Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Миланский эдикт: как христианство стало свободным

27.07.2019
223
Скачать эту статью

Первые века свое существования Церковь Христова находилась на подпольном положении. Языческие власти Римской империи периодически подвергали христиан гонениям. Верующих казнили, им запрещали открыто отправлять религиозные обряды, заставляли приносить жертву языческим богам.

Так продолжалось до того момента, когда византийский император Константин Великий освободил Святую Церковь от языческих гонений издав для этого в 313 году так называемый Миланский эдикт.

Константин I Великий, Римский император. После смерти отца, в 306 году, был провозглашён войском августом

 О Миланском эдикте имеется мало сведений

В светской и церковной истории под Миланским эдиктом (лат. Edictum Mediolanense) понимают достигнутое в 313 году соглашение между императорами Константином и Ликинием во время их встречи в Милане.

Документ провозглашал религиозную терпимость на всей территории Римской империи. Он стал важной вехой на пути превращения христианства из религии отверженных в официальную религию государства.

Луций Цецилий Фирмиан Лактанций — ритор из Африки, ученик Арнобия, принявший в 303 году христианскую веру. Подолинного текста Миланского эдикта не существует, он цитируется лишь по сочинению Лактация «О смерти гонителей».
Луций Цецилий Фирмиан Лактанций — ритор из Африки, ученик Арнобия, принявший в 303 году христианскую веру. Фото: ru.citaty.net

К сожалению, о столь знаменательном документе в истории сохранилось очень мало сведений. Дело в том, что текст эдикта до нас не дошел, и он цитируется Лактанцием в его труде «О смерти гонителей».

Таким образом, мы не знаем ни точной даты опубликования Миланского эдикта, ни его точного содержания, так как датированный и подписанный текст его не сохранился ни в подлиннике, ни в точных списках.

13 июня 313
это общепринятая дата Миланского эдикта

Подлинный текст постановления отсутствует и самом близком к нему по времени сборнике римских законов Кодексе Феодосия Великого (Codex Theodosianus 438 г.).

Единственный текст Миланского эдикта присутствует в указе Марка Лициция, военного трибцуна, который дал его данном Никомидийскому президу (столичному градоначальнику Восточной префектуры).

Произошло это 13 июня 313 года, поэтому некоторые историки считают эту дату датой издания Миланского эдикта.

Первая страница Кодекса Феодосия. Подлинный текст Миланского эдикта отсутствует в сборнике римских законов Кодексе Феодосия Великого (Codex Theodosianus 438 г.).
Первая страница Кодекса Феодосия. Подлинный текст Миланского эдикта отсутствует в сборнике римских законов Кодексе Феодосия Великого (Codex Theodosianus 438 г.). Фото: upload.wikimedia.org

Текст документа также приводиться у Евсевия в серии документов, переведенных с латинского на греческий, помещающейся в середине 10 книги его Церковной Истории.

В них он именуется «копией императорских постановлений» и указом, написанным от имени Константина и Ликиния.

При этом необходимо помнить, что незадолго до своей смерти император Максимин издал в 312 году рескрипт на имя Сабина. Исследователи часто путают его с Миланским эдиктом.

Максимин Фракиец. Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров

Что же касается русских церковных историков, то видный их представитель А.П. Лебедев доказал, что издание эдикта относится ко времени не позднее середины марта 313 г. Эта датировка на сегодняшний день признана наиболее достоверной».

Миланскому эдикту предшествовал Никомедийский эдикт

Миланский эдикт стал продолжением Никомедийского эдикта, который издал 30 апреля 311 года император Галерий, известный гонитель христиан. Никомедийский эдикт сделал христианство легальным в Римской империи.

При этом он разрешал исполнение богослужебных обрядов только при условии, что христиане станут молиться о благополучии республики и императора.

Гай Галерий Валерий Максимиан. Скульптурное изображение головы Галерия из порфира, найденное в Феликс Ромулиана. Фото: upload.wikimedia.org

Император Галерий — известный гонитель христиан, при этом он издал Никомедийский эдикт, легализующий христианство. Этот документ стал предтечей Миланского эдикта.

Необходимо отметить, при этом, что императорский эдикт не дал христианам то, что они дано просили. Поэтому его значение сильно преувеличивают. Христинам не предоставлялось гарантий терпимого отношения к их религии.

Кроме того, не предусматривалась компенсация ущерба, причиненного церкви. Не были возвращены культовые сооружения: храмы, кладбища, памятники и иное недвижимое и движимое имущество христиан. Не были также оговорены компенсации за уничтоженные памятники, храмы, драгоценности и др.

Миланскому эдикту предшествовал Никомедийский эдикт.

О какой-либо компенсации частным лица за причиненный им во время гонений ущерб даже и не говорилось. Издавая Никомедийский эдикт, император Гален пытался другими средствами поставить Христианскую Церковь под контроль.

Так его положениями предписывалось переведение христианских общин на положение коллегий, то есть корпоративных органов, с правами и обязанностями, определенными законом.

В результате Христианская Церковь становилась замкнутым обществом, существующим с дозволения и под защитой государства.

«Последняя молитва христианских мучеников». Ж.-Л. Жером. Ослабляя гонения на Христианскую Церковь путём издания Никомедийского эдикта император Галерий пытался таким образом её поставить под контроль, превратив в одну из римских корпораций.
«Последняя молитва христианских мучеников». Ж.-Л. Жером. Фото: upload.wikimedia.org

Христианам такое положение дел не понравилось, что вполне предсказуемо, ведь находясь на таком положении, Христианская Церковь фактически не могла бы выполнять свои функции.

Именно поэтому Церковь отказалась быть одной из коллегий; она отказывалась строить свою организацию по наследственному принципу и стать закрытым сообществом.

Христиане настаивали на свободной организации и открытом доступе в сообщество и божественном происхождении своего учения.

Миланский эдикт был издан в связи с необходимостью нравственных реформ в Римской империи

По времени последние страшные гонения на христиан совпали с крупными административными реформами императора Диоклетиана.

При этом он понимал, что Римская империи нуждается не только в административных, но и нравственных реформах. Государству необходимо было восстановить согласие или конкордию между политической конституцией государства и верованиями его народа.

Дело в том, что в этот период число христиан в империи оценивалось в 15–20%, то есть христиане были приблизительно пятой частью всего населения.

«Явление Константину монограммы Христа», эскиз П. П. Рубенса для серии гобеленов История Константина, 1622 год. Римский император Константин Великий относился к христианству положительно и все гонения отменил.
«Явление Константину монограммы Христа», эскиз П. П. Рубенса для серии гобеленов История Константина, 1622 год. Римский император Константин Великий относился к христианству положительно и все гонения отменил. Фото: upload.wikimedia.org

Сам Диоклетиан считался ярым противником христианства, поэтому он запретил его под угрозой смертной казни. При этом он разделил империю на четыре части, создав тетрархии. После смерти Диоклетиана между тетрархами началась гражданская война, в результате чего к власти пришел император Константин Великий.

Император Диоклетиан считался ярым противником христиан

Он отменил все новведения Диоклетиана, в том числе остановил гонения на христиан. Сам император Константин сражался в битве у Мильвийского моста над императором Магенцием в 312 году, под символом Креста, с надписью «сим победиши» (toutoi nika).

Естественно, что одни симпатии императора Константина не могли изменить религиозную жизнь в империи, ведь она складывалась тысячелетиями.

Под символом Креста император Константин сражался в 312 году.

Правитель установил христианскую символику в армии и на государственных монетах, но не имел возможности сразу ввести в государстве христианство в качестве единственной государственной религии.

При этом он проводил политику постепенного введения принципа религиозной толерантности, так в одном императорском послании восточным провинциям он указал, что в вопросах веры «каждый должен придерживаться того, чего просит его сердце».

Константин в битве у Мильвийского моста, фреска Рафаэля, Ватикан. После победы императора Константина Великого в битве у Мильвийского моста, осталось только два императора: он и Лициний. В результате им пришлось встретиться для того, чтобы бы разрешить политический кризис. Во время встречи принят Миланский эдикт.
Константин в битве у Мильвийского моста, фреска Рафаэля, Ватикан.  Фото: upload.wikimedia.org

Так как в феврале 313 года в Римской империи сложилась сложная политическая обстановка, императоры Константин и Ликиний, встретились в Милане, для того, чтобы её обсудить.

Стоит при этом отметить, что договор по религиозным вопросам или же Миланский эдикт не был самым важным документом, принятым на этой встрече.

При этом многие древние авторы отмечают, что императоры желали разрешить религиозные вопросы в смысле полной религиозной терпимости, так как это соответствовало их общим интересам.

В соответствии с Миланским эдиктом, все религии в Римской империи уравнивались в правах

Точное содержание Миланского эдикта мы не знаем, так как не сохранилось подлинного его текста. Мы знаем его из свидетельств Евсевия Кесарийского, который пишет:

«…Константин и с ним Лициний, ещё не впавший в безумие, впоследствии им овладевшее, почитая Бога дарователем всех ниспосланных им благ, единодушно издали закон, для христиан совершенно превосходный. Они послали его Максимину, который ещё правил на Востоке и заискивал перед ними».

Евсевий Кесарийский
римский историк епископ Кесарии Палестинской

Миланский эдикт уравнивал в правах все религии, в результате чего в Римской империи традиционное там язычество теряло роль официальной религии.

При этом из текста Миланского эдикта следует, что законодатель дает права христианской религии и не отказывает в подобных же правах другим религиям.

«Мы заблагорассудили объявить о нашей воле, предоставляющей христианам полное и неограниченное право совершать свое богослужение…Если же это мы разрешили христианам, то вместе с этим дается право и другим соблюдать свои обычаи и веру».

Константин Великий
Византийский император

Император Константин принял крещение только перед смертью в 337 году.

Таким образом, эдикт говорил о религиозной свободе и дозволял каждому жителю Римской империи следовать той религии, которой он придерживается. При этом документ особенно выделяет из всех представителей религий империи христиан.

Согласно ему им и их общинам возвращалось всё имущество, отнятое во время языческих гонений, при этом новым владельцам такого имущества выплачивалась компенсация.

Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе. Конец X века. Фото: rusidea.org

Однако не стоит думать, что решив даровать христианам свободу вероисповедания, император Константин Великий сделал христианство единственной религией в Риме. Христиане не имели никаких привилегий по отношению к религии, а сам император Константин Великий принял крещение только перед своей смертью в 337 году.

337
в этот год сам император Константин принял крещение

Стоит также сказать, что кроме дарования свободы вероисповедания, что пошло на пользу христиан, Миланский эдикт содержал положения, оказавшие влияние на всё римское общество в целом.

Смысл Миланского эдикта состоит в том, что он установил равенство всех религий

Миланский эдикт делиться на две части. В первой говориться о свободе религиозного вероисповедания, вторая же посвящена имущественным и общественным правам христиан, как членов корпорации. Это частные и личные права.

Таким образом, эдикт устанавливал равенство всех религий свободное право каждого гражданина следовать беспрепятственно какой угодно религии.

Основывается это утверждение на следующих словах, содержащихся в нём: «каждый имеет право свободно избрать и почитать то, что ему угодно; это нами постановлено с тою целью, чтобы не казалось, что нами нанесен какой либо ущерб какому бы то ни было культу и религии».

Воздвижение честного и животворящего креста Господня. После издания Миланского эдикта смертная казнь на кресте была отменена, а сам крест стал почитаться в христианских общинах.
Воздвижение честного и животворящего креста Господня. После издания Миланского эдикта смертная казнь на кресте была отменена, а сам крест стал почитаться в христианских общинах. Фото: hram-troicy.prihod.ru

Стоит отметить, также, что Миланский эдикт оказал больше влияние на нравственное жизнь в Римской империи через дарование возможности христианам свободно исповедовать свою религию. Так:

  • стала распространяться новая система семейных ценностей, права мужчины и женщины стали уравниваться, измена была осуждена как с мужской, так и с женской стороны;
  • крест из орудия позорной казни повсеместно становился символом Воскресения Христова, победы жизни над смертью, смертную казнь через распятие отменили, а сам крест стал почитаться в христианских общинах;
  • через несколько лет после оглашения эдикта царица Елена совершила паломничество на Святую Землю, результатом которого стало обретение Честного Животворящего Креста и целого ряда других важнейших святынь, тогда же было определено местонахождение Голгофы;
  • Миланский эдикт дал возможность развернуть миссионерскую работу.
Соавторами Миланского эдикта стали императоры Константин, Ликиний и Максимин.

Невозможно перечислить все последствия Миланского эдикта не только для христианского мира, но и для всего человечества. Его принятие, что стало заслугой не только императора Константина, но также Ликиния и Максимина, позволило развиться не только христианской религии, но также наукам и искусству.

Большинство исследователей сходится во мнении о том, что без принятия Миланского эдикта христианская цивилизация не смогла бы достичь тех высот, которыми она годится в наше время.

После Миланского эдикта христианство стало приобретать черты государственной религии

После принятия Миланского эдикта, христианство постепенно стала приобретать черты государственной религии в Риме.

Так, например, император Константин освободил от «клириков кафолической церкви, в которой предстоятельствует Цецилиан»., церкви получили право приобретать недвижимое имущество и владеть им, ряд языческих храмов был разрушен и т.д.

Предоставляя христианству особый статус и поддерживая церковь, Константин активно вмешивался в церковные дела, добиваясь единства кафолической (от греч. καθολικὴ — всеобщей) церкви как условия единства империи.

Константин Великий сжигает арианские книги. Иллюстрация из сборника церковного права, ок. 825 года. Несмотря на то, что Константин великий вначале выступил против ариан, позже он поддержал арианство. Уклон произошел потому, что среди епископов было много ариан.
Константин Великий сжигает арианские книги. Иллюстрация из сборника церковного права, ок. 825 года. Фото: upload.wikimedia.org

При этом не стоит идеализировать деятельность императора. Дело в том, что он после издания Миланского эдикта ещё не стал настоящем христианином.

В империи продолжали функционировать языческие храмы, сам император принял крещение далеко не сразу, кроме того, он уклонился в арианское учение, после чего начались расхищения храмов и церковные раздоры.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *