Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Ессеи — иудейская секта «праведных»

25.05.2019
4 443

В 1947 году молодой пастух-бедуин пас овец. Одна овца отбилась от стада, и пастух стал её искать. Он решил спуститься в одну из Кумранских пещер, которых находятся на берегу Мертвого моря.

Здесь он нашёл странные свитки, когда учёные их расшифровали, оказалось, что это архив загадочной секты ессеев, о которых писали в своих сочинениях такие выдающиеся историки древности как Филон Иудейский, Иосиф Флавий и Плиний Старший.

Ессеи — это иудейская секта, фарисеи и саддукеи были её противниками

Ессеи — секта, которая существовала во времена Второго Храма, произошла от иудаизма. Это также период земного служения Иисуса Христа. Историки утверждают, что они вели свою деятельность ориентировочно от II века до Р. Х. по третью четверть I в. от Р. Х. Название секты означает в переводе с арамейского «благочестивые» или же «врачеватели».

Изображение, найденное на стене одной из пещер, где проживали ессеи. В Священном Писании секта ессеев не упоминается, вся информация о них взята из археологических находок, сообщений античных авторов и рукописей, найденных в Кумранских пещерах
Изображение, найденное на стене одной из пещер, где проживали ессеи. В Священном Писании секта ессеев не упоминается, вся информация о них взята из археологических находок, сообщений античных авторов и рукописей, найденных в Кумранских пещерах. Фото: acathist.ru

В Священном Писании ессеи нигде не упоминаются. Основная информация о них получена их сочинений античных историков Филона Александрийского, Плиния Старшего, Иосифа Флавия и других.

Секта ессеев противостояла саддукеям и фарисеям — двум другим направлениям иудейства римской эпохи. В своё время Иосиф Флавий и Филон Александрийский насчитывали 4000 современных им ессеев.

4000 ессеев
проживало в стране, во времена Римской империи

Ессеи были рассеяны в Палестине и вначале жили в городах и деревнях под именем ассидеев. Они боролись со сторонниками эллинистических обычаев, садуккеями и фарисеями. Садуккеи — это древнееврейская философско-религиозная школа, признающая только закон Моисея.

Фарисеи — группа иудеев со строгим отношением к благочестию, требовали наиболее тщательного соблюдения иудейского закона и предания. Часто слово «фарисей» употребляется в качестве синонима к слову «лицемер».

Иосиф Флавий. Иосиф Флавий — еврейский историк и военачальник. Иосиф Флавий известен дошедшими до нас на греческом языке трудами — «Иудейская война» и «Иудейские древности». Из этих сочинений мы можем в наше время получить сведения о секте еесеев
Иосиф Флавий. Иосиф Флавий — еврейский историк и военачальник. Иосиф Флавий известен дошедшими до нас на греческом языке трудами — «Иудейская война» и «Иудейские древности». Из этих сочинений мы можем в наше время получить сведения о секте еесеев. Фото: gracetime.ru

Решив, что городская жизнь испорчена и разращена, а также поняв, что они не могут играть серьезную роль в жизни еврейского общества, ессеи удалились от общественной жизни. Они перестали посещать Ветхозаветный Храм и удалились на северо-запад от Мёртвого моря, основав там обособленные колонии.

Вполне вероятно, что ессеи были и среди последователей Христа, но многие также не приняли Его. В результате последователи этого учения превратились иудействовавшие гностические секты и вскоре сошли на нет.

Ессеи проживали в районе Кумрана, здесь найдено евангелие от ессев

Во времена Ветхого Завета состояние иудейского общества не соответствовало его требованиям. При этом среди иудеев присутствовали такие верующие, которые на деле стремились вести жизнь нравственную, соответствующую Закону Моисея.

В некоторых случаях они отгораживались от общества и вступали в различного рода аскетические общины. Они считали, что здесь жизнь отвечает нормам Закона Божия. Именно так в Иудее создавались секты.

Вади Кумран и панорама Национального парка Кумран с юга. Район Вади-Кумрана находится рядом с Мёртвым морем. Он богат пещерами естественного и искусственного происхождения. В них проживали члены общины ессеев
Вади Кумран и панорама Национального парка Кумран с юга. Район Вади-Кумрана находится рядом с Мёртвым морем. Он богат пещерами естественного и искусственного происхождения. В них проживали члены общины ессеев. Фото: i0.wp.com

Одно из таких сект была секта ессеев. Плиний Старший сообщает о том, что её члены проживали в районе Вади-Кумран. Кумран находится возле Мертвого моря, это скудная местность богатая скалами с пещерами в них.

В этих пещерах обнаружены рукописи общины аскетов, которые проживали здесь во времена Христа. Кумранская община хранила здесь древние манускрипты, которые получили название «Свитки Мертвого моря».

Члены секты ессеев проживали возле Мёртвого моря в районе Вади-Куман.

Большинство исследователей отожествляет эту общину с ессеями. Что же касается самих свитков, то они содержали и содержат фрагменты из Пятикнижия.

Кроме того, исследователи также обнаружили в них отрывок из Евангелия Марка, признанный самим древним из известных на сегодняшний день. Также в этих документах описывается образ жизни ессеев.

Кумран. Свитки Мертвого моря. Обнаруженные в пещерах Кумрана свитки, которые туда спрятали члены общины во время нападения на них римских солдат, позволили много узнать о вере и образе жизни ессеев
Кумран. Свитки Мертвого моря. Обнаруженные в пещерах Кумрана свитки, которые туда спрятали члены общины во время нападения на них римских солдат, позволили много узнать о вере и образе жизни ессеев. Фото: prichal.com

Историки, изучив найденные свитки, установили, что их спрятали в пещерах члены общины примерно в 66 году н.э. во время одного из еврейских восстаний. Кроме того, они утверждают, что ессеи придерживались отшельнического образа жизни, как терапевты (фирапевты) и гемеро-баптисты, ранних же ессеев сравнивают с фарисеями.

При этом прослеживается связь ессеев с последователями позднейшего хасидизма, каббализма и различными тайными обществами.

Для того чтобы стать членом Кумранской общины необходимо было пройти трехлетние испытание и дать обет

Стать членом секты ессеев можно было только после прохождения испытания в течение трех лет. Кроме того так же давался следующий обет:

  • чтить Бога;
  • быть справедливым ко всем;
  • никому не вредить;
  • быть врагом неправды;
  • сохранять верность властям;
  • достигнув власти, не превозноситься;
  • не отличать себя от других особой одеждой и украшениями;
  • обличать ложь и любить истину;
  • ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать;
  • воздерживаться от незаконной прибыли;
  • догматов ессейского учения никому не передавать;
  • не употреблять клятвы
  • верно хранить писания (древние книги) ессеев и иудеев и имена ангелов (по Тосту и Грецу — таинственные имена Божии).

После этого человек входил в число членов общины. Ессеи имели только общее имущество, не имели рабов, уклонялись от корыстолюбия. При этом одна часть секты практиковала безбрачие, другая же позволяла вступать в брак, но муж переставал общаться с женой после того, как она забеременела. Брать детей на воспитание у ессеев дозволялось.

100 человек
столько судий судили своих ессеев

Все члены Кумранской общины и другие ессеи подчинялись строгому Уставу, кроме того, подчинялись старшинству и решениям большинства. Так, например, доходами ессеев распоряжались избранные попечители и священники. Судили сектантов собственные судьи, чьё количество составляло не менее 100 человек.

Кумран. План реконструкции периода Второго Храма. Ессеи жили не только в пещерах. Во времена Второго Храма ими построен в районе Вади-Кумрана надземный комплекс конюшнями, цистернами для сбора воды, ремесленными мастерскими, акведуком и т.д
Кумран. План реконструкции периода Второго Храма. Ессеи жили не только в пещерах. Во времена Второго Храма ими построен в районе Вади-Кумрана надземный комплекс конюшнями, цистернами для сбора воды, ремесленными мастерскими, акведуком и т.д. Фото: s8.drugiegoroda.ru

Многие представители ессейского учения занимались аллегорическим толкованием Святых Книг и учением о нравственности. Правила общины они соблюдали очень строго и неукоснительно, при этом предпочитали умереть, но не жить постыдной жизнью.

Сама община ессеев делился на четыре степени, не считая испытуемых. Одна степень отделялась строго от другой и высшие, соприкоснувшись с низшими считались нечистыми. Ессеям, особенно глубоко изучившим Священное Писание и приготовленным особыми аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее.

Если ессей совершал большое преступление, его исключали из общины, и он умирал голодной смертью, так как не мог есть вне общинного дома, но если раскаивался, мог вернуться обратно.

Школа ессев по Иосифу Флавию

По свидетельству известного римского историка Иосифа Флавия, ессеи верили в Единого Бога и признавали бессмертие души. Кроме того, после Бога они почитали законоположника Моисея. Тот из ессеев, кто хулил Моисея, наказывался смертью.

Также общинники соблюдали субботы, не произносили клятвы, молились во время восхода и захода солнца. Они не приносили кровавых жертв, учили, что они братья между собою и поэтому старались всячески помогать друг другу.

Пророк Моисей. Монастырь Св. Екатерины, Синай, Египет. Ессеи почитали закон Моисея и за хулу на него казнили хулителя смертью
Пророк Моисей. Монастырь Св. Екатерины, Синай, Египет. Ессеи почитали закон Моисея и за хулу на него казнили хулителя смертью. Фото: www.pravoslavie.ru

Центром жизни общины ессеев считался дом, где они вкушали совместную трапезу. Она принимала обряд священнодействия. Если ессеи в полной тишине. Обычно их обе состоял из одного блюда и хлеба.

Трапеза ессеев состояла из одного блюда.

В обычной жизни они занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством. Некоторые из них изучали ремесло. Кроме того, среди ессеев было много врачеватели, которые лечили больных с помощью целебных растений и дыхательной гимнастики.

Братство ессеев, рисунок, реконструкция. Ессеи могли вкушать пищу, только принимая её из рук других членов общины. Если ессея изгоняли из неё, он мог умереть от голода из-за принятого на себя обета
Братство ессеев, рисунок, реконструкция. Ессеи могли вкушать пищу, только принимая её из рук других членов общины. Если ессея изгоняли из неё, он мог умереть от голода из-за принятого на себя обета. Фото: ru.santosepulcro.co.il

Во время существования секты ессеев шла Иудейская война, и некоторые её представители в ней участвовали, несмотря на то их учение запрещало делать оружие. Также общинники отвергали войны до пришествия Мессии. При этом они готовились к войне против сил Зла на стороне Мессии.

Август Неандер утверждает, что ессеи заимствовали свое учение от халдеев

О происхождении учения ессеев до сих пор ведутся серьёзные споры. Так немецкий историк Церкви Август Неандер считает, что школа ессеев заимствовало своё учение от халдеев, то есть семитских племен, во времена вавилонского плена. Другие же ученые утверждают, что основу их учения составляют греческие, пифагорейские идеи, а не иудейские.

Август Неандер. Германский протестантский богослов и церковный историк. Неандер считал, что свое учение ессеи заимствовали свое учение у халдеев во времена вавилонского плена
Август Неандер. Германский протестантский богослов и церковный историк. Неандер считал, что свое учение ессеи заимствовали свое учение у халдеев во времена вавилонского плена. Фото: upload.wikimedia.org

Такие же исследователи как Эвальд, Грец и Иост считают, что оно — это продукт чисто иудейского происхождения, указывая на схожесть некоторых его положений с фарисейством и садукейством. Также в научных кругах часто говориться о сходстве египетских терапевтов.

Точно же неизвестны корни этого учения, потому что источников, описывающих учение и жизнь ессейских общин мало. Обычно исследователи опираются на сочинения Иосифа Флавия и те «свитки Мертвого моря», которые уже расшифрованы.

Иисуса Христа вначале многие считали ессеем

Существуют также различные мнения об отношении ессеизма и христианства. Евсевий Кесарийский и блаженный Иероним считали, что часть евссеев — это первые александрийские христиане.

Их обратил апостол Марк и поэтому Евангелие от Марка — это Евангелие от ессеев. Именно поэтому они хранили «писания древних мужей», то есть евангелия и послания апостолов.

Явление Христа народу. Картина А.А. Иванова. Некоторые исследователи считают Иоанна Крестителя представителем высшей касты ессеев
Явление Христа народу. Картина А.А. Иванова. Некоторые исследователи считают Иоанна Крестителя представителем высшей касты ессеев. Фото: upload.wikimedia.org

Утверждают, что и Христос относился к ессеям. Это мнение сегодня отвергнуто. Кроме того, также отвергнуто мнение о возможности одновременности терапевтов и евангелия Марка. Современный учёный Грец, отрицает подлинность сочинения Филона о терапевтах.

Он приписывает его христианину одну из энкратиогоностической или же монтанистической секты. Терапевтов он признаёт христианами, но не первыми слушателями евангелия Марка, а аскетами еретического направления.

Ессеизм частично подготовил почву для принятия христианства.

В наше время богословы придерживаются мнения о том, что ессизим частично подготовил почву для того, чтобы люди смогли воспринять христианство. Между первыми христианами присутствовало много последователь Иисуса Христа. Позже из них образовались иудейстовавшие гностические секты. Против них предостерегали апостолы.

Видеоролик: Свитки Мертвого моря. Ессеи. На 2 минуте 14 секунде автор рассказывает о быте и верованиях общины ессеев.

На то, что воззрения ессеев не соответствуют христианским воззрениям, говорит тот факт, что ессеи верили в то, что возможно физическое воскресение мертвых. По их верованиям душа создана из тончайшего тела и заключена в тело как в темницу.

Это произошло вследствие её грехопадения. После смерти человека его душа улетает на небо, при этом праведные души получают для вечной жизни место в блаженных полях по ту сторону океана. Для неправедных душ, по мнению ессеев, место для вечной муки в холодной воде и мраке.

Кроме того, члены этой секты также верили в предопределение, что также не соответствует христианскому мировоззрению.

Святые о ессеях отзывались противоречиво

Православные святые о ессеях отзывались противоречиво. Святитель Епифаний Кипрский прямо назвал их учение ересью. Он объявил их лицемерами, а также в том, что среди них есть лжепророки и что члены секты поклоняются языческим идолам.

Также он их обвинял в нарушении правил богослужений, в том, что они неправильно называют имя Божие. В целом он определял их секту как иудействующую, а не христианскую.

Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский), игумен. Пре6пордобный Иосиф указывал на то, что ессеи ведут иноческий образ жизни и почитают закон Моисеев: «Ессеи принимали чужих малолетних детей, учили их своему образу жизни и обходились с ними как с родными. Они возносили молитвы и пение Богу, от полночи до зари; когда же восходило солнце, старший посылал их, и они работали до шестого часа, с трезвением и благословением. Этой премудрости и сам Иосиф приобщился: услышав о некоем человеке, который проводил постническую жизнь в пустыне, носил одежду из ветвей и вкушал то, что выросло само по себе, – Иосиф пришел к нему и провел с ним в пустыне три года. Итак, разве не иноческую жизнь проводили эти дивные подвижники, еще во времена Закона Моисеева?
Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский), игумен. Пре6пордобный Иосиф указывал на то, что ессеи ведут иноческий образ жизни и почитают закон Моисеев: «Ессеи принимали чужих малолетних детей, учили их своему образу жизни и обходились с ними как с родными. Они возносили молитвы и пение Богу, от полночи до зари; когда же восходило солнце, старший посылал их, и они работали до шестого часа, с трезвением и благословением. Этой премудрости и сам Иосиф приобщился: услышав о некоем человеке, который проводил постническую жизнь в пустыне, носил одежду из ветвей и вкушал то, что выросло само по себе, – Иосиф пришел к нему и провел с ним в пустыне три года. Итак, разве не иноческую жизнь проводили эти дивные подвижники, еще во времена Закона Моисеева?. Фото: azbyka.ru

Преподобный Иосиф Волоцкий указывал на то, что ессеи не отрицали жизнь иноческую. Так же он хвалил то, что они не забывали предания и закон Моисеев. Кроме того, преподобный Иосиф говорил, что ессеи принимали к себе как к родным чужих малолетних детей и воспитывают как своих.

Они трудятся целый день и вообще ведут отшельнический образ жизни, что, по мнению святого, похвально.

В новое время святитель Игнатий Брянчанинов сказал: «Об ессеях сведения Иосифа Флавия и терапевтах и терапевтах Филона — не удовлетворительны; оба сии писателя, будучи иудеями, не передали нам ничего о том, с каким чувством они встретили веру христианскую.

То видно, что секта ессеев в Палестине и терапевтов в окрестностях Александрии сохранили обычай иудейства и не принимали христианства». Именно поэтому святой считал секту ессеев близкой к фарисеям, и указывал на то, что их телесный подвиг подобен «…без любви и сердца сокрушенного, есть кинжал, звенящий тщеславием и медь, звенящая от пустоты своей».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *