Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Праздное слово

Праздное слово — это большой вредитель в жизни человека. Он несёт угрозу прежде всего потому, что кажется безвредным. Как бес в обличие ангела. «Ну кому способны навредить праздные слова?», — скажут люди. А и правда, кому? И вообще, праздно — это как? В общем, разберёмся с этой темой подробнее.

Праздное слово — это значит то, которое произнесли бесцельно

Праздно — это значит, бесцельно. Причём не безрезультатно, а именно не для чего. Объясним разницу:

Слово без цели — это то, что мы сказали ни для чего. Оно может навредить человеку или помочь, но чаще навредить. А причина именно в том, что произнесли мы его бездумно.

Слово без результата — это то, которое мы сказали зачем-то, но по каким-то причинам оно не принесло результата. В том не наша вина. Как в известной цитате из «Пролетая над гнездом кукушки»: «Я хотя бы попытался».

«Праздно» этимологически близко к слову праздник, но это не должно нас смущать. Как сообщает этимологически словарь Н. М. Шанского: праздник — день, не занятый делами, свободный от работы», что значит, праздные слова — те, которые не направлены на какое-то дело.

Слово — это ценность, дар Божий

Что такое речь, как не дар Божий? Стоит ли объяснять её значимость? Слова — это дороги, которые соединяют различные умы. Без общения люди превращаются в замкнутые системы, совершенно непонятные друг другу.

Язык — это способ выразить свою мысль, донести до других, зафиксировать нечто значимое для других живых существ навечно в памяти человечества. Наука, искусство, философия, религия — что бы их всего этого смогло существовать, не будь у людей речи? Легко ли признаться в любви без системы понятных друг другу знаков?

Слово — это важный инструмент для понимания друг друга, оно помогает людям сообща достигать больших целей. История о Вавилонской башне показывает, как много люди могут утратить, если потеряют речь. Пустые слова не несут в себе цели, человек лишается преимущества общения, как если бы и вовсе не мог говорить
Слово — это важный инструмент для понимания друг друга, оно помогает людям сообща достигать больших целей. История о Вавилонской башне показывает, как много люди могут утратить, если потеряют речь. Пустые слова не несут в себе цели, человек лишается преимущества общения, как если бы и вовсе не мог говорить. Фото: upload.wikimedia.org

Даже само Священное Писание в первой книге рассказывает, чего стоят человеческие усилия без речи:

«И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]»

(11: 3–8)

Правда историки лингвистики и археологи сообщают, что дела точно происходили не так. И «башня, высотою до небес» — это традиционное название для Месопотамских зиккуратов, а не цель постройки. Но нам здесь важны не факты, а иллюстрация.

Если угодно, подойдёт даже пример из русской классики:

«Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

10 Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав,— судить не нам;

Да только воз и ныне там».

Другими словами, но о том же самом. Как важно уметь договориться! И как прекрасно, что у нас есть для этого всё необходимое.

Праздные слова — это вред самому себе, злоупотребление Божественным даром

Но праздные слова — это иное. Нам дают тонкий инструмент для философии, романтики, искусства, а мы начинаем стачивать его от безделья, затуплять от скуки о всякую ерунду. Например:

Клевета. «Дьявол» в переводе — «клеветник». Много религий (даже тексты древних египтян) говорят, что для человека самое страшное соврать, ибо Бог — это тот, кто творит только истину. Лжец угнетает в себе Божие.

«Дьявол» в переводе — «клеветник». Поэтому простой способ ему уподобиться — оклеветать кого-то На гравюре Доре — дьявол в центре ада, иллюстрация к произведению Данте
«Дьявол» в переводе — «клеветник». Поэтому простой способ ему уподобиться — оклеветать кого-то На гравюре Доре — дьявол в центре ада, иллюстрация к произведению Данте. Фото: s6.drugiegoroda.ru

И ладно бы просто ложь. Порой случается, она и правда может выручить человека. Но клевета — это ложь, пущенная во вред другому человеку. Нет ни одной причины прибегать к ней для праведного христианина.

Сплетни. Пересказ новостей из чужой жизни никакой пользы не принесёт. Вот сегодня человек обсуждает, как голливудская звезда опозорилась. Завтра он перемоет кости соседям, потом расскажет товарищем, какой плохой была его бывшая супруга. А в сухом остатке что? Во-первых, упущенное время. Во-вторых, вред, который есть риск причинить тем, о ком говоришь. В-третьих, гордость за то, что ты якобы чем-то лучше, но об этом ещё поговорим.

Старец Клеопа из монастыря Сихастрия говорил на эту тему:

«Слова наши — это семена репейника. Как нельзя собрать семян, однажды посеяв их, спустя год, когда все поле зарастет репейником, так не сможем мы собрать то зло и грех, что посеяли языком своим. Потому нужно тщательно следить за языком. Соломон говорил: “Кто не хранит уст своих и языка, тот не может спастись” (Прем. 1:11)».

Клеопа
Старец

Злословие. Это нарушение заповеди Иисуса Христа «Не судите, да не судимы будете». Правда стоит отличать конструктивную критику от простого желания почесать язык. Если ты своей критикой советуешь человеку, как сделать лучше, — это одно. Если пытаешься возвыситься над ним — другое.

Критика отличается от злословия тем, что в ней нет желания возвыситься над человека

Священник Димитрий Шишкин так сказал о злословии:

«Да тем и страшен грех злословия, что мы своей свободной волей сочетаемся злу и становимся его участниками. Являем миру омрачение своего ума помыслами осуждения, вражды и злобы».

Дмитрий Шишкин
Священик

Смехотворство. Тут не совсем удачный перевод слова греческого. Но да Бог с ним. Суть этого греха в том, что человек пытается привлечь к себе внимания, ведя себя показушно глупо. И снова мотив здесь такой: «Я смешон, посмотрите на меня». Для сравнения хороший юморист занимается делом потому, что ему нравится смешить людей. Он делает это искренне, а смехотворец может даже ненавидеть свою аудиторию, но нуждаться в её одобрении.

Пустое слово ввергает в грехи гордости и лени

Всякое праздное слово — это не только вред для людей в этом мире. Подумаешь, потратили мы время без дела, не принесли пользы, оклеветали кого-то. Есть ещё один серьёзный момент — это участь нашей души.

Ведь пустое слово — это начало, которое ведёт человека к разрушению.

Если исходит из уст человека нечто осуждающее другого, то он тем самым возвышается над другими, тешит и взращивает свою гордость. И вот начинает он чувствовать в этом занятии удовольствие: нет никого в мире, кого нельзя принизить. Получается, и работать не надо над собой. Как ни крути, а сам ты лучше всех, ибо не найти человека без греха. Удобного!

Пустое слово превозносит человека и приводит к греху гордости.

А ещё празднословие — это потворство лени. Можно делами заниматься, передать кому-то интересные знания, договориться о добром деле, просто приятное слово сказать любимому человеку. А можно сидеть в социальной сети картинками перебрасываться. Тоже празднословие — но уже нового уровня, современного.

Тихон Задонский учил с помощью Божией изжить из себя праздное слово

Святитель Тихон Задонский рассуждал, что речь человеку дана не просто так. Устами мы произносим молитвы, говорим добрые слова. Это вопрос духовной гигиены — разве можно осквернить себя пустыми речами?

Под таковыми Тихон Задонский понимал не только праздные слова, но и другие формы злоупотребления даром речи:

«Христиане должны помнить, что они призывают, поют и восхваляют святое и страшное имя Божие. Как же это великое и святое имя призовут тем языком, который оскверняют срамословием, сквернословием, пустословием, кощунством, проклятиями, хулением, злословием и прочим смрадом? И то им нужно помнить, что причащаются Пречистого Тела и Крови Христовых: как же примут в уста эту святыню – в уста, которые оскверняют гнилыми и смрадными словами? Внимай этому, необузданный язык, чтобы неосужденно призвать имя Божие и причаститься Святых Таин».

Тихон Задонский
Святитель

При этом для святителя было очень важно показать, в чём же грех такой деятельности:

«Ничем так не грешит человек, как языком, когда не управляет им как должно. Язык проклинает людей, созданных по подобию Божию. Язык злословит отца и мать. Язык учит убийству, советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, воровстве, хищении, всякой неправде. Язык лжет, льстит, обманывает, празднословит, пустословит, кощунствует, сквернословит; язык оправдает виноватых в суде и обвинит правых… Язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим никому не вредят; язык оскорблял и Самого Господа нашего, Спасителя мира, Который ‘не сделал греха, и не было лжи в устах Его” (Ис. 53, 9), язык изрыгает хулу на великое, святое и страшное имя Божие. Словом, ничего язык не оставляет, но на все изрыгает яд, который кроется в сердце человеческом».

Тихон Задонский
Святитель

Дабы избежать проблем от праздных слов, святитель рекомендовал контролировать язык, держать его в узде:

140 псалом
«Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих»

«Если язык, не управляемый разумом, бывает виновен во стольких грехах и бедах, мы должны стараться его обуздывать. Но усилие без помощи Божией мало что может, “язык… —неудержимое зло” (Иак. 3, 8), — говорит апостол. И хотя имеет две ограды — зубы и губы, однако прорывается. Ибо сердце человеческое как переполненный сосуд, изливает все, что не вмещается, и «от избытка сердца говорят уста», по слову Господню (Лк. б, 45). Потому нужно смиренно молиться всемогущему Богу вместе с Псалмопевцем: “Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих” (Пс. 140, 3), чтобы исправил как сердце, так и язык – орудие сердца, и научил благовременно и как должно говорить, а чего не должно говорить, о том бы и в сердце не помышлять»

Иисус Христос говорил, что человек должен ответить за всё, что сказал

Известно следующее высказывание Иисуса Христа:

«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда»

(Мф. 12:36)

Это, конечно, не значит, что каждое слово мы должны категорически контролировать и обращать на славу Отца, Сына и Святого Духа. Это невозможно. Задача иная: не нарушать Божественный порядок вещей. Мы должны исповедовать правду, разделять благодать, сеять добро, поступать справедливо и стремиться к совершенству.

Слова Божие призывают человека не тратить усилия на те дела, которые не дают ничего, а тем более — несут зло.

Эта тему поднимают разные авторы Священного Писания. Например, можно привести такую цитату:

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим»

(Еф.4:29)

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *