Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Христианская любовь и 3 её вида

Скачать эту статью

Христианская любовь людям, далёким от церкви, представляется чем-то скучным, когда люди сидят с постными лицами и без конца кланяются иконам. Это большая проблема, из-за которой многие лишают себя духовной жизни, даруемой православием. На самом деле это очень сильное и светлое чувство, достижение которого дарует счастье каждому человеку.

Христианское понимание любви начинается с обращения к Богу

Любовь мы, люди разных культур, понимаем по-разному. Достаточно заглянуть в индийские трактаты, где есть с десяток форм любви. Тут тебе и любовь к Богу, и просто страсть. Да что там говорить, даже привязанность к предметам — это тоже своего рода любовь.

Христианское понимание любви не ставит перед собой цель отобразить всю многогранность этого понятия. Он есть. Но в Писании дан довольно узкий фокус, который сосредоточен на паре-тройке высших аспектов любви. Это необходимо, чтобы отбросить всё второстепенное и через любовь показать человеку сущность христианства.

В православии Иисус Христос из безграничной любви, как добрый пастырь, заботится о каждом человеке. Поэтому на иконах Его изображают пастухом, а спасённого человека овечкой
В православии Иисус Христос из безграничной любви, как добрый пастырь, заботится о каждом человеке. Поэтому на иконах Его изображают пастухом, а спасённого человека овечкой

Во главе всего находится Бог. Его природу человеку невозможно понять. Нас ограничивают законы материального мира. Господь больше и шире, чем мы можем себе вообразить. Но Бога в человеке можно почувствовать.

Об этом нам сообщает автор 1-го послания от Иоанна:

(1-e Иоанна 4:7–16)

«Дорогие, будем же любить друг друга, потому что любовь от Бога, и каждый, кто любит, рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не знает Бога, потому что Бог есть любовь! Бог проявил Свою любовь к нам в том, что послал в мир Своего единственного Сына, чтобы мы через Него получили жизнь. Любовь заключается не в том, что мы полюбили Бога, но в том, что Бог полюбил нас и послал Своего Сына в умилостивление за наши грехи. Дорогие, если Бог нас так любит, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел, но если мы любим друг друга, то в нас живет Сам Бог, и Его любовь в нас совершенна.

Он дал нам от Своего Духа, и поэтому мы знаем, что мы в Нем, а Он в нас. Мы сами видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем мира. Кто признает Иисуса как Сына Божьего, в том пребывает Бог, и сам этот человек — в Боге. Мы узнали и поверили, что Бог нас любит Бог есть любовь, и тот, кто пребывает в любви, пребывает в Боге, и Бог пребывает в нем».

Сколь бы ни были интересны писания Моисея, как бы ни притягивали нас Евангельские рассказы, но именно в этих стихах сосредоточено ядро христианской жизни — любовь Бога к человеку, и любовь к Богу человека.

Любовь — то чувство, которое преодолевает все преграды: языковые, видовые. Скажем, вы с домашней кошкой не понимаете, но любите друг друга. Любовь — универсальный язык, понятный каждому живому существу.

Она пронизывает всё, потому что это и есть тот самый Бог в христианском понимании.

В православии любовь — это плод Духа, проявление Бога в человеке

Откуда же происходит христианская любовь и что это такое? Относительно источника любви Писание сообщает следующее:

(Гал. 5:22)

«Плод же духа: любовь…»

То есть любовь в нас — это продолжение Святого Духа, Бога.

А в чём она выражается? А вот в чём:

(2 Иоан.6)

«Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его»

Библия называет Святой Дух источником христианской любви. На иконах его принято изображать в виде голубя
Библия называет Святой Дух источником христианской любви. На иконах его принято изображать в виде голубя. Фото: i.pinimg.com

Соблюдение заповедей Бога в православии — не просто пустое следование Закону. Закон нужен тем, кто сам не умеет думать. На самом же деле очевидно, что нормы христианской жизни — это просто следствия главного, поступков из любви. Если руководствоваться любовью, как основным мотивом, то ты никогда не согрешишь:

(1 Кор. 16:14)

«Все у вас да будет с любовью»

(1 Петр. 1:22)

«…постоянно любите друг друга от чистого сердца»

Человек должен стать проводником Божественной любви. Через него проявляется любовь Бога к человеку.

Христос призывал любить ближнего и самого себя — это наибольшая заповедь и сущность христианства

С источником любви мы определились. Теперь о том, как же ей распоряжаться. Наибольшая заповедь Иисуса Христа звучит так:

(Иоан. 13:34)

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»

Ближний — это любой человек, который оказался рядом.

Здесь важно учесть пару моментов. Во-первых, любовь к ближнему — это любовь ко всем тем, кто рядом. Об этом Спаситель однозначно говорит в притче о добром самаритянине. Во-вторых, тут есть важный момент: человек, пребывающий в любви, направляет это чувство и на себя. То есть любовь должна быть уравновешена. Если этого нет, происходят два неприятных следствия:

  1. Податливость. Если мы любим ближних, но не любим себя.
  2. Эгоизм. Если мы любим себя, но не любим ближних.

В христианском понимании любовь — это абсолютное чувство. Бог в человеке должен всецело проявить свои чувства, а любит Он всякую тварь, а не избирательно.

Верно заметили те, кто сказал, что любить Бога или всё человечество в целом проще, чем своего ближнего. Абстрактное представление не наносит нам обид, не требует внимания, не капризничает. Поэтому в любви есть определённый подвиг. Но Он посилен каждому из нас. Есть такая фраза: «Господь терпел и нам велел». Её можно переиначить: «Возлюбил нас Бог, и тебе велел».

Говорят, святые видят Бога в человеке, а потому ко всему относятся с любовью. Быть может, это образ Всевышнего в каждом из нас кому-то поможет проявить любовь к окружающим. Как минимум, сказано, что все мы сотворены по образу Божьему, а значит, Его качества нам не чужды.

Православная любовь направлена даже на врагов, она выражается в делах и не терпит плохих чувств

Священное Писание многое рассказывает нам о любви. Так, например, она должна быть у человека по отношению даже к врагам:

(Матф. 43:46)

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» .

Любовь православная — это не идея и не красивые слова, а только дела:

(1 Иоан.4:7)

«…станем любить не словом или языком, но делом и истиною»

Негативные эмоции не дают человеку чувствовать и проявлять истинную любовь

Человек любви не имеет, если в нём взяли власть негативные эмоции. Истинная любовь их истребляет:

(Коринф 13:4–7)

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» .

Святой отец церкви Иоанн Златоуст учил, что в любви нет гнева и злобы

Божественная любовь может накидать, но ни в коем случае не карать. Это плохо вяжется с ветхозаветными рассказами о ревнивом и мстительном Боге. Для многих христиан, особенно гностиков это удобный повод подстегнуть ортодоксальных католиков и православных.

Но святой отец церкви Иоанн Златоуст рассуждал, что вся проблема заключается в том, что мы проецируем человеческие эмоции на Бога.

«Когда ты слышишь слова “ярость” и “гнев” в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».

С точки зрения Иоанна Златоуста, возлюбил нас Бог такими, какие мы есть. И любовь Бога к человеку не угасает, не превращается в гнев. А жуткие ветхозаветные события — это не кара Божья, а следствие нарушения человеком законов нашего мира. Если человек сунет пальцы в розетку, то виноват не электрик, который её сделал, а тот, кто неправильно её использовал.

Любовь между мужчиной и женщиной — это тоже светлое христианское чувство

Романтические чувства в среде религиозных фанатиков принято принижать и считать недостойными истинной духовности. Это странно, если учесть, что православие само проводит Таинство Венчания. Враги христианства, возможно, радуются неправде, которую распространяют, но первые же главы Библии опровергают их заблуждение. Ведь Бог создал Адама и Еву, Бог призывал Ноя взять каждой твари по паре.

А вот что говорит Священное Право:

(Еф. 5:25)

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее»

Если один человек всею душою любит другого, то это такое же проявление Божественного, которое никак не идёт в разрез с православным учением. Просто в иерархии христианских ценностей сперва идёт любовь к Богу, потом к ближнему (включая родных), а затем — романтика. Но в то же время супруг — это и есть ближний, просто не всегда уместно и нужно развивать дружеские христианские в семью. Но это уже дело отношений.

3 вида
любви можно выделить: к Богу, к ближнему, к возлюбленному

Нет никакого запрета на интимную жизнь или любование красотой супруга. Всё это приветствует Священное Писание:

(Песнь Песней 7:2–8)

«О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника; живот твой — круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое — ворох пшеницы, обставленный лилиями; два сосца твои — как два козленка, двойни серны; шея твоя – как столп из слоновой кости; глаза твои — озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой — башня Ливанская, обращенная к Дамаску; голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями. Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью! Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти»

Главное — правильно расставить приоритеты. В центре семьи должна быть любовь к Богу, а все поступки — из любви, как учит Библия.

Христианская любовь — это сильное, возвышенное чувство

Христианская любовь никогда не ограничивала проявление чувств человека. Да, в церкви мы наблюдаем святых с серьёзными лицами, но должны понимать, что это лишь закон жанра. Вспомним, что Христос не избегал празднеств и наверняка был общительным, открытым человеком.

Любовь никогда не бывает без эмоций, а любовь к Богу, без сомнения, самое сильное эмоциональное переживания из доступных живому существу.

Всё, что мы делаем в своей жизни, можно делать во славу Его, с Его участием. Если пропустить через себя Божественную любовь, меняется не характер, а их мотив. И он, совершенно точно, приносит в душу счастье и умиротворение.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *