Содержание
- 1 Отец Иоанн — величайший святой XX века
- 2 До эмиграции жизнь отца Иоанна была безмятежной
- 3 С занятием большевиками Харькова, архиепископу Иоанну пришлось эмигрировать в Югославию
- 4 Архиепископу Иоанну пришлось бежать из Китая
- 5 Архиепископ Иоанн служил в Западной Европе и США
- 6 Святитель Иоанн ― небесный покровитель аскетов
- 7 Акафист Иоанну Чудотворцу утверждён Священным Синодом РПЦ
- 8 Акафист Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу
1920-е годы. Советская власть уничтожает священнослужителей физически, а храмы разрушает. Хуже того — часть клира пошла на сотрудничество с Советской властью. Появилось движение «обновленцев».
Архиепископ Иоанн возглавил православных, которые не признали новых властей и уехали из России. Он помогал создавать Русскую православную церковь за рубежом, которая уберегла традиции Русского православия от полного уничтожения.
Отец Иоанн — величайший святой XX века
Архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский признан как выдающийся духовный лидер и иерей РПЦЗ.
Зарубежная православная церковь возникла в качестве организации, которая объединила священников и верующих, оказавшихся в результате событий революции 1917 года и Гражданской войны в эмиграции.
29 июля 1927 года она объявила о том, что выходит из подчинения московских церковных властей, объявив их находящимися в подчинении у большевиков.
Отец Иоанн много потрудился в деле создания новой церковной организации, которая сохранила русское православие нетронутым от обновленческого движения.
Именно обновленцев находящиеся в эмиграции священники и их паства объявили ставленниками новой безбожной власти.
Эмиграция знала архиепископа как выдающегося святого XX века. Он был отличным миссионером и выдающимся богословом. Являл собой различные образцы святости.
Его считали Христа ради юродивым и чудотворцем. Господь наделил Иоанна даром прозорливости и врачевания.
Близкие люди знали святого в качестве великого молитвенника. В этом он продолжал традицию русского старчества, которая широко была развита в России до революции.
До эмиграции жизнь отца Иоанна была безмятежной
Архиепископ Иоанн в миру носил имя Михаила Борисовича Максимовича. Родился он в местечке Адамовка. В то время она относилась к Харьковской губернии, Изюмовскому уезду.
День его рождения ― 4 июня 1996 года. Его семья была дворянская, набожная и религиозная. Она поддерживала материально Святогорский монастырь, который был расположен на реке Северский Донец.
Видеролик: СТАРЦЫ. Архиепископ Иоанн Шанхайский (2013).
Отец Михаила — Борис Иванович Максимович был уездным предводителем дворянства в городе Изюм. Мать — Глафира Михайловна Стефанович-Севастьянович, домашняя хозяйка.
Из рода Максимовичей происходил митрополит Иоанн Тобольский (Максимович), известный деятель церкви XVII века, причисленный к лику святых в 1916 году.
Он не любил шумных детских игр и проводил всё своё время в чтении житий святых.
Несмотря на это обстоятельство, Михаилу пришлось поступить в 1907 году в Петровский Полтавский кадетский корпус. Такова была давняя семейная традиция Максимовичей. Учебное заведение будущий архиепископ окончил в 1914 году.
Святитель ещё в детстве избрал религиозное служение и поэтому после окончания своей учёбы в кадетском корпусе он заявил о желании учиться в Киевской духовной академии.
Родители же настаивали на том, чтобы он продолжил светское обучение и поступил в Харьковский университет на юридический факультет.
Не смея ослушаться родителей, юный Максимович начал юридическую карьеру.
Во время учёбы в университете он вёл религиозную жизнь и самостоятельно изучал литературу духовного содержания.
В эти годы святитель познакомился с архиепископом Харьковским Антонием (Храповицким).
В дальнейшем он стал его духовным наставником.
По его приглашению Михаил присутствовал на приезде в Харьков будущего Патриарха Сербского Варнавы (Настича).
Как верующий человек он не принял Февральской революции и открыто заявлял об этом. Михаил окончил университет в 1918 году. Далее служил некоторое время в губернском суде.
Во время нахождения в Харькове большевиков его несколько раз сажали в тюрьму. Когда в город вошёл генерал А.И. Деникин Михаил Борисович вернулся на службу в суд. Кроме того, как член приходского совета, он активно работал в нём.
С занятием большевиками Харькова, архиепископу Иоанну пришлось эмигрировать в Югославию
После того, как белые войска отступили из Харькова, святитель выехал со своей семьёй в Крым. С эвакуируемыми он попал в ноябре 1920 года в Константинополь. После этого ему, вместе с родными, пришлось через год перебраться в Сербию.
Здесь Михаил Борисович стал студентом богословского Белградского университета. В это время начался период тягостей и лишений. Жил отец Иоанн на пособие, выделенное правительство страны для российских беженцев.
В 1924 году РПЦЗ возглавил митрополит Антоний (Храповицкий).
Он посвятил своё духовное чадо в чтецы. Чтецом Михаил состоял при русской Троицкой церкви в Белграде.
В 1925 году отец Иоанн окончил Белградский университет. После этого святитель учительствовал в местной гимназии.
Через год он был пострижен в русском Мильковском монастыре в монашество под именем Иоанн. В этом же году митрополит возвёл его в сан диакона. В декабре этого же года его рукоположили в иерии.
Такая скорость объяснялась тем, что православие в эмиграции отчаянно нуждалось в священниках, которых не хватало.
Далее архиепископ стал преподавателем церковной истории и пастырского богословия в городе Битоль, в местной духовной семинарии. В этом время он близко сошёлся с настоятелем Милькового монастыря архимандритом Амвросием (Кургановым).
В это же время он опубликовал некоторые богословские работы. В них он полемизировал со священником Сергием Булгаковым, сторонником «софиологии».
Король Югославии Александр I Карагеоргиевич был любим святым Иоанном как покровитель русских эмигрантов. Он отслужил панихиду на месте его убийства в Марселе.
При этом другие клирики отказались служить на улице. Тогда владыке пришлось вымести тротуар, расстелить на него епископские орлецы и отслужить панихиду на французском.
Архиепископу Иоанну пришлось бежать из Китая
В 1934 году Архиерейский Синод РПЦЗ решил отправить Иоанна в Китай. Святитель возглавил Шанхайскую, Китайскую и Пекинскую епархии. Перед отъездом он стал епископом Шанхайским. В Пекин он прибыл 4 декабря этого же года.
В Шанхае ему пришлось улаживать разногласия, возникшие между местными православными приходами.
Епископ Иоанн Шанхайский построил в Шанхае ряд храмов и церковных зданий. Кроме того, как пастырь стада Христова, он активно занимался благотворительностью.
Святитель также посещал психиатрические больницы и тюрьмы, где известны случаи исцеления больных по молитвам святого. Отец Иоанн каждый день служил литургию по примеру святого Иоанна Кронштадского.
В 1945 году Маньчжурию заняли войска Красной армии. Через год святитель стал архиепископом РПЦЗ и ему, как единственному не признавшему Московского Патриарха, пришлось оформлять всех прихожан РПЦЗ, живших в Китае.
Остальные священнослужители, признали Московский Патриархат, сотрудничающий с властями СССР.
Из-за продвижения войск коммунистического Китая к Шанхаю святителю, вместе с русскими беженцами, пришлось эвакуироваться на пустынную часть острова Тубабао. Остров принадлежал Филиппинам.
В 1949 году беженцы, хлопотами архиепископа, получили возможность постоянно проживать в США. Отец Иоанн основал при этом в Вашингтоне приход под названием Иоанно-Предтеченский собор. Небольшая часть эмигрантов переселилась в Австралию.
Архиепископ Иоанн служил в Западной Европе и США
После бегства из Китая архиепископ служил в разных странах мира: Франции, Голландии, США. Кроме того, он окормлял болгарские, арабские и румынские православные приходы.
В 1962 году святому пришлось на длительное время выехать в США для преодоления раскола между тамошними православными общинами. Его миссия завершилась удачно, и мир между священством был восстановлен.
Скончался святой подвижник 2 июля 1966 года в Сиэтле в келье Свято-Никольского прихода. С крестным знамением он стоял на коленях перед Курско-Коренной чудотворной иконы Божьей матери. Канонизирован РПЦЗ в 1994 году.
РПЦ причислила его к лику святых в 2004 году. Мощи святого хранятся в Свято-Никольском соборе. Их часто доставляют в Россию.
Они почитаемы среди верующих как символ торжества Православной Веры и сопротивления богоборческой власти.
Святитель Иоанн ― небесный покровитель аскетов
Память святого отмечается 19 июля. 12 октября празднуется день обретения его мощей. При жизни архиепископ Иоанн был образцом подвижнической, аскетичной жизни.
Именно поэтому он считается небесным покровителем аскетов, людей, отказавшихся, от земных наслаждений для служения Богу. Кроме того, ему молятся так же семинаристы о даровании успехов в учёбе.
Святителю Иоанну верующие могут помолиться о помощи в болезни. Обращение к нему помогает тогда, когда необходимо вразумить сектантов и маловеров. При тяжёлых жизненных обстоятельствах стоит также обратиться к его иконе с молитвой.
Святой окажет помощь для разрешения нищеты и всякой нужды. Как Чудотворец он стоит у престола Божия, поэтому его молитвы быстрее доходят к Господу, чем молитвы простых верующих.
Акафист Иоанну Чудотворцу утверждён Священным Синодом РПЦ
Святому Иоанну посвящено несколько молитв. Кроме того, составлен акафист Иоанну Шанхайскому и Сан Францискому Чудотворцу. Акафист — это хвалебно-благодарственное пение. Оно может быть посвящено, в том числе, святому. Текст Акафиста Иоанну Шанхайскому утверждён Священным Синодом РПЦ.
Видео: Акафист СВЯТИТЕЛЮ ИОАННУ Шанхайскому Чудотворцу и молитва.(аудио).
Акафист, в отличие от используемых в древности кондаков, содержит хапйретизмы, то есть восхваления. Они начинаются со слова «радуйся». Пример такого возгласа (икоса) следующий:
«…..Радуйся, святителю отче Иоанне, в бедах скорый помощниче!»
Вступление акафиста — это слова: «Возбранный чудотворче/ воевода/ угодниче Христов». После них в обязательном порядке следует имя святого.
Кроме того, в тексте песни могут употребляться такие слова, как «добрый пастырю», «преображенне отче Иоанне», «милостию Божию», «святых отцу» и т.д.
Они подчёркивают те или иные качества святого, придавая обращению к нему торжественную форму. Завершается вступление хайретизмом «Радуйся!»
Акафист святому Иоанну Чудотворцу составлен на старославянском, поэтому в нём часто встречаются такие выражения, как «бо еси», «явился еси», «вопиющих ти» и т.д. Если что-то в тексте будет непонятно, можно обратиться за советом к священнику. Он подскажет как правильно понимать то или иное место Акафиста святому.
Разделяется Акафист на 12 больших строф или же икосов, а также 12 меньших строф ― кондаков. В них мы воспеваем Богу, как самого святого, так и его деяния. К святому Иоанну обращаются с различными просьбами.
Это может быть поспешение ближним своим во спасение или просьба послать Благодать Божию, указать сущим во тьме путь и т.д.
В церковном Уставе не указанно когда именно необходимо читать акафист святому Иоанну Шанхайскому. Обычно его включают в состав молебна. В РПЦ акафисты были очень популярны до последних времен. Дело в том, что акафист можно читать без священника, которых в среде эмигрантов было мало.
В СССР они зачастую были единственной формой богослужений. Именно поэтому Акафист Иоанну Чудотворцу такой популярен, ведь его распространяли в то время подпольно, перепечатывая на печатной машинке.
Необходимо при этом отметить, что такие копии содержали ошибки. Дело в том, что верующие не знали, например, значения выражения «скорбех сущих».
Именно поэтому читать необходимо только тот текст Акафиста, который утверждён священным Синодом РПЦ. Все другие тексты к чтению священниками и верующими запрещены.
Он не содержит ошибок и поэтому не искажать суть молитвенного обращения ко святому. Если читающий акафист плохо владеет церковнославянским языком, то он может прочесть такое выражение, как «радование всем с верою к тебе препадающим» в общегражданском изложении.
Сам же святой Иоанн был ревнителем древних традиций и стоял за ведение службы исключительно на церковнославянском языке.
Акафист Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу
Кондак 1
Икос 1
Ангела образом яви Тебе в последняя времена всея твари Создатель с милостию Божией пецыся о людях земных. Взирая на добродетели Твоя, Преблаженне Иоанне, вопием ти сице:
Радуйся, с ранняго детства благочестием украшенный!
Радуйся, со страхом и трепетом волю Божию исполняющий!
Радуйся, являющий благодать Божию в тайных благодеяниях!
Радуйся, быстрое далече сущих страждущих услышание!
Радуйся, любвеобильное поспешение ближним своим во спасение!
Радуйся, радование всем с верою к Тебе припадающим!
Радуйся, святителю отче наш Иоанне, последних времен Чудотворче!
Кондак 2
Икос 2
Разум, преисполненный любве, якоже и богословия, Богомудре Иоанне, и богознанием умудренный и к страждущим людем любовью украшенный, познавати нас Истиннаго Бога научи, яко и мы во умилении да вопием ти:
Радуйся, непоколебимая твердыня Истины Православия!
Радуйся, драгоценный сосуд даров Духа Святаго!
Радуйся, честный обличитель неверия и лжеучения!
Радуйся ревностный исполнитель заповедей Божиих!
Радуйся, подвижниче недремлющий, не дающий себе отдохновения!
Радуйся, возлюбленный пастырю стада Христова!
Радуйся, Святителю отче наш Иоанне, последних времен Чудотворче!
Кондак 3
Икос 3
Имеяше воистину, отче Иоанне, с небесе песнь Тебе воспеваему быти, а не от земли: како бо кто от человек возможет твоих дел величие проповедати. Мы же, принося Богу яже имамы, вопием ти сице:
Радуйся, непрестанной молитвою покрывающий чада Твоя!
Радуйся, охранитель стада твоего Крестным знамением!
Радуйся, любве великой вместилище, не взирающий на различия языков!
Радуйся, светильниче всесветлый и вселюбимый!
Радуйся, образе кротости духовныя!
Радуйся, сладостей духовных подателю нуждающимся!
Радуйся, святителю отче наш Иоанне, последних времен Чудотворче!
Кондак 4
Искос 4
Слышаша ближние и дальние величие чудес твоих, Божией милостию даже до нашего времени являемых. В Тебе Богу прославляющемуся мы дивящиеся и в страсе вопием:
Радуйся, просветитель сущих во тьме неверия!
Радуйся, приведший людей твоих с Востока дальняго до Запада!
Радуйся, источниче чудес изливаемый Богом!
Радуйся, с любовью вразумляющий заблудших!
Радуйся, скорый утешитель кающихся во гресех своих!
Радуйся, опора грядущих путем правым!
Радуйся, Святителю отче наш Иоанне, последних времен чудотворче!
Кондак 5
Икос 5
Видевше многую помощь твою в напастех и обстояниях, Преблаженне отче Иоанне, дерзновенный бо ходатай перед Престолом Божии и скорый в бедах помощниче еси. Того ради и мы на твое покровительство пред Богом уповаем и вопием ти:
Радуйся, стихий опасных прогонителю!
Радуйся, молитвою твоею от нужд избавляющий!
Радуйся, голодающим хлеба присный подателю!
Радуйся, приуготовляяй просящим изобилие!
Радуйся, утешителю в скорбех сущих!
Радуйся, многих падших от погибели исхитивший!
Радуйся, Святителю отче наш Иоанне, последних времен Чудотворче!
Кондак 6
Икос 6
Возсия молитвою твоею, совершил еси неисполнимое, о, добрый Пастырю, и склонил власти мирские сострадати о людях твоих. Того ради с ними и мы благодарственно вопием ти:
Радуйся, усердно тя призывающим верно помогающий!
Радуйся, избавляющий от неправедного убиения!
Радуйся, сохраняющий от клеветы и злословия!
Радуйся, обороняющий невинных от уз!
Радуйся, отразитель от нападения нечестивых!
Радуйся, помрачителю лжи и проявителю истины!
Радуйся, Святителю отче наш Иоанне, последних времен Чудотворче!
Кондак 7
Икос 7
Новаго видеша тя избранника Божьяго иже вкупе со святителями древней Галлии, Ты явился еси в последняя времена яко един от сих, вдохновляя паству твою соблюдати Православную веру яко же сии на Западе исповедаху. Сохрани и нас в вере сей пребывати, вопиющих ти:
Радуйся, новый Мартыне в воздержании, подвигах и чудесах твоих!
Радуйся, новый Германе в исповедании твоем Православной Веры!
Радуйся, новый Иларии в Божественном богословии!
Радуйся, новый Григорие, в почитании и прославлении угодников Божиих!
Радуйся, новый Фавсте Твоею нежною любовию и усердием иноческим!
Радуйся, новый Цесарий в твердой любви Правилам Церкви Божией!
Радуйся, святый отче наш Иоанне, последних времен Чудотворче!
Кондак 8
Икос 8
Весь еси был делателю винограда Христова, Богоносне отче, не ведал еси покоя ни до конца многотрудного живота твоего, помози и нам недостойным в деланиях наших, будем и мы прилежаще верно Богу, дивный угодниче Божиий Иоанне, яко славяще вопием ти:
Радуйся, претерпевый до конца и достигший спасения!
Радуйся, пред иконой Богоматери умерети сподобившийся!
Радуйся, среди гонения неправеднаго мужественный веры хранителю!
Радуйся, яко добрый пастырю стаду Твоему, правящим иерархом кончину седяще приемший!
Радуйся, после смерти утешивший паству чудесным Своим возвращением!
Радуйся, многих чудес подателю к раке Твоей с верою и любовию притекающим!
Радуйся, Святителю отче наш Иоанне, последних времен Чудотворче!
Кондак 9
Икос 9
Ветии многовещанныя не возмогут извещи крепость святого жития твоего, о, праведне отче Иоанне, неизреченнаго Бога святилище. О, дивное явление Божие нашему маловерному времени, немолчно прославляем тя, вопиющи таковая:
Радуйся, Божественных повелений палата!
Радуйся, малое и слабое ангельских обителей вместилище!
Радуйся, лествице, еюже удобно восходим на небеса!
Радуйся, лечебница всякия недуги скоро врачующая!
Радуйся, молитвеннаго подвига тайное хранилище!
Радуйся, светлоукрашенный храме Духа Святого!
Радуйся, Святителю наш Иоанне, последних времен Чудотворче!
Кондак 10
Икос 10
Стена еси всем прибегающим к Твоему небесному заступничеству, отче Иоанне, тем же и нам от демонскаго ополчения ограждай, от недугов, напастей и нужд различных освобождаяй, с верой к Тебе взывающих:
Радуйся, ослепших прозрение!
Радуйся, силою молитвы жизнь на смертном одре сущим подающий!
Радуйся от мятежа и брани соблюдаяй!
Радуйся, спасительная влага погибающих в огне печали орошающая!
Радуйся, одиноких и оставленных отеческое заступление!
Радуйся, святый Учителю ищущих истину!
Радуйся, Святителю отче Иоанне, последних времен Чудотворче!
Кондак 11
Икос 11
Светодательный светильник Православия сущим во мраке невежества явился еси, стада Христова добрый пастырю. Тако и по успении Твоем являеши истину неведущим ея, души верных просвещающе, вопиющим ти таковая:
Радуйся, просвещение мудрости Божией сущим в неверии!
Радуйся, радуга тихой радости кротких!
Радуйся, громе, устрашающий во грехе упорствующих!
Радуйся, молние, ереси пожигающая!
Радуйся, одождение догматов Православия!
Радуйся, орошение Богомыслия!
Радуйся, Святителю отче наш Иоанне, последних времен Чудотворче!
Кондак 12
Икос 12
Поюще хвалу Богу, в Тебе кротком и смиренном рабе дивно бо прославися, падшему и безверному миру явися, ничтоже сотворшему равного дарованию чудес твоих. Ими же удивляющися, со святыми кланяемся и почитаем тя:
Радуйся, новая праведности звезда на небосклоне возсиявшая!
Радуйся, новый пророче, от воцарения зла нас избавляющий!
Радуйся, новый Ионе, о гибели пророчествующий от греха!
Радуйся, новый Крестителю, призывай всех к молитве и покаянию!
Радуйся, Новый Павле, тяготы проповеди Евангелия понесший!
Радуйся, новый апостоле, светлое веры проповедание!
Радуйся, Святителю отче Иоанне, последних времен Чудотворче!
Кондак 13
Этот Кондак читается трижды
Икос 1
Ангела образом яви Тебе в последние времена всея твари Создатель с милостию Божией пецыся о людях земных. Взирая на добродетели Твоя, Преблаженне Иоанне, вопием ти сице:
Радуйся, с ранняго детства благочестием украшенный!
Радуйся со страхом и трепетом волю Божию исполняющий!
Радуйся, являющий благодать Божию в тайных благодеяниях!
Радуйся, быстрое далече сущих страждущих услышание!
Радуйся, любвеобильное поспешение ближним своим во спасение!
Радуйся, радование всем с верою к Тебе припадающим!
Радуйся, Святителю отче наш Иоанне, последних времён Чудотворче!
Кондак 1
Молитва ко Святителю Иоанну, последних времен Чудотворцу
О, Святителю отче наш Иоанне, Пастырю добрый и тайновидец душ человеческих.
Ныне у Престола Божия за нас молишися, яко же и сам посмертне изрек: «Хотя я и умер — но я ЖИВ!». Умоли Всещедраго Бога прощение нам во гресех даровати, до смело воспрянем духом и уныние сего мира отряхнем и Богу возопием о даровании нам смирения и Богодухновения, Богосознания и духа благочестия на всяких путях жизни нашея. Яко милостивый сиропитатель и опытный путеводитель на земле бывший, ныне буди нам вождем Моисеевым и в смутах церковных всеобъемлющее Христово вразумление.
Услыши стенания смущенных юношей нашего лихолентия, обуреваемых беснованием вселукавым и отряхни лень уныния изнемогающих пастырей от натисков духа мира сего и томящихся в оцепенение праздном.
Да слезно вопием ти, о теплый молитвенниче, посети нас сирых, во тьме страстей утопающих, ждущих твоего отеческаго наставления, да озаримся светом невечерним, идеже Ты пребываеши и молишися за чад твоих, по лицу вселенныя разсеянных, но любовию слабою к свету все же тянущихся, идеже свет Христос Господь наш пребывает, Ему же честь и держава ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Величание
Величаем, величаем тя, Святителю Отче Иоанне, и чтим святую память твою.
Ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Тропарь (Гл. 6)
Славный апостолом Христовым наследниче,/
Явился еси нас маловерных и хладных сердцем спасти./
Древних святых благодатию и подвигами облеклся еси,/
Сего ради от Бога Небесныя тайны приемше./
О, Cиропитателю предобрый, подающий надежду миром отверженным,/
О, Светильниче Христов, Божественным пламенем/
на заре Страшного Суда возженный./
Моли о нас, Святителю Иоанне, да возгорятся и наши сердца пламенем спасительной любви ко Христу/ и спастися душам нашим во времена последня.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение