Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Что такое обличение и осуждение: 2 противоположности разговора с грешником

Скачать эту статью

Есть в Библии странные на первый взгляд противоречия. С одной стороны Священное Писание призывает не судить других, но в Евангелии есть призыв обличать. Обличать — это указывать на чужой грех, то есть судить, не так ли? Нет. Речь действительно о похожих явлениях, но нужны уточнения.

Осуждение, в отличие от обличения — это порицание человека со зла

Для христианства в любом вопросе очень важен мотив. Даже самоубийца может быть оправдан, если он совершил свой поступок, пожертвовав жизнью ради спасения других.

Мотив осуждения — это злоба в человеке, который осуждает. Он хочет насмеяться, превознестись, поиметь выгоду или как-то иначе сотворить зло за счёт другого человека. Его суждение не направлено во благо другого.

Осуждение ставить перед собой цель обличать зло.

Именно поэтому Господь призывает:

(Мф. 7:1–2)

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» .

Главная мысль здесь не в том, что если держать при себе негативное суждение, то избежишь суд Божий, а в том, что, если будешь осуждать других со своей предвзятой и несправедливой мерой, то и сам рискуешь быть осуждён столь же несправедливо.

Различать добро и зло способен Господь — говорит нам вновь и вновь Священное Писание. Человек же должен избегать греха осуждения.

Иисус Христос не стал осуждать женщину, обвинённую в блуде. Вместо этого Он напомнил остальным, что они тоже грешны, а значит не в праве судить другого (Валантен де Булонь «Христос и блудница»)
Иисус Христос не стал осуждать женщину, обвинённую в блуде. Вместо этого Он напомнил остальным, что они тоже грешны, а значит не в праве судить другого (Валантен де Булонь «Христос и блудница»)

Грех осуждения — обличать зло, не искоренив его в себе

Библия призывает направить критический взгляд прежде всего на себя, а уже потом на окружающих. Про человека, который пренебрёг это последовательностью, Господь говорит:

(Мф. 7:5)

«Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

И это правильно, ведь христианство — это работа над собой, а не самозваное морализаторство. Но многие профаны в религии стараются взять на себя роль домашних проповедников и обличителей. Хорошо, это, ясное дело, ни для кого не кончается.

Нельзя обличать зло, если ты не пример для других. Тебя засмеют и не станут слушать.

Показателен трогательный пример из Евангелия:

(Ин. 8:2–11)

«Утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.

Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.

Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши»

Иисус Христос учил, что раз все грешны, никто не имеет права осуждать других.

Мы ясно понимаем, что в этой истории что-то нечисто. Фарисеи не из преданности Богу привели к Иисусу Христу эту несчастную женщину. Если она замечена в блуде, то где тот, с кем она согрешила?

Скорее здесь история в другом. Спасителя пытаются поставить в безвыходное положение:

  1. Если Он осудит эту женщину, то обречёт её на верную смерть от побиения камнями по иудейскому закону.
  2. Если Он её оправдает, то станет защитником греха и утратит репутацию праведника.

Но Иисус Христос руководствуется высшим принципом: Он позволяет осуждать и карать лишь той силе, которая не имеет в себе греха. Этим Он преподаёт всем урок: не суди другого, а занимайся своей праведностью.

Обличение — это указание на ошибку человека из любви

Но как правильно быть, если ты сам грешен, но понимаешь, что твой ближний ступил на путь, порицаемый словом Божиим? Можно ли помочь? Да, этот путь называется обличением.

Здесь мы видим правильную мотивацию: желание не покрасоваться, а помочь. Вот тут начинается истинное православие.

Библия пишет:

(Притч 27:5)

«Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь»

То есть не всегда полезно молчать и скрывать друг от друга полезные для души наблюдения.

(Притч 29:15)

«Розга и обличение дают мудрость»

Господь постоянно обличает людей через скорбь и совесть

А кто же сможет указать каждому человеку на его ошибку? Не у всех есть знакомый духовник. Это да. Но мы должны вспомнить, что такое обличение: это указание на ошибку из любви от того, кто этой ошибке не подвержен.

Самый безгрешный в этом мире Господь. Он же — самый любящий. Именно Его вмешательство — это самый верный указатель человеку на верность и неверность поступков. Так говорит священник Александр (Любимов):

Александр (Любимов)
Священник

«Всех нас постоянно обличает сам Господь — через нашу совесть, и через те внешние скорби, которые попускаются нам праведными судами Божиими. Они попускаются как естественные последствия наших грехов, и являются, таким образом, обличением и вразумлением от Господа.

Именно о том, чтобы нам самим иметь достаточно благочестия и мудрости, чтобы принимать праведное обличение от Господа, и с благодарением нести свой крест, мы и должны позаботиться в первую очередь. Без этого наши рассуждения об обличении других будут лишь свидетельством нашего лицемерия и злобы».

Если грешник осуждает других, он берёт на себя новый грех — лицемерие.

Вот чем отличается Божье обличение от человеческого — оно исходит изнутри! Когда человек намеревается совершить нечто плохое, он уже слышит голос совести. Господь всё знает и говорит с нами внутренним голосом. В нём нет осуждения или угрозы, только одно прямое понимание того, что хорошо, а что плохо.

Хотя надо немного поправить отца Александра: не всякая скорбь — есть сигнал, что мы нечто сделали неправильно. Но всякий из нас без труда понимает, что такое простая грусть, а что такое обличение от Всевышнего. И в таких случаях только одно действие правильно:

(Притч 19:20)

«Слушайся совета и принимай обличение»

Библия предупреждает: чтобы обличать, нужен некоторый опыт духовной жизни

Конечно, обличение имеет важную роль для духовного становления человека. Указание на ошибки — это стимул работать над ними. Но в то же время мы должны понимать, что Иисус Христос далеко не всякому доверял обличать других.

Священник Александр (Краснов) рассуждает:

Александр (Краснов)
Священник

Апостол Павел и говорит своим ученикам: “Увещевай и обличай со всякой властью“ (Тит.2:15; 1Тим.5:20; 2Тим.4:2). Но если о яме на дороге всякий может предупредить, то обличение в духовной жизни – вещь весьма не простая и даже опасная.

Господь дал необходимое предупреждение: “Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить“. (Мф.7:2). Побудительными мотивами могут быть только ревность к Славе Божией и любовь к ближнему. Поэтому, Апостол призывает обличать грехопадения людские только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна. Блаженный Феофилакт сравнивает обличение с хирургической операцией — с резанием (Толк. на К Тит 2:15) после которого требуется и мягкое врачевание пластырем молитвы.

Называет Святитель и сугубые грехи, нуждающиеся в таком крайне сильном врачевании: «…прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство». (Толк. «К Тит. 2:15). Сами Апостолы обличали. (Фил.3:18, 2Фес.3:2, Тит.2:15). Обличали и Святые Отцы».

2 мотива оправдывают обличение: ревность к славе Божие и любовь к ближнему.

Для нас эти факты не должны стать препятствием, но в то же время они — серьёзный повод лишний раз себя спросить: «Действительно ли я правильно поступаю и могу донести нужную мысль до другого человека».

Если да, хорошо. А если нет? Тогда это уже отличный повод для самого себя хорошенько задуматься над собственной духовной жизнью. Видимо, ещё не достигнуты те высоты, есть к чему стремиться. Тут будет уместен в качестве иллюстрации восточный рассказ о неком мудреце. К нему привели мальчика, которому нельзя было есть сладкое из-за болезни, но тот не мог отказаться.

Мудрец попросил привести ребёнка через несколько дней, а когда это сделали, строго сказал: «Больше не ешь сладкого». И мальчик послушался. «Так почему Вы не сказали так сразу?», — спросили удивлённые родители. «Потому, — объяснил мудрец, — что мне понадобилось сначала самому перестать есть сладкое». Этот подход истинно православному человеку нужно спроецировать и на свою жизнь.

Обличение без греха осуждения — это искусство, что хорошо видно на примере Нафана и царя Давида

Мы уже говорили о том, что обличение без греха осуждения требует определённого духовного опыта. Ещё полезны знания психологии, проницательность, дальновидность, ораторское искусство и другие навыки общения.

И всё равно далеко не каждому человеку удастся дать понять, что он поступает неправильно. Он остаётся непроницаемым для справедливой критики.

Но обличить разумного человека в большинстве случаев удаётся. Надо лишь направить критику не на него самого, а на его действия. Также отличное оружие — это иносказательность.

Пророк Нафан не обличал царя Давида напрямую, а иносказательной историей заставил правителя признать виновным её героя, которым оказался он сам. Это пример идеального обличения, которое привело к раскаянию («Нафан обличает Давида», Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)
Пророк Нафан не обличал царя Давида напрямую, а иносказательной историей заставил правителя признать виновным её героя, которым оказался он сам. Это пример идеального обличения, которое привело к раскаянию («Нафан обличает Давида», Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)

Однажды пророк Нафан рассказал царю Давиду такую историю:

(2Царств 12:1–4)

«В одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить (обед) для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему»

Царь признал человека виновным и захотел для него справедливого наказания, на что Нафан без всяких упрёков сказал, что речь иносказательно шла о самом царе, который, чтобы завладеть чужой женой подстроил смерть того человека.

Что мог возразить царь, когда уже сам себя признал виновным? Это мастерское обличение, которое, без сомнения, встряхнуло царя и помогло ему взглянуть на себя со стороны.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X