Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Царь Ирод — «злой гений Иудейской нации»

06.05.2019
3 740

Впечатленный библейским рассказом об этой ужасной смерти, известный русский писатель Антон Павлович Чехов, который был ещё и врачом, попытался поставить царю ему диагноз, применяя метод «ретроспективной диагностики».

Ему не удалось точно установить, от какой именно болезни скончался тиран, но обстоятельства его смерти были действительно страшны и стали платой за все его грехи.

О смерти иудейского царя Ирода в Библии говориться так:

(Деян. 12:20-25)

«И тотчас поразил Ирода ангел Господень за то, что не воздал тот славы Богу: он умер, изъеденный червями»

Царь Ирод получил от историков прозвище «Великий», хотя в истории прославился своими злодеяниями

Библейский Царь Ирод — это исторический Ирод I Великий. Он идумеянин, царь Иудеи с 40 по 4 год до н.э. Основал идумейскую династию Иродиадов. Современники отмечали его злой и жестокий характер и говорили что он готов на любые преступления в угоду своим неограниченным амбициям.

Именно Ирод Великий приказал избить вифлиемских младенцев, когда узнал, что волхвы отправились в Вифлеем для поклонения младенцу Христу.

Ирод I Великий. Цари Иудеи 37 или 36 до н.э. — 4 или 1 до н.э. Царь Ирод Великий основал династию иудейских царей, прославился масштабным строительством и кровавыми репрессиями. Библия говорит о том, что он приказал убить вифлеемских младенцев, думая таким образом уничтожит только что родившегося Христа, так как опасался что он станет претендовать на его трон
Ирод I Великий. Цари Иудеи 37 или 36 до н.э. — 4 или 1 до н.э. Царь Ирод Великий основал династию иудейских царей, прославился масштабным строительством и кровавыми репрессиями. Библия говорит о том, что он приказал убить вифлеемских младенцев, думая таким образом уничтожит только что родившегося Христа, так как опасался что он станет претендовать на его трон

Ирод Великий — это основатель целой династии иудейских царей, носящих это имя. К ней относится, например, его сын царь Ирод Антипа, казнивший Иоанна Крестителя и отправивший на суд к Понтию Пилату Иисуса Христа. Титул «Великий» Ирод получил от историков после смерти.

Это связанно сего ловкостью как политика и грандиозными свершениями в области строительства. Кроме того, также исследователи отмечают роскошь его двора. Представители христианских Церквей говорят о том, что этот титул позволяет отличить Ирода от его наследников, которые носили это же имя, но не содержит его нравственной оценки.

Ещё в юные годы царь Ирод Великий проявлял выдающиеся даровании и не гнушался никакими средствами

Ирод I Великий происходит из династии антипатридов. Его дед Антипатр покорился Хасмонейскому Иудейскому государству и принял иудаизм. При этом он сохранил за собой власть над Идумеей.

Его отец — Антипатр Идуменянин считался сторонником римлян. Так он поддержал взятие Иерусалима Помпеем, надеясь тем самым ослабить евреев. В 47 году до н.э. сам Ирод получил римское гражданство.

Римский император Марк Антоний, бюст. В 48 году до н.э. он назначил Ирода и его братии Фазаила четверовластником над Иудеей
Римский император Марк Антоний, бюст. В 48 году до н.э. он назначил Ирода и его братии Фазаила четверовластником над Иудеей

Родился тиран около 4 года до н.э. Он был вторым сыном в семье, его отец — идумейский князь, а мать — аравитянка Кипра. В 15 лет Ирод стал прокуратором Галилеи, а в 48 году до н.э. его вместе с братом Фазаилом Император назначен императором Марком Антонием четверовластником над Иудеей.

15 лет
было Ироду Великому, когда он стал прокуратором Галилеи

Современники отмечали, что с детства царь показывал выдающиеся военные и политические дарования. Он преуспел в дипломатическом искусстве и ораторском мастерстве. Обладал мужеством, находчивостью и силой воли, однако был вместе с тем чрезмерно честолюбив и коварен.

Ирод стремился к власти и не гнушался для этого никакими средствами. Особенно его жестокость, подозрительность и коварство усилились в нем к концу жизни.

Царь Ирод Великий, как тетрарх Галилеи прославился уничтожением «галилейских разбойников»

Биография Ирода Великого рассказывает о том, что став в 25 лет губернатором или тетрархом Галилеи он прославился уничтожением повстанцев Иезекии. Историки считают, что среди них находились участники антиримского восстания.

Захваченных разбойников казнили, что вызвала одобрение у римских наместников Сирии и осуждение у консервативных иудеев. В результате тетрарх Ирод оказался на хорошем счету у римских властей.

Бюст Клеопатры VII из Шершелл в Алжире. Когда царь Ирод отправился из Иудеи в Рим просить помощи для отражения нашествия парфян, он по пути становился в Египте, где его приняла царица Клеопатра
Бюст Клеопатры VII из Шершелл в Алжире. Когда царь Ирод отправился из Иудеи в Рим просить помощи для отражения нашествия парфян, он по пути становился в Египте, где его приняла царица Клеопатра

В 40 году до н.э. случилось нашествие парфян. При этом в одной из битв с Антигоном Хасмонеем, последним из Маккавеев, и с парфянами, его союзниками, Фазаил попал в плен, где затем совершил самоубийство.

После этого Ирод оставил Галилею и бежал на юг. В начале он остановился в Иерусалиме, потом отправился в Идумею, а далее отправился в Египет. Здесь его приняла царица Клеопатра (Ид. 14, 14:2). После этого тетрарх отправился на корабле в Рим.

Его подержал император Марк Антоний, который его представил сенату и «избрал» царём Иудеи. С этого момента Ирод стал носить титул «царь Иудеский».

Римляне оказали Ироду Великому помощь в освобождение Иерусалима от парфян

Из Италии Ирод I отправился в Птолемиду. Здесь при поддержке властей Рима он скомплектовал армию, состоящую из наёмников и еврейских беженцев. Её задачей стало противостояние экспансии Парфии и освобождение Иерусалима (Ид., 14,15:1).

После того как парфян разбили, к армии Ирода присоединились римские легионеры в количестве 11-ти регулярных легионов под командованием Квинта Сосия Сенециона. В союзе с римскими легионами его войска в 37 году до н.э. взяли Иерусалим и свергли парфянского ставленника Антигона.

Вход Ирода в Иерусалим. Миниатюра Жана Фуке, XV век. Царь Ирод Великий во время осады Иерусалима совместно с римскими войсками, женился на внучке первосвященника Гиркана III, Маримне. Сделал он это чтобы увеличить свои шансы на престол
Вход Ирода в Иерусалим. Миниатюра Жана Фуке, XV век. Царь Ирод Великий во время осады Иерусалима совместно с римскими войсками, женился на внучке первосвященника Гиркана III, Маримне. Сделал он это чтобы увеличить свои шансы на престол

Когда ещё шла осада города, Ирод женился на Маримне, внучке первосвященника Гиркана III. Этим он преследовал две цели: повысить свои шансы на престол и придать своей династии санкцию кровного родства с домом Хасмонеев.

Заняв его Ирод казнил 45 активных сторонников Антигона, кроме того его стараниями казнили в Антиохии пленного последнего иудейского царя Хасмонейской династии.

Гай Юлий Цезарь Октавиан Август. С Октавианом царь Ирод сумел выстроить дружественные отношения, не смотря на то, что он вначале поддерживал в гражданской войне его противника, Марка Антония
Гай Юлий Цезарь Октавиан Август. С Октавианом царь Ирод сумел выстроить дружественные отношения, не смотря на то, что он вначале поддерживал в гражданской войне его противника, Марка Антония

В то время между Марком Антонием и Октавианом Августом началась война, и Ироду пришлось лавировать между соперниками. В 31 году до н.э. после Сражения при Акциуме Марк Антоний протерпел поражение.

После этого в Иудею вторглись южные племена, а самом Иерусалиме произошло крупное землетрясение. Оно унесло 30 000 жизней. Несмотря на эти бедствия, царь Ирод сумел вовремя заявить своё верноподданничество новому римскому императору Октавиану Августу.

В результате тот присоединил к его владениям еще и северо-восточные области Палестины: Трахонитиду, Ватанею и Авранитиду.

После воцарения и уничтожения  своих противников царь Ирод занялся строительством

Закрепившись на троне, Ирод Великий занялся активным строительством. В первую очередь он начал реконструкцию Второго храма или Храма Зоровавеля, при этом он сохранил своё название и по-прежнему назывался Вторым Храмом. Реконструкция продолжалась 9 лет, начиная с 22 года до н.э. служба все это время в нём не прекращалась.

Фрагмент макета-реконструкции Иерусалимского храма Ирода Великого (Второго Храма). Вмдя что Второй Храм обветшал и плохр смотриться на фоне новых величественных зданий Ирод решил перестроить его
Фрагмент макета-реконструкции Иерусалимского храма Ирода Великого (Второго Храма). Вмдя что Второй Храм обветшал и плохр смотриться на фоне новых величественных зданий Ирод решил перестроить его
Останки амфитеатра Севастии. Царь Ирод перестроил и переименовал несколько городов, в том числе Самару, которая стала Севастией (Себастией)
Останки амфитеатра Севастии. Царь Ирод перестроил и переименовал несколько городов, в том числе Самару, которая стала Севастией (Себастией)

Ирод также построил в пригороде Иерусалима амфитеатр, а также в самом городе дворец, который стал называться Дворец Ирода Великого, а также цитадель Антонию. Память своего умершего брата он увековечил, построив мавзолей с башней. Его высота не уступала Фароссокому маяку (Ид., 16,5:2).

При царе Ироде Самара стала называться Севастией.

Кроме того, царь построил и перестроил ряд городов. Некоторые из них получили новые имена, так Самара стала Севастией, а Стратова Баншня — Кесарией. Строил он из за пределами территории Иудеи, возведя пифиский храм на острове Родос в благодарность за гостеприимство.

Стоит также отметить, что когда в 25 году до н.э. в Иудейском царстве из-за неурожая начался город, Ирод Великий собрал в своём дворце золото и обменял его в Египте на хлеб. Кроме того, он в это период два раза снижал налоги. Это смягчило отношение к нему в еврейском народе, который возмущали эллинистические пристрасти царя.

Царь Ирод Великий умер страшной смертью: его заживо съели черви

Несмотря на активное строительство и раздачу хлеба в голодные годы, царь Ирод Великий не пользовался популярностью у иудеев. Дело в том, что он считался чужим в Иудее, так как происходил не иудейской династии, заводил эллинистические и римские обычаи, например, строил амфитеатры, где проводились гладиаторские бои, театры, дозволял проводить языческие церемонии.

Естественно, что консервативной части иудейского общества это не нравилось. Однажды даже сильная партия фариссев в количестве 6000 человек отказались принести ему присягу в верноподданстве и устроили заговор с целью свержения.

Убийство жены Ирода, средневековая гравюра. В последние годы жизни Род Великий, опасаясь за свой трон стал истреблять всех возможных претендентов на него. Он не остановился даже перед убийством своей жены Мариамны и сыновей
Убийство жены Ирода, средневековая гравюра. В последние годы жизни Род Великий, опасаясь за свой трон стал истреблять всех возможных претендентов на него. Он не остановился даже перед убийством своей жены Мариамны и сыновей

Именно поэтому последние годы жизни и правления Ирода отмечены особой подозрительностью, мстительностью и жестокостью. Спасая свой трон он истреблял потомков законных правителей еврейского народа, и не остановился даже перед умерщвлением Мариамны, хотя она была самой любимой из его десяти жен, вместе с ее двумя сыновьями — Александром и Аристовулом (7 г. до н.э.).

За несколько дней до своей смерти Ирод велел убить своего сына Антипатра. Обещание это все же не было исполнено, узнав об этом, император Октавиан Август сказал: «Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном»

Библия говорит о том, что царя Ирода заживо съели черви.

Царь Ирод дожил до 70 лет и процарствовал в Иерусалиме 34 года. Как умер царь, рассказывается в Библии: «В назначенный день Ирод, надев царские одежды, воссел на троне и обратился к собравшимся.

Народ же, в угоду ему, восклицал: «Это не человек говорит, а Бог». И тотчас поразил Ирода ангел Господень за то, что не воздал тот славы Богу: он умер, изъеденный червями». Исторические источники  того периода подтверждаю, что перед смертью он сильно страдал от болей в животе. Какой именно болезнью болел царь, установить пока что не удалось.

Иродион, остатки крепости, вид сверху. В крепости похорнили тело царя ирода Великого после его смерти
Иродион, остатки крепости, вид сверху. В крепости похорнили тело царя ирода Великого после его смерти

Своими наследниками после кончине Ирод хотел видеть Архелая и Антипу, но после его смерти римский император Октавиан Август разделил Иудею на четыре части, по числу сыновей Ирода, а Архелаю дал всего лишь титул этнарха, пообещав сделать его в дальнейшем царем.

Сам же Архелай устроил отцу пышные похороны. Траур по царю Ироду Великому продолжался семь дней, похоронили его Иродионе — крепости, построенной Иродом рядом с поселком Текоа.

Иисус Христос — это один из тех младенцев, которых Ирод приказал умертвить в Вифлееме

Царь Ирод и Иисус никогда не встречались, но Библия рассказывает о Вифлеемском избиении младенцев, одни из которых был младенец Иисус. Евангелие от Матфея говорит о том, что Ирод узнал от волхвов о том, что родился истинный Царь Иудейский, и они идут поклониться ему (Мф. 2). При этом волхвы не сказали царю, где находиться младенец.

Избиение младенцев в мозаике римского храма Санта Мария Маджоре. Царь Ирод приказал убить всех первенцев в Вифлееме, потому что испугался что «новый царь», т.е. младенец Христос лишит его трона
Избиение младенцев в мозаике римского храма Санта Мария Маджоре. Царь Ирод приказал убить всех первенцев в Вифлееме, потому что испугался что «новый царь», т.е. младенец Христос лишит его трона

Ирод испугался, так как он не происходил из рода царя Давида и новый претендент на власть мог его сместить с трона. Именно поэтому он решил убить новорождённого царя. Так как Ирод не знал, где находиться младенец, он приказал убить всех вифлеемских детей в возрасте до двух лет, надеясь, что в их числе окажется и загадочный «будущий царь».

В Евангелии говориться о том, что происходило избиение младенцев, но не сообщается точная цифра погибших. Византийская традиция говорит о 14 000, а сирийская о 64 000.

14 000
младенцев убили в Вифлееме по приказу царя Ирода

Некоторые ученые сомневаются в количестве погибших, кроме того говорят о том, что известный историк Израиля и Иудеи ничего не говорит об этом событии.

На это отец Александр Мень отмечает, что приказ о направлении в Вифлеем отряда солдат с распоряжением умертвить там всех младенцев моложе двух лет, вероятнее всего отдавался Иродом в глубокой тайне. Православная Церковь чтит святых 14 тысяч вифлеемских младенцев, убитых по приказу царя Ирода 11 января.

Имя царя Ирода стало нарицательным

В православном христианстве фигура царя Ирода однозначно осуждается. Это отношение также проникло в народ и иродом стали называть всякого злого, коварного и жестокого человека, без каких-либо моральных принципов.

Более того, в народном христианстве царь Ирод приобрел титул Окаянного. Его имя стал ругательным словом, хотя в наше время оно употребляется в этом значении достаточно редко.

Святополк Владимирович Окаянный. Художник В. Шереметьев. 1867 год. Имя «Ирод» стало нарицательным. Часто с ним сравнивают правителей, совершивших ужасные поступки, например, так называют в летописях Святополка Окаянного за то что он убил братьев Бориса и Глеба
Святополк Владимирович Окаянный. Художник В. Шереметьев. 1867 год. Имя «Ирод» стало нарицательным. Часто с ним сравнивают правителей, совершивших ужасные поступки, например, так называют в летописях Святополка Окаянного за то что он убил братьев Бориса и Глеба

Представители Православной Церкви в России и светские учены часто сравнивали фигуру иудейского царя с фигурами князя Святополка Окаянного и царя Ивана Грозного. Дело в том, что эти исторические деятели также упорно стремились обладать властью и не видели никаких преград на пути к этому.

При этом стоит сказать, что тот же Иван Грозный отличался набожностью, а Ирод начал реконструкцию Второго Храма, при этом способствовал возрождению языческих Олимпийских игр.

Ирод начал реконструкцию Второго Храма, но способствовал возрождению языческих Олимпийских игр.

Деяния царя Ирода и библейские рассказы о нём, в первую очередь рассказ об избиении вифлеемских младенцев, часто используются церковнослужителями и богословами в своих проповедях, выступления и сочинениях.

Так, например, к фигуре тирана обращался святой Иоанн Златоуст и отец Александр Мень. В них Ирод предстаёт в виде правителя коварного, жестокого и порочного, который из опасения за свою власть приказа умертвить невинных младенцев.

Кроме того, так же говориться и о том, что иудейский царь таким образом пытался помешать Иисусу Христу исполнить его миссию по спасению человечества.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *