Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Единоверческая церковь — попытка объединить старые богослужебные традиции с иерархией РПЦ

Из истории мы знаем, что в результате реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в Русской церкви возник раскол. Достаточно большая группа православных христиан не признала нового богослужебного обряда и отказалась такие нововведения признавать.

В результате так называемые «старообрядцы» подверглись гонениям со стороны государства и церковного руководство. При этом не все слышали о том, что уже в 18 веке «старообрядцы» начали молиться в новообрядных приходах. Это явление называется «единоверие» и символизирует полноту Церкви.

Единоверие — это сочетание древних богослужебных чинов с признанием юрисдикции Московского Патриархата

Под единоверием понимается течение в старообрядчестве, сторонники которого признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата при сохранении древних богослужебных чинов, таких как двоеперстие, служба по старопечатным книгам и т.д.

Иные названия единоверия: — «православное старообрядчество», «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество», «духовская вера», «старообрядные приходы Русской православной церкви».

Всероссийский единоверческий съезд в начала ХХ века. Единоверие возило, как попытка объединить древние богослужебные чины с иерархией Русской Православной Церкви Московского Патриархата
Всероссийский единоверческий съезд в начала ХХ века. Единоверие возило, как попытка объединить древние богослужебные чины с иерархией Русской Православной Церкви Московского Патриархата

Единоверие возникло в конце XVIII века как реакция на религиозную реформу патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Долгое время оно регулировалось особыми правилами, которые приняли по инициативе московского митрополита Платона (Левшина).

В советское время, в связи с тотальными гонениями на Церковь и на старый уклад жизни, единоверие практически исчезло. Второе рождение старого обряда в лоне Русской Православной Церкви переживает второе рождение.

Единоверие зародилось в XVII веке в царствование императрицы Екатерины II

После анафем Московского собора 1656 года и Большого Московского собора в Российской церкви произошёл раскол. В результате все крестящиеся двумя перстами объявлялись еретиками, отлучёнными от Троицы. Первоначально с ними жестоко боролись, но позже позиция властей смягчилась и их стали называть просто раскольниками.

От политики уничтожения старообрядцев к политике их легализации в общественной жизни власть перешла в начале XVIII века, при этом использовался метод фальсификаций. Многие старообрядческие писатели указывали на грубый характер таких фальсификаций.

Портрет патриарха Никона с клиром, Д. Вухтерс, 1660-1665 годы. Реформы патриарха Никона привели к расколу в Русской церкви и, в дальнейшем, появлению единоверия
Портрет патриарха Никона с клиром, Д. Вухтерс, 1660-1665 годы. Реформы патриарха Никона привели к расколу в Русской церкви и, в дальнейшем, появлению единоверия

При Петре I число старообрядцев в России постепенно возрастало. В XVIII веке возникла идея единоверия, то есть возможность служения по старому обряду на отдельных приходах. Несмотря на это, все клятвы-анафемы против двоеперстия и старых обрядов соборов XVII века оставались в силе.

Стоит отметить, что сторонники старого обряда в лоне Синодальной церкви считали, что эти анафемы наложены против непокорных епископ, а не против самих обрядов.

Первые упоминания об общинах, принадлежащих к старому обряду и находящихся в лоне Русской Православной Церкви к середине XVIII века. Именно тогда епископ Астраханский Илларион разрешил в своей епархии совершать старообрядцам богослужения по дореформенным книгам. Произошло это по причине их большого количества.

Портрет И. И. Мелиссино в галерее ректоров Московского университета на Моховой. Иван Мелиссино разработал первый проект примирения старообрядцев с Русской Церковью
Портрет И. И. Мелиссино в галерее ректоров Московского университета на Моховой. Иван Мелиссино разработал первый проект примирения старообрядцев с Русской Церковью

В начале царствования императрицы Екатерины II обер-прокурор Иван Мелиссино разработал специальный проект, направленный на примирение староверов с Церковью. Документ допускал совершение православными священнослужителями богослужений по старым книгам под надзором Святейшего Синода.

Кроме того, на совместной конференции Синода и Сената от 15 сентября 1763 года заявлено о том, что «обычай креститься двумя перстами не есть доказательство принадлежности к расколу и запрещать его не следует».

Основателем движения единоверия стал инок Никодим

Возникновение движения единоверов в России связывают с именем инока Никодима. Предпосылками этому стало резкое сокращение числа священников дореформенного постановления положения среди старообрядцев, приемлющих священство (поповцев).

Целью его стало примирение с представителями господствующей церкви. Одним из инициаторов такого движения стал настоятель Успенского старообрядческого монастыря на реке Каменке в Стародубье (Черниговская губерния) инок Никодим.

Светлейший князь Г.А. Потёмкин незадолго до смерти. Потёмкин был один из тех, кто поддержал лидера единоверов инока Никодима
Светлейший князь Г.А. Потёмкин незадолго до смерти. Потёмкин был один из тех, кто поддержал лидера единоверов инока Никодима

В 1781 году граф Румянцев-Задунайский посоветовал Никодиму через инока старообрядческого Рождественского монастыря Герасима (Князева) направить в Санкт-Петербург письмо со своими предложениями. Митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров), архиепископ Псковский Иннокентий (Нечаев) и князь Г. А. Потёмкин поддержали устремления инока Никодима и обещали ему свою поддержку.

Через два года Никодим с согласия 1500 старообрядцев направил прошение на имя Императрицы и Святейшего Синода. В нём в 12 пунктах он изложил те условия, на которых старообрядцы-поповцы соглашались воссоединиться с господствующей церковью. Основными условиями стали следующие:

  • отмена клятв прежних русских соборов на старые обряды;
  • дарование старообрядцам епископа, который бы находился в непосредственной зависимости от святейшего Синода;
  • дарование права епископу проставления для старообрядцев-поповцев священников и совершения всех богослужений по старому, дониконовскому чиноположению;
  • снабжение Святым Синодом старообрядцев миром;
  • дарование пастве епископа права ношения бород и русского платья.
«Праздник» (старообрядческая рукопись, Гуслицы, конец XIX века). Одним из требований единоверов к властям было требование разрешить им совершать богослужение в лоне Русской Церкви по старым богослужебным книгам
«Праздник» (старообрядческая рукопись, Гуслицы, конец XIX века). Одним из требований единоверов к властям было требование разрешить им совершать богослужение в лоне Русской Церкви по старым богослужебным книгам

12 мая 1784 года инок Никодим неожиданно скончался. Его сподвижники подали в 1787 году уже новее прошение. Но состояло из 10 пунктов и в нём уже не упоминалось об отдельном епископе. Старообрядцы просили теперь лишь священников, которых им прислали в следующем году.

Другим вдохновителем единоверческого движения стал протопоп Андрей Иоаннов, обратившийся из старообрядчества в единоверие.

Единоверие в России учредили в 1800 году

До 1800 года единоверческие приходы не имели чётких регламентов взаимоотношений с Русской Православной Церковью. Это оставлялось на усмотрение местного епископа. В 1979 году старообрядцы просили Митрополита Платона удовлетворить их просьбы, но положительного ответа не получили.

После этого они обратились лично к императору и просили даровать им отдельного епископа с определением его местопребывания в Рогожской слободе. Такой епископ должен был управлять всеми православными старообрядцами, присоединившимся к Русской Церкви.

Платон (Левшин), митр. Московский и Коломенский. Гравюра Н. И. Соколова. 1843 год. Мирополит Платон отказался удовлетворить просьбы старообрядцев-единоверов
Платон (Левшин), митр. Московский и Коломенский. Гравюра Н. И. Соколова. 1843 год. Мирополит Платон отказался удовлетворить просьбы старообрядцев-единоверов

Павел I 1799 году издал два указа, согласно которым отказывалось в удовлетворении заявленных московскими старообрядцами требований, а также предписывалось прекратить с ними все отношения.

Позже форма воссоединения старообрядцев с Православной Церковью», была подробно регламентировано «пунктами о единоверии» митрополита Платона, утверждёнными императором Павлом 27 октября 1800 года.

При этом клятвы, наложенные на них соборами XVII века, не отменили. Кроме того, на приверженцев старых обрядов наложили жесткое ограничение: единоверческим священникам дозволялось причащать новообрядцев только в случае крайней нужды и в смертном случае, если бы не случилось найти православного священника и церкви.

1800
год официального утверждения единоверия в России

Таким образом, в 1800 году произошло фактическое учреждение единоверия в России. Постановление Святейшего Синода, облегчавшее переход в единоверие так называемым «незаписанным старообрядцам» издано 8 августа 1832 года.

Большинство архиереев придерживались взгляда на единоверие, по которому оно допускалось в смысле «благой надежды, что старообрядцы-единоверцы со временем просветятся Богом и ни в чем в не разнствующее с Церковью приедут согласие». Такой позиции, например, придерживался митрополит Московский Серафим (Глаголевский).

Митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Серафим. Портрет. В бытности митрополитом Московским отец Серафим заявлял о том, что старообрядцы со временем вернуться в лоно Церкви
Митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Серафим. Портрет. В бытности митрополитом Московским отец Серафим заявлял о том, что старообрядцы со временем вернуться в лоно Церкви

23 июня 1865 года архидиакон Филарет (Захарович), епископ Коломенский Панфунтий (Овчинников) и еще несколько священнослужителей-старообрядцев в Московском Троицком единоверческом храме епископом Дмитровским Леонидом (Краснопевковым) викарием Московской епархии, были присоединены к Православной Церкви на правах единоверия. В течение двух последующих лет единоверами стали неокружнические и тульчинские староверы.

При императоре Николае Втором единоверы стали называться «православными старообрядцами»

17 апреля 1905 года император Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости». Он упразднил впервые за 250 лет законодательные ограничения в отношении старообрядцев. В 1906—1907 годах IV Всероссийский миссионерский съезд, проходивший в Киеве, и VI Отдел Предсоборного присутствия заявили о равночестности древнего и нового обрядов.

Центром единоверческого движения стала община Санкт-Петербурга, которую возглавлял настоятель Никольского собора священник Симеон Иванович Шлеёв.

Священномученик Симон (Шлеёв), единоверческий епископ Охтинский. Фотография. Около 1918 года. Его община в Санкт-Петербурге в 1900-е годы стала центром единоверческого движения
Священномученик Симон (Шлеёв), единоверческий епископ Охтинский. Фотография. Около 1918 года. Его община в Санкт-Петербурге в 1900-е годы стала центром единоверческого движения

В 1909 году собрался Московский единоверческий съезд, собравший более сотни депутатов от клириков и мирян. В 1912 году в Санкт-Петербурге состоялся I Всероссийский единоверческий съезд. Он установил, что понимать под единоверием в России, а также решил вопросы внутренней жизни единоверческой Церкви. 31 января 1912 года группа депутатов съезда была принята Николаем II.

На этой встрече митрополитом Антонием был поднят вопрос об официальном наименовании единоверцев — «православными старообрядцами». Перед Революцией на всей территории Российской империи имелось 600 единоверческих приходов и несколько монастырей.

В советский период единоверие отменили как «ненужное»

Поместный собор 1917-1918 годов утвердил право иметь своих епископов. Единоверческие епископы присутствовали на III Всероссийский съезд единоверцев 1927 года. В дальнейшем в течение 1920-х годов церкви старообрядцев, в том числе и единоверов были закрыты. Верующие совершали богослужения на дому мирским чином, отдельные приходы постепенно переходили на новый обряд.

Единоверческий епископ Сактинский и Керженский Васиан в 1929 году. После ареста Вассиана в 1937 году единоверческими приходами на общих основаниях стали управлять Архипастыри РПЦ
Единоверческий епископ Сактинский и Керженский Васиан в 1929 году. После ареста Вассиана в 1937 году единоверческими приходами на общих основаниях стали управлять Архипастыри РПЦ

10 (23) апреля 1923 года Временный патриарший Священный синод признал равноспасительность старого и новых обрядов. Кроме того, он снял клятвы со староверов и признал недействительными постановления Большого Московского собора 1666-1667 годов.

В 1937 году из-за ареста единоверческого епископа Вассиана (Веретникова) управление единоверческими приходами в епархиях передано до новых распоряжений местным Архипастырям на общих основаниях.

Поместный собор Русской Православной Церкви 1971 года это решение подтвердил, а также указал на ненужность и насильственный характер церковной реформы XVII века. Он окончательно утвердил тождественности богослужебной традиции как единоверов, так и старообрядцев православию. Поместный собор 1988 года определения Собора 1971 года были повторены.

Бывший единоверческий храм святителя Николая на Рогожском кладбище (ныне в храме совершаются только новообрядческие службы). Храм святителя Николая стал последним храмом московских единоверцев
Бывший единоверческий храм святителя Николая на Рогожском кладбище (ныне в храме совершаются только новообрядческие службы). Храм святителя Николая стал последним храмом московских единоверцев

В результате единоверческие общины стали распускаться, переходя в ноовобрядные приходы. В поздний советский период функционировало всего лишь три единоверческих прихода: в селе Малом Мурашкине Горьковской области, в Латвии и селе Злынке Кировоградской епархии УССР. Последним храмом московских единоверцев до 1960-х годов была Никольская церковь на Рогожском кладбище.

В наше время единоверие стало возрождаться в другом виде

Современные единоверцы не имеют прямой преемственности от прежних. Единоверческая церковь, сохранив старую обрядность и верность дореформенным богослужебным книгам, приняла руководство Русской Православной Церкви.

Именно епископы РПЦ сейчас рукополагают для единоверческих церквей священников. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II указал на юбилейном Архирейском соборе в августе 2000 года, что древние русские чины и обряды составляют «общее сокровище» всей Церкви.

Представители единоверия в наше время малочисленны. Их можно встретить в Москве и Помосковье, Иванове, Нижегородской области в городе Арзамас, а также на востоке Латвии. Практически все единоверы русские.

По данным сайта Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции таких общин, включая двуобрядные, насчитывается 30. Если же говорить о православии за рубежом, то в РПЦЗ на территории США существует специальная викарная единоверческая кафедра. В других странах мира единоверие обычно не встречается.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *