Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Иерархия бесов — противопоставление 9 чинам ангелов

24.05.2019
533
Скачать эту статью

Бесами в околохристианской среде принято пугать верующих. Легионы тьмы, оснащённые рогами и трезубцами, только и ждут возможности свести с праведного пути человека. Выстроены сложные системы классификаций и иерархии демонов.

Есть даже специальная наука — демонология. Целая вселенная преисподней открыта для изучения. В этом много оккультизма, но мало христианства. Стоит чуть попридержать коней и уточнить, каков же православный взгляд на демонов ада.

Мировые религии отрицают существование злых демонов, как противников Божьих и богов ада

Пажи, рыцари, боги ада — всё это детища массовой культуры: фантастической литературы и компьютерных игр. Все эти изрыгающие пламя чудовища в действительности вовсе не такими представлялись древнему человеку. Корень всей этой истории стоит искать в религиозном противостоянии.

В действительности религии не стремятся изображать какую-то противную Богу силу. Древний человек был не глупее современного, и он понимал, сколь абсурдно допустить мысль, что где-то есть могущественное существо, которое решило воевать с Богом. Бог всесилен и любит каждую тварь. Какой смысл с Ним враждовать? Это как если бы почки объявили войну человеку. Как же они смогут существовать вне организма?

Но предки понимали, что любой орган может дать сбой. Клетка способна стать раковой. Так и живое существо рискует отпасть от Бога по своему невежеству. Но это удел таких неразумных созданий, как человек. Более могущественные силы, как правило, умнее и дальновиднее. Допущение, что они совершили такую же глупость, слишком вольное.

Идея зла в большинстве религий, вопреки стереотипам, выражена иначе:

Необходимое зло. Например, египетский Сет. Школьные учебники и дешёвые справочники сообщают, будто он бог зла и противник добрых египетских богов. Но это не верно. Египтяне были монотеистами, а все их «боги» — это персонификации божественных энергий. Религовед Андрей Борисович Зубов в своей лекции рассказывает:

«Идея единого Бога подчеркивается и подчеркивается. В лейденском папирусе мы читаем: “Всех богов три: Амон, Ра и Птах. И нет среди них второго. Сокрытый, зовут Его в имени его Амон, он Ра ликом, а телом своим он — Птах”. Телом поднимающаяся земля, все творение земное — это Птах, в том смысле, что он создатель, поэтому это его тело. Ликом Ра, — ведь солнце светит. А незримое иное — это скрытый Амон».

Мы привыкли считать бесов злыми, но все религии не сообщают об абсолютных противниках Бога. Бог Сэт, например, по многим признакам злой демон, но в действительности — он лишь проявление божественной энергии разрушения
Мы привыкли считать бесов злыми, но все религии не сообщают об абсолютных противниках Бога. Бог Сэт, например, по многим признакам злой демон, но в действительности — он лишь проявление божественной энергии разрушения. Фото: upload.wikimedia.org

Сет — это проекция энергии разрушения. Она необходима, чтобы мир продолжал функционировать. Ночь сменяется днём, а день ночью — чтобы настало одно, другое нужно разрушить. Чтобы употребить пищу, её надо перемолоть зубами. Это тоже разрушение.

При профанском взгляде на религию велик соблазн объявить Сета злым богом. Но это в корне неправильно.

Недоброжелательность к человеку или иной положительной силе. Вы можете враждовать с соседом, но это не делает Вас противником Бога, верно? Вы можете не любить пирожки, но это не значит, что Вы против кулинарии.

Так и то, что в мире есть силы, которые враждуют с людьми, не должно вводить нас в заблуждение. Человека нельзя отождествлять с Богом, мы не совершенны.

Некто верно заметил, что человечество ведёт себя на Земле так, как ведут себя раковые клетки в организме. Самой собой, что находятся существа, которых это не устраивает. Кельты верили в волшебных существ, которых называли фэйри. Среди них есть враждебные к человеку. Но эти силы благожелательно относились к природе, животным, сверхъестественным сущностям.

При углублённом взгляде в любую традицию, становится ясно, что категории противника высшего божества в религиях просто не встречается. Наибольший противник воли Божий — это, как правило, человек. Все остальные лишь выполняют свою функцию.

Обитатели ада в христианстве чаще всего — боги языческих культов

Чаще всего злые демоны появлялись при смене религиозных традиций. Древний человек не мог сменить старых божеств на новых за один час. Следы древних культов мы наблюдаем в Библии:

  1. Золотой Телец. Почитание крупных травоядных — самый старый культ на земле. Ошибочно думать, что иудеи взяли и со скуки придумали Тельца, пока Моисей ходил на гору Синай. Напротив, археология доказывает, что подобные Тельцы — старейшие объекты почитания.
  2. Медный Змей. Ещё одно древнейшее божество. Следы его теряются в доисторических временах. Очевидно и закономерно, что и змей-искуситель — ещё одна проекция этого божества на ветхозаветный текст.
Баал, Астарта, Золотой Телец из Библии — всё это древние божества других культов.

Помимо этих очень старых божеств, в Священном Писании встречаются и другие: Астарта, Баал и т.д.

Это стандартная схема для религий тех лет: нужно объявить божеств всех конкурирующих и предшествующих традиций злыми духами. Мы можем наблюдать это на относительно недавнем примере античной мифологии. Сначала там почитали космических богов: Урана, Хаоса, Эрота. Потом их сменили титаны. А затем боги-олимпийцы стали противостоять им. При этом титаны превратились в злых существ, хотя те же греки им раньше поклонялись.

В зороастризме асуры — добрые боги, а дэвы — злы. В индуизме — наоборот.

Фактически, Священное Писание не даёт нам ни одного уникального имени злых духов. Все эти названия заимствованы из других традиций, где этих божеств почитали как добрых.

Почти все, кого Библия именует злыми духами, на самом деле — божества других культов. Например, Астарта. На фото — фигурка богини VI века до Рождества Христова
Почти все, кого Библия именует злыми духами, на самом деле — божества других культов. Например, Астарта. На фото — фигурка богини VI века до Рождества Христова. Фото: lunaatra.org

Никаких падших ангелов не было, это античный миф

История о падших ангелах широко популяризирована в современной культуре. Всему виной поэма Мильтон «Потерянный рай». На самом же деле идея про грехопадение богоподобных сущностей взята из античной традиции. Её самый известный вариант — миф о Прометее.

В Библии ни слова нет про свержение ангелов и их восстание на Бога. Но есть пара отрывков, на которых спекулируют. Например, этот:

(Иезекииль 28:13–18)

«Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.

Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.

Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя» .

В Библии нет описания падения сатаны, все эти места неправильно поняты

Профаны сразу видят здесь описание ангела, жившего в Эдеме. Но Эдем — это поэтический образ, сравнение, к которому часто прибегают библейские авторы. Херувим — очевидно, тоже сравнение. Для нас важно, что говорит автор: тот, к кому он обращается, занимался торговлей. А ещё раньше в той же главе Бог конкретно называет своего адресата:

(Иезекииль 28:1–12)

«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: “я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей”, и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом

Божиим, вот, ты премудрее Даниила, нет тайны, сокрытой от тебя; твоею мудростью и твоим разумом ты приобрел себе богатство и в сокровищницы твои собрал золота и серебра; большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим, за то так говорит Господь Бог: так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим, вот,

Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой; низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых. Скажешь ли тогда перед твоим убийцею: “я бог”, тогда как в руке поражающего тебя ты будешь человек, а не бог? Ты умрешь от руки иноземцев смертью необрезанных; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог. И было ко мне слово Господне: сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты»

И тут мы ясно видим, что адресат — человек, причём конкретный — царь Тира. Понятно, что пророк прекрасно понимал, к кому он обращается, и написал это достаточно чётко.

Библия ничего не говорит о Люцифере, как падшем ангеле. Но эта идея устоялась в массовом сознании. На этой гравюре Г.Доре Люцифер изображён ангелом, у которого появились демонические крылья
Библия ничего не говорит о Люцифере, как падшем ангеле. Но эта идея устоялась в массовом сознании. На этой гравюре Г.Доре Люцифер изображён ангелом, у которого появились демонические крылья. Фото: i2.wp.com

В другом месте Библии комментаторы принимают за демона человека — царя Вавилонского

И ещё один пример, как недобросовестный комментатор может вырвать из контекста:

(Исаия 14:13–15)

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему “Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» .

Вроде бы описание довольно демоническое. Но это если вырвать из контекста образный язык Исайи. А вот если прочесть дальше, то прямым текстом сказано, что речь о человеке:

(Исаия 14:16–17)

«Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: “тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?”» .

А чуть раньше конкретно указан адресат:

(Исаия 14:4)

«Ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!» .

Вот на таких недоговорённостях и спекуляциях в Библии появляются падшие ангелы.

Чины бесов потребовались в противовес ангельской иерархии

В V–IV веках появился анонимный текст, в котором автор, известный сегодня как Псевдо-Дионисий, описывает девять ангельских чинов.

Этот текст формально отталкивается от Библии, хотя позволяет себе много вольностей. Дополнения в нём не основаны на Писании или Предании, а потому их нельзя считать истинной.

Псевдо-Дионисий сообщает, что ангелов есть 9 чинов и приводит их список:

9 чинов
ангелов выделяют христианские богословы
  • серафимы;
  • херувимы;
  • престолы;
  • господства;
  • силы;
  • власти;
  • начала;
  • архангелы;
  • ангелы.

Иконография наделила серафимов шестью крылами, херувимов — четырьмя (или шестью) и четырьмя головами. Престолов со временем стали изображать как колёса. Про следующие чины вообще ничего не известно. Они упомянуты в Новом Завете вскользь, причём не сказано, что это ангелы.

Псевдо-Дионисий явно вольно обращается со Священным Писанием.

Греческое изображение XIV века серафима — старшего из ангельских чинов. В противовес подобным чинам демонологи пытались разработать иерархии бесов

Архангелы — вообще отдельный случай. В Библии таковым назван только один — Михаил (Гавриил там просто ангел). И сказано, что он главный над всеми ангелами. А в этом порядке над ним ещё семь главенствующих чинов.

Но, как бы то ни было, иерархия бесов — это реакция демонологов на идею о чинах ангелов. Мол, если есть у света своя армия, значит, должна быть у тьмы.

Демоны обжорства, гнева, лжи, обмана, гордыни, уныния — это персонификации пороков

Вообще демон — это по-гречески название любого духа, как доброго, так и злого. Но у нас устоялось искажённое понимание этого слова. Существует поверье, будто демоны вызывают у людей греховное поведение. Упоминаются:

  • демон обжорства (он же демон чревоугодия);
  • демон гнева;
  • демон лжи и обмана;
  • демон гордыни;
  • демон тщеславия;
  • демон уныния.

Но это именно поверье. К православию оно не имеет отношения. Христиане прекрасно понимают, что грех лежит на человеке, и о нечистой силе тут можно говорить лишь как об иллюстрации порочной стороны личности человека.

Суккубы и инкубы — это демоны искусители женского и мужского пола, которых тоже нет в Библии

Суккубы и инкубы — демоны искусители мужского и женского пола. Вера в них — это отголосок множества более древних поверий о подобных соблазняющих сущностях.

Причины для соития с людьми у подобных существ бывают разные. Кто-то хочет зачать демонических детей, кто-то ворует энергию. Но нам важно лишь то, что христианство не затрагивает эту тему. Библия не считает необходимым освещать подобные вопросы.

Иоганн Генрих Фюссли «Кошмар». На этой картине демон инкуб сидит на груди спящей женщины. В этот момент ей снятся эротические сны. Сзади изображена чудовищная лошадь — ещё одно демоническое существо
Иоганн Генрих Фюссли «Кошмар». На этой картине демон инкуб сидит на груди спящей женщины. В этот момент ей снятся эротические сны. Сзади изображена чудовищная лошадь — ещё одно демоническое существо. Фото: artchive.ru

Интересоваться иерархией бесов верующему человеку незачем

 

Как видно, все представления о бесах — преимущественно это лишь искажение древних поверий. А потому любые попытки их классифицировать или разработать их иерархию — это лишь спекуляции и художественная обработка.

Священное Писание призывает человека тратить время на то, что действительно полезно его душе или окружающим. А копание в классификации бесов — это просто исследование чужих заблуждений.

К тому же так и не было предложено ни одной иерархии бесов, которая бы получила сколько-нибудь заметное признание.

С нечистой силой борются праведной жизнью

Самый правдоподобный вывод, который можно сделать на основе Священного Писания, это то, что бесы — не противники Бога, а Его инструмент для указания человеку на его ошибки.

Как болезнь показывает нам, что мы плохо заботимся о своём теле, так и бесы указывают на то, что мы пренебрегаем нуждами души.

Большинство православных священнослужителей не рекомендуют проводить сеансы отчитки (экзорцизма) и прочие методы изгнания бесов. Человек должен не бороться с ними, а заниматься собой. Православная идея в том, что бес, чем бы он ни был, не способен навредить человеку, который ведёт праведную духовную жизнь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *