Содержание
В католической церкви исторически сложилось, что группы верующих начинали объединяться вокруг одной значительной личности. Именно таким образом появились на свет два, наверное, самых известных христианских ордена — доминиканцы и францисканцы.
Обе религиозные организации занимались миссионерской деятельностью в городах Европы, а в последствии и Ближнего Востока. Причем они стремились привить мирянам ценности и образ жизни библейских апостолов.
По этой причине члены ордена отказывались от любых мирских благ и на своем примере демонстрировали, как должен выглядеть истовый католик.
С каждым годом орден францисканцев, основанный святым Франциском, разрастался, принимая в свои ряды все новых братьев. К моменту смерти основателя организация стала очень неповоротливой и начала плохо справляться со своей главной обязанностью — несением Слова Божьего.
Могло случиться так, что со временем францисканцы распались на более мелкие ордена или даже перестали существовать. Однако этого не произошло. Управление орденом принял на себя наиболее уважаемый и праведный из наставников.
Разработал и внедрил новые порядки и уставы, а в последствии составил конституцию на основе заветов святого Франциска. Святой Бонанвентура, в миру носивший имя Джованни Фиданца, прославился не только, как великолепный организатор, но и как теолог и очень грамотный духовный наставник.
За свою жизнь генерал ордена францисканцев написал немало философских и научных трудов, регулярно вступал в диспуты с другими видными теологами своего времени. При этом святой вел крайне аскетичный образ жизни и не отказывался от простого труда.
Мать отдает Джованни Фиданца в руки ордена францисканцев
Надо понимать, что люди едут туда не только для осмотра архитектурных памятников, но и для ознакомления с известными личностями, родившимися в городе.
В частности, именно в Баньореджо в 1218 году появился на свет Джованни Фиданца, в будущем ставшим генералом ордена францисканцев и кардиналом. О самой семье святого сведений не осталось. В памяти и летописях остались только имена: Джованни Фиданца и Мария Рителли.
Мать очень переживала, что ее сын не выживет и регулярно молилась Богу о чудесном исцелении малыша. Однажды она принесла сына самому святому Франциску, основателю ордена францисканцев.
Он осмотрел мальчика и сказал, что он чудо Господне. Также Мария Рителли дала обет, что если ребенок выживет, то она отдаст его в служение церкви. Что и произошло, как только мальчик достаточно подрос. По косвенным фактам можно предположить, что Бонавентура благородного происхождения.
Становление святого Бонавентуры
В возрасте пятнадцати лет, в 1243 году, Джованни принимает постриг и вступает в ряды ордена францисканцев. Ему дают новое церковное имя – Бонавентура. В ордене серьезно относились к обучение перспективных адептов. Джованни постигал науки под руководством именитых богословов и теологов.
Среди учителей были Александр Гэльский и Жан из Ла-Рошели. Все время обучения святой Бонавентура жил в Париже. После окончания обучения Бонавентура Клоте не стал покидать Париж. Он продолжил постигать науки еще три горда. Однако теперь он был не просто одним из студентов.
В его обязанности входило преподавание Святого Писания и Сентенций святого Петра Ломбардского. Но не только преподаванием известен тот отрезок жизни святого.
Он вступил в активный диспут с другими теологами по поводу судьбы орденов доминиканцев и францисканцев. Главными оппонентами молодого магистра стали Фома Йоркский и Вильгельм Сан-Амурский.
В возрасте 35 лет Джованни получает звание профессора в родной францисканской школе. Чуть позже к его регалии добавиться звание профессора Парижского Университета.
Однако далее случается непредвиденное. Умирает святой Франциск и Бонавентуру выбирают генералом ордена францисканцев. Это прекращает научную карьеру святого — у не его банально не остается времени на исследовательскую деятельность.
Святой Бонавентура во главе ордена
Точная дата вступление Бонавентуры в должность генерала ордена 2 февраля 1257 года. Именно с этого момента в ордене начинаются преобразования, позволившие ему не развалиться.
Дело в том, что после смерти святого Франциска в ряды ордена начали принимать очень много новых братьев. Организационная структура францисканцев не была готова к такому наплыву и начала трещать по швам.
Джованни пришлось в срочном порядке заняться организационным вопросами, продумывать новую структуру и оптимизировать процессы внутри ордена. Это занятие полностью отняло у святого время.
Все по праву считают святого вторым основателем. Интересно, что сам Джованни писал жития святого Франциска, Малую и Большую Легенды. Но Бонавентура не переставал работать на благо ордена.
Так в 1260 году он издает новую конституцию ордена. За основу нового свода правил были взяты заветы, продиктованные еще самим святым Франциском. Также святой буквально создал праздник Посещения Елизаветы в 1260 г.
Последние годы жизни святого Бонавентуры
Будучи мудрым наставником, он написал нескольку богословских трудов для своих братьев-францисканцев. Однако не стоит забывать, что генерал ордена во многом личность публичная.
Бонавентура регулярно принимал участие в церковной жизни и политике. В частности, он содействовал избранию Папы Григория X. В ответ за римский папа произвел Джованни в сан кардинала и епископа Альбанского.
Послание о назначении на столь высокий пост застало святого на кухне – он мыл посуду. В должности кардинала Бонавентура пробыл недолго и спустя всего год, в 1274 г., он умер.
Философия Бонавентуры
Святой Бонавентура известен не только, как генерал ордена францисканцев, но и как великий философ и мыслитель. Будучи профессором, он полностью посвятил себя изучении науки теологии. Именно ее святой считал квинтэссенцией всех светских наук.
При этом философия Бонавентуры подразумевала, что именно постижение Бога становится для человека высшей точкой. При этом Джованни Фиданца считал, что человек обладает тремя видами зрения: физическим, созерцательным и мыслительным.
Самым главным Бонавентура считал третье око – созерцательное. Именно с помощью него человек способен познать собственную душу, как отражение Бога. Именно созерцательное око дает возможность человеку пройти все шесть шагов на пути к Господу.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение