Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Почему Льва Николаевича Толстого отлучили от церкви?

04.12.2018
262
Скачать эту статью

Граф Лев Николаевич Толстой — известный философ и писатель. За свою жизнь опубликовал 90 томов с художественными и публицистическими произведениями, заметками из дневника и письмами.

Самые известные романы Л. Н. Толстого: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение».

Каждое произведение Льва Николаевича Толстого учит читателя добру и состраданию.

Зная о вкладе графа в литературу, о трепетном отношении к своей семье, об открытии школ для крестьянских детей в имении встает вопрос: почему Толстого отлучили от церкви?

Чтобы понять, в чем заключался конфликт Льва Толстого и церкви, стоит вспомнить биографию писателя.

Граф Л.Н. Толстой

Л. Н. Толстой родился 9.09.1828 года в дворянской семье в имении Ясная Поляна.

В 1830 году потерял мать, а в 1837 году — отца.

9 сентября 1828
день рождения Льва Толстого

Опеку над Л. Н. Толстым взяла тетя, к которой он переехал в Казань. Начальное образование Лев Николаевич получил дома.

В 1843 году Толстой поступил в Императорский Казанский Университет на факультет восточных языков, после из-за неуспеваемости перевелся на юридический. В 1847 году отчислился из Университета без ученой степени.

С 1847 по 1851 год молодой граф поправляет дела в имении, открывает школы для крестьянских детей и занимается музыкой. Всю сознательную жизнь Лев Николаевич ведет дневник.

Это увлечение в будущем вдохновит Толстого на создание литературных произведений.

 Участие в первой обороне Севастополя в 1854-1855 годах сделало писателя почетным гражданином города
Участие в первой обороне Севастополя в 1854-1855 годах сделало писателя почетным гражданином города

В 1851 по 1855 год Л. Н. Толстой посвящает себя военной службе: принимает участие в сражениях с горцами и в Крымской войне.

За время несения службы Толстой пишет историю «Детство», в которой описывает детские воспоминания. В 1852 году известный в то время журнал «Современник» принимает историю, критики положительно оценивают «Детство» и ставят Толстого в один ряд с популярными писателями того времени.

В 1854 году Лев Николаевич публикует «Отрочество» — продолжение «Детства».

Во время Крымской войны на свет выходит трилогия «Севастопольские рассказы», где Толстой пишет о противоречиях войны.

В 1857 году Лев Николаевич публикует повесть «Юность», которая завершает рассказы «Детство» и «Отрочество».

В литературных кругах Толстой получает большую популярность.

1862
в этом году граф женится на С.А. Берс, которая позже станет матерью его 13 детей

В 1865 году в «Русском вестнике» публикуют первую главу романа «Война и мир», а 1869 году произведение издается целиком.

С 1873 по 1877 год частями публикуется роман «Анна Каренина». Романы Льва Николаевича получают высокие оценки публики, а гонорары значительно обогащают писателя.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» - первые строки одного из самых популярных русских романов за рубежом. «Анна Каренина» ставилась практически во всех театрах мира. Существует 34 экранизации данного романа.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» — первые строки одного из самых популярных русских романов за рубежом

Завершение романа «Анна Каренина» приводит писателя к духовному кризису, Толстой теряет вдохновение. Граф начинает задумываться о бытии.

В духовных поисках Лев Николаевич обращается в православную церковь, но не находит ответов на свои вопросы и вместо того, чтобы продолжить поиск, начинает продвигать свои собственные убеждения.

Посредник
в 1883 году, Толстой создает издание Посредник, где он описывает свои религиозные взгляды

Следующей успешной работой графа стала повесть «Смерть Ивана Ильича», изданная в 1886 году. В 1898 году Толстой пишет повесть «Отец Сергий», где критикует собственные духовные убеждения.

В 1899 году выходит последний крупный роман писателя «Воскресение». В этом романе Толстой критикует силовые структуры, общество и государство в целом. В будущем В. И. Ленин назовет Льва Николаевича «зеркалом революции».

Поздние работы графа — очерки об искусстве, сатирические пьесы и небольшие рассказы.

20 ноября 1910
день смерти Льва Толстого

В октябре 1910 года Толстой подается в паломничество и в ноябре этого же года Лев Николаевич умирает.

Существует мнение: граф в последние годы жизни осознал несовершенство своих духовных убеждений и отправился в Оптину Пустынь для беседы со старцем Иосифом, которая так и не состоялась из-за болезни старца.

До конца своих дней Лев Толстой и церковь не смогли найти компромисс, несмотря на то, что ни в одном в храме анафема писателю не провозглашалась.

Благодаря вкладу в мировую литературу, классик был 7 раз (с 1901 г. по 1906 г. и в 1909г.) номинирован на Нобелевскую премию.
Благодаря вкладу в мировую литературу, классик был 7 раз (с 1901 г. по 1906 г. и в 1909г.) номинирован на Нобелевскую премию

За что Л. Н. Толстого отлучили от православной церкви?

За что предали анафеме Л. Н. Толстого? Во время творческого и духовного кризиса, Толстой о церкви отзывался как о коррумпированном учреждении, в котором продвигают личные убеждения чиновников.

В «Посреднике» Лев Толстой о православии писал:

«… я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо.

Но отрекся я от церкви не потому, что я восстал на господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему.

Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усомнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви:

теоретически — я перечитал все, что мог, об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же — строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы.

И я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения.

Стоит только прочитать требник и проследить за теми обрядами, которые не переставая совершаются православным духовенством и считаются христианским богослужением,

чтобы увидать, что все эти обряды не что иное как различные приемы колдовства, приспособленные ко всем возможным случаям жизни…

… я отвергаю бога, во святой троице славимаго создателя и промыслителя вселенной, отрицаю господа Иисуса Христа, богочеловека, искупителя и спасителя мира,

пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицаю бессеменное зачатие по человечеству Христа господа и девство до рождества и по рождестве пречистой богородицы.

То, что я отвергаю непонятную троицу и не имеющую никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную историю о боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий, совершенно справедливо…».

Лев Толстой
писатель

Толстовство — религиозно-этическое течение, которое создал Л. Н. Толстой

На смену православия граф Толстой создал свое религиозное течение — толстовство, основы которого изложил в произведениях «Исповедь», «В чем вера моя?», «О жизни», «Христианское учение».

Вкратце: толстовство — христианские заповеди с полным отсутствием традиций, ритуалов и мистицизма.

Тостовство
христианские заповеди с полным отсутствием традиций, ритуалов и мистицизма

Толстой принимает за основу своего течения слова  из Евангелия: «Не противься злу».

Личное бессмертие, авторитет церкви, государственную поддержку церкви, существующие формы принуждения писатель отвергает и осуждает.

Мнение, которое высказывал Лев Толстой о религии, быстро распространялось среди соотечественников, а толстовство набирало последователей.

Отлучение графа от церкви

2 февраля 1901 года во всех газетах опубликовали определение Священного Синода:

«Божией милостью

Святейший Всероссийский Синод верным чадам православныя кафолическия греко-российския Церкви о Господе радоватися.

Молим вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, ему же вы научитеся, и уклонитеся от них (Римл. 16:17).

Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живого.

Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви Святой, которая пребудет неодоленною вовеки. И в наши дни, Божиим попущением, явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой.

Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего,

дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери,

Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви,

и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь Святая.

В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего,

он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской;

отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, создателя и промыслителя Вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека,

Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых,

отрицает божественное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы,

Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и,

ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа,

не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию.

Все сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми,

сознательно и намеренно отверг себя сам от всякого общения с Церковью Православной.

Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею.

Ныне о сем свидетельствуем перед всею Церковью к утверждению правостоящих и к вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого.

Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он, в конце дней своих, остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею.

Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим. 2:25).

Молимтися, милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь.

2 февраля 1901
в этот день во всех газетах опубликовано определение Священного Синода

Подлинное подписали:

  • смиренный АНТОНИЙ, митрополит С.-Петербургский и Ладожский;
  • смиренный ФЕОГНОСТ, митрополит Киевский и Галицкий;
  • смиренный ВЛАДИМИР, митрополит Московский и Коломенский;
  • смиренный ИЕРОНИМ, архиепископ Холмский и Варшавский;
  • смиренный ИАКОВ, епископ Кишиневский и Хотинский;
  • смиренный ИАКОВ, епископ;
  • смиренный БОРИС, епископ;
  • смиренный МАРКЕЛ, епископ. 2 февраля 1901».

Ответ Льва Толстого Священному Синоду

Вскоре последовал ответ Толстого Священному Синоду:

«…То, что я отрекся от Церкви называющей себя Православной, это совершенно справедливо.

…И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же — собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения.

…Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким,

чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело убрали бы поскорее,

без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым.

…То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге,

родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо

…Еще сказано: «Не признает загробной жизни и мздовоздаяния». Если разумеют жизнь загробную в смысле второго пришествия,

ада с вечными мучениями/дьяволами и рая — постоянного блаженства, — совершенно справедливо, что я не признаю такой загробной жизни…

…Сказано также, что я отвергаю все таинства… Это совершенно справедливо, так как все таинства я считаю низменным,

грубым, несоответствующим понятию о Боге и христианскому учению колдовством и, кроме того, нарушением самых прямых указаний Евангелия…»

Лев Толстой
писатель

Письмо Толстого Синоду произвело большое впечатление на окружение писателя, жена Толстого в последствие будет просить отменить анафему, но определение Синода останется неизменным.

Анафема

Кого и за что отлучают от церкви?

  1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  2. Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его Праведна, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема.
  4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  7. Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  9. Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

Поведение графа Толстого вынудило церковь отлучить от себя великого писателя.

Толстовство после смерти классика быстро перестало привлекать внимание людей, а семья Льва Николаевича продолжила исповедовать православие.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *