Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Послание апостола Павла к галатам: через 15 лет после Христа

27.07.2019
4 388

Святой Павел написал за жизнь посланий больше, чем любой другой апостол. Он — самый плодовитый автор Нового Завета. Некоторые его тексты подробно описывают основы христианского учения для широкой аудитории, другие в большей мере адресованы конкретным лицам и затрагивают частные вопросы.

Послание апостола Павла к галатам — одно из ранних писем, которое написано спустя пару десятилетий после распятия Христа, даже меньше. О чём же оно? Какие темы апостол считал важным затронуть на заре христианства?

Послание апостола Павла к галатам — это самое старое из посланий

Что же такое послание? Это письмо на христианскую тематику, которое кто-либо из апостолов адресовал христианской общине или конкретному лицу. Те послания, которые признаны каноническими и имеются в наших руках, включены в состав Нового Завета.

Нет сомнений, что до нас дошли далеко не все тексты посланий. Даже в самих письмах апостола Павла прямо сказано о том, что были другие письма.

К тому же не у каждого послания можно установить авторство. Про ряд текстов спорят — например, про послание к евреям.

48
примерно в этом году было создано послание Павла

Послание галатам очень интересно с исторической точки зрения. Оно написано примерно в 48 году. Не все исследователи согласны с этой датировкой, но подавляющее большинство авторитетов-библеистов сходятся на ней.

Наверняка, апостол писал и до этого. Но всё же в наших руках удивительный текст. Каких-то 15 лет отделяют его сочинение от жизни Иисуса Христа.

Можно сказать, апостол писал по горячим следам. Так что перед читателем раскрывается самое чистое христианское учение.

Святой Павел проповедует первым христианам. Когда апостол сам не мог наведаться в какую-либо общину, он писал туда послания
Святой Павел проповедует первым христианам. Когда апостол сам не мог наведаться в какую-либо общину, он писал туда послания. Фото: pravoslavie.ru

Но важно говориться: оригинальный текст до нас всё равно не дошёл. Древнейший папирус создан около 200 года, в нём недостаёт много стихов. Например, этого:

«Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство».

(Гал. 5:18-19)

Лишь в IV–V веке созданы кодексы, в которых текст представлен в виде, близком к тому, что мы имеем сегодня.

Разумеется, немало разговоров о том, что поздние авторы дописали труд Павла.

Многие сомневаются в подлинности этого отрывка:

«…как Петру для обрезанных, ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников».

(Гал. 5:18-19)

А причина в том, что Павел называл Петра «Кифа», а не «Пётр». Как бы то ни было, основную часть текста считают исторически верной. Это тот текст, который, по общему мнению, действительно восходит к перу апостола Павла.

Адресаты послания к галатам не известны, есть 2 версии

Кому же написал апостол послание к галатам? Что за галаты такие? Мы точно не знаем. Вот две теории:

  1. Северогалатийская (этнотерриториальная) теория. Павел обращался к христианам кельского происхождения.
  2. Южногалатийская теория. Павел писал общинам в Малой Азии в следующих городах: Листра, Антиохии Писидийская, Дервия и т.д. Здесь жили представители самых разных народов.
Галатия — это бывшая римская провинция, она отмечена тёмным на карте
Галатия — это бывшая римская провинция, она отмечена тёмным на карте. Фото: upload.wikimedia.org

Есть совсем коротко, то вопрос в том, Писал Павел христианам серверной или южной Галатии. Этот спор не имеет окончательных аргументов. Каждая сторона находит, что противопоставить оппоненту. На эту тему есть серьёзные труды.

Оставим же спор за рамками разговора. Нам интереснее содержание послания, ибо уже много веков не только галаты, но и весь мир — его адресат.

Послание к галатам близко по духу к посланию к римлянам

Намного позднее апостол Павел написал другое послание — к римлянам. По содержанию оно очень близко к этому тексту. Можно сказать, что послание к галатам — это черновик послания к римлянам.

Те же темы апостол возьмёт снова и широко раскроет в своём главном послании к христианам Рима. Что же это за темы, если коротко? Это вопрос оправдания веры, история Авраама, крещение, любовь и свобода.

Послание к галатам короче. Видно, что апостол с годами лучше проработал свои идеи и научился их лучше излагать.

Павел призывает галатов проникнуться учением Христа, ибо язычникам этот путь тоже открыт

Послание к галатам начинается с того, что Павел пишет о себе, перечисляет тех, кого видел из апостолов, рассказывает о своих путешествиях и о целях написания этого письма. Вот начало письма:

«Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, и все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским: благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Ему слава во веки веков. Аминь».

(Гал. 1-5)
Реконструкция облика галатских воинов, которые могли быть современниками апостола Петра
Реконструкция облика галатских воинов, которые могли быть современниками апостола Петра. Фото: i.pinimg.com

Так мы понимаем, что к нам обращается конкретная личность со своей историей и взглядами. И очень важная мысль для всех нас, по мнению Павла, — это жертвенная любовь Иисуса Христа к человечеству:

«Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер».

(Гал. 2:19-21)

И каждый человек может стать сопричастен жертве Христа, как это произошло к Павлу. Апостол обращается к галатам, чтобы сообщить им, что и они тоже могут встать на этот путь:

«О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?

Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?».

(Гал. 3:1-5)

Из этого послания происходит фраза: «Что посеет человек, то и пожнёт».

Не важно, грешник ты или язычник. Иисус Христос принимает любого. Дело не в нации, не в обрезании, а в том, что в душе у человека. Апостол Павел предостерегает галатов от иных, поверхностных суждений на счёт христианства. Попутно он упрекает галатов за их не преданность учению Христа:

«Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».

(Гал. 1:6)

Апостол Павел опирается на Ветхий Завет, чтобы показать, что и язычники могут уверовать, и их примет Бог. Апостол пишет, что Христос — это больше, чем закон или клятва:

«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою».

(Гал. 3:13)

Апостол Павел проповедует любовь и свободу

Две важные категории для апостола Павла — любовь и свобода. Вот, что он пишет о свободе:

«Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства».

(Гал. 5:1)

Человек в Боге полноценен, ему не нужно ничего более:

«У людей ли я ныне ищу благоволения или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым».

(Гал. 1:10)

Это свобода от ложных законов, греха и всего того, что отягощает духовный путь человека. Человек, который принимает эту свободу, не отказывается от всех обязательств, но выбирает только самые главные. А что же главное в жизни человека? Конечно же, любовь:

«свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом».

(Гал. 5:13–15)

Так что свобода — это не вседозволенность, а отказ от лишних ограничений в жизни человека, его естественное состояние в любви и Боге. Мы видим, что это самые общие и абстрактные выводы, которые можно сделать из слов апостола.

Послание сосредоточено на споре иудейского закона и христианства.

Почему так? Всё просто. Ведь главная идея этого послания — противопоставить христианство иудейским законам. Павел не ставит перед собой цель дать поучения всему христианскому миру. Его задача локальна: дистанцироваться от наследия иудаизма, показать автономность учения Иисуса Христа.

Поэтому, конечно, наибольшую смысловую наполненность эти эпизоды имели для современников апостола Павла. Тут решались важные вопросы о праведной религиозной жизни. Делать обрезание или нет?

Может ли быть набожным человек не еврейского происхождения? Вот об этом в первую очередь пишет апостол Павел.

В конце Павел даёт наставления

В самом конце Павел затрагивает тему различных этических наставлений. Это можно назвать зарисовкой для аналогичных по содержанию эпизодов Послания к римлянам. Апостол призывает делать добро и не бояться испытаний:

«Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя.

Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем».

(Гал. 1:0-10)
Автор Послания к галатам, апостол Павел на картине Н.Комарова
Автор Послания к галатам, апостол Павел на картине Н.Комарова. Фото: xn--b1algoccq.xn--p1ai

Апостол не сомневается, что в его времена христианам будет довольно сложно. Грозят гонения за веру. И он об этом честно предупреждает свою аудиторию. В этом письме он не упоминает конкретных лиц, которым пишет, как будет делать в последующих посланиях.

Сама книга небольшая, прочесть её можно за несколько минут. В ней есть, над чем поразмыслить. Протестанты даже основывали свои доктрины о спасении на отдельных стихах этого послания.

Но в то же время читать послание к галатам не так полезно, как, например, послание к римлянам или Евангелия. Всё таки это преимущественно текст для современников апостолов, и проблемы в нём затронуты соответствующие.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *