителем Римской Церкви?

Надо полагать — ученики святого Апостола Павла.

В конце послания к Римлянам святой Апостол Павел посылает приветствия целому ряду лиц, по-видимому очень близко и хорошо ему знакомых.

Кто же эти лица и как святой Апостол Павел, еще не бывший до того в Риме, мог с ними познакомиться?

Все они несомненно — изгнанники из Рима<…>

Предание же о том, что Римская церковь основана святым Петром

можно объяснить тем, что первые верующие в Риме

были из числа обращенных в день Пятидесятницы,

которые слышали речь святого Апостола Петра

и естественно считали его своим духовным отцом.

К этому присоединилось и то,

что в Риме святой Апостол Петр принял мученическую кончину».

Акверий Таушев
священник

Одна из самых важных и известных работ владыки Аверкия — «Четвероевангелие».

В традиции Церкви четвероевангелием называют все четыре текста канонических евангелий. Разумеется, жизнеописаний Христа истории известно больше, но они не включены в Библию.

В одноимённой работе Аверкий Таушев подробно анализирует содержание евангелий, объясняет трудные места и задачи его авторов:

«Как видно из этого предисловия св. Луки, он взялся за составление своего Евангелия потому, что к тому времени появилось уже довольно много сочинений подобного рода, но недостаточно авторитетных и неудовлетворительных по содержанию; и он счел своим долгом (из желания утвердить в вере некоего «державного Феофила», а с ним заодно и всех христиан вообще) написать повествование о жизни Господа Иисуса Христа, тщательно проверяя все данные со слов «очевидцев и служителей Слова».

Акверий Таушев
священник

Анализ текстов при этом опирается не только на богословие, но и на философию, языкознание, философию, что позволяет делать ёмкие выводы:

«Второе лицо Пресвятой Троицы — Сына Божия — Иоанн именует «Словом».

Тут важно знать и помнить, что греческое «логос» означает не только слово уже произнесенное, как в русском языке, но и мысль, разум, мудрость, выражаемую словом.

Поэтому наименование Сына Божия «Словом» значит то же, что и наименование его титулом «Премудрость».

Акверий Таушев
священник

Как церковный деятель, Аверкий Таушев малозначим для истории русской православной Церкви, но вот эти и другие его работы будет полезно почитать и подробно изучить любому верующему христианину.

Книги отца Аверкия можно купить в интернет-магазине «Сретение».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *