Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Притча о горчичном зерне: как её объясняют разные толкователи

12.09.2019
84
Скачать эту статью

Притча о горчичном зерне — короткая история от Иисуса Христа, известная нам по трём Евангелиям. Она проста для понимания и незамысловата в своих образах. Но, не смотря на это, богословы по-разному её толкуют. Познакомимся с этой притчей и комментариями к ней. Быть может, каждый читатель откроет для себя её глубокое содержание.

Притча повествует о горчичном зерне, растительность которого приютила птицу

Эта история по-разному рассказана в трёх книгах Библии:

  • Евангелие от Матфея;
  • Евангелие от Марка;
  • Евангелие от Луки.
Икона, на которой изображён сюжет из притчи. Птицы нашли приют на большом дереве. Теперь уже не важно, что вначале оно было всего лишь крохотным зёрнышком
Икона, на которой изображён сюжет из притчи. Птицы нашли приют на большом дереве. Теперь уже не важно, что вначале оно было всего лишь крохотным зёрнышком. Фото: diocese-aveiro.pt

Приведём версию первого из них:

«Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».

(Мф. 13:31-32)

Горчичное зерно отличается малыми размерами и символизирует нечто, что внешне не впечатляет, но имеет большую силу

Горчичное зерно из притчи может восходить к одному из двух растений:

  • горчица чёрная;
  • сальвадора Персидская.

Тут нет однозначного мнения.

Зёрна чёрной горчицы дают большую растительность, но сами отличаются малым размером. Поэтому Христос мог использовать их в притчах для изображения чего-то незначительного
Зёрна чёрной горчицы дают большую растительность, но сами отличаются малым размером. Поэтому Христос мог использовать их в притчах для изображения чего-то незначительного. Фото: images.ua.prom.st

Горчичное зерно отличается малыми размерами, а потому служит для иллюстрации чего-то незначительного. Ведь помните же, это известное высказывание Иисуса Христа:

«если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас.

(Мф. 17:20)

Вера с горчичное зерно — это идеальная иллюстрация того, какую силу в действительности имеет вера. Но в то же время она — упрёк всем людям в том, что они такой веры не имеют.

Обычное толкование притчи о горчичном зерне: даже простой человек способен совершить большое дело

Самое прямое и популярное толкование притчи о горчичном зерне говорит нам, что человек, подобно зерну горничному, может выглядеть не представительно, но иметь выдающиеся результаты своей деятельности.

Близкие по значению русские пословицы:

  • вода камень точит;
  • встречают по рубашке, провожают по уму.
Притча рассказывает о том, как вклад простых людей приводит души в Царство Божие.

Но Библия не располагает к такому житейскому толкованию притчи. В ней принято видеть послание именно на духовную мысль.

Как горчичное семя, ничем не примечательные простолюдины апостолы посеют зёрна веры в душе каждого человека, и те дадут большие ветви — Церковь Христову, которая откроет путь в Царство Небесное. Под тенью его могут укрываться все желающие, и их становится всё больше, как семян на земле.

Недаром Иисус Христос, рассказывая притчу, предложил именно образ птицы. Ведь она свободно перемещается между небом и землёй. Так и верующие легко попадут в Царствие Божие.

Преподобный Исаия Отшельник считал, что притча учит человека взращивать в себе добродетели

Преподобный Исаия Отшельник полагает, что человек должен уподобиться горчичному зерну по свойствам, о чём говорит так:

«(Есть) таинство (в слове) о зерне горчичном, как сказали отцы, чтоб (возбудить нас) исследовать значение его судя по тому, что (о нем) написано:

Подобно есть Царствие Небесное зерну горушичну, еже взем человек всея на селе своем: еже малейше убо есть от всех семен:

егда же возрастет, более всех зелий есть, и бывает древо: яко приити птицам небесным, и витати на ветвех его.

Таково зерно горчичное, таковы добрые свойства его! (И Господь, выставляя их) желает, чтоб человек подражал ему во всем его (во всем, что сказал о нем).

Сказав, что оно малейше есть от всех семен,

Исайа Отшельник
преподобный

Так какие же это качества? Читаем дальше:

«Он внушает нам смиренномудрие, чтоб мы ставили себя ниже всякого человека; (говоря) что оно стало совершенно (возросло), напоминает о кротости

и долготерпении; что оно огненного цвета — напоминает о чистоте, чтоб не иметь никакой скверны во плоти; что внутреннее его горько — внушает ненависть к страстям, ибо горько тем, кои желают мира; что приятное действие его

на вкус не обнаруживается, если не разжевать его и не растереть, это говорит о злострадании (озлоблении плоти лишениями); когда кто растирает его, оно кусает глаза — это напоминает

о прискорбности деланий (или подвижнических трудов); употребляют его на то, чтоб намазывать им (горчицею из него) омертвелые члены, чтобы они не попортились».

Исайа Отшельник
преподобный

Притча учит долготерпению, кротости, чистоте и другим полезным качествам

То есть, притча призывает подражать Иисусу Христу:

«Уразумеем же значение его и будем последовать свойствам его, и члены свои повредившиеся намажем им, чтоб не попортились и не закишели червями.

Ибо это и есть вочеловечивать, воображать в себе Господа Иисуса; чтоб заботиться по силе нашей настроить себя — для Него по нему (по свойству горчичного зерна), испытывая себя самих, от зерна ли оного есмы мы или нет — от устроения ли его и смиренносердия его, от стертости ли его (в порошок), от горькости ли его, от вкуса ли его.

Милости же Божией есть дело исполнить нас силою на сие, по воле Его. Его слава — Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь».

Исайа Отшельник
преподобный

Блаженный Иероним говорил, что притчей Иисус показал благое влияние проповеди на души

Блаженный Иероним Стридонский говорит об удивительных свойствах горчичного зерна. Будучи мелким и неприглядным, оно способно дать внушительную растительность. То есть, суть не во внешнем впечатлении, а в глубоком внутреннем содержании:

«Царство Небесное подобно зерну горчичному,

которое человек взял и посеял на поле своем,

которое, хотя меньше всех семян, но,

когда вырастет, бывает больше всех

злаков и становится деревом,

так что прилетают птицы небесные

и укрываются в ветвях его».

Иероним Стридонский
блаженный

Толкователь сравнивает растительность и Царство Небесное. А также объясняет, чем же является это Царство:

«Царство Небесное это есть проповедование Евангелия и уразумение Писания, ведущее к жизни, а также и то, о чем говорится иудеям:

Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21:43).

Итак, этого именно рода царство подобно зерну горчицы, которое человек взял и посеял на поле своем».

Иероним Стридонский
блаженный
Иллюстрация к притче о горчичном зерне. Зёрнышко ничего из себя не представляло, но проросло и стало прибежищем для птиц. Художник Phillip Medhurst

Сеятель — это Христос:

«Под человеком, который сеет на поле своем, весьма многими понимается Спаситель, потому что Он сеет в душах верующих.

Другие понимают самого человека, сеющего на поле своем, то есть в себе самом и в сердце своем.

Кто есть тот, который сеет, как не наши дух и чувство, которые, принимая семя проповеди и согревая посеянное влагой веры, дают ему силу пустить росток на поле груди своей».

Зёрна — это Евангельское учение и их проповедь:

«Учение евангельское есть самое краткое (minima) из всех учений. На первый взгляд оно даже как будто не имеет возможности внушить доверие к своей истинности, проповедуя, что Бог есть человек, что Бог умер, и проповедуя о соблазне [для всех] — кресте.

Сравни учение этого рода с учениями (dogmatibus) философов, с книгами их, с блестящим красноречием, с изысканностью слога их речей, и ты увидишь, насколько меньше прочих семян посевы Евангелия.

Но когда те учения возрастут, то не обнаруживают в себе ничего затрагивающего, пылкого, жизненного; в них вскипает только вялое, изможденное, слабое и быстро производит злак, траву, которая быстро же и засыхает, и пропадает».

Птицы из притчи — это спасённые души, которые обрели царство Божие.

Проповедь даёт результат — спасает души:

«А эта проповедь [то есть проповедь Евангелия], кажущаяся вначале незначительной, когда она посеяна, — в душе ли верующего, или во всем мире, — не превращается в злак, а вырастает в целое дерево, так что птицы небесные, — под которыми мы должны подразумевать или души верующих, или силы, непрестанно занятые служением Богу, — приходят и живут в ветвях его.

Под ветвями евангельского дерева, вырастающего из зерна горчицы, мне кажется, нужно понимать различие догматов, на которых успокаивается каждая из вышеуказанных птиц.

Возьмем и мы крылья голубя (Пс. 54:7-9) чтобы, возносясь в высоту, мы могли жить на ветвях этого дерева и устраивать себе гнездышки из учений, и, убегая земного, спешить к небесному.

Читая о зерне горчичном, меньшем (из) всех зерен, и о том, что ученики говорят в Евангелии: Господи, умножь в нас веру (Лк. 17:5), а также и ответ Спасителя им:

Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас (Лк. 17:6), многие думают, что или апостолы просили малой веры, или Господь был в сомнении относительно их малой веры, хотя, как известно, апостол Павел веру, сравненную с зерном горчицы, считал величайшей.

В самом деле, что говорит он? Если я буду иметь всю веру, так что мог бы и горы переставлять, а любви не имею, то это для меня нисколько не полезно (1 Кор. 13:2).

Таким образом, то, что по слову Господа совершается верой, подобно горчичному зерну, по учению апостола, может осуществиться только верой во всем ее объеме.

Симеон Новый Богослов писал, что притча учит глубоко понимать Учение Христа

Преподобный Симеон Новый Богослов учил, что притчей Мессия проиллюстрировал то, как душа праведника отзывается на Учение Христово:

«Зерном, конечно, Он назвал тебе царство небесное. Зерно же это есть благодать Божественного Духа. А поле — сердце каждого из людей, куда воспринявший Духа ввергает его внутрь, скрывая во внутреннейших частях, чтобы никто не видел его, и хранит его со всякою тщательностью, дабы оно выросло и, сделавшись деревом, поднялось к небу. Итак, если ты говоришь, что не здесь, но после смерти получат царство небесное все, горячо желающие его, то ты извращаешь слова Спасителя и Бога нашего. Ибо если ты не воспримешь зерна горчичного, о котором сказал Он, если не посеешь его на поле своем, то останешься вовсе без семени».

Преподобный Симеон
Новый Богослов
12 апостолов на иконе. По одному из толкований, горчичное зерно из притчи — это одни: простые, неприглядные люди, которым спаситель доверил великую миссию.
12 апостолов на иконе. По одному из толкований, горчичное зерно из притчи — это одни: простые, неприглядные люди, которым спаситель доверил великую миссию. Фото: pravmir.ru

Осознание Учения Христа — непростое занятие, оно требует усилий, но сулит блага в посмертном существовании:

«Если же ты и воспринял семя, но заглушишь его терниями, или отдашь зерно на расхищение птицам, или оставишь свое поле по нерадению без орошения, и семя твое не взойдет, не вырастет и не принесет плода; то, скажи мне, какая тебе будет польза от этого семени?

Когда же в иное время, если не теперь, ты получишь это семя? — После смерти, говоришь.

Но ты уклоняешься от естественного порядка: на каком поле, спрошу я тебя, ты скроешь тогда зерно это? какими трудами будешь возделывать его, чтобы оно выросло?

Поистине, брат, ты полон заблуждения и совершенно обольщен. Ибо это время есть время трудов, а будущее — время венцов».

Различия в толкованиях не должны смущать верующих

Вы видим, что толкователи не сходятся во мнениях. И это нормально. Вот, например, Иоанн Златоуст сравнивает Христа с зерном:

«Теперь, если мы вникнем в этот предмет со всей тщательностью, мы найдем, что притчу эту можно применить к самому Спасителю. Ведь и Он был ничтожен на вид; и Он недолговечен в мире нашем и велик на небе; Он — и Сын человеческий, и Бог, Сын Божий; Он — неисчетный, вечный; Он — невидимый, небесный, доступный вкушению одних лишь верных; Он был сокрушен и по страдании сделался белым как молоко; Он величием превосходит всякое другое растение; Он — неразлучное с Отцом Слово; Он — Тот, на котором обитают птицы небесные».

Иоанн Златоуст
блаженный

Как всё это согласовать с предыдущими толкованиями, где семя — апостолы, где семья — знание?

Всё просто. Во-первых, никакой птицы с деревом в действительности не было. Это лишь образ, а потому нет ничего удивительного в том, что он удобен для иллюстрации разных идей. Во-вторых, многие слова Иисуса Христа очень легко открывают второй и даже третий смысловой уровень, так что вариативность толкований — это отличительная черта высказываний Мессии.

Ряд толкователей полагают, что Иисус Христос использовал в качестве образа не горчицу чёрную, а сальвадору персидску.
Ряд толкователей полагают, что Иисус Христос использовал в качестве образа не горчицу чёрную, а сальвадору персидску. Фото: researchgate.net

На эту тему очень хорошо написано протоиереем Василием Рождественким в Троицких листках:

«Он Сам есть и горчичное семя и Сеятель.

В Нем едином, как в малом семени, заключалась первоначально вся Церковь Его; от Него распространилась она; в Нем едином она обретает и ныне свою жизнь; Он единая, вечная Глава ее, и без Него не было бы и Церкви.

Он же есть и Сеятель, добровольно предавший Себя на смерть и через это даровавший жизнь Своей Церкви всем, верующим в Него».

Василий Рождественский
протоиерей

Так что мы не должны ограничивать себя одним толкованием. Есть смысл изучить вопрос всесторонне и прислушаться к тому, что отзывается в сердце.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *