Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Понятие о добре и зле: хрупкая грань в душе человека

Едины ли понятие о добре и зле у людей? Такой вопрос, что навскидку и не скажешь. Гостеприимный хозяин где-нибудь на Кавказе охотно накормит гостя каким-нибудь мясным угощением и будет считать, что поступил правильно, от всего сердца.

Но вот восточный монах огорчился бы от такого гостеприимства, ибо убиение и употребление в пищу зверей — это злой поступок. Кажется, что разница в культурах и мировоззрениях слишком размывает критерии добра и зла. Или же всё же есть некие общие точки соприкосновения? Порассуждаем.

Понятие о добре и зле бывает людским и Божественным

Люди и Бог по-разному говорят о добре и зле. Человек может часто исходить из субъективных представлений. В конце концов, на чём ему ещё основывать своё мировоззрение?

Что для человека добро? То, что ему и другим хорошо и полезно.

  1. Богатство — добро ли это? Конечно, деньги облегчают жизнь, расширяют возможности человека, освобождают его от труда.
  2. Здоровье — тоже добро? Ну конечно!
  3. Исполнение желания — разве не добро? И это оно! А тот, кто поможет в исполнении желания, тот — добрый человек!
Бытует мнение, что богатство — это зло, и оно портит человека. Но царь Соломон пример того, что это не вещи не бывают плохими или хорошими, а то, как их человек применяет. Своё богатство он направлял во славу Божию и построил легендарный иудейский храм
Бытует мнение, что богатство — это зло, и оно портит человека. Но царь Соломон пример того, что это не вещи не бывают плохими или хорошими, а то, как их человек применяет. Своё богатство он направлял во славу Божию и построил легендарный иудейский храм. Фото: storyfox.ru

А если Бог противодействует нашим желаниям, стало быть, он добру препятствует? Серьёзный вопрос. Тут нужно пойти либо против своей точки зрения, либо усомниться с доброте, справедливости и дальновидности Божией.

Библия же нам сообщает:

 «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены»

(Иаков 1:17)

Только Господу Богу удаётся правильно различать добро и зло. Но Он не оставил человека в неведении и дал ему инструкцию, как делать добро:

 «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим»

(Михея 6:7–8)

Если мы будем исходить из этих советов, то не ошибёмся в своих поступках.

Чтобы делать добро, надо соблюдать две заповеди: любить Бога и ближнего

Но книга пророка Михея — это, конечно, хорошо. Но нет ли в более популярных библейских текстах наставлений от лица Господа? Отчего же — есть.

Это две заповеди, одна написана в Ветхом Завете, другая — в Новом.

Если поступать из любви, не причинишь зла.

Первая — это обращение Господа через Моисея. Это заповедь, которая идёт впереди остальных: «Люби Бога своего», — так она звучит, если опустить исторические детали, актуальные для своего времени.

И действительно, человек, который любит Господа, не станет гадить и разрушать в Его мире. Если пропустить её через сердце, то становится ясно, что большинство затруднений она разъясняет:

  1. Добро ли строить завод, вредный для экологии? Нет, ибо он приносит лишь материальную выгоду людям, но разрушает экологию, сотворённую Господом.
  2. Добро ли создавать произведения искусства? Добро, ведь они украшают наш мир, позволяют воспеть и приукрасить мир, который создал Творец.

Во всех вопросах мы просто стараемся посмотреть на мир с точки зрения Господа и понять, где человеческие мотивы противоречат Господним.

Грань между добром и злом очень зыбка. Крест — орудие казни и источник мучений. Очевидно, что его можно воспринимать как зло. Но спасительная жертва Иисуса Христа превратила и Его казнь, и орудие убийства в добрые символы, дарующие верующим надежду
Грань между добром и злом очень зыбка. Крест — орудие казни и источник мучений. Очевидно, что его можно воспринимать как зло. Но спасительная жертва Иисуса Христа превратила и Его казнь, и орудие убийства в добрые символы, дарующие верующим надежду. Фото: gitie.ru

Вторая заповедь дана нам Иисусом Христом. Он сказал: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». И ближний — это не сосед и родственник, а любой, с кем ты можешь потенциально взаимодействовать.

Любовь — главный мотив в христианстве. Спаситель говорит о ней, имея в виду, что мы каждому человеку должны стремиться принести пользу.

  1. Добро ли дать милостыню? Ну, если речь о старушке-инвалиде, то может быть. А если это пьяница, есть ли смысл потакать его алкоголизму и тунеядству? Да и старики-попрошайки подчас — просто рабочие в каких-нибудь структурах аферистов. И здесь, если рассудить, полезно не спонсировать эти явления. Люди возьмутся за ум, найдут работу, перестанут выгонять на мороз своих стариков.
  2. А грузин из примера во вступлении совершает ли добро своим гостеприимством? Нет. Ведь он не интересовался своим ближним. Он сделал то, что было приятно для него самого, но проявил равнодушие к чужому мировоззрению. Это не добро, а формальность.

Поэтому мы можем вооружиться этими заповедями, но каждый отдельный случай предстоит оценивать в индивидуальном порядке.

На то мы и христиане — чтобы оценивать, думать, чувствовать. Мы должны не только уметь ставить себя на место других, но ещё и понимать, что другие — не мы, и их потребности могут отличаться от наших.

Вот если бы этот пресловутый грузин пришёл бы в гости к восточному монаху, належало бы монаху угостить того мясным блюдом? Нет, ведь для монаха, если применить к нему христианскую терминологию, зверь — тоже ближний. Ему было бы правильно придумать компромисс, чтобы и гостя накормить тем, чем тот насытится, и не пойти против своих религиозных принципов.

Разница между добром и злом не в поступках, а в мотивации

Различать добро и зло следует не по форме действия, а по его содержанию.

Если Вы уже читали какие-то рассуждения на эти темы, то могли встречать уже набивший оскомину пример про врача.

Начинается он вопросом: «Резать людей — это добро»? Конечно, нет!

А если разрез делает хирург, чтобы сделать операцию и спасти жизнь человеку? Тогда да.

То есть, одно и то же действие может иметь самую разную оценку не из-за своего содержания, а из-за побуждения.

Безусловного и точно определённого добра и зла не существует.

Это показывает, что мы можем даже ошибаться, но если душа наша чиста и мы уверены, что сейчас сотворим благо, то, конечно, оно и зачнётся нам, как благо.

Только не стоит путать это с той ситуацией, когда нас просят не вмешиваться, а мы совершаем медвежью услугу, считая, что умнее остальных. Это уже в человеке говорит гордость, а это грех.

Добра и зла в духовном мире не существует, они лишь в сердце человека

Художники, иконописцы, режиссёры, писатели — куда не посмотри, в любой сфере найдутся люди, которые любят изображать битвы добра и зла.

Под апокалипсическим небом трубят ангелы. Они отложили арфы, вооружились мечами и летят кромсать демонов. Те метают в их крылатую армию трезубцы и огненные шары, яростно стегая землю колючими хвостами. И т.д.

Понятая буквально, битва ангела и беса — популярный сюжет художественных произведений. Но в христианстве противостояние добра и зла — это столкновение в сердце человека
Понятая буквально, битва ангела и беса — популярный сюжет художественных произведений. Но в христианстве противостояние добра и зла — это столкновение в сердце человека

Это зрелищно, создаёт сильное впечатление. Но представление о добре и зле в православии несколько иное. Авторитетные Отцы Церкви и Священное Писание никогда не утверждали, что демоны и ангелы действительно ведут сражения.

Более того, Библия сообщает нам, что Бог всемогущее существо.

«Я знаю: все в Твоей власти, нет для Тебя невозможного, что бы Ты ни замыслил»

(Иова 42:2)

Он такой один. Как можно поверить в то, что это всесильное существо всерьёз сражается с адским войском?

Напротив, Библия показывает, что бесы находятся в подчинённом положении у Бога. Помните, как Они слушались Христа?

Справедливо будет сказать, что они — это злые существа с точки зрения человека. Они подталкивают его на греховный путь. Но с Божественной точки зрения это может выглядеть иначе: бесы нужны, чтобы воспитывать в людях силу и твёрдость духа.

Православие утверждает, что Адам и Ева познали добро и зло, отведав запретный плод

О добре и зле в православии часто вспоминают в контексте библейской истории о запретном плоде. Бог не разрешил первым людям есть с него под страхом смерти, но змей убедил наших прародителей рискнуть.

«И сказал змей жене: нет, не умрете, «но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло»

(Бытие 3:4–5)

Оставим за скобками множественное «боги». Это интересный вопрос для отдельного разговора. Главное иное — плод давал возможность познать добро и зло. И Бог, по всей видимости, не хотел, чтобы Адам и Ева ввели в своё мировоззрение эти понятия.

Очень разные толкования есть на эту тему.

Эдемское дерево могло быть простым растением, а добро и зло уже таились в человеке

Часто дерево познания добра и зла наделяют каким-то мистическим свойством, якобы оно способно пробудить в человеке разные качества, открыть в нём духовную природу.

Кто-то рассматривает эту историю как аллегорию. Каббала и вовсе изобретает сложнейшие концепции.

А ещё есть очень простой взгляд на эти вещи. Его излагает митрополит Филарет:

«Древо познания, быв избрано орудием испытания, представляло человеку, с одной стороны, непрерывно возрастающее познание и наслаждение добра в послушании Богу, с другой — познание и ощущение зла в преслушании». Так как, вообще, заповедь, приуроченная к этому древу, имела в виду развитие высших способностей человека как существа разумного, то и на самое это древо легко могло перейти название «дерева разумения» или «дерева познания».

Филарет
Митрополит

То есть, самое дерево не имело никаких волшебных свойств. Оно лишь служило орудием в руках Господа для того, чтобы человек совершил свой выбор. Качества вроде добра и зла — это то, с чем человек был создан. Но изначально его шкала застыла в положении «ноль».

По Библейской истории, Адам и Ева познали добро и зло, отведав запретный плод (художник Пьетро Факкетти)
По Библейской истории, Адам и Ева познали добро и зло, отведав запретный плод (художник Пьетро Факкетти). Фото: beesona.ru

В какую сторону двигаться человеку? Пусть выбирает сам. Бог указал на произвольное дерево и сказал, что оттуда есть нельзя, иначе смерть.

Человек сделал свой выбор, пренебрёг законом Божьим и в каком-то мире умер. Но умер для мира духовного, а взамен получил жизнь в мире смертных.

Так Адам и Ева познали зло, но не как какую-то внешнюю силу, а как часть своей личности, внутри которой и идёт единственное противостояние этих явлений.

Это же мнение озвучивает церковный деятель Владимир Легойда:

«Диавол не борется с Богом, потому что в этой борьбе он обречен. Он может бороться только с нами и побеждать нас. Но если мы выберем Победителя, а не побежденного, то, по мере продвижения по пути к Добру, сердце наше все больше будет превращаться из поля битвы в эдемский сад».

Владимир Легойда
Церковный деятель

Чтобы не творить зло, нужно отречься от греха

Зло, как мы заметили, вещь невидимая. Она способна просочиться в наши мысли и поступки через самые благие побуждения.

Чтобы её не творить, нам нужно поступать с рассуждением и любовью, а также сохранять внимательность.

И ещё один совет даёт нам апостол Павел — избегать греха:

 «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех».

(Рим. 7:14–20)

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *