Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Крест с полумесяцем внизу: 2 символа, прошедшие эпохи

10.05.2019
337
Скачать эту статью

Крест на куполе православного храма — это понятно, привычно. А что означает, если этот крест с полумесяцем внизу? Впору ли тут искать какие-то переклички с символикой ислама? Есть такая версия. Но она не выдерживает критики. Сам символ намного старше, так что одним исламом тут всё не исчерпывается.

Впервые полумесяц встречается в Библии, его значение, вероятно, связано с Церковью и миром

Полумесяц, вполне возможно, восходит к Откровению Иоанна Богослова. В двенадцатой главе апостол описывает такое видение:

(Откр.12:1)

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд»

Крест с полумесяцем можно наблюдать на православных храмах
Крест с полумесяцем можно наблюдать на православных храмах

Что означает это описание? Толкование приведённого эпизода различно. Например, «Толковая Библия» Лопухина считает, что это просто упомянуто для подчёркивания красоты и славы:

«Жена — это именно святая и славная Христова Церковь, какою она была с самого своего начала и какою она должна остаться до конца мира, – Церковь победоносная, Церковь всех и все освящающая божественною благодатью, Церковь, как верная жена, состоящая в неразрывном брачном союзе с Господом Иисусом Христом и постоянно рождающая новых и новых чад не только через обращение неверующих, но и через таинства крещения и покаяния. — Одеяние жены в солнце есть выражение высшей славы, чистоты и совершенства жены — Церкви.

Луна при жене — с тою же целью, т. е. для придания ей большего света и большего блеска, для более очевидного обозначения ее прославленности и близости к небу. Этой цели служат и звезды, окружающие голову жены в виде (не короны) венца, говорящий о том, что ее слава есть следствие её победы, её личного достоинства. А то, что венец этот состоит именно из 12 звезд, ясно указывает на то, что Церковь Христова украшается двенадцатью апостолами».

12 звёзд
часто дополняют крест с полумесяцем

Вряд ли столь поверхностное значение вкладывал в это описание автор Откровения. Но в комментариях Баркли встречается та же самая интерпретация. Толкователь подчёркивает, что луна в Окровении взялась не сама собой, а заимствована из «Песни Песней»:

«У Иоанна было изумительное видение, подобное живой картине на небе; ее детали он собрал из различных источников. Жена облачена в солнце, под ногами у нее луна, а на голове – венец из двенадцати звезд. Псалмопевец говорит, что Бог одевается светом, как ризою (Пс. 103,2). В Книге Песни Песней Соломоновых любимая названа прекрасной, как луна, светлой, как солнце (Песн. П. 6,10). Иоанна как бы собрал все знаки Божественности и красоты, которые мог найти, и соединил их в одно».

Вот этот стих, на который ссылается комментарий:

(Песн. П. 6,10)

«Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?»

Хороший знаток Библии капнёт глубже и обнаружит, что эта символика встречается намного раньше, в книге Бытия, когда Иосиф рассказывает сон братьям:

(37:9 Быт)

«И видел он еще другой сон и рассказал его [отцу своему и] братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне»

Учитель богословия МакДональд в своём комментарии тоже это замечает и делает вывод:

«Солнце, луна и звезды описывают славу и владычество, обещанные народу в грядущем Царстве, точно так же, как они олицетворяли полную власть Иосифа над его отцом, матерью».

Византийский крест-якорь, IV в. Этот символ очень близок к кресту с полумесяцем. Скорее всего, они означали одно и то же
Византийский крест-якорь, IV в. Этот символ очень близок к кресту с полумесяцем. Скорее всего, они означали одно и то же

Английский комментатор Мэтью Генри досконально расшифровывает образ:

«Как представлена церковь в этом видении:

(1) Как жена, наиболее слабая часть рода человеческого, но супруга Христа и мать святых.

(2) Как облеченная в солнце, то есть во вмененную ей праведность Господа Иисуса Христа. Облекшись во Христа, Который есть Солнце правды, она наделяется почетными правами и привилегиями и сияет в Его лучах.

(3) Как имеющая под своими ногами луну (то есть мир);

она стоит на нем, но живет выше его. Ее сердце не привязано к земному, и ее упование не на земное, а на небесное, где находится ее глава.

(4) Как имеющая на главе венец из двенадцати звезд, то есть евангельское учение, проповеданное двенадцатью апостолами, которое есть венец славы для всех истинно верующих.

(5) Как имеющая во чреве и кричащая от болей и мук рождения. Она была беременна и испытывала муки рождения, чтобы принести святое потомство для Христа, чтобы пробужденные грешники пришли к покаянию и обратились к Богу, чтобы рожденные дети могли укрепляться и расти, чтобы она могла взирать на подвиг души своей».

То есть Церковь Иисуса Христа имеет под ногами фундамент — материальный мир, который символизирует полумесяц. И звёзды тут — многозначный образ: колена Израиля и апостолы.

Крест с полумесяцем внизу называется цата, его сравнивают с парусом корабля

Крест с полумесяцем внизу называют цата. Этот символ пришёл в Русь из Византии.

По одной из версий, его серповидный элемент — это очертание корабля или нижний элемент якоря. Такое сравнение не случайно. Вспомним слова апостола Павла:

(Евр. 6; 18–19)

«взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий»

Изображение креста в христианских источниках имеет много значений. В этом случае крест — надежда, а морские сравнения позволяют назвать храм судном. Этот церковный корабль ведёт людей к спасению. Крест — это парус, который тянет Церковь Христову в нужном направлении.

Крест — это символ надежды.

Соответственно, если на куполе кресты такой формы, они изображают весь образ в миниатюре: крест, а под ним серповидный кораблик.

Кстати, увидеть полумесяц можно на православном кресте нетолько Руси, но и Литвы.

Историк культуры Б. А. Успенский в работе «Солярно-лунная символика в облике русского храма» замечает:

«Что касается западной христианской традиции, то интересующая нас композиция для нее, по-видимому, не характерна. Вместе с тем здесь — так же, как и в Византии, — достаточно широко представлены формы процветшего, а также якорного креста. Сходство между этими формами и формой креста с полумесяцем не вызывает сомнения, и естественно предположить, что они имеют общее происхождение».

Подобные кресты восходят к античной традиции. Там полумесяцем выступали рога животного.

Полумесяц не появился после победы над монголо-татарами: на иконах и храмах этот символ возник раньше

Появление купольного креста с полумесяцем почему-то связывают с монголо-татарским игом. Это ошибка. Чтобы в ней убедиться, достаточно просто посмотреть на произведения христианской иконописи и архитектуры.

Ещё до монголов он бывал на куполах православных храмов Руси. Примеров сохранилось достаточно, а было — ещё больше.

На киевском Дмитриевском соборе XII века есть крест с полумесяцем, по-видимому, раньше такие устанавливали повсеместно.
На киевском Дмитриевском соборе XII века есть крест с полумесяцем, по-видимому, раньше такие устанавливали повсеместно

Такой крест венчает Дмитриевский собор во Владимире (1191 год), Спас в Переславле (1152 год), Собор святой Софии в Киеве (1036 год) и многие другие православные храмы.

Обычно на полумесяце, что на православном храме, устанавливают восьмиконечный крест, но это вовсе не обязательно, встречаются и четырёхконечные кресты.

Полумесяц под православным крестом не имеет никакого отношения к полумесяцу и звезде мусульман

Для многих христиан — большой соблазн найти на православном кресте и его атрибутах какие-то символы, демонстрирующие превосходство над другими религиями. Оттого часто говорят, будто цата попирает серп мусульманского полумесяца.

Это, конечно, глупости. Ислам возник в начале VII века. Только после этого полумесяц и звезда стали символами мусульман. Но сами они применялись в мире намного раньше. Ещё до купольного креста с цатой и звёздами эти символы по раздельности описывала Библия, а история их изображения уходит далеко в доисторические эпохи, задолго до христианской религии.

Ислам возник позже креста с полумесяцем, поэтому не мог повлиять на его появление.

Так что о символе памяти победы над мусульманами приверженцев русской православной церкви говорить вообще не уместно.

А мог ли мусульманский мир отбросить символ того самого креста и оставить для своей религии один лишь полумесяц? У нас нет оснований так говорить. Звезду и полумесяц не изображал только ленивый. Христианство — не единственный источник мировой символики.

На иконах часто изображают полумесяц

На многих иконах изображают полумесяц. Например, на иконе Остробрамской Божией Матери. О ней предание рассказывает, что возник этот образ на Острых вратах Литовского княжества в XV веке. Есть и другие истории о его происхождении.

Полумесяц и круг у головы Царицы Небесной даёт любителям тайных заговоров почву для спекуляций. Утверждают, будто бы это древние символы языческих культов, которые притаились в лоне православной Церкви.

В каждом конкретном случае есть своё объяснение для использования того или иного символа. Например, на иконе Остробрамской полумесяц оправдан композиционно, а сам он — вотивный дар с надписью: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».

Остробрамская икона Божией Матери иногда имеет на себе полумесяц
Остробрамская икона Божией Матери иногда имеет на себе полумесяц

Впрочем, есть мнение, что в древности крест символизировал солнце, а потому встречаются догадки, что:

  • Иисус Христос — это Солнце;
  • Царица Небесная — это Луна.

Историк культуры Б. А. Успенский в работе «Солярно-лунная символика в облике русского храма» так и пишет:

«Итак, сочетание креста и полумесяца целиком вписывается в космологическую, языческую по своему происхождению символику: крест и полумесяц символизируют солнце и луну. Вполне закономерно, что сочетание креста и полумесяца встречается на русских лунницах».

Также исследователь добавляет:

«Отметим, наконец, что купольные кресты на русских храмах нередко объединены с солнечными лучами, расходящимися от средокрестия».

Но эта символика не православная, и если таковые отголоски некогда и присутствовали в иконографии, то сегодня никто из христиан такое значение в эти изображения не вкладывает.

На иконе Николы Зарайского начала XIV 2 полумесяца внизу по центру он рядом со святым, а вверху слева изображает лодку
На иконе Николы Зарайского начала XIV 2 полумесяца внизу по центру он рядом со святым, а вверху слева изображает лодку

На иконе Николы Зарайского начала XIV тоже присутствует полумесяц. Любопытно, что в одной из сцен можно увидеть лодку в форме полумесяца.

Возможно, на куполах древних церквей Руси до Стоглавого Собора сплошь были кресты с полумесяцами

Исторические источники сообщают, что до Стоглавого Собора кресты на куполах православных храмов ставились по древнему закону. Нельзя исключать, что речь именно о традиции использовать в основании полумесяц.

Стоглавый Собор вынес решение:

«На святых церквах ставят кресты по древнему закону. Нынѣ убо вдружен крест животворящий на соборной церкви Пречистыа Богородици честнаго и славнаго ея Успения на новопозлащенном версѣ, якоже есть в церквах воздвизальный крест, имже благословляють. И о том разсудити и уложити на святомъ соборѣ, которым образом вперед ставити кресты на церквах, и о тѣх крестѣх, которые стоят на церквах, достоит поразсудити»

После Собора на церкви начали ставить восьмиконечные кресты. Такую форму и — только её — почитали старообрядцы.

Ряд исследователей предполагает, что сочетание креста и полумесяца на куполе храма встречалось достаточно широко до раскола XVII века.

Христианство наделило крест с полумесяцем множеством значений, чтобы наполнить языческую символику новым содержанием

В христианстве видны сложности с интерпретацией этого символа. Разные источники, помимо уже перечисленных, приводят такие версии:

  • вифлеемская люлька;
  • евхаристическая чаша;
  • крестильная купель.
По преданию, св. Евстасий во II веке встретил оленя с распятым Христом между рогами. Эта история — проекция языческой символики на христианство. Рога оленя — образ, который близок к «рогам» месяца
По преданию, св. Евстасий во II веке встретил оленя с распятым Христом между рогами. Эта история — проекция языческой символики на христианство. Рога оленя — образ, который близок к «рогам» месяца

Ясно, что к одному символу пытаются подобрать универсальный ключ. А всё дело в том, что символ старше христианства, поэтому резюмировать всё это стоит рассуждением Б. А. Успенского:

«По словам современного историка церкви, “христианство восприняло и сделало своими многие «формы» языческой религии… потому…, что весь замысел христианства в том и состоит, чтобы все «формы» в этом мире не заменить новыми, а наполнить новым и истинным содержанием. Крещение водою, религиозная трапеза, помазание маслом — все эти основоположные религиозные акты Церковь не выдумала, не создала, все они уже имелись в религиозном обиходе человечества”. И еще: “… в борьбе с язычеством, в… завоевании мира, Церковь не усумнилась обратить на служение христианству многие «естественные» формы религии, бывшие обычными для язычества”».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *