Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Признаки апокалипсиса и его 4 всадника

«Апокалипсис на пороге», — любят вещать различные секты. И это звучит жутко. Да ведь и по Библии человечество ждёт некая жуткая расправа, не так ли? Основания для таких утверждений действительно имеются, и признаки апокалипсиса можно обнаружить сегодня в мире. Но давайте не будем бежать впереди поезда, а вернёмся к истокам, чтобы лучше разобраться в вопросе конца света.

Апокалипсисом называют конец света, но на самом деле это не события, а книга из Библии

Слово «апокалипсис» не несёт в себе никакого негативного значения. Оно переводится как «откровение». Речь, разумеется, идёт об Откровении Иоанна Богослова — последней книги Священного Писания.

Немного истории. Иоанн Богослов принадлежал к числу двенадцати апостолов Иисуса Христа. Он был достаточно молод, когда Мессия призвал его следовать за Собой. К тому же Иоанн оказался долгожителем и, как утверждает предание, достиг преклонного возраста.

Иоанн Богослов — по преданию, автор апокалипсиса
Иоанн Богослов — по преданию, автор апокалипсиса. Фото: azbyka.ru

Другие ученики Иисуса Христа приняли мученическую смерть, но Иоанн Богослов, выдержав много испытаний, дожил где-то до 100 года нашей эры. Перу апостола приписывают несколько посланий и Евангелий разной степени достоверности, а также ряд текстов-откровений.

Каноничный вариант Откровения завершает корпус Новозаветных книг. В православии принято считать, что этот текст описывает будущее человечества до Судного дня, когда будет положен конец греху. Чаще всего текст датируют годами правления Домициана (81–96 годы).

81–96
приблизительная датировка написания Апокалипсиса

Примечательно, что в прочих книгах, приписываемых апостолу Иоанну, другой слог и, по-видимому, иной автор. Но это заботы источниковедов, лингвистов. Православие придерживается мнения, что Откровение написал именно этот человек.

Поскольку в книге больше всего текста отведено на описание ужасов последних дней, в массовом сознании она ассоциируется именно с концом света, гневающимися ангелами, битвами с ордами демонов, антихристом и прочими кошмарами. Оттого слово «апокалипсис» часто употребляют в значении «конец света».

Есть ещё слово «Армагеддон» — оно тоже не означает конец света

Ещё один пример неправильного словоупотребелиния — это, когда армагеддоном называют конец света или финальную битву добра и зла. В действительности это название местности, которая упомянута в апокалипсисе:

«это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей Вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон»

(Откр. 16:14–16)

Скорее всего, речь идёт о подножии хребта Кармель возле города Мегиддо.

Долина Армагеддон — место финального сражения сил добра и зла
Долина Армагеддон — место финального сражения сил добра и зла. Фото: it-hotel.ru

Библия не говорит, когда произойдут события апокалипсиса, они могли уже наступить

Хотя в массовом сознании апокалиписис — это книга о мистических событиях, трубах и ангелах, исследователи Библии и историки имеют немало иных представлений о значении текста. Есть такие версии:

Откровение завуалировано повествует о прошлом. Есть мнение, что в годы Иоанна Богослова было просто опасно писать прямым текстом о важных для христианского мира событиях. Но апостол не мог не пересказать их. Поэтому он избрал сложный символический язык. Наверняка, текст был понятен современникам апостола, которые составляли круг его единомышленников.

Откровение рассказывает о современных апостолу событиях. В первых главах апокалиписиса сделан сильный акцент на современных автору проблемах церквей. Так с чего бы тексту становиться пророческим? Например, археологи Мэтью Адамс считает, что все образы этой рукописи восходят к тогдашнему положению евреев и повествует о готовящемся восстании против римского владычества. Собственно, местность Армагеддон — это довольно весомое подтверждение версии археолога.

Книга Откровения вполне может повествовать об уже минувших событиях

Откровение повествует о будущем для автора, которое уже прошло. Ряд исследователей указывают на то, что первые века нашей эры очень хорошо укладываются в описания из апокалипсиса. То есть книга могла быть пророческой для современников Иоанна Богослова, но сегодня эти события уже сбылись.

Откровение предсказывает будущее, которое ещё должно произойти. Православие в основном выступает в поддержку этой версии. Всё же описания Страшного суда, Второго Пришествия и прочих событий предполагают нечто грандиозное, что можно будет интерпретировать однозначно. Хотя с интерпретациями тоже не всё гладко:

  1. Одни толкователи считают, что книга повествует о буквальных событиях. В этом случае всё просто: зверь действительно выйдет из бездны, по небу будут носиться ангелы и т.д.
  2. Другие толкователи уверены, что книга зашифрована. Это открывает невероятный простор для спекуляций. Любой образ из книги Откровения можно трактовать и так, и эдак, чем, собственно, многие сегодня и занимаются.

Дату конца света, по Библии, никто не знает

Мы уже разобрались, что события Откровения — это не обязательно события конца света, хотя это наиболее популярное толкование. В свете этого разговора стоит упомянуть, что говорит Библия о том, когда наступит конец света.

«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец»

(Мк. 13:31–32)

 «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий»

(Мф. 24:44)
По Библии, Бог-Отец — единственный, кто знает дату конца света (икона кисти Васнецова)
По Библии, Бог-Отец — единственный, кто знает дату конца света (икона кисти Васнецова). Фото: wm-painting.ru

«О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут»

(1Фес. 5:1)

Поэтому дата конца света — тайна. И вряд ли попытки вычислить её по признакам из книги Откровения имеют смысл. И всё же будет любопытно описать предзнаменования конца человечества.

Предзнаменования приближающегося конца света изложены в Евангелиях

Примечательно, что признаки приближающегося конца описаны в Евангелиях — текстах более ясных, чем книга Откровения. Приводятся следующие признаки:

Признак 1: Войны:

Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец

(Мф.24:6)

Признак 2: Голод и катаклизмы:

ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам

(Мф.24:7)
Множественные катаклизмы, вроде извержения вулкана, — это признаки конца света (художник Уильям Тернер, «Извержение Везувия»)
Множественные катаклизмы, вроде извержения вулкана, — это признаки конца света (художник Уильям Тернер, «Извержение Везувия»). Фото: hudojnik-impressionist.ru

Признак 3. Активность лжепророков, возникновение у них приверженцев:

«и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих»

(Мф.24:11)

Признак 4: Охладевание любви:

«и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь»

(Мф.24:12)

Признак 5: Повсеместное распространение евангелия:

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец»

(Мф.24:14)

Признак 6: Отсутствие веры:

«сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?»

(Лк.18:8)

В действительности нет ни одной исторической эпохи, где бы ни проявлялись подобные признаки. Разве что повсеместная проповедь Евангелия — более-менее конкретный признак. И всё равно мы видим, что Библия, сообщая что-то о конце света, придерживается всё той же линии — нет информации для его предсказания.

Все эти признаки можно отметить в современном мире, в мире древнем. Вероятно, они никуда не денутся в мире будущего.

Предвестники конца света — 4 всадника апокалипсиса

Один из самых известных образов из книги откровения — это всадники апокалипсиса, предвестники Страшного суда. Конкретные ли это личности, либо олицетворения, мы не знаем.

В Откровении сказано:

«Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить»

(Откр 6:2)

«И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч»

(Откр 6:4)
Четыре всадника апокалипсиса на картине Васнецова
Четыре всадника апокалипсиса на картине Васнецова. Фото: corvallisadvocate.com

«Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей»

(Откр 6:5)

«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными»

(Откр 6:8)

Здесь важно два уточнения. Во-первых, последний всадник в оригинале — на бледно-зелёном коне. Перевод адаптирован под реалии русской языковой традиции, где со смертью ассоциируется бледный цвет.

Первого всадника апокалипсиса кто-то считает Христом, а кто-то антихристом

Во-вторых, если с символикой наездников на бледном, вороном и рыжем коне всё более-менее ясно (это война, голод и смерть), то первый из них вызывает вопросы. Одни видят в нём положительного персонажа — даже самого Иисуса Христа. Другие отмечают, что здесь нечто не сходится:

  1. Христос в это время, согласно тексту, в образе агнца срывает печати на небе.
  2. Три всадника выглядят отрицательными персонажами, с чего бы первому быть хорошим?

Тут можно долго спорить и возражать. Ограничимся тем, что просто упомянем: есть мнение, что первый всадник — это антихрист, который прикинулся Христом.

Так или иначе, но всадники апокалипсиса — это важные вехи в истории человечества перед Вторым пришествием Христа, если буквально понимать текст книги Откровения.

Христианские святые часто в подробностях описывали события из апокалипсиса

Некоторые святые о конце света написали немало. Например, Ефрем Сирин описывал его в подробностях:

«золото, и серебро рассыпаны на улицах, и никто до них не касается, потому что все омерзело. Но все поспешают бежать и скрыться, и негде им укрыться от скорби; напротив того, при голоде, скорби и страхе будут угрызать плотоядные звери и пресмыкающиеся. Страх внутри, извне трепет; день и ночь трупы на улицах. Зловоние на стогнах, зловоние в домах; голод и жажда на стогнах, голод и жажда в домах; глас рыдания на стогнах, глас рыдания в домах; шум на стогнах, шум в домах. С рыданием встречаются все друг с другом: отец с сыном, и сын с отцом, и матерь с дочерью. Друзья на улицах, обнимаясь с друзьями, кончают жизнь; братья, обнимаясь с братьями, умирают. Увядает красота лица у всякой плоти, и вид у людей, как у мертвецов. Омерзела и ненавистною стала красота женская. Увянут всякая плоть и вожделение человеческое»

А Иоанн Златоуст размышлял на тему того, как проявит себя антихрист:

«Кто же он [Анитихрист] будет? Ужели сатана? Нет, — но человек некий, который воспримет всю его силу (ένέργεταν). “И откроется”, — говорит, — “человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею”. Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником (άντίθεоς), отвергнет всех богов и велит поклоняться себе, вместо Бога, и будет восседать в храме Божием, — не в Иерусалимском только, но и повсюду в церквах. “Выдавая”, — говорит, — “себе за Бога”. Не сказал, что он будет называть себя Богом, но — что он будет стараться показать себя Богом. Он совершит великие дела и покажет чудесные знамения».

Ужасы апокалипсиса завершаются Страшным Судом. (роспись «Страшный суд» над залом Исаакиевского собора, художник Ф. Бруни)
Ужасы апокалипсиса завершаются Страшным Судом. (роспись «Страшный суд» над залом Исаакиевского собора, художник Ф. Бруни). Фото: cdnimg.rg.ru

Но какие бы ужасы не обещали нам святые и Священное Писание, конец у всех этих событий, по воле Божией, будет счастливым. Так пишет святой Иоанн Дамаскин:

«Мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, которые станут бессмертными и совлекутся тления, и предстанем пред страшным Христовым судилищем. Дьявол и демоны его, и человек его, т.е. антихрист, нечестивые и грешники будут преданы во огонь вечный, не вещественный, каков у нас, но такой, какой знает один Бог. А сотворшии благая просветятся, как солнце, вместе с ангелами в жизни вечной, с Господом нашим Иисусом Христом, вечно созерцая Его и сами будучи Им созерцаемы, и наслаждаясь проистекающей от Него радостью, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *