Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Ангельское пение: кто из 9 ангельских чинов пел в Афонском храме

Ангельское пение — то чудо, которое уже никак не опровергнуть. Коли человек услышит голоса небесных созданий, то никаких сомнений в реальности духовного мира быть не может.

И, что любопытно, заявления о таких чудесах действительно встречаются. Говорят, это происходит даже в наше время. И более того — есть запись того, как ангелы исполняют песни! Заинтригованы? Хотели бы послушать? Увы, не хотелось бы Вас разочаровывать, но записи эти — мистификация.

Ангел — это близкое к Богу существо и посредник между Ним и Богом

Начнём с главного. Кто же такие ангелы? Мы привыкли воспринимать их как некого рода категорию сверхъестественных существ. Внешне ангел похож на человека, но только наряд у него всегда один: либо белый, либо доспехи. А ещё у ангела должны быть крылья — два, минимум, а то и четыре, и шесть.

На иконах можно увидеть страшных ангелов — с четырьмя головами, где три из них — звериные.

Икона ангела-хранителя. Она состоит из символов. Христианство вовсе не утверждает, что у ангела есть какой-то физический облик.
Икона ангела-хранителя. Она состоит из символов. Христианство вовсе не утверждает, что у ангела есть какой-то физический облик. Фото: idrp.ru

Но не будем буквалистами и напомним сами себе, что иконы — это образ. Это язык живописи, который фигурально описывает трансцендентные вещи, то есть, духовный мир. К облику ангелов ещё вернёмся, а сейчас немного о том, кто же они такие.

«Ангел» переводится как «вестник». Это посредник между Богом и человеком. Иными словами, это не разновидность небесных существ, а функция, которую могут выполнять разные существа.

Ангел — это бесплотный дух, который славит Господа и помогает людям

Библия сообщает нам следующую информацию:

  • ангелы — это духи;
  • ангелы созданы Богом;
  • ангелы не имеют плоти и костей;
  • ангелы более совершенны, чем люди;
  • ангелы ближе к Богу, чем мы, и участвуют в Его делах;
  • ангелы заботятся о людях;
  • ангелы славят Господа;
  • ангелы могут быть плохими и попасть за проступки в ад;
  • ангелы выступают как орудие кары Господней.
А вот  павшие ангелы, которые превратились в демонов, — художественный вымысел.

Нигде в Библии не найти такой концепции. Грешные ангелы сидят в заточении, дожидаясь Страшного Суда, а не отращивают рога и копыта.

Что касается образа ангелов, то он древнее Библии. О подобных существах знали ещё в зороастризме.

Христианство знает минимум 9 чинов ангелов

Священное Писание сообщает разные названия сверхъестественных существ, но не объясняет, что они значат. Только поздние христиане установили для них некоторые определения и описания, которые не обязательно соответствуют представлениям авторов Библии.

Наиболее известную работу написал Псевдо-Дионисий. Он описывает следующие высшие ангельские чины

Серафимы — самые могущественные и близкие к Богу. У них шесть крыл. Этот дух тесно связан с огнём и постоянно славит Господа. «Серафим» также может означать огненного змея, из-за чего есть споры об их изначальном облике.

Херувимы — четырёхкрылые (иногда шестикрылые) существа с четырьмя головами: человеческой, бычьей, орлиной и львиной. Именно херувим сторожит сад Эдема. Изображения херувимов украшали Ковчег Завета. По наиболее убедительной версии, на облик херувимов повлияла ассирийская культура, в частности, мифический зверь ламассу.

Престолы — колёса с глазами по ободьям. Странный вид для ангела, не правда ли? И тем не менее.

Серафим — старший ангельский чин. Они постоянно славят Господа. Однако в Библии не сказано, что они поют (изображение в Соборе Святой Софии, Стамбул)
Серафим — старший ангельский чин. Они постоянно славят Господа. Однако в Библии не сказано, что они поют (изображение в Соборе Святой Софии, Стамбул). Фото: dic.academic.ru

Следующая группа существ — представители средних чинов. О них неизвестно ничего конкретного:

  • господства — учат людей преодолевать свои плохие стороны;
  • силы — сообщают силу Господа нижестоящим существам;
  • власти — любовью устанавливают духовное владычество.
Старинная иллюстрация с 9 ангельскими чинами. Иконография большинства — фантазии художника, их описания нет в Священном Писании.
Старинная иллюстрация с 9 ангельскими чинами. Иконография большинства — фантазии художника, их описания нет в Священном Писании. Фото: pinimg.icu

Заключительные, низшие чины:

  • начала — от слова «начальствовать», видимо, какие-то ангельские руководители;
  • архангелы — иудео-христианская традиция знает по именам немногих. Часто сюда приписывают Гавриила, но в Библии он ни разу не назван архангелом. А вот кто имеет это звание — это Михаил. Он старший и единственный архангел в Священном Писании. Но его положение, без сомнения, — это главный над всеми ангелами, серафимами тоже. Получается путаница. А если вспомнить, что Михаил («кто как Бог») — это не имя, вообще странная картина выходит;
  • ангелы — низшие чины, вестники. Но в то же время — название всех чинов.

Классификация явно не идеальна. К тому же не ясно, к какому чину относятся ангелы из разных книг Библии и где здесь место для ангелов-хранителей.

Более того, нигде в Библии не сказано, что начала, силы, власти, херувимы, серафимы и т.д. — это ангелы. Такие идеи появились лишь в толкованиях.

Ангел — это почитаемый христианами образ, он должен производить духовное впечатление

Для церкви ангел — существо потустороннее, его облик — тайна. Скорее всего, у ангела и нет никакого облика. Человеческая форма — лишь образ, понятный человеку.

Крылья — это символ перемещения между землёй и небом.

В иконах и росписи храмов устоялся канон изображать ангелов как прекрасных крылатых людей — таких, каким действительно хочется помолиться.

В сегодняшней культуре ангелов часто изображают в виде сексуально привлекательных женщин и как небесных музыкантов. Этот рисунок современного художника совмещает оба представления. В нём нет ничего плохого, если мы помним, что перед нами не библейский ангел, а художественный образ, сказка
В сегодняшней культуре ангелов часто изображают в виде сексуально привлекательных женщин и как небесных музыкантов. Этот рисунок современного художника совмещает оба представления. В нём нет ничего плохого, если мы помним, что перед нами не библейский ангел, а художественный образ, сказка. Фото: forumuploads.ru

Священники предостерегают людей от почитания различных «купидочников» — крылатых младенцев с голыми задами, какие нам известны по живописи классических мастеров.

Такие создания не вызывают духовного благоговения, не выглядят мудрыми и вечными. Они больше походят на христианских бесов, нежели на Божьих вестников.

Также не стоит отождествлять христианских ангелов и те образы, которые популярны в массовой культуре. Длинноногие идеальные девушки из фильмов, кино и фантастических книг — это художественный персонаж, выдумка.

Они допустимы в нише, где царит фантазия. Но это не тот ангел, которого почитает Церковь. Мы должны это понимать.

Поют ли ангелы, нам не известно

Само Священное Писание не сообщает нам, что ангелы умеют петь. Есть несколько отрывков, которые можно так интерпретировать. Но интерпретация — это ещё не факт. Вот один из них:

«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.

Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»

(Исая 6:1)
Ангелы в Библии не поют, а возглашают и восклицают.

Этот эпизод мы можем рассматривать, как песнь, если, конечно, не придерёмся к слову «говорили».

Ещё один важный для нас фрагмент:

«На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, 7 при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?»

(Ион 38:6–7)

В ряде переводов тут пишут именно про пение, но это одно из возможных значений.

Часто пение связывают с эпизодом Рождества Христова, но и тут не сказано про что-то музыкальное:

«И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение»!

(Луки 2:13–14)

Идея о том, что ангелы поют, возникла из-за проекции земных устоев на небесный мир

У религии есть два пути: с неба на землю и с земли на небо.

В первом случае мы стремимся к тому, чтобы стать богоподобными. Бог для нас — пример во всём. Курит ли Бог? Нет. Прощает ли Бог? Да. Вот и мы в каждой ситуации ровняемся на Него. Стараемся, по крайней мере.

Во втором случае мы начинаем примерять земные порядки на небесные. Говорим, если во мне есть зло, значит, и в Боге оно должно быть. Всё земное мы стараемся увидеть на небе.

Доходит и до мелочей. Нет священников-женщин, значит, и ангелов-женщин быть не может. В церкви поют, значит, и на небе поют. Такая логика способна завести к не самым приятным выводам о порядках небесного мира. Её следует избегать.

Мы приписываем ангелам земные качества, поэтому думаем, что они должны петь церковные гимны. Но ангел — не человек и не живёт по земным законам. Он не похож на православного священника. Чтобы это подчеркнуть, ангела можно изобразить, например, женщиной (иллюстрация из «Детской библии»)
Мы приписываем ангелам земные качества, поэтому думаем, что они должны петь церковные гимны. Но ангел — не человек и не живёт по земным законам. Он не похож на православного священника. Чтобы это подчеркнуть, ангела можно изобразить, например, женщиной (иллюстрация из «Детской библии»). Фото: ynical.org

Ангельское пение — это явно проекция христианского богослужения на небесный мир.

Впрочем, некоторые люди действительно утверждали, будто слышали ангельское пение. Вот история из сборника «Симфония к беседам преподобного оптинского старца Варсонофия» на сайте «Оптина пустынь»:

«Об ангельском пении еще есть повествование, сравнительно недавнее. Это в Вологодской губернии. Служили в одном храме обедню. Вдруг на улице произошел пожар.

Все бросились из храма, он совсем опустел и остались только диакон и священник. Певчие тоже разбежались. Но когда диакон начал ектению, с клироса послышалось чудное пение.

Мимо Церкви проходил в это время один поляк. Привлеченный дивным пением, он вошел в церковь и был поражен небывалым зрелищем.

Церковь пуста, только престарелый священник в алтаре и диакон на амвоне. На хорах – светлые мужи в белых одеждах. Они-то и пели.

По окончании литургии поляк подошел к священнику и спросил его, кто были эти благолепные мужи, которые так дивно пели.

— Это ангелы Божии, – ответил иерей.

— Если это так, то я сегодня же хочу креститься, – сказал поляк.

— Вы уже крещены, – ответил священник, – примите только православие.

И поляк был присоединен к Православной Церкви, благодаря ангельскому пению».

К таким рассказам нужно относиться осторожно: ни имён, ни дат, ни конкретного места. Три анонимных свидетеля — это не тот фундамент, который заслуживает доверия.

На святой горе Афон якобы записали пение ангелов

В 2010 году в Интернете появилась басня о том, что некий паломник ночью услышал на святой горе Афон пение. Он решил, что началось богослужение, и пошёл посмотреть. Но храм оказался закрыт, а внутри паломник увидел поющих ангелов.

Не теряя времени, этот человек сбегал за записывающим устройством и сделал запись, которая впоследствии и получила распространение в Интернете. Послушать её можно на видео:

Резонанс произошёл не сразу, а в несколько этапов: в 2011 и 2017 годах. Пользователи охотно копировали эту историю, делились записью, спрашивали мнение православных священников и даже представителей других религий.

Православная церковь старалась игнорировать эту историю, но о ней услышали даже верующие других религий

Русская православная церковь пение ангелов на Афоне признавать чудом не спешила. Священники разумно осторожничали и заявляли, что они в этих вопросах не эксперты.

Кое-кто из комментаторов записи сразу отметил, что христианство чудес не ищет, а все эти события отдают слишком нарочитой мистикой. В христианстве такие истории называют прелестью — чем-то, что сводит человека с истинного пути.

2011
в этом году история об ангелах широко распространилась в сети интернет

Протоиерей Дмитрий (Предеин) имел неосторожность в 2011 году выступить на телеканале «Союз», где попытался обтекаемо порассуждать об ангельском пении. Он не стал говорить ни «да», ни «нет», но общее направление беседы выглядело так, будто батюшка всё же признаёт афонское пение подлинным.

За это священника впоследствии критиковали. В конце этого видео есть то самое интервью:

Ангелы на Афоне не давали покоя не только христианам, но и представителям других религий. Самый громкий случай произошёл с Александром Хакимовым. Это лектор и гуру «Общества Сознания Кришны», широко известный под духовным именем Чайтанья Чандра Чаран дас.

В одном своём выступлении он рассказал про пение ангелов на Афоне и даже включил аудитории запись, добавив, что она оказывает невероятное благоприятное воздействие на слушателей.

Что же касается Русской православной церкви, то её представителям и по сей день задают вопросы о пении ангелов на Афоне.

Пение ангелов на Афоне — фальшивка

Самое печальное заключается в том, что уже 2010 году энтузиасты разоблачили обман. Пение ангелов на Афоне никогда не было чем-то, о чём нам бы рассказывали афонские монахи. Эта история родилась в Интернете и никогда не происходила за его пределами.

Почти сразу выяснилось, что «ангельская песнь» — это искажённая запись греческого исполнителя по имени Димитрий Сурландзис Протопсалт. Разумеется, самому ему было невдомёк, что однажды придётся прослыть ангелом. Вот оригинал записи:

Увы, многие просто не стараются найти информацию и всему верят на слово.

Кроме того есть немало шутников, которые чувствуют себя умнее, когда им удаётся убедить других людей в какой-то выдумке. Эти люди по сей день стараются «воскресить» историю про ангелов и надуманными аргументами стараются «разоблачить» версию про греческого певца.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *