Содержание
- 1 В православии сокрушение — это такое умягченное состояние человеческой души
- 2 Иоанн Златоуст считал — человек, который любит Бога, должен сокрушать свое сердце
- 3 Симеон Новый Богослов — безмерное сокрушение сердца омрачает ум и изгоняет из души молитву
- 4 Покаяние — вот что нужно, чтобы сердце наше было чистым и сокрушенным
- 5 Проповеди Иисуса Христа были призывом к покаянию людей
Что значат эти слова? Каждая молитва должна быть прочитана с пониманием ее слов. Без понимания молитва пуста для нас. Попробуем во всем разобраться. В этом нам помогут строки святых отцов.
«…Где сокрушение, слезы и смиренномудрие, там нет нестроения и чего-либо худого, напротив же того, там благоустройство и все доброе…» — Ефрем Сирин.
Читая псалом 50 Царя Давида, мы часто слышим такие слова: «…«Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит …»(Пс. 50, 19).
В православии сокрушение — это такое умягченное состояние человеческой души
Чтобы разобраться в том, что такое сокрушенный дух, нужно понять, что такое вообще сокрушение. Сокрушение — это сильное огорчение, печаль. Сокрушение — это такое умягченное состояние человеческой души, которое по причине видения только собственного недостоинства, сопутствует покаянию в грехах. То есть человек видит только свои грехи, он полностью осознает их. После чего человек кается Богу в содеянных и совершенных им грехах.
Слово «сокрушение» происходит от глагола «сокрушать». Это значит, что сердце человеческое смягчилось, так как было каменным и по причине пребывавших в ней страстей.
В христианстве, когда человек рассматривает своих грехи, обращается к Богу, осознает свое недостоинство, тем самым он начинает сокрушать свое каменное сердце, а также разбивает в нем нечувствительность к Божественной правде и святости. Состояние сокрушения сопровождается плачем и умилением. Эти два понятия в душе человека можно разделить лишь условно, но никак больше.
Иоанн Златоуст считал — человек, который любит Бога, должен сокрушать свое сердце
Святые отцы также говорили о сокрушении духовном. Они считали, что оно имеет такие качества, как преодоление человеком гордостного бесчувствия и осознание своего недостоинства к Богу. Когда они говорят о плаче, то выделяют это как болезненное переживание этого самого недостоинства, а об умилении — как о благодатном утешении. Но и в тоже время эти понятия совсем невозможно разделить. Чтобы лучше понять смысл изречений, обратимся к словам святых отцов.
Иоанн Златоуст говорил, что сокрушение сердца человеческого делает его очень легким и окрыленным. Человек, который любит Бога, должен сокрушать свое сердце, а именно всегда иметь перед собой свои грехи:
«…Сокрушение есть мать слез и трезвенности; оно Делает душу легкою и окрыленною…». А также он говорил: «Для грешника нет большей пользы, как всегда иметь в уме и перед глазами свои грехи и как можно чаще сокрушаться и испытывать себя.
Ничто скорее этого не умилостивляет гнев Божий: ни посты, ни лежание на земле, ни бдение, ни иное прочее в этом роде».
Нил Синайский считал, что жизнь христианскую невозможно представить без сокрушенного сердца. Потому что если сердце не сокрушенно, то и невозможно избавиться от различных человеческих пороков:
«…Без сокрушенного сердца невозможно освободиться от порока; а сердце приводится в сокрушение трояким воздержанием, разумею воздержание от сна, от пищи и от телесного покоя».
Симеон Новый Богослов — безмерное сокрушение сердца омрачает ум и изгоняет из души молитву
Симеон Новый Богослов говорил, что безмерное сокрушение сердца омрачает ум и изгоняет из души молитву и умиление, а тем самым и любовь к Богу:
«…Безмерное и безвременное сокрушение сердца о чем-либо чувственном омрачает и возмущает ум. Оно изгоняет из души чистую молитву и умиление, а всаждает в нее болезненное томление сердечное. Отсюда жестокость и нечувствие безмерное; а через это демоны обыкновенно наводят отчаяние на взявшихся жить духовно».
Василий Великий уверял, что сокрушение для человека — это дар от Бога. Душа человека, которая полюбила бы сладость скорби, полученной от сокрушенного сердца, имела бы доказательство любви Божией:
«…Сокрушение есть дар Божий, подаваемый или для возбуждения вожделения, чтобы душа, вкусив сладость подобной скорби, старалась полюбить эту скорбь, или в доказательство того, что душа, при тщательнейшем попечении, может быть во всегдашнем сокрушении и что нимало не извинительны отвергшие его по нерадению. А если кто и принуждаемый не может прийти в сокрушение, сие служит обличением его небрежения в другое какое-нибудь время потому что без размышления, без многого и непрерывного упражнения невозможно приступить к чему-нибудь вдруг и превозмочь сие, а вместе показывает, что душа обладает другими страстями, которые не дозволяют ей свободно действовать в том, чего она хочет…».
Покаяние — вот что нужно, чтобы сердце наше было чистым и сокрушенным
Что же означает фраза «…Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит…»? Мы разобрались, что сокрушение — это сильное огорчение, печаль, а также это такое умягченное состояние человеческой души, которое по причине видения только собственного недостоинства, сопутствует покаянию в грехах.
Плач есть дух сокрушен в этом случае, сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит, то есть не предаст во власть и поругание злых духам и демонам, как предается им сердце гордое, которое исполнено самомнения, самонадеянности и тщеславия.
«Сердце сокрушенно…» потому что оно размягчено, вся нечистота из него вытекла, а набито было разной грязью. Чтобы наше сердце было «сокрушенно и смиренно», нужно каяться в своих грехах. Если рассмотреть эти слова с точки зрения духовного, мы видим, они сразу становятся понятными и простыми для нашего понимания.
Покаяние — вот что нужно, чтобы сердце наше было чистым и сокрушенным. «Покайтесь!» — говорит Господь нам. С того момента, как Господь начал проповедовать, он говорил: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». У каждого человека путь ко Христу начинается с искреннего покаяния. Этому должен следовать каждый человек, который считает себя настоящим христианином.
В своем учении о покаянии Господь и Иоанн Креститель предлагали полную перемену жизни человека для того, чтобы полностью обратиться к Богу для новой — вечной жизни. Сын Божий призывал и призывает всех людей к покаянию, потому что именно Он дает покаявшемуся человеку новую вечную жизнь.
Проповеди Иисуса Христа были призывом к покаянию людей
Как и у Иоанна Крестителя, проповеди Иисуса Христа были призывом к покаянию. В Евангелиях от Матфея и Марка почти одинаково цитируются слова Господа Нашего Иисуса Христа. В Евангелии о Марка это звучало так: «…покайтесь, и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15).
Из всего это становится понятно, что если не будет искреннего покаяния от человека, то и не может быть спасающей веры в Евангелие, потому что как почва должна быть вспахана, прежде чем туда что-то посадить, так и сердце грешного человека должно быть подготовлено, прежде чем оно примет библейскую истину. Именно поэтому Господь и говорит нам: «…Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4), то есть плачущие о своих грехах, смогут утешиться в Царствии Божием. Также Господь говорил: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:3).
В период Великого Поста время для покаяния самое лучшее. В это время прикладывается как можно больше усилий, чтобы изменить себя, чтобы наши сердца и души стали чистыми. Чего нельзя пропустить в таинстве покаяния?
Конечно же, это признания в своих грехах и раскаяния в них. Кажется, назвать свои грехи это довольно просто, но на самом деле это совсем не так. Важно также, чтобы вы просили прощения за совершенные грехи, а не просто произнесли их. Раскаяние в грехах — это действие, к которому нужно отнестись с большим вниманием.
Порой люди считают, что чем больше чувств они переживают на покаянии, тем лучше. Конечно, хорошо, когда эмоции помогают людям в покаянии, но это не самое главное.
Господь никого силой не заставляет к Нему идти. Это и должно всегда совершаться в раскаянии — возвращение к Тому, Кто безгранично любит тебя.
Господь ждет от нас любви и желания быть и пребывать с Ним.
Сокрушенное сердце и дух — это признание, что без Господа мы не сможем, не хотим жить без Него. К этому Господь нас всегда и призывает различными путями.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение