Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Сказание Авраама Палицына. Как воин написал первое стихотворение

01.06.2019
118
Скачать эту статью

Авраамий Палицын принимал участие в работе Земского собора в 1613 году. На соборе был избран первый русский царь из известного всем рода Романовых. Тогда воцарился Михаил Федорович Романов.

Это все могло очень упростить положение Авраамия, но этого не произошло, так как старец решил вернуться туда, где и началась его духовная карьера, где он стал монахов — в Соловецкий монастырь.

Авраамий Палицын — автор и публицист, а также келарь Троице-Сергиевой Лавры
Авраамий Палицын — автор и публицист, а также келарь Троице-Сергиевой Лавры

Немногие люди знают о таком известном авторе  и публицисте как Авраамий Палицын. Этот человек написал довольно известные сказания, в которых и сам принимал участие как воин.

Авраамий Палицын  родился в селе Протасьеве недалеко от Ростова в 1550 году

Кто же он такой? Авраамий родился в селе Протасьеве недалеко от Ростова в 1550 году. Это примерный год его рождения, так как настоящий неизвестен. Происходил этот человек из старинного и служилого дворянского рода. Чуть позднее Авраамий служил воеводой в Коле.

Примерно в 1587 году он подвергся опале. Затем жизнь его сильно изменилась, так как его сослали в Соловецкий монастырь, где его и постригли в монахи. Многие исследователи считают, что такой поворот в судьбе Палицына связан с Василием Шуйским. Его имя как говорили было связано с неудачным заговором.

Многие уверяют, что жизнь Авраамия Палицына была тесно связана с Василием Шуйским. Историки утверждают, что Василий был связан с неудачной попыткой заговора против Авраамия
Многие уверяют, что жизнь Авраамия Палицына была тесно связана с Василием Шуйским. Историки утверждают, что Василий был связан с неудачной попыткой заговора против Авраамия

После пострижения в монахи у Авраамия сразу же улучшилось положение дел. Он перешел в Троице-Сергиев монастырь, где впоследствии стал келарем.

Когда поляки нападали, то Авраамий был в Москве, и помогал осажденным людям. В 1610 году, когда пал Василий Шуйский, келарь Авраамий и московское посольство отправилось к королевичу Владиславу, чтобы просить его встать на трон.

Во время этой поездки, Авраамий смог получить множество льгот, которыми обладал монастырь.

Келарь
заведующий монастырским столом, трапезой и припасами монастыря.

После этого Авраамий сразу же уехал, и не стал дожидаться ответа королевича. Он не уведомил никого о своем отъезде. Многие историки до сих пор обсуждают этот момент. Почему же он так поступил, что сподвигло его уйти без предупреждения.

В 1611 году  Авраамий решил обратиться к публицистической деятельности

В 1611 году Авраамий решил обратиться к публицистической деятельности. С помощью келаря Троице-Сергиевой Лавры монастырь стал отправлять грамоты в смутные города. В грамотах речь шла о том, что объединить всех для борьбы с врагом. А также грамота призывала всех оказать посильную поддержку Первому ополчению.

К сожалению, до наших дней дошли только три грамоты. Написаны они были от июня 1611 года, от октября того же года, и от апреля 1612 года.

После 1611 года Авраамий писал грамоты в смутные города, чтобы объединить всех для борьбы с врагом
После 1611 года Авраамий писал грамоты в смутные города, чтобы объединить всех для борьбы с врагом

Также стоит сказать и о том, что Авраамий Палицын принимал участие в работе Земского собора в 1613 году. На соборе также был избран и первый русский царь из известного всем рода Романовых. Тогда произошло воцарение Михаила Федоровича Романова.

Авраамий Палицын участвовал в Земском соборе, когда выбирался первый русский царь — Михаил Федорович Романов
Авраамий Палицын участвовал в Земском соборе, когда выбирался первый русский царь — Михаил Федорович Романов

Жизнь Авраама Палицына закончилась 23 сентября 1626 года или в 1627 году.

Авраамий Палицын оставил после себя достойное литературное наследие

Рассмотрим подробнее его литературное наследие. Наследие Авраамия Палицына включает в себя три грамоты, которые были составлены вместе с архимандритом Дионисием.

А также его «История в память впредидущим родом». Эта история состоит из 77 глав, которые как бы объединены условно в три части. В 1619 году, в мае, началась редакция начальных глав этой истории. Окончательная же версия была издана уже к 1620 году.

О чем же писал Авраамий Палицын в этой истории? В первых своих главах он рассказывал о событиях и смерти Ивана Грозного. Вторая часть посвящена Осаде Троице-Сергиева монастыря. Третья часть — это как бы лаконичное повествование о событиях уже последующих лет.

Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря самостоятельное и независимое сочинение

Вторая часть его работы «Об осаде Троице-Сергиева монастыря» представляет собой самостоятельное сочинение, которое имеет свой сюжет, вступление и окончание. Это сочинение стало пользоваться огромной популярностью в 17-19 веках.

Многие историки утверждали, что именно это сказание Авраамия Палицына стало самым ярким литературным произведением Смутного времени.

Сказание Авраама Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря — самое лучшее и яркое произведение Смутного времени
Сказание Авраама Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря — самое лучшее и яркое произведение Смутного времени

В этом сказании, Авраамий Палицын описал обстоятельства защиты от польских людей монастыря Троице-Сергиеву Лавру. В сочинении он также описал свои личные подвиги.

Это сказание о том, что произошло в доме Пресвятой и Живоначальной Троицы, и как Заступничеством Пресвятой Владычице Богородицы и по молитвам великих чудотворцев Сергия и Никона избавлена была эта обитель от польских и литовских людей и русских изменников, того же келаря инока Авраамия Палицына.

В третьей главе Авраамий рассказывает о том, как начинались разбойничества во всей России:

«…Оскверни же царь Борис неправедным прибытком вся дани своя, корчемницы бо пианству и душегубству и блудужелателие во всeх градeх в прекуп высок воздвигше цeну кабаков. И инeх откупов чрез мeру много бысть, да тeм милостыню творит и церкви строит; и смeсив клятву з благословением, и одолe злоба благочестию. И таковых ради всeх дeл, иже сотвори Борис, в ненависть бывает всему миру…».

Авраамий Палицын
писатель
В первых главах Авраамий Палицын рассказывает о Борисе Годунове
В первых главах Авраамий Палицын рассказывает о Борисе Годунове

В четвертой главе Авраамий рассказывает, что князь Борис Годунов умирает, и на царство восходит Дмитрий:

«…Царь же Борис, аще и не от него убиен бысть, но во время неправдою замышленого состава Григориева скорою смертию посeчен бысть в лeто 7113 (1605 г.); и вси, на них же надeяшеся, з домом его разсeяни бышя. Той же чернец по его смерти того же лeта на царство его восходит, нарицаяся Димитрий; от многих же знаем, яко Григорий чернец, хотя же укрeпитися на Росии царем…».

Авраамий Палицын
писатель

Восьмая глава посвящена рассказу о том, как долго находился Троице-Сергиев монастырь в осаде

Восьмая глава посвящена рассказу о том, как долго находился Троице-Сергиев монастырь в осаде. Также он говорит о том, что насколько же сильна была помощь в это время от чудотворца Сергия и Никона:

«…Велика же тогда польза царьствующему граду бысть от обители чюдотворца Сергиа ради святых его молитв: иже бо к морю на полнощь живущии людие на краех Студеного моря окиана к царьству всяк промысл возвeщают и способляют. От Великого бо Новаграда и от Вологды и по Двинe рeцe до моря и на восток вся Сибирская земля и яже за нею вси способствоваху к Москвe. Тако же и от Нижегородскиа земли и от Казани вси безизмeнно служаще и ис тeх всeх прежереченных мeст, егда кому некуды минути, то вси во обитель чюдотворца притекаху…».

Авраамий Палицын
писатель
В восьмой главе сказания сообщается о том, как началась и сколько проходила осада монастыря
В восьмой главе сказания сообщается о том, как началась и сколько проходила осада монастыря

В 10 главе он говорит о пришествии к монастырю польских людей и русских изменников:

«…В лeто 7117 (1609 г.), в царьство благовeрнаго и христолюбиваго царя и великого князя Василиа Ивановича всея Русии и при святeйшем патриархe Ермогенe Московском и всея Русии, Пресвятыя же и Пребезначальныя Троица Сергиева монастыря при архимаритe Иасафе и при келарe старцe Авраамии Палицыне Богу попустившу за грeхи нашя, сентября в 23 день, в зачатие честнаго и славнаго Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна прииде под Троицкой Сергиев монастырь Литовской гетман Петр Сапeга и пан Александр Лисовской с Польскими и с Литовскими людьми и с Рускими измeнники по Московской дорогe…».

Авраамий Палицын
писатель

В 11 главе сказания, Авраамий Палицын рассказывал о видении столпа огненного, который был не во сне, а наяву. Дальнейшие главы посвящены о начале стрельбы, о вылазке литовцев, о взятии литовского народа.

В 38 главе сказания сообщается  о явлении Никона Чудотворца

В 38 главе сообщается о явлении Никона Чудотворца:

«…Еще гнeву Божию не преставшу и многим скорбию немощи одержимым, во едину от нощий во снe является великий чюдотворец Никон понамарю Илинарху, глаголя сице: «Повeждь болящим людем: се падет снeг во сию нощь, и хотящеи исцeление получити да трутся тeм новопадшим снeгом! Рцы же всeм людем, яко Никон сказа се!» Илинарх же воспрянув трепетен и наутрии повeда всeм людем. И по глаголу чюдотворца Никона паде нов снeг; и иже вeру сему емшеи и тeм снeгом тершеся, и от тeх мнози здравие получишя…».

Авраамий Палицын
писатель

В 45 главе встречается самое первое стихотворение, написанное в Древней Руси. Эта глава — яркий пример словесного искусства Авраамия Палицына.

Краткое содержание сказания Авраама Палицына можно читать на сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Местами в сказании чувствуется что-то невольное, может это стремление оправдать себя и дать современникам и потомству иное представление о личности Палицына.

Слог сказания его изобилует мелкими, но оригинальными выражениями. Это все мы видим на примере вышеперечисленных моментов из сказания.

Сказание также отражает личность и самого Палицына по его необыкновенному уму. Он исполнен благих намерений, а также любви к своему отечеству.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X