Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Александр Ельчанинов: пламенный проповедник, талантливый писатель, опытный педагог

21.08.2020
445

Личность отца Александра Ельчанинова всё больше привлекает историков России и Православной церкви. Он жил в эпоху расцвета русской культуры, называемой Серебряным веком, был в центре культурной жизни Петербурга, Москвы, Тифлиса.

Когда в России грянула Революция, отец Александр ушел в изгнание, был в центре жизни русской диаспоры, священником Русской Православной Церкви Зарубежья, одним из основателей Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД).

После его смерти были опубликованы его «Записи», материалы дневников, воспоминания о нем представителей русской диаспоры, в которых православный читатель может сейчас обнаружить выдающиеся образцы духовной мудрости и христианского смирения.

Александр Ельчанинов — православный священник, церковный историк, писатель, педагог

Александр Викторович Ельчанинов родился 1 (13) марта 1881 года в Николаеве Херсонской губернии, умер 24 августа 1934 года в Париже.

1 (13) марта 1881
в этот день родился Александр Викторович Ельчанинов

Священник Русской православной церкви, церковный историк, литератор, автор многочисленных трудов исторического, автобиографического и духовного содержания.

Происходит из дворянской семьи, был вторым сыном штабс-капитана 58-го пехотного полка, Виктора Яковлевича Ельчанинова (1853 — 1893).

Священник Александр Ельчанинов, Франция. Православный священник, проповедник, педагог, литератор
Священник Александр Ельчанинов, Франция. Православный священник, проповедник, педагог, литератор. Фото: radiovera.ru

Его отец — потомственный военный, дослужившийся до чина подполковника Новобаязетского резервного пехотного полка. После его смерти в 1893 году Александр жил с матерью в Тифлисе (ныне Тбилиси).

Как и его братья, Николай и Борис, Александр учился во 2-й тифлисской гимназии, где его одноклассниками были П. А. Флоренский, В. Ф. Эрн и М. И. Асатиани.

Вместе они посещали историко-философский кружок, организованный учителем истории Георгием Николаевичем Гехтманом. Флоренский, Эрн и Ельчанинов окончили гимназию в 1900 году, все с золотой медалью.

1900
в этом году Александр закончил гимназию с золотой медалью

После окончания гимназии молодой Ельчанинов подрабатывал, давая частные уроки; получая деньги от благотворителей, оплачивал свое обучение и учебу брата. В гимназии в одном классе с ним учились П. А. Флоренский и В. Ф. Эрн, с которыми он на долгие годы сохранил дружбу. Александр и его друзья обожали В.С. Соловьёва.

Они часто встречали, обсуждали его труды и взгляды. В.С. Соловьёв повлиял на становление Александра Викторовича как церковного историка и духовного писателя.

Будущий священник Александр Ельчанинов учился в Санкт-Петербургском университете

В 1900 году Александр Ельчанинов, поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, изучал богословие и литературу. Имел обязательство вернуться преподавателем в Кавказский округ.

Во время обучения стремился перевестись на учебу в Москву, ближе к Флоренскому и Эрну, но остался в Санкт-Петербурге, т. к. получал здесь стипендию, которую ему платили из Тифлиса. В 1902 — 1903 гг. Александр сблизился с Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус, философско-литературными кругами Санкт-Петербурга.

Гимназисты Владимир Эрн, Павел Флоренский, Александр Ельчанинов. 1900 год. Фотографии из личных дел студентов. Во время учебы Александр Ельчанинов сдружился с В. Эрном и П. Флоренским, которые повлияли на его решение стать священником
Гимназисты Владимир Эрн, Павел Флоренский, Александр Ельчанинов. 1900 год. Фотографии из личных дел студентов. Во время учебы Александр Ельчанинов сдружился с В. Эрном и П. Флоренским, которые повлияли на его решение стать священником. Фото: nasledie-rus.ru

Ельчанинов принимал участие в заседаниях Религиозно-философских собраний. В 1903 году он опубликовал в журнале «Новый путь» свою первую статью под названием «О мистицизме Сперанского».

В ней он на основании рукописных заметок М. М. Сперанского, хранившихся в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге, рассмотрел малоизвестную сторону жизни этого выдающегося государственного деятеля. В 1906 его статья вышла уже в журнале «Богословский вестник» с предисловием Флоренского.

Первая вышла В 1906 году вышла первая статья Александра Ельчанинова.

По окончании университета Ельчанинов получил предложение остаться при нем для научной работы, но отказался и переехал в Москву, а позже присоединился к Флоренскому в Сергиевском посаде.

Под влиянием Флоренского в 1905 году он поступил в Московскую духовную академию, но досрочно покинул ее, посчитав, что программа обучения носила слишком общий, теоретический характер.

Отец Александр Ельчанинов участвовал в деятельности «Христианского братства борьбы»

Александр Викторович участвовал в деятельности нелегального «Христианского братства борьбы», основанного в феврале 1905 года в Москве В. П. Свенцицким и Эрном. Братство боролось за:

  • приближение общественного устройства к евангельскому идеалу,
  • содействие переходу от индивидуально-правовой собственности к общественно-трудовой, созыв Учредительного собрания,
  • создание демократической республики,
  • введение выборного начала в Церкви.

Александр принимал участие в некоторых начинаниях братства, читал рабочим лекции о Евангелии, в связи с чем был заподозрен в политической неблагонадежности и оштрафован полицией.

В.П. Свенцицкий и В.Ф. Эрн. 1990-е годы. Александр Ельчанинов участвовал в деятельности организаций, созданных В.Ф. Эрном
В.П. Свенцицкий и В.Ф. Эрн. 1990-е годы. Александр Ельчанинов участвовал в деятельности организаций, созданных В.Ф. Эрном. Фото: w.histrf.ru

В этом же году осенью он принял участие в организации Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва. Его избрали первым секретарем общества, а также постоянным его сотрудником.

Ельчанинов стал одним из организаторов и членом редакции созданной в 1906 году «Религиозно-общественной библиотеки». Библиотека выпускала выпускавшей серии популярных брошюр для интеллигенции и народа, переводы работ иностранных авторов по вопросам взаимоотношений Церкви и общества.

Отца Александра оштрафовала полиция за участие в нелегальном обществе.

В библиотеке отец Александр опубликовал несколько своих сочинений. Одно из них было о католическом святом Франциске Ассизском, напечатано в 1906 году. Позже он вошел в состав редакции либерального религиозно-философского еженедельника «Век».

В 1907 году вступил в созданный и возглавляемый М. А. Новосёловым (священномученник Михаил) «Кружок ищущих христианского просвещения». При этом Ельчанинов не перерывал связи с философско-литературными кругами Санкт-Петербурга.

Епископ Вологодский и Тотемский Антоний (Флоренсов). Епископ Антоний стал духовником Александра Ельчанинова
Епископ Вологодский и Тотемский Антоний (Флоренсов). Епископ Антоний стал духовником Александра Ельчанинова. Фото: upload.wikimedia.org

Среди писателей и философов отец Александр звался «Эккерман при Иванове и Флоренском». Флоренский в 1904 году на основе бесед и переписки с Ельчаниновым написал в 1904 году сочинение «Эмпирея и Эмпирия».

Оно имело форму диалога, и было посвящено отцу Александру. Долгое время Александр Викторович колебался в выборе между церковным служением и педагогикой.

В 1906 году благодаря Флоренскому состоялось его знакомство с бывшим епископом Вологодским Антонием (Флоренсовым), проживавшим на покое в Донской иконы Божией Матери московском монастыре. Отец Александр стал у него духовно оформляться.

Известное в православном мире сочинение «История религии» принадлежит перу отца Александра Ельчанинова

В 1909 году отец Александр Ельчанинов опубликовал в серии «Народный университет» научно-популярную книгу «История религии».

1990
в этом году в свет вышла книга Александра Ельчанинова «История религии»

В «Истории религии» глава «Христианство» была написана им совместно с Эрном, глава «Православие» — с Флоренским, кроме того, в книгу вошла статью Булгакова «О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения».

Эта работа дает представление об основных мировых религиях, кроме ислама.

Генерал-майор В.А. Левандевский. Александр Ельчанинов преподавал в частной гимназии открытой Левандевским в Тифлисе (Тбилиси)
Генерал-майор В.А. Левандевский. Александр Ельчанинов преподавал в частной гимназии открытой Левандевским в Тифлисе (Тбилиси). Фото: upload.wikimedia.org

Воинскую повинность Ельчанинов отбывал на Кавказе и после ее окончания занимался педагогической деятельностью. В 1912 году его пригласил полковник (впоследствии генерал) Владимир Левандовский преподавать историю в основанной им в Тифлисе частной гимназии с совместным обучением мальчиков и девочек.

В 1914 году его назначили директором гимназии. Одновременно отец Александр читал на Высших женских курсах в Тифлисе лекции по истории религии, а также частный цикл открытых лекций о новой русской религиозно-философской мысли и об отдельных ее представителях, многих из которых он лично знал.

В 1909 году была издана первая книга Александра Ельчанинова «История религии».

Для Ельчанинова были характерны особый интерес к воспитанию и умение установить личную связь и дружбу между воспитателем и воспитываемым. Ученики уважали и любили его. В 1917 году женился на Т. В. Левандовской, дочери основателя гимназии.

В 1918 году отец Александр разработал и прислал свящ. П. Флоренскому «Проект общеобразовательной школы типа гимназии», основанной на принципах православной педагогики. Проект не был реализован.

В области педагогики уделял особое внимание «кружковству» (организации кружков, объединявших детей разного возраста) и воспитанию в коллективе.

Священником Александр Ельчанинов стал в эмиграции во Франции

Октябрьскую революциию Александр Ельчанинов не принял. Он сотрудничал с американской благотворительной миссией «Near East Relief», организовывая ремесленные, спортивные и просветительные занятия для детей в Советской России.

В 1921 году Ельчанинов вместе с семьей эмигрировал из России. Он поселился во Франции, в Ницце. Здесь Александр Викторович занялся сельским хозяйством, при этом он преподавал русский язык и историю для русских детей в русском лицее.

Священник Александр Ельчанинов, 1920-е годы. Священником Алесандр Ельчанинов стал во Франции, в эмирации
Священник Александр Ельчанинов, 1920-е годы. Священником Алесандр Ельчанинов стал во Франции, в эмирации. Фото: drevo-info.ru

Ельчанинов также активно участвовал в деятельности Русского студенческого христианского движения (РСХД) на юге Франции.

Он писал, что ценит движение не как организацию русской христианской молодежи, а «как собрание и собирание всего живого и честного в Церкви, кто принимает христианство не как традицию, не как слова, не как быт, а как жизнь».

Применял в работе педагогические принципы, выработанные им в России. Также стал членом воссозданного в 1923 году Софии Святой братства, которое объединило множество философов и богословов в эмиграции.

Священником Александр Ельчанинов стал во Франции в эмиграции, незадолго до смерти.

Стать священником Александр Ельчанинов решил во Франции. Так он хотел возродиться для новой жизни, так как старой жизни уже не было. На его решение оказали влияние протоиерей С. Булгаков и митрополит Евлогий (Георгиевский) Последний рукоположил Ельчанинова во иерея в 1926 году.

Служил священник Александр Ельчанинов в русской церкви в Ницце. Кроме того, он также руководил 3 религиозно-философскими кружками в своем приходе.

Видео: Портреты. Александр Ельчанинов, интервью с дочерью М.А. Струве. На 1 минуте 17 секунде М.А. Струве рассказывает, почему её отец решил стать священником.

Вскоре отец Александр стал одним из наиболее почитаемых пастырей в эмиграции, особенно среди молодежи. В 1934 году по настоянию митрополита отца Александра перевели в Александро-Невский кафедральный собор на улице Дарю в Париже.

На новом месте Александр Ельчанинов прослужил всего неделю и тяжело заболел в Страстной понедельник. Прожил он 53 года и умер 24 августа 1934 года от прободения язвы желудка, вызвавшего сложное внутреннее заражение, длившееся 5 месяцев. Перед смертью он тяжко страдал. Его похоронили на кладбище в Мёдоне под Парижем.

Отец Александр оставил после себя богатое литературное и духовное наследие

После отца Александра Ельчанинова осталось богатое литературное и духовное наследство. Значительное влияние на его творчество оказало духовное наследие праведного Иоанна Кронштадтского.

Так, например, 1928 году Ельчанинов переработал его книгу «Моя жизнь во Христе» и составил сборник духовных наставлений старца, расположив избранные цитаты из этой книги по темам. Среди наиболее значимых можно назвать следующие его произведения:

  • «Православие для многих»;
  • «О врачевании души» (сборник);
  • «История религии» (сборник);
  • «Живой опыт сердца»;
  • «Советы идущему на исповедь».
Обложка книги священника Александра Ельчанинова «Записи». Книга Александра Ельчанинова «Записи» стала самой популярной в XX веке среди всех его проиведений
Обложка книги священника Александра Ельчанинова «Записи». Книга Александра Ельчанинова «Записи» стала самой популярной в XX веке среди всех его проиведений. Фото: sretenie.com

После смерти отца Александра Ельчанинова его вдовой была составлена кн. «Записи» (1935 год). Записи священника Александра Ельчанинова задумывались им давно.

После смерти они были составлены из найденных в бумагах протоиерея дневников, воспоминаний, отрывков из писем, имеющих общий интерес, планов проповедей.

Книга стала популярным образцом современной православной духовно-аскетической литературы и выдержала большое количество переизданий, была переведена на немецкий, английский и французский языки.

Знаменитые «Записи» Александра Ельчанинова вышли в 1935 году.

Записи Александра Ельчанинова разбиты на главы, которые посвящены ответам на типичные вопросы молодежи, советам молодым священникам, описанию различий между католицизмом и Православием, и др.

В книгу вошел очерк о гордости «Демонская твердыня». Отец Александр придавал исповеди исключительное значение, поэтому в «Записях» ей отведено особое место. В книге автор пишет:

«всякая исповедь — урок и духовное приобретение» не только для кающегося, но и для священника». В ней же Ельчанинов называет священство «единственной профессией, где люди поворачиваются к тебе своей самой серьезной стороной и где и ты все время живешь «всерьез».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *