Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Грузинская икона Божией Матери

21.11.2018
2 725

Содержание

Грузинская икона Божией Матери — чудотворная икона Богородицы. Написана в начале 1600-х или раньше.

Тип — Одигитрия («Путеводительница»).

Грузинская икона Божией Матери отличается от похожих сюжетов левой ножкой Иисуса – она подвёрнута голой ступнёй к зрителю.
Грузинская икона Божией Матери отличается от похожих сюжетов левой ножкой Иисуса — она подвёрнута голой ступнёй к зрителю

Типичные черты: дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Его правая рука делает благословляющий жест, а левая рука держит свиток — спасительное учение для человечества. Богородица — в поясном изображении.

Тип иконы – Одигитрия, то есть путеводительница. Богородица указывает на Иисуса, Он держит свиток со спасительным учением. Путь ясен.
Тип иконы — Одигитрия, то есть путеводительница. Богородица указывает на Иисуса, Он держит свиток со спасительным учением. Путь ясен

Отличия от других типов: икона акцентирует не безграничную любовь, а Христа: голова Богородицы склоняется к Сыну и правая рука указывает на него. Подтекст — поклонение царственному Младенцу.

Особенность изображения Иисуса Христа: правая нога повёрнута голой подошвой наружу.

Апостол Лука не только Евангелие написал, но и первым начал изображать Богородицу с Сыном на руках.
Апостол Лука не только Евангелие написал, но и первым начал изображать Богородицу с Сыном на руках

История: из Грузии через Архангельск в Москву

Начало 1600-х — появление иконы (точная дата неизвестна)

1606 — основан монастырь на Чёрной горе — Черногорский (с 1630 — Красногорский монастырь в честь основателя, преподобного Макария Красногорского), в Архангельской области на реке Пинеге.

Черногорский монастырь, тогда ещё живой.
Черногорский монастырь, тогда ещё живой
Церковь Грузинской иконы Богоматери Красногорского монастыря в наши дни
Церковь Грузинской иконы Богоматери Красногорского монастыря в наши дни

1622 — Персидский шах Аббас I Великий окончательно захватил Грузию. Христианские святыни свезли в Персию и оттуда продавали русским купцам.

Шах Персии Аббас Великий начал править в 16 лет.
Шах Персии Аббас Великий начал править в 16 лет

1625 — Стефан Лазарев, приказчик купца Георгия (по другим данным — Григория) Лыткина из Ярославля, покупает в Персии грузинскую икону. Сам купец Лыткин видит сон с повелением отослать икону в Черногорский монастырь.

1629 — Стефан возвращается с иконой. Купец Лыткин вспоминает о сне и едет в монастырь. Там по своему проекту он строит церковь и обставляет её мебелью и утварью.

Книги для церкви дарит из своей коллекции — второй по размерам после библиотеки купцов Строгановых.73 из 147 подаренных церкви книг он даже сам переписывал.

Начинаются чудеса: исцеляются слепые, глухие и хромые.

Брат Георгия Василий Лыткин похожим образом спас Казанскую икону Богоматери.
Брат Георгия Василий Лыткин похожим образом спас Казанскую икону Богоматери

1654 — чума в Москве. Икону привозят из Архангельска, чтобы реставрировать и заменить оклад — и наверняка чтобы лечить людей. Иконописец Семён Ушаков делает список по просьбе купца Гавриила Евдокимова, у которого чудотворным образом выздоровел сын.

1654 — другой список появляется в ризнице Алексеевского монастыря. В честь этого в монастыре каждый год 15 августа праздновали день Грузинской иконы Богоматери и читали особую молитву.

Алексеевский стародевичий монастырь (женский) разрушен в 1838 в связи со строительством на его месте Храма Христа Спасителя.
Алексеевский стародевичий монастырь (женский) разрушен в 1838 в связи со строительством на его месте Храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя строился 44 года. В Сталинские времена на его месте был бассейн. Заново храм отстроили в 1994 — 1997 (всего за 4 года!)

1658 — после сообщений о чудесах иконе выделили день для празднования — 4 сентября по нашему календарю (указ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона).

Алексей Михайлович по прозванию Тишайший был религиозен до того, что не ел и не пил ни-че-го по средам и пятницам во время постов.
Алексей Михайлович по прозванию Тишайший был религиозен до того, что не ел и не пил ни-че-го по средам и пятницам во время постов
Первое время Алексей Михайлович очень почитал патриарха Никона и даже добавил ему к титулу фразу «Великий государь».
Первое время Алексей Михайлович очень почитал патриарха Никона и даже добавил ему к титулу фразу «Великий государь»

1661 — в Раифском Богородицком мужском монастыре построили церковь в честь иконы Грузинской Богоматери. Епископ Лаврентий заказал лучшему иконописцу список.

1695 — пожар в Раифском монастыре. Список иконы уцелел. Митрополит Казанский Адриан восстановил обитель в камне.

Раифский Богородицкий монастырь – крупнейший в Казани
Раифский Богородицкий монастырь — крупнейший в Казани

1698 — вышел царский указ ежегодно приносить икону из Красногорского монастыря в Архангельск для освящения города. Аналогичные крестные ходы совершали в Вологде, Великом Устюге, Москве, Переславль-Залесском, и доходили даже до Сибири.

В селе Ключарёве (Тверская область) икона избавила засеянные поля от червя. Во время крестного хода пошёл дождь, черви вылезли из земли, и птицы их тут же склевали.

В Раифском монастыре крестный ход шёл со своим списком иконы. Вечером — в Свияжск к богослужению, утром — на реку Свиягу и вокруг города. Потом 2 недели икону носили по разным сёлам, а к 22 августу всегда возвращали в Раифский монастырь.

1698 — в честь грузинской иконы Богоматери составлена служба (канон и тропарь). Автор текста — смотритель Московской типографии Фёдор Поликарпов-Орлов. Автор идеи — архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов).

В службе упоминаются чудесах и прошлое иконы, а также история жизни Богородицы и личные обращения к ней.

Архиепископ Афанасий – духовный писатель.  Его «Увет духовный» (да-да, именно «Увет») во времена Петра I был главным практическим руководством по борьбе с церковным расколом.
Архиепископ Афанасий — духовный писатель.  Его «Увет духовный» (да-да, именно «Увет») во времена Петра I был главным практическим руководством по борьбе с церковным расколом
Фёдор Прокопьевич Прокопьев-Орлов развивал печатное дело в 1700-х годах.
Фёдор Прокопьевич Прокопьев-Орлов развивал печатное дело в 1700-х годах

1707 — точный мерный список + 4 мощевика. Автор — изограф Оружейной палаты Кирилл Уланов.

Точный мерный список иконы (1707) хранится в Третьяковской галерее, которая потеряла оригинал в 60-е годы.
Точный мерный список иконы (1707) хранится в Третьяковской галерее, которая потеряла оригинал в 60-е годы

1920 — закрыт Красногорский монастырь. Судьба церковного убранства неизвестна.

1946 — Грузинская икона Богоматери участвует в крестном ходе в Архангельске (по сообщению архангельского епископа Леонтия (Смирнова))

До конца 50-х — икона хранится в Третьяковской галерее.

1964 — ревизия не нашла икону в фондах галереи. Предположительно — продана за границу.

Во время Великой отечественной войны фонды Третьяковской галереи эвакуировали в Новосибирск и Молотов (Пермский край).
Во время Великой отечественной войны фонды Третьяковской галереи эвакуировали в Новосибирск и Молотов (Пермский край)

4 чудодейственных списка

Оригинал иконы пропал бесследно, но сохранилось множество списков. Чудодейственными признаны четыре, три из них хранятся в Москве:

Церковь, где хранится список Истории и исцеления Фото Грузинской иконы

Церковь Святой Троицы (Церковь Грузинской Богоматери) Переулок Никитский, 2
Серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов заказал этот список, так как его сын излечился после молитв этой иконе. Список 1654 года сделан по просьбе мастера серебряных изделий Гаврилы Евдокимова

Храм Воскресения Христова Сокольническая площадь, 6
Монахиня Алексеевского женского монастыря увидела вещий сон, а после в потайном шкафу в церковной ризнице нашли список иконы. Список 1654 года, украшен драгоценными камнями

храм Мартина Исповедника
ул. Солженицына, 15
Сначала икона жила в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле, после его разрушения в 1932 —  в храме Петра и Павла на Яузе. 1706  — Анна Иоанновна в 1706 году, вызывала икону в Санкт-Петербург, украсить драгоценными камнями. Для иконы сделали специальный шкафчик — киот. В 1740 церковь обокрали, дорогую ризу с иконы сняли. Александр I поставил для охраны солдата-ветерана

Раифский Богородицкий мужской монастырь Татарстан, Зеленодольский район, пос. Раифа
1830 — Засуха в деревне Васильево рядом со Свияжском. Во время молебствования Грузинской Богородице хлынул дождь с градом, в лесу ломались ветки деревьев, но на поле с посеянным хлебом не упало ни одной градины. Грузинская икона украшена богаче всех именно в Раифском монастыре

Молитвы

Исторически известны 4 хвори, в чём помогает Грузинская икона Богоматери: слепота, немота и глухоты, а также одержимость. И по сей день то, о чём молятся чудодейственным спискам — о проблемах с глазами, ушами и речевым аппаратом, а также с бесноватостью.

Многие ищут помощи в деторождении и исцелении опухолей. Просить можно и своими словами, хотя в молитвах уже заложены обращения по самым разным поводам. Кто молится по-честному, всем своим естеством, получает отклик.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской)

Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже,

Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас,

недостойных рабов Твоих,

к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением,

яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша,

подающи с верою просящим по коемуждо прошению исполнение:

скорбящим скорби облегчаеши,

немощным здравие даруеши,

разслабленных и недужных исцеляеши,

и от бесных бесы прогоняеши,

обидимыя от обид избавляеши,

и насилуемых спасаеши,

грешных прощаеши,

прокаженных очищаеши,

и малых детей милуеши,

и неплодныя от неплодства разрешаеши.

Еще, Госпоже Владычице,

от уз и темниц свобождаеши,

и всякия многоразличныя страсти исцеляеши,

и очныя болезни уврачуеши,

и от смертоносныя язвы избавляеши:

вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пречистая Богородице!

Не престай молити о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих,

и покланяющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе,

Приснодеве, Преславней и Непорочней, славящих, и чтущих, и поющих Тя во веки веков. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *