Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Амвросий Медиоланский: богослов, просветитель, гонитель ереси

13.01.2019
99
Скачать эту статью

Однажды в доме именитого горожанина Децента гости был скромный гость, одетый в хламиду. Он мало ел и не пил ничего крепче воды. Неизвестно, о чем говорил гость с хозяином дома, да это и не важно. Во время беседы в доме умер ребенок, мальчик малых лет.

В доме мгновенно повисла тишина, неминуемый предшественник горя. И тут гость попросил провести его в комнату к ребенку и оставить их вместе на некоторое время. Спустя несколько часов священник вышел из комнаты, а следом за ним из нее выбежал здоровый и живой мальчик.

Святым отцом, вернувшим мальчика к жизни, был епископ Медиоланский Амфросий, прославленный как ревнивый христианин, борец с ересью и язычеством.

Святитель Амвросий Медиоланский, покровитель Милана, гонитель ереси
Святитель Амвросий Медиоланский, покровитель Милана, гонитель ереси

Везде где мог он прославлял Бога и Христа, дарил свет Веры всем людям и глубоко почитался своими современниками. Но не только эти прославился Амвросий, он написал немало богословских трудов и гимнов.

Святой обладал высоким уровнем образованием и переводил труды Восточных Отцов на латинский язык.

20 декабря
день памяти Святого Амвросия

Святой Амвросий почитает католической и православной церквями. День памяти святого приходится на 7 декабря по юлианскому календарю (20 декабря по новому стилю).

 Молодые годы святого Амвросия и его карьера в Римской империи: от адвоката до префекта Милана за 3 года

Святой Амвросий появился на свет примерно в 340 году н.э. Точной даты нигде не сохранилось, летописные источники тех времен редко доходят до настоящего времени. Родным городом священника считается Тревир, сегодняшний германский Трир.

Семья Амвросия имела немалые богатства и занимала высокое положение в древнем Риме. Некоторые археологи делают предположение, что отцом будущего епископа был префект Галлии. Той самой, которую завоевал Гай Юлий Цезарь.

Такое предположение имеет место быть, ведь в Тревире размещалась резиденция префекта этой провинции.

Интересным моментом является тот факт, что семья Амвросия исповедовала христианство и крестилась в начале IV века, задолго до его рождения. В те временя империя римлян начинала трещать по швам и провинции часто не подчинялись центру.

Поэтому знать часто совершала маневры, расходящиеся с основной линией власти. И нередко за это страдала. Например, двоюродная сестра Амвросия Сотерия оказалась жертвой великого гонения христиан, устроенной императором Диоклетианом. За что, правда, оказалась произведена в лике святых мучениц.

Икона святителя Амвросия Миланского. В альтернативных вариантах у него в руке пририсовывается бич, символ борьбы с ересью и епископская дубина
Икона святителя Амвросия Миланского. В альтернативных вариантах у него в руке пририсовывается бич, символ борьбы с ересью и епископская дубина

В 352 году после внезапной смерти отца, семья Амвросия переезжает в столицу империи. В Риме юноша получает превосходное образование. Учеба длиться почти полтора десятилетия и к 370 году он официально заканчивает обучение.

Сейчас он более известен под названием Сремска Митровица и находится на территории современной Сербии. Здесь Амвросий трудится адвокатом.

Первым местом работы Амвросия становиться префектура города Сирмий.

Правда, не долго и через несколько лет, вероятно благодаря семейным связям, становится помощником префекта Италии Проба.

Видя трудолюбие и смекалку молодого Амвросия Проб всячески помогает тому продвигаться по служебной лестнице. Немало этому способствует и вера — префект также исповедовал христианство.

Уже к 373 году Амвросий совершает головокружительную карьеру и в возрасте примерно 33 лет становиться префектом города Медиолана. В то время Милан второй город империи после Рима.

 Амвросий становится епископом Медиолана, гоняет арианцев и наказывает императора

Надо отметить, что в Медиолане 374 года царила неспокойная обстановка. Недавно преставился епископ города и две христианские группировки, ортодоксы и арианцы, никак не могли договориться кого выбрать новым.

Жаркие споры потихоньку перерастали в небольшую гражданскую войну и дабы избежать кровопролития, обе стороны решили избрать на место епископа личность нейтральную и уважаемую всеми. Выбор пал на префекта Медиолана — Амвросия.

 Святой Амвросий и император Феодосий, картина принадлежит перу художника Ван Дейка
Святой Амвросий и император Феодосий, картина принадлежит перу художника Ван Дейка

Будущий святой поначалу не хотел быть духовным лицом и погружаться в церковные распри, но после того как его попросил император Валентиниан I, отказаться стало сложно.

К этому моменту Амвросий даже не был крещен, но это не стало проблемой — позднее крещение успешно практиковалось среди христиан римской империи. Дата крещения выпала на 30 ноября.

Амвросия крестили 30 ноября, а возвели в сан епископа 7 декабря — он прошел все церковные чины за 7 дней.

7 дней
за этот срок Амвросий прошел все церковные чины

После назначения епископом, Амвросий передал все свое имущество и земли церкви, а сам дал обет нестяжательства. Его он придерживается до самой кончины. Новый епископ Медиолана сразу стал искоренять язычество и приверженцев учения Ариана.

Суровость в методах и целеустремленность медиоланского епископа позволили ему в короткие сроки добиться немалого успеха в борьбе за чистоту христианской веры.

За это качество Амвросия сильно уважали императоры римской империи: Валентиан I, Феодосий I и Грациан. Считается, что под влиянием от достижений Амвросия императоры начали более активно бороться с язычеством на римской земле.

 Изображение императора Валентиниана I на монете. Под влияния этого Цезаря наместник Милана Амвросий становится епископом и раздает свое имущество церкви и беднякам
Изображение императора Валентиниана I на монете. Под влияния этого Цезаря наместник Милана Амвросий становится епископом и раздает свое имущество церкви и беднякам

Авторитет епископа Медиолана достиг такого состояния, что он смог заставить императора Феодосия прилюдно покаяться. Случилось это после того как император расправился с взбунтовавшимися фессалоникийцами с особой жестокостью, несвойственной праведному христианину.

Амвросий наложил на Феодосия епитимию и согласно трудам Федорита Кирскова император подчинился, снял свои регалии и в праздник Рождения Христа прилюдно покаялся.

На иконах Амвросий Медиоланский изображен с бичом в руке — символ победителя ереси.

Преставился епископ Амвросий в 397 году н.э. в возрасте примерно 57 лет. Для того времени это внушительный срок. До самого последнего момента святой пользовался народным уважением и любовью.

Именно в поздние годы епископ совершил немало чудесь. Например, упомянутый уже случай с воскрешением мальчика. Под его руководством в Милена отстроили, Амаросианская и Апостольская. Последняя ныне более известна как храм святого Назария.

Святитель Амвросий после смерти стал святым и республикой в Италии

Точная дата смерти преподобного Амвросия – 4 апреля 397 года. В этот день проходила Великая суббота.

Согласно житиям святого, греческого и латинского, датируемых пятым веком, почитание Амвросия началось сразу после смерти.

4 апреля 397
точная дата смерти преподобного Амвросия

День почитания епископа тоже выбран не случайно — 7 декабря день принятия святым этого церковного сана. Мощи святого хранятся вместе с мощами мучеников Гервасия и Протасия в гробнице базилики св. Амвросия.

Интересно, что с 1447 по 1450 годы на территории близ Медиолана существовала Амброзианская республика, названная так в честь святого покровителя Милана.

Богословские труды и гимны святого Амвросия

Амвросий получил полное и качественное образование. Это помогло ему в понимании и освоении богословских трудов, не только переведенных на латынь, но и написанных на древнегреческом языке.

Его усилиями переведены многие труды восточных Отцов Церкви. Множество прочитанных им книг содержали информацию о таинства и помогли глубже понять основы христианской веры. Это помогло ему во времена борьбы с арианской ересью.

Написанные святителем проповеди вдохновляют своей искренностью, в первую очередь они направлены на борьбу с гордостью и развратом. Еще Амвросий составил труд «О таинствах», своеобразную справочную книгу для новообращенных христиан.

Самые известные произведения святого:

  • «О таинствах»;
  • «О православной вере»;
  • «О святом Духе»;
  • «Шестиднев».

Последние три книги очень сильно повлияли на святого Августина, выдающегося латинского богослова. С его слов он считал Амвросия своим наставником.

 Святой Амвросий ввел в богослужебную практику Запада, антифоновое пение.

Кроме книг из-под пера святого Амвросия вышло несколько поэтико-музыкальных гимнов. До нашего времени дошло от 12 до 18 штук. Точное число неизвестно.

Причиной такого разброса стали предположения, что не все они принадлежат руке святителя. А четыре из них «Aeterne rerum conditor», «Deus creator omnium», «Jam surgit hora tertia», «Veni redemptor gentium», приписывает миланскому епископу святой Августин.

 Фрагмент мощей святого Амвросия, мучеников Гервасия и Протасия. Хранятся в базилике святого Амвросия в городе Милан
Фрагмент мощей святого Амвросия, мучеников Гервасия и Протасия. Хранятся в базилике святого Амвросия в городе Милан

Труд Амвросия «О благе смерти»

Одним из главнейших трудов Медиоланского епископа, написанных им при жизни, стал текст «О благе смерти». По своей сути это проповедь обращенная к прихожанам, заставляющая их задуматься о грехах своих и последствиях.

А также про возвращение Христа и отпущение грехов. Иногда труд можно найти в Интернете под названием «Смерть как благо».

Отрывок из произведения «О благе смерти»

Не эта ли страна мертвых, где тень смерти, где врата смерти, где тело смерти?

Потому и Петру дана власть, чтобы врата адовы не одолели ее 185.

Врата адовы суть земные врата 186, потому и говорит пророк: Ты, который возносишь меня от врат смерти.

(Пс. 9. 14)

Ведь как существуют врата праведности, где святые исповедают Господа, так существуют и врата греха, где нечестивые отвергались Господа.

Послушай, ибо это страна мертвых: Если кто коснется мертвого, нечист будет; нечист 187 же пред Господом всякий беззаконный.

(Числ. 19. 11)

Значит, если кто прикоснется к беззаконию, нечист будет, если — к похотям, будет мертв, так как сластолюбивая заживо умерла.

(1 Тим. 5. 6)

И те, которые неверны, сходят заживо в преисподнюю: хоть и кажется, что они живут вместе с нами, но они в преисподней.

Когда кто-то лихоимствует, творит хищение, он не живет жизнью, как ты можешь прочесть у Иезекииля 188.

Когда же кто праведный правду и суд Господа блюдет, чтобы исполнять их, жизнью будет жить, — говорит пророк. — и будет жить в них.

(Иез. 33. 19)

Значит, он пребывает в стране живых, в той стране, где жизнь не сокрыта, но свободна, где нет тени, но пребывает слава; тогда как в сем мире и сам апостол Павел не жил во славе. Напротив, он томился в теле смерти.

Святого Амвросия просят об исцелении недугов и перевоспитании сектантов

Святитель Амвросий при жизни обладал даром целителя и после смерти и начала почитания к нему стали обращаться за исцелением недугов, особенно детских. Кроме того, святой покровительствует певчим, миссионерам и писателя.

Помня истовую борьбу епископа с ересью, его часто молят о перевоспитании сектантов и неверующих. Всю жизнь Амвросий провел в смирении и строгости и часто люди молятся ему пытаясь усмирить похоть и сохранить целибат.

Молитва святому Амвросию, о исцелении, преодолении страстей и помощи

О преславный чудотворче, в скорбех скорый помощниче и усердный о мире к Богу молитвенниче, отче святый Амвросие!

Вемы, яко велие ко Спасу имаши дерзновение, предстоя горнему престолу Его, и сего ради смиренно припадаем ти:

молися Ему, угодниче Божий, да подаст народу Российскому благоденственное и мирное житие, да избавит от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных, от недуга и глада, от всякия скорби

и смертоносныя язвы и от всякаго зла; нам же всем, верою празднующим святую память твою

и усердно ходатайства твоего чающим, да ниспослет вся благопотребная ко временному и вечному житию нашему, паче же оставление грехов, мир помыслов, тишину сердечную, здравие душам и телесем нашим.

Ей, святителю Божий, пастырю Христов милостивейший, Покровителю наш готовейший!

Услыши нас, еще единаго от тебе просящих: буди теплый молитвенник и предстатель ко Господу о духовных пастырех и отцех наших (имена), иже немощи наша носят

и матерски о нас болезнуют, дондеже возобразится в нас Христов, да сохранит Он, всеблагий

и вся могущий Владыка, дражайшия дни жития их в нерушимом мире и крепости сил духовных и телесных, да приведет нас, недостойных рабов Своих, их окормлением

и молитвами, твоим же ходатайством и заступлением ко пристанищу жизни нескончаемыя, идеже херувими

и серафими, святии вси с Богородицею и с тобою, покровителем нашим, непрестанными гласы славят Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *