Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Осквернение и его 3 вида

Скачать эту статью

Осквернение — казалось бы, тема не слишком насущная для современного христианина. Жить праведно — это важно. Проявлять любовь, помнить о Господе — вот они, основы христианства. А осквернение — это какая-то косвенная тема, пребывающая где-то на обочине вероучения.

Но нет. Из-за непонимания того, чем, кто и как может оскверниться, люди подчас превращают свою жизнь и жизнь окружающих в настоящий ад. Человек ведёт себя высокомерно, боится общаться с «грешниками», современная культура, интимные отношения, чужие религии — всё превращается для него в табу. Лишь бы не оскверниться, не растерять благодать.

3 вида осквернения: поругание святыни, нарушение духовной чистоты, пренебрежение религиозными предписаниями

Осквернение — термин многозначный. Можно выделить три разновидности осквернение:

Осквернение
нарушение прямого запрета Бога

Поругание святыни. Это какое-то действие, которое не подобает совершать по отношению к объекту духовного почитания. Здесь мы говорим исключительно о православии, так что можем добавить, что святыня — это всё, что вмешает в себя Святой Дух, то есть ею в равной степени:

  • Освящённый храм;
  • Мощи святого;
  • Реликвия;
  • Священный текст;
  • Икона.

Святыню надлежит использовать только по назначению и с соответствующим благоговением. Если же наши действия перешли грань допустимого, то мы осквернили святыню. Это не всегда подразумевает злой умысел.

Например, если в храме во время ремонта задели алтарь, то его придётся освящать заново, поскольку он считается осквернённым.

Нарушение духовной чистоты. То есть это проступок человека, который идёт вразрез с нравственными и религиозными требованиями христианства. Скажем, человек пошёл на исповедь, причастился. Отныне он полностью чист перед Богом, все грехи отпущены, есть возможность жить праведной жизнью и радоваться.

Осквернить можно тот предмет, который вмещает в себя Святой Дух. Например, мощи святого. На фото — рака с мощами Ильи Муромца
Осквернить можно тот предмет, который вмещает в себя Святой Дух. Например, мощи святого. На фото — рака с мощами Ильи Муромца

Но тут что-то пошло не так. Кого-то случилось обмануть, либо проявить злость, несдержанность, жадность. Отныне мы уже не столь безупречны в своих глазах и прекрасно это понимаем. Минувшая исповедь никак не искупает последующие грехи. Человек осквернён и снова нуждается в том, чтобы вернуться к духовной чистоте.

Ну а список нравственных и религиозных правил, нарушением которых можно себя осквернить, очень широк.

Пренебрежение религиозными предписаниями. Это уже не просто поступок плохой по отношению к себе, но ещё и прямое противодействие Законам, установленным в традиции. Этот пункт больше подходит не для современного христианства, а для древнего иудаизма или ислама. В этих религиях есть довольно жёсткие законы, которые требуют от верующего беспрекословного соблюдения.

Там были законы, например, запрещающие прикасаться к мертвецам. Современный христианин в своём случае может вспомнить запрет на идолопоклонство, ибо есть заповедь о поклонении одному Богу. То есть в этом случае мы не просто нарушаем духовную чистоту, а идём вразрез с требованиями православной традиции.

Иисус Христос говорил, что любое осквернение исходит изнутри человека

Господь всегда смотрит не на тело, а на душу, как говорят мудрые люди. И сам Иисус Христос в Священном Писании говорит, что значит осквернять, — это совершать плохое сознательно, из сердца:

Исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.

Мф.15:18-20

При этом мы видим, что Спаситель подчёркивает исключительно внутреннюю сторону осквернения. Отсюда можно сделать вывод, что даже люди, которые попирали ногами иконы, грешны не из-за того, что они сделали. Не всё ли равно Богу, что делают люди с нарисованными самими собой картинками?

Не Он ли создал эти ноги, эту грязь и эти холсты с красками? Так чего ради Он должен оскорбляться тем, что в один момент человек взял и совместил все эти объекты в единой точке времени и пространства.

Поругивая святыни любых религий, человек оскверняет не Бога, а себя.

Нет, проблема не в самом действе, а в мотиве. Важно не что человек делает, а ради чего. В попирании икон цель одна — оскорбить Бога. А этим человек оскорбляет и оскверняет сам себя.

Отсюда можно сделать далеко идущий, но справедливый вывод: не важно, святыни каких религий человек решил осквернить, это в равной степени гнусный поступок со злыми мотивами, который только самому этому человеку в итоге и причинит вред в его последующем духовном существовании.

Нельзя оскверниться, общаясь с грешниками

Очень часто православные, которые ходят в храм, свысока смотрят на грешников и бояться «растерять благодать от общения с ними». Здесь лучшим примером может быть сам Иисус Христос. Вот тут говорится, что Он есть и пьёт с грешниками:

Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные.

Мф.9:11–12

А вот Он общается с блудницей:

Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?

Ин.8:10

И это особо значимая фраза для нас, потому что Иисус Христос поднимает важный вопрос: как мы можем выставлять другим диагноз, судить их, грешны ли они?

Спаситель призывает любить всех. Что такое «любить ближнего своего», как не открытость ко всему миру?

Главное — это не перенимать то плохое, что некоторые люди проявляют порой в себе и своей жизни. Ведь нам не обязательно напиваться в обществе алкоголика или заниматься блудом при разговоре с блудницей.

Но в то же время мы не должны мнить себя праведниками и проповедниками. В мире есть место простому человеческому общению. И если уж собеседник не тянется к Богу, нет смысла его ещё больше раздражать этой темой. В жизни есть место для светских бесед.

Иродиада осквернила голову Иоанна Предтечи, но та не утратила наполняющую её благодать и осталась христианской святыней (картина И.Н.Крамского «Иродиада»)
Иродиада осквернила голову Иоанна Предтечи, но та не утратила наполняющую её благодать и осталась христианской святыней (картина И.Н.Крамского «Иродиада»)

А вот те, кто задирают нос, игнорируя тех, кто, по их мнению, грешен, совершают огромную ошибку. Гордость — это грех, шаг назад. То есть пока проигнорированный грешник хотя бы стоит на месте, мнимый праведник деградирует в своём горделивом пренебрежении.

Осквернённая святыня остаётся святыней

Многие тела мучеников, иконы и храмы подверглись осквернению. Однако было бы не правильно думать, что эти человеческие действа как-то устранили из этих предметов Божественный Дух. Православие в такую возможность не верит.

Осквернённая святыня всё ещё сохранит свои качества. Осквернение — это не окончательный и никак не результативный процесс. Есть действа окончательные. Скажем, убитый человек остаётся убитым. А есть просто происшествия. Например, поздоровавшийся человек не становится на всю жизнь поздоровавшимся. Осквернение святыни — это как раз явление второго порядка.

Нарушение порядка церковных таинств не будет считаться осквернением, если есть уважительные причины

Много споров возникает на счёт причастия, особенно поста перед принятием Святых Даров. Будут ли они осквернены, если человек не смог соблюсти все церковные требования перед этой процедурой? Тут однозначного ответа быть не может. Если это пренебрежение имело греховные причины, скажем, лень, то ясно, что пользы от Святых Даров человеку не будет.

Какое же может быть покаяние, если человеку безразлично соблюдение элементарных требований? Но другое дело — обстоятельства. Всякое в жизни бывает. В советское время священники причащались в тюрьмах водой с хлебом, и ни у кого не возникало мысли сказать, что они что-то там из канонов нарушили.

Святые Дары, вино и хлеб, которые нужны для Таинства Причащения. Но человек может не получить благодати, если осквернит себя небрежным отношением к обряду
Святые Дары, вино и хлеб, которые нужны для Таинства Причащения. Но человек может не получить благодати, если осквернит себя небрежным отношением к обряду

Так что ответ здесь один — всё очень сильно зависит от обстоятельств.

Но к чему стоит быть особо внимательными — это запрет на употребление мяса. Перед причастием церковь его строго запрещает. И это не удивительно. В христианстве вообще проскальзывает настороженное к нему отношение, а монахи так и вовсе его никогда не едят. Так что верующему перед причастием стоит быть особенно сдержанным в этом вопросе, так как отказ от такой пищи тесно соприкасается с высшим проявлением духовности.

Интимные связи супругов и поллюции не являются осквернением

Интимная жизнь никогда не воспрещалась и не порицалась церковью. Все, кто утверждает обратное, совершенно не знакомы с основами православия. Сам Бог создал людей такими, чтобы те испытывали влечение друг к другу. Другое дело, что православие ограничило эти отношения определёнными рамками. Главное требование традиции — это брак между сексуальными партнёрами.

Феофан Затворник пишет:

«…брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения.»

Феофан Затворник
епископ, богослов

Есть некоторые домыслы на счёт того, будто супругам нельзя заниматься сексом в пост. Это не правда. Никакого осквернения здесь нет. Бога не может оскорбить то, что он сам придумал.

Речь чаще заходит о другом: людям предписано в пост заниматься молитвами и духовной жизнью, а интимные отношения могут от этого отвлекать, но ничего преступного в этом нет.

С ним согласен Иоанн Златоуст:

 «Он (Апостол) не сказал: да не оскверняетесь, но: да пребываете, т. е. упражняетесь, в посте и молитве; так как сообщение с женою ведет не к нечистоте, но к неупражнению (в этих делах).»

Иоанн Златоуст
архиепископ

В поллюциях Церковь тоже не видит ничего страшного, если они произошли без скверных помыслов. Так это объясняет святитель Афанасий Великий:

«Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

Афанасий Великий
один из греческих Отцов Церкви

Осквернение — это нарушение заветов Божьих, а не всё то, что нам не нравится

Часто верующие осуждают чужие религии, современную культуру, чей-то образ жизни. Но это лишь верный способ осквернить себя нарушением наставления «не суди, да не судим будешь».

Осквернение — это нарушение прямого запрета Бога. А если кому-то не нравится, скажем, тяжёлая музыка, это лишь вопрос его вкусов. Когда какая-то старушка рассуждает, что все рокеры попадут в ад, в этом нет ничего от христианства.

Также ошибка думать, что дружба с зороастрийцем или атеистом может осквернить православного. Всё это предрассудки.

Действие, противоположное осквернению, — освящение

Человек — вместилище Духа Божьего. Именно поэтому его можно осквернить. А вот пустой предмет, который никак не участвует в духовной жизни, скажем, случайный камень, осквернить нельзя.

О природе освящения рассказывает священник Димитрий (Лин):

«Говорить, что святыня проводит благодать Божию можно только в нравственно-богослужебном, а не оккультно-мистическом смысле, поскольку Бог может действовать и напрямую без посредничества людей или вещей. Освящение требуется не для Бога, а для спасения человека».

Димитрий (Лин)
клирик

Святыни нужны для спасения человека, но Бог может действовать и напрямую, без них.

Особо стоит подчеркнуть и развить мысль священника о том, что Бог может проявить себя всегда во всём и даже без чьего-либо посредничества. Что касается оккультного понимания благодати Божьей, то ряд православных авторов здесь имеют иную точку зрения. Но всё же она более характерна для гностиков, чем для православных христиан.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *