Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Чем душа отличается от духа: 2 явления или 1?

Во всех мировых религиях душа — это бессмертная часть человека… хотя нет, почему в христианстве иначе? Разве это справедливо, что раз ты православный, то твоя духовная частица должна обязательно умереть? Конечно, нет. Это проблема терминологии и переводов. Что есть дух, а что душа? В чём же разница? Сейчас всё расставим по своим местам.

Душа — это духовная частица всех живых существ, то, что вне тела

Начнём с общего и придём к частному. Прежде чем говорить о том, что сообщает о душе православие, разберёмся немного с тем, что вообще человечеству известно о душе.

Каждый из нас обладает телом, но лишь закоренелые атеисты верят в то, что за пределами тела ничего нет. Издревле люди понимали, что жизнь не кончается физической смертью. Потому в гроб к умершему вкладывали различные орудия труда и еду,. А самих умерших укладывали необычным образом:

  1. Лицом на Восток. Место, где происходит рассвет, само собой указывает на обновление. Значит, и умерший будет обновлён после смерти.
  2. В позе эмбриона. То есть смерть — это всего лишь зачаточная стадия некой новой для человека жизни. Но ясно, что жизнь эта будет не телесной, а какой-то иной.

Начало живописной, а тем более письменной культуры сообщает нам представление о загробном царстве — продолжением земного бытия. Его обитатели часто изображаются парящими, потому что загробный мир где-то далеко, на небе, куда обычные физические существа взобраться не могут.

От ранних авторов мы узнаём, что душа бесплотна и является частицей Бога, его, если угодно, частичным проявлением в мире смертных. Но общаться с земным царством душа способна не сама по себе, а при помощи специального скафандра — своей плоти, которую материалисты отождествляют с собой. Духовные же люди прекрасно понимают, что они — нечто большее, чем способны уловить органы чувств.

Вера в бессмертие души известна с эпохи палеолита. Этот рисунок Пещеры Ласко, как принято считать, изображает душу умершего с головой птицы перед лицом Бога в образе быка
Вера в бессмертие души известна с эпохи палеолита. Этот рисунок Пещеры Ласко, как принято считать, изображает душу умершего с головой птицы перед лицом Бога в образе быка

Свойства души: вечность, всезнание, счастье

Наиболее подробно тему души раскрывает нам индуизм. Он сообщает, что душа относится к Богу как капля к океану: количественно меньше, но качественно идентична. Поэтому каждый из нас способен отследить в себе те качества, которые есть в Боге, но которых мы лишены в материальном мире:

  • Вечность. Мы все не хотим умирать. Это желание противоестественно. Страх смерти невыносим. Нет такого существа, которое бы приняло идею собственной смерти. Мы не помним ничего, что было до рождения, и нам кажется, что никогда не было и не будет ни секунды, которая прошла бы без нас. Случайно ли это? Религия говорит, что нет. Это воспоминание о своей изначальной природе. Душа не тело, поэтому не нужно отождествлять себя с тем, что тленно.

Душа — часть Бога, что всегда стремится к Его свойствам: счастью, знанию и вечности

  • Всезнание. В загробном мире видят и знают всё. Но вот человек ограничен опытом. Кажется, что нет смысла читать и познавать что-то, ведь жизни не хватит, чтобы освоить. И тем не менее, мы пытаемся. Любопытство движет вперёд. Эта тяга к знаниям — стремление к божественной полноте, которой обладает душа.
  • Счастье. Никто не хочет быть несчастным. Но в мире столько горя. И это нас разочаровывает. У человека всегда остаётся надежда. Откуда взялось это представление о том, что правильно — это когда хорошо? Ведь хорошо никогда не было! Именно оттуда же — из духовной природы человека.

Эти свойства, как мы увидим дальше, универсальны для всех традиций. Хотя те, кто знаком с христианской традицией, сейчас могут протестовать, что душа — смертная часть человека, но тут есть смысл проявить терпение. Всё объяснимо.

Некоторые культуры имеют более сложное представление о душе

Некоторые неписьменные традиции, например, индейцы, представляют душу независимым от человека элементом. Она живёт где-то вовне, собственной жизнью. Душу вполне могут украсть. И так как она связана с человеком, тот очень быстро заболеет.

Такую душу часто называют двойником.

Интересно, что идея двойника очень стара. О ней говорили ещё до Авраама, в древнем Египте. Там было представление о Ка — небесном двойнике человека и Ба — его внутренней сущности.

Далее египетское мировоззрение ещё больше усложняется, если разобраться. Но при большом желании и энтузиазме можно найти параллели христианства даже с этими традициями. Во всех представлениях есть соответствия, нужен лишь правильный угол зрения.

Есть 4 духа: Святой Дух, дух-сущность, дух-призрак и дух человека

С духами тоже всё непросто. Помимо переносных значений (запах, атмосфера и т.д.), есть несколько религиозно-эзотерических случаев, когда употребляется слово «дух»:

Святой Дух — это, если говорить просто, энергия Бога. Одна из составляющих троицы. Она так же естественна для Всевышнего, как свет для Солнца. Но в тоже время она наделена личностью. Святой Дух делает вещи реликвиями, места — святынями, а людей — чудотворцами.

Святой Дух, которого часто изображают в виде голубя  тесно, единой природой связан с духом человека, потому и названия у них одинаковые
Святой Дух, которого часто изображают в виде голубя  тесно, единой природой связан с духом человека, потому и названия у них одинаковые

Дух-сущность — это различные мистические существа вроде домовых, леших, тэнгу и т.д. Слово «дух» указывает на то, что мы имеем дело с нематериальным существом. Православие неодобрительно относится к подобным сущностям. Прямых причин для этого Священное Писание не даёт, но многие священники отождествляют любого духа с бесами, а бесов называют противниками Бога. Есть и альтернативные мнения.

Дух-призрак — это, по представлениям парапсихологов, душа или энергия человека после смерти, которая является живым. Христианство осторожно относится к этому вопросу, старается подходить к нему обтекаемо. Есть разные взгляды на существование приведений.

Дух человека — именно эта категория и есть предмет нашей статьи. Этот дух является соединённой с Богом частью человека, его бессмертной частицей. «Стоп, — скажет внимательный читатель. — А разве это не душа?». Всё верно, душа. Точнее — всё то, что мы писали о ней ранее. И тут мы переходим к самому сложному.

Дух человека в православии — это душа в других религиях, а душой у нас называют нечто иное, смертное

Чтобы не лезть в дебри, стоит сразу привести схемы восточных традиций и христианства. Всё выглядит так:

1 уровень человека. Тело. И в христианстве и в других традициях он называется тело.

2 уровень человека (в православии отсутствует). Ум. Здесь многие традиции выделяют ум, как категорию. Христианство, вероятно, относит его к проявлениям души.

3 уровень человека. Душа (духовная энергия). В православии он называется душой. Это личность человека, психика. Оккультисты, верующие востока, индийцы и прочие представители иных убеждений используют немало названий для этого уровня сознания: энергетическое тело, астральный двойник, аура, энергетический кокон и т.д. В частностях эти понятия отличаются, но общая их функция и иерархическое положение в человеке совпадают.

4 уровень человека. Дух. Это бессмертная частица живых существ. Все прочие традиции её называют душой, но в христианстве закрепилось слово «дух», чтобы связать эту категорию со Святым Духом. Фундаментальная разница здесь в том, что в православии нет идеи реинкарнации.

То, что мы называем душой, в других учениях: «астральное тело», «двойник», «аура»

Поэтому мы должны чётко помнить:

  1. Всякие «астральные тела» у иноверцев — это наша «душа».
  2. Их «душа» — это наш «дух».
Эта иллюстрация перерождения души, реинкарнации. Такая идея популярна на Востоке, а православие её отвергает
Эта иллюстрация перерождения души, реинкарнации. Такая идея популярна на Востоке, а православие её отвергает

Душа продолжает существование после смерти человека, её смерть — фигуральное выражение

После смерти человека душа никуда не девается и продолжает загробное существование. Однако Священное Писание сообщает жуткую вещь, будто душа может умереть:

(Мф. 10:28)

«не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне»

Подобных предостережений немало и у святых отцов. Дело вот в чём: бессмертное само по себе не умирает, но душа может «умереть» для:

  1. Греха.
  2. Бога.

Что значит умереть? То есть стать недосягаемой, как будто её нет, словно перестала существовать, то есть — умереть. Душа без Бога — это как орган без тела: фактически есть, но смысла в этом ноль. Потому такое событие и называется смертью.

А участь такой души, как мы видим, незавидна: геенна огненная.

 Чем душа отличается от духа? Главное различие: душа — это частица мыслящая, а дух — святая

О том, чем душа отличается от духа, рассказывает священник Святослав Шевченко:

Святослав Шевченко
Священник

«По святым отцам, душа — это наша личность, ее мыслительные, мировоззренческие и другие процессы. А наш дух — это то, что связывает нас Богом и одновременно животворит, — совесть, жажда молитвы, стремление к Небу, святости и т.д. Творец вдохнул в человека Свой Дух при заключительном акте творения, когда создавал нашего прародителя Адама. Это частичка Бога в нас. И до сих пор мы движимы и обращаем свой взор к Небу этим духом».

Благочестивая душа оживотворяет и одухотворяет тело, чтобы человек всецело стал духом

Душа в христианстве — промежуточное звено между Всевышним Богом и материальным миром. От её действий во многом зависит судьба человека. Лучший из возможных сценариев рассказывает святой Григорий Палам:

«Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом»

Это утверждение демонстрирует нам пользу аскезы, отрывающей человека от материальных привязанностей.

Будучи неразрывно связана с Творцом, душа оживотворяет и одухотворяет тело. Оно становится вместилищем Святого Духа. Такого человека мы называем святым, а его тело православные почитают как святые мощи.

Вопрос о том, есть ли дух у животных и растений, не разрешён в христианстве

Обычно доморощенные богословы говорят, что у животных есть душа, но будто бы какая-то другая, смертная. «Смертная душа» — та ещё чушь, но, увы, подобные байки быстро разлетаются по интернету.

Православные священники обычно не приравнивают душу животных по значимости со статусом души человека. Это опирается на два аргумента:

  1. В церковной традиции нет служб и молитв, связанных с животными.
  2. В Священном Писании не говорится прямо про дух и душу животного.
Священники спорят, обладают ли животные душой и духом. Есть примеры, когда животные дружили со святыми и обожались в этом общении. Например, лев, друживший со святым Иеронимом. На картине Антонелло да Мессина св. Иероним вытягивает занозу из лапы льва
Священники спорят, обладают ли животные душой и духом. Есть примеры, когда животные дружили со святыми и обожались в этом общении. Например, лев, друживший со святым Иеронимом. На картине Антонелло да Мессина св. Иероним вытягивает занозу из лапы льва

Аргументы, конечно, так себе. Всякий, кто хоть раз общался с животным, это подтвердит. Но спорить тут можно до бесконечности, однозначного мнения в православии от этого не появится.

Пусть преобладает представление об особой духовной роли человека, за века своей разрушительной деятельности, он доказал, что вряд ли заслужил такой статус. Да и в Библии можно найти утверждение о том, что ни у кого нет исключительности:

(Екк 3:19)

«как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом»

А в ещё одном месте написано, что животные могут взывать к Богу:

(Иол. 1:20)

«Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни»

1 глава книги Екклесиаста подтверждает, что душа есть у всех живых существ.

Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные» рассуждает:

Татьяна Горичева
Русский писатель

«Животные не только «стенают и мучатся» вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать — обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».

Преподобный Иустин Сербский верил, что вся природа достигнет божественного преображения:

Иустин Сербский
Преподобный

 «Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки… Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…»

Так что здесь нет однозначного мнения, зато церковь убеждена, что человек обязан заботиться обо всех живых тварях и вести благочестивую жизнь во благо своё и всего мира.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *