Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Жертвенность. Почему так важно человеку иметь эту добродетель

Скачать эту статью

В православии жертвенность — христианская добродетель, которая заключается в самоотречении ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему. Самыми высшими формами жертвенности считаются мученичество и смерть.

«…Всякая добродетель рождает жертвенность. Совершенная добродетель рождает полное самоотречение. Высшая добродетель – любовь – рождает совершенное самоотречение» — Святитель Николай Сербский.

Жертвенность в православии отмечается как христианская добродетель, которая заключается в самоотречении ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему. Крестные страдания — такова была жертва Иисуса Христа ради всего человечества
Жертвенность в православии отмечается как христианская добродетель, которая заключается в самоотречении ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему. Крестные страдания — такова была жертва Иисуса Христа ради всего человечества. Фото: i.pinimg.com

Жертвенность рождается от любви эти два понятия неразделимы

Жертвенность рождается от любви. Эти два понятия неразделимы. Любви без жертвы также не бывает. А любовь как раз проявляется в жертвенности. В настоящее время часто говорят, что в людях мало жертвенного духа, а тем самым мало и любви. Чем человек дальше от Бога, тем он меньше проявляет способность любить. Именно поэтому он и удаляется все дальше от Бога, потому что не способен на жертву.

Вера и любовь к Богу подразумевают в самом начале то, что человек жертвует ради Него своими страстями, привычками, какими либо греховными привязанностями. Человек, который не отвергает существование церкви, но и не желает становиться членом церкви, жить церковной жизнью, то в основе этого нежелания лежит страсть или привычка, которыми человек не решает пожертвовать.

Жертвенность очень часто называют святым великодушием.

Говорят, что мелким душам жертвенность не свойственна. Мелкая душа как говорится, имеет человек эгоист. Он будет всеми силами стараться сохранить свое при себе, нигде не уступать и не отдавать.

О жертвенной любви говорится в Евангелии

Рассмотрим, что говорится в Евангелии о жертвенности, о жертве. В Евангелии идет упоминание о двух сестрах — Марии и Марфе. Они обе сильно любили Христа, и каждая по-своему старалась Ему послужить. Отношение их к Спасителю было различно, что и легло в основу различения в христианской аскетике двух видов служений. Если смотреть на это, то видно, что служение Марии — это образ духовного делания, а также полное устремление души к Богу. А вот служение Марфы — это как раз жертвенная забота о ближних своих ради Христа.

Здесь мы видим Марфу и Марию — две сестры, которые хотели служить Господу. Служение Марии в данном примере — это образ духовного делания, а также полное устремление души к Богу. А вот служение Марфы — это как раз жертвенная забота о ближних своих ради Христа
Здесь мы видим Марфу и Марию — две сестры, которые хотели служить Господу. Служение Марии в данном примере — это образ духовного делания, а также полное устремление души к Богу. А вот служение Марфы — это как раз жертвенная забота о ближних своих ради Христа. Фото: sib-catholic.ru

А кого же Христос выбирал из этих сестер на первое место? Конечно же, никто из людей не способен измерить любовь Бога. Но слова Господа говорят нам о том, что выделял Он Марию. Но если же внимательно вчитаться в строки Евангелия, то мы увидим следующее: «…Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря» (Ин. 11: 5). Здесь упоминается первой Марфа.

Служение Марфы — это бескорыстное и жертвенное служение ближним ради Иисуса Христа, который, как говорится в Евангелии «…не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20: 28).

Жертвенная любовь  это не милостыня, а сердечное проникновение в положение другого человека

Настоящая любовь выражается делом. Но что же такое жертвенная любовь? Многие люди вкладывают в это понятие совсем разный смысл. Жертвенная любовь — это не просто какая-то милостыня, а сердечное проникновение в положение другого человека. Это такое сопереживание, когда проблема человека становится не только его, а твоей.

Однажды один священник рассказывал, что  как-то женщина одна сказала ему, что свою свекровь она не любит, она не может долго находиться с ней рядом, но все равно привозит ей продукты и помогает, если той необходима помощь. Что же это такое? Разве можно это назвать жертвенной любовью? В данном случае нет, в любви здесь никакой нет. Человек  насильно себя заставляет делать то, что он совсем не хочет. Это называется жертва.

Многие люди не совсем понимают, что такое жертвенная любовь. Жертвенная любовь — это не просто какая-то милостыня, а сердечное проникновение в положение другого человека
Многие люди не совсем понимают, что такое жертвенная любовь. Жертвенная любовь — это не просто какая-то милостыня, а сердечное проникновение в положение другого человека. Фото: nauchitsya-sdelat.ru

В священном писании есть одни слова: «Если я раздам все имение мое… а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 3). Это значит, что Богу нет никакой пользы жертвенности в любви нашей, и никакой пользы оно не принесет для души человека? Действительно, сам Христос говорит о любви, как о сокровище сердца, с которым как раз и связана неразрывно жертвенность. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 34–35). «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 12–13).

Исходя из этих слов, мы можем понять, что любовь  это естественный источник жертвенности, которую не жалко отдать любимому человеку. Итак, без любви жертвенности быть не может. К любви также никто принудить человека не может насильно.

Многие святые отцы  говорили о том, что такое любовь

Посмотрим, что же говорили святые отцы о любви. Святитель Василий Великий говорил, что тот человек, который любит всем сердцем своего ближнего, то исполняет любовь к Богу: «…Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого. Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя».

Святитель Василий Великий говорил, что тот человек, который любит всем сердцем своего ближнего, то исполняет любовь и  к Богу
Святитель Василий Великий говорил, что тот человек, который любит всем сердцем своего ближнего, то исполняет любовь и  к Богу. Фото: bibliya-online.ru

Святитель Иоанн Златоуст считал, что любовь заключается не просто в словах, а в совершении добрых дел, например, избавление от бедности человека, помощь больным и нуждающимся: «…Любовь заключается не в пустых словах и не в простых приветствиях, но в явлении и совершении дел, например в том, чтобы избавлять от бедности, помогать больным, освобождать от опасностей, покровительствовать находящимся в затруднениях, плакать с плачущими и радоваться с радующимися».

Святитель Иоанн Златоуст считал, что любовь заключается не просто в словах, а в совершении добрых дел
Святитель Иоанн Златоуст считал, что любовь заключается не просто в словах, а в совершении добрых дел. Фото: 3.bp.blogspot.com

Также Иоанн Златоуст говорил, что любовь плотская — это вина, а любовь духовная — похвала: «…Любовь плотская — вина, а духовная — похвала; та есть ненавистная страсть души, а эта — радость, веселие и лучшее украшение души; та производит вражду в уме любящих, а эта уничтожает и существующую вражду и водворяет в любящих великий мир; от той не бывает никакой пользы, но еще великая трата денег и какие-то неразумные издержки, извращение жизни, всецелое расстройство домов, а от этой — великое богатство правых дел, великое изобилие добродетелей».

Преподобный Ефрем Сирин уверял, что на земле нет ничего драгоценнее, чем любовь. Именно любовь Ефрем Сирин считал главной добродетелью, потому что любовь — причина всех благ и соль добродетелей: «…О безмерная сила любви! Ни на небе, ни на земле нет ничего драгоценнее любви. Она, божественная любовь, есть возглавление добродетелей; любовь — причина всех благ, любовь — соль добродетелей, любовь — конец закона… Она низвела к нам с небес Сына Божия…Она умудряла рыбарей; она укрепляла мучеников; она пустыни преобразовала в общежития; она горы и вертепы наполнила псалмопениями; она мужей и жен научила идти узким и тесным путем… О блаженная любовь, подательница всех благ!».

Преподобный Ефрем Сирин уверял, что на земле нет ничего драгоценнее, чем любовь. Именно любовь Ефрем Сирин считал главной добродетелью
Преподобный Ефрем Сирин уверял, что на земле нет ничего драгоценнее, чем любовь. Именно любовь Ефрем Сирин считал главной добродетелью. Фото: azbyka.ru

А вот Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что принимает только одну любовь. Ту, которая действует только по священным велениям Евангелия, при его свете, ведь любовь и есть истинный свет. Другой любви он никогда не принимал и не признавал: «…Понимаю только ту любовь, которая действует по священным велениям Евангелия, при его свете, которая сама — свет. Другой любви не понимаю, не признаю, не принимаю. Любовь, превозносимая миром, признаваемая человеками их собственностью, запечатленная падением, недостойна именоваться любовию: она — искажение любви. Потому-то она так враждебна любви святой, истинной… Любовь — свет, слепая любовь — не любовь».

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что принимает только одну любовь
Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что принимает только одну любовь. Фото: russlovo.today

Многие святые отцы говорили, что принуждение себя к исполнению заповедей без сочувствия сердца, все равно полезно для каждого. Именно так наша душа обретает навык добра, а со временем на это может откликнуться  и наше сердце. И тогда как многие говорят, происходит целительность сердца у человека. Поэтому когда мы говорим жертвенная любовь, то подразумевается под этим жертва по глубокой любви.

Ценность наших жертв и нашей жертвенности определяется состоянием нашей души

Но всегда ли человек готов на жертвенность? К сожалению, человек не всегда готов на это. Он понимает, что надо жить по евангельским законам, и все же христианин соглашается помочь ближнему своему только при определенных проблемах. Пытаясь хоть как-то участвовать в его жизни, он берет на себя его нагрузки, которые в первую очередь связаны с заботой.

Когда этих нагрузок становится слишком много, то человек понимает, что уже не справляется и начинает свое недовольство загонять внутрь себя, думаю что надо терпеть. Но таким образом, он все равно не выдерживает.

После чего наступает такой момент, когда человек показывает наружу свое недовольство. Мы все несем в себе какие-либо немощи. Каждый человек может сорваться в какой-то ситуации.

Самое главное осознать человеку все вовремя, чтобы не доводить до выброса недовольства.

Нужно просто и ясно объяснить ближнему своему о своей невозможности выполнить что-либо, прежде чем довести это до раздражения и озлобленности.

Ценность наших жертв и нашей жертвенности определяется состоянием нашей души, а также содержанием нашего сердца, его святынями и ценностями.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *