Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Противоречия в Библии: правда ли их более 100?

Как известно, только неуверенные в себе религиозные организации запрещают своим участникам задавать вопросы. И немудрено — ведь попросту нечего ответить! Критический взгляд на традицию для недобросовестных проповедников превращается в вызов, который грозит разоблачением. Православие занимает другую позицию и всегда открыто для диалога.

Любимая мишень оппонентов — противоречия в Библии. Но всякий христианин должен проявить терпение и знать, как объяснить противоречия, когда это возможно. Поговорим здесь о противоречивых и мнимо противоречивых местах в Священном Писании.

Противоречия в Библии действительно есть, потому что это древний текст, который пережил многое

Никуда не деться от того, что в Священном Писании есть ошибки и противоречия. Важный момент, который упускают христиане и их оппоненты, — это то, что Библию писал не Господь Бог, а люди. Каждый человек имеет свою точку зрения, обладает своим темпераментом, отличается стилем изложения мысли и способностями памяти.

В Священном Писании есть ошибки и противоречия, но они легко объяснимы
В Священном Писании есть ошибки и противоречия, но они легко объяснимы

Достаточно взглянуть на канонические Евангелия, чтобы понять, что одну и ту же историю можно рассказать по-разному, с отличающимися акцентами, добавленными и упущенными эпизодами.

В итоге каждая книга проходит через массу стадий, которые могут сильно отразиться на её содержании:

  • Автор по-своему понимает и излагает Божественное откровение;
  • Иногда записывает не сам пророк, а некто с его слов (например, Евангелие от Луки написано не очевидцем событий);
  • Часто изначальный текст — это лишь набросок, а его литературная обработка проходит позднее (канонические Евангелия, вероятно, сперва были лишь конспектами с высказываниями Христа, а завершённую форму приобрели позже);
  • Библейские тексты не доходят до нас в подлиннике, их многократно переписывают, из-за чего неизбежны ошибки;
  • Многие рукописи дошли уже после перевода, где точно не обошлось без потерь;
  • Некоторые переписчики библейских книг намеренно искажают их. Если рукопись дошла в единственном экземпляре, то установить её изначальное содержание подчас невозможно.
Апостол Лука, изображённый на этой иконе, не был свидетелем Евангельских событий. Текст, Евангелия от Луки явно написан по чужим воспоминаниям, а потому местами противоречит другим Евангелиям
Апостол Лука, изображённый на этой иконе, не был свидетелем Евангельских событий. Текст, Евангелия от Луки явно написан по чужим воспоминаниям, а потому местами противоречит другим Евангелиям

Помимо этого не стоит сбрасывать со счетов, что между созданием библейской книги и её записью могут пройти века. Пятикнижие Моисея излагает историю о потопе, которая была известна в Месопотамии ещё в XXX веке до нашей эры, Моисей, который их изложил евреям, жил в XV веке до нашей эры, а рукописи первых книг Библии, которые дошли до нас, записаны в VI–IV веках до нашей эры.

Разумеется, тексты просто не могли сохраниться без потерь.

Многие противоречия в Библии объяснимы слиянием в одном тексте нескольких источников

Многие книги Библии возникли в результате слияния. Например, можно сравнить этот отрывок:

«Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского]».

Быт 6:18–20

и этот отрывок

«и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,]» .

Быт 7:18–20

То есть в 6 главе Бытия Бог призывает Ноя взять по два каждого животного, а в седьмой сообщает, что чистых животных нужно брать в количестве семи.

Этих противоречий в Пятикнижии предостаточно: маршрут исхода, последовательность сотворения мира и т.д. А причина одна: Пятикнижие собрано из 4 различных источников:

  • Яхвист;
  • Элохист;
  • Священническая книга;
  • Второзакония.
На этой картине можно заметить, что овец больше, чем две. Это не удивительно, ведь в 7 главе книги Бытия Бог требует от Ноя взять на Ковчег по 7 чистых животных. Это противоречит версии из 6 главы. Всё это из-за того, что книга писалась на основе нескольких источников
На этой картине можно заметить, что овец больше, чем две. Это не удивительно, ведь в 7 главе книги Бытия Бог требует от Ноя взять на Ковчег по 7 чистых животных. Это противоречит версии из 6 главы. Всё это из-за того, что книга писалась на основе нескольких источников

Если в двух источниках были противоречащие версии, часто сохраняли обе. К счастью для православных, все факты, которые пострадали в результате этих разночтений, не относятся к важным для праведной жизни рекомендациям.

Многие противоречия надуманы, например, что Адама и Евы не могли появиться внуки

Каин убил Авеля, а после стал жертвой изгнания. А потом у их родителей появился ещё один сын по имени Сиф. Критики христианства часто говорят, что это явный бред в Библии, ибо для продолжения рода нужны женщины, а их в тексте не упомянули.

Но есть противоречия мнимые и действительные. В данном случае оно даже не мнимое, потому что те, кто утверждает, что у Адама и Евы не было детей, Библию не читали. У Адама были и сыновья, и дочери, так что история о его потомках не противоречива:

«Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер».

Быт 5:4–5

Почему-то это место из Библии упорно не замечают. То ли специально, то ли не читают её в действительности.

Мнимые противоречия возникают из-за непонимания сути, например, разногласия апостолов Павла и Иакова

Апостол Павел пишет:

«человек оправдывается верою, независимо от дел закона».

Рим 3:28

Апостол Иаков говорит будто бы совсем другое:

«человек оправдывается делами, а не верою только».

Иак 2:24

Но это кажущееся противоречие. Богослов Худиев Сергей объясняет это:

«Оба апостола излагают одно и то же учение о спасении, просто они оспаривают две разные ошибки. Святой Павел возражает тем, кто думает обрести оправдание личными усилиями, «делами закона», заслужить, заработать вход в рай. Он подчеркивает, что это невозможно и что наше единственное спасение — Христос, который умер за наши грехи и воскрес из мертвых, а мы обретаем Его дар верой.

Святой Иаков спорит с другими людьми, которые полагают, что спастись можно не верой, а пустой претензией на веру — теоретическим согласием с истиной Евангелия, которое ничего не меняет в их реальном поведении. Иаков указывает, что в этом смысле веруют и бесы, что ничуть их не спасает».

Сергей Худеев
богослов

Существует свыше 100 противоречивых цитат из Библии, возможно, среди них есть явные ошибки

Перечислить все противоречивые цитаты из Библии в одной статье невозможно. Приведём лишь несколько:

Противоречие 1. Происхождение матери одержимой девочки у Евангелистов отличается:

«И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; (…) Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери».

Марк. 7:24–26

А в Евангелии от Матфея она уже имеет другое происхождение:

«И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется».

Матф. 15:21–22

Противоречие 2. Количество женщин и имена у гроба Иисуса:

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб».

Матф. 28:1

«По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его».

Марк. 16:1

 «То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам».

Лук. 24:10

«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба».

Иоан. 20:1

Везде разные имена и разное количество людей. А речь идёт при этом об одном и том же событии. Безусловно, это явные ошибки в Библии.

Противоречие 3. Способность Бога раскаиваться:

«и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему».

1-я Царств. 15:29

«и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков (…) ибо Я раскаялся, что создал их».

Бытие 6:6–7

«Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем».

1-я Царств. 15:29

Противоречие 4. Попал ли Иисус в рай сразу после распятия?

«Ты будешь сегодня со Мною в раю».

Лук. 23:43

«Я еще не восшел к Отцу Моему».

Иоан. 20:17
Все четыре Евангелиста по-разному рассказывают историю посещения жёнами-мироносицами Гробницы Иисуса. На этой картине изображена версия Евангелия от Матфея: две женщины и один ангел. Другие Евангелисты говорят о двух ангелах, либо не упоминают их вовсе
Все четыре Евангелиста по-разному рассказывают историю посещения жёнами-мироносицами Гробницы Иисуса. На этой картине изображена версия Евангелия от Матфея: две женщины и один ангел. Другие Евангелисты говорят о двух ангелах, либо не упоминают их вовсе

Это совершенно случайные примеры, а всего в Библии их насчитывается более ста, вот некоторые:

  • Один ли ангел Господень был в гробнице Иисуса Христа и был ли вообще?
  • Можно ли увидеть Бога?
  • Сколько сыновей было у Авраама?
  • Что говорил Иисус о своём всемогуществе: может ли Сын Божий творить Сам от Себя?
  • Если сказал Господь, что Он не изнемогает, то зачем отдыхал на день седьмой после творения?
  • Что Иисус сказал перед смертью: «Свершилось» или «Отче! В руки Твои предаю дух Мой»?
  • Был ли Иоанн Креститель (Предтеча) пророком Илией?

И т.д. Далеко не все эти вопросы повисли в воздухе. Ответы по противоречиям в Библии — это отдельная категория литературы в христианстве.

На многие противоречия в Библии есть ответы

Хотя многие противоречия Ветхого и Нового Завета действительно существуют, часть из них реально объяснить с богословской и научной точки зрения. Рассмотрим это на примере вопроса, восходил ли кто-то кроме Иисуса Христа на небо?

В Евангелии от Иоанна Господь говорит, что только Он сделал это:

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий…».

Иоан. 3:13

Но в Слове Божием, кажется, есть и другая информация. Пророк Илия побывал и на небе, и на земле:

 «…и понесся Илия в вихре на небо».

4-я Царств. 2:11

Многие мнимые противоречия возникли из-за ошибок перевода.

Внешне здесь противоречие, но толкователи объясняют, что это не обязательно так. «Толковая Библия Лопухина» придерживается мнения, что фразу из Евангелия от Иоанна следует понимать в прямом смысле — Иисус действительно единственный человек, который восходил на небо:

«Смысл 13-го стиха можно передать так: «никакой человек (Ангелы здесь в виду не имеются, так как они «всегда видят лице Отца Небесного», — Мф. 18:10) не взошел на небо – и значит, не был на небе прежде чем жить на земле — кроме Того Сына Человеческого (см. Ин. 1:51), Который сошел с неба и даже теперь божественной стороной Своего существа пребывает на небе» (выражение «сущий на небесах» имеется далеко не во всех кодексах, но новейшие критики скорее склоняются к признанию его подлинным, чем вставленным после».

А. П. Лопухин
церковный писатель

Но если так, то как же быть с Илией? Диакон Петр (Михалёв) даёт ответ на это противоречие:

«Дело в том, что для перевода книги Ветхого Завета на русский язык (так называемый синодальный перевод) за основу был взят Масоретский текст. Текст, который иудеи-масореты редактировали вплоть до X века по Рождеству Христову, всячески «зачищая» пророческие и мессианские места.

Но в Церкви наибольший авторитет имел другой перевод книг Ветхого Завета – перевод 70 толковников. Эта работа была осуществлена в III–II веках до Р.Х. еврейскими мудрецами. Данным текстом пользовались апостолы, святые отцы, проживавшие в Восточной части Римской империи. Именно этот перевод был взят за основу святыми Кириллом и Мефодием. Посмотрим, что же в нем говорится о вознесении Илии на небо: «И бысть идущема има, идяста и глаголаста: и се, колесница огненная и кони огненнии, и разделиша между обема. И взят бысть Илия вихром яко на небо».

Петр Михалев
диакон
В Библии пророк Илия не умер, а вознёсся на огненной колеснице. Это бы противоречило словам Христа «Никто не восходил на небо», но в древних рукописях не сказано, что Илия отправился именно на небо — там сравнительный оборот «как»
В Библии пророк Илия не умер, а вознёсся на огненной колеснице. Это бы противоречило словам Христа «Никто не восходил на небо», но в древних рукописях не сказано, что Илия отправился именно на небо — там сравнительный оборот «как»

То есть «противоречие» сводится к некачественному переводу. И если обратиться к отцам Церкви, то станет ясно, что они уже давно говорили об этом:

Святитель Иоанн Златоуст:

«Илия, восходил как бы на небо, потому что он был раб, а Христос вознесся на самое небо, потому что Он был Господь».

Иоанн Златоуст
архиепископ

Святитель Фотий:

«И Илия, как раб, бысть взят на воздушную высоту, но не на небо, а “яко на небо”.

Господь же, как Владыка всяческих, не яко на небо вознесеся, но действительно на небо вознесся».

Фотий
патриарх

Таким образом, противоречия в Библии есть, но не так много, как иногда это пытаются представить противники христианства. Правильный путь — это брать конкретные стихи из Библии и изучать толкования к ним, чтобы докопаться до сути и понять, почему в Священном Писании написано именно так и стоит ли говорить об ошибке.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X