Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Как попадают в секту: 9 советов, чтобы этого избежать

Казалось бы, между обыкновенным человеком и чудаковатым сектантом — пропасть. Но вот, допустим, Ваш сосед, который ещё вчера говорил, что всё это глупости, сам стал ходить на какие-то сомнительные собрания.

Как же получилось, что он перешёл эту грань между здравым смыслом и сектантством? И должен ли православный человек вмешаться? Давайте разберёмся.

Секта — это учение, паразитирующее на другой религии

Будьте внимательны, мошенникам безразличны ваши чувства

Секта — это не совсем то, что об этом думают. Многие полагают, будто секта — это буддисты, католики, кришнаиты, сатанисты… Список можно продолжать любыми случайными мистическими и религиозными направлениями. И это будет ошибкой.

Богословы давно разделили понятия «секта» и «вероисповедание». Секта — это религиозная группа, паразитирующая на другом учении. Её отвергает основная традиция.

Сергей Булгаков в «Справочнике по ересям, сектам и расколам» сообщает:

«Не существует резкой границы и между понятиями «секта» и «вероисповедание».

История борьбы различных религиозных движений знает немало примеров,

когда секты добивались признания за ними права называться Церквами,

или вероисповеданиями.

Даже в официальных документах, принадлежащих одной исторической эпохе,

одна и та же община могла именоваться и сектой,

и Церковью, в зависимости от отношения к ней правительства».

Сергей Булгаков
писатель

Любая секта потенциально может стать вероисповеданием — если её признают на уровне государства. Из-за этого в разных странах список сект отличается.

Секты бывают и мусульманскими, и христианскими, и любыми другими.

Правильно говорить, что секта — это не то, что не православно, а то, что имеет конфликт с крупной религиозной традицией, нечто вроде раковой опухоли внутри неё:

«Сектой принято считать организованное общество людей,

взгляды которых согласуются между собой

и противостоят господствующей Церкви.

Данное слово обычно употребляют

по отношению к совокупности лиц,

следующих определенному учению».

Сергей Булгаков
писатель

Поэтому мы не правомочны всех огульно записывать в сектанты. Буддизм — это вероисповедание, а значит, не секта.

Кришнаиты, поющие на улицах «Харе Кришна», — тоже представители старой индийской традиции — гаудия-вайшнавизма. Даже Церковь Сатаны, не смотря на эпатажное название, — культурный феномен, но никак не секта.

Секта — это рассадник еретических идей, без собственного исторического и культурного фундамента. Она не может создать нечто своё, но паразитирует среди чужой паствы.

Пример секты — Свидетели Иеговы. Они появились в лоне христианского вероучения, исказили несколько догматов и провозгласили себя проповедниками абсолютной истины.

Секта — это не чужое вероучение, а своё, но искажённое.

Справедлив вопрос о том, являются ли православие, католицизм и протестантизм искажениями первоначального христианства.

Нет. Здесь речь не об отслоении религиозной группы, а расколе всей традиции.

Также важно помнить, что большинство вероучений возникают на базе старых религий, а значит, проходят стадию секты. Раннее христианство — тоже секта по отношению к иудаизму.

Но эта секта трансформировалась в полноценное вероучение со своими догматами, традициями, канонами. А сектанты вроде Свидетелей Иеговы продолжают эксплуатировать чужое учение.

В секты попадают по глупости, а также из-за эмоциональных и жизненных проблем

Одна из главных причин того, почему люди попадают в секты, это игра на их слабостях. Расскажем о них подробней.

Слабость 1. Плохая эрудиция и отсутствие критического мышления

Довольно сложно затянуть в секту человека, подкованного в религии, философии или, пусть даже, эзотерике.

3 слабости
минимум столько, приводит людей в секты

Начитанный в духовных вопросах эрудит без проблем в пух и прах разобьёт любые аргументы сектантов.

В интернете можно найти немало забавных историй о том, как сектанты буквально сбегали из квартир эрудированных людей, куда решили сунуться с проповедью.

Но совсем другое дело — люди необразованные, воспитанные в пустом неверии. Они никогда не интересуются ничем за гранью обыденности.

Поэтому любой удивительный факт, затасканный до дыр в духовной литературе, звучит для них свежо.

«Слышали ли вы о реинкарнации?», «Знаете ли, что археологи обнаружили скелет пятиметрового человека?». Эти случайные факты при умелом ими жонглировании иллюстрируют любую идею.

Книга Майкла Бейджента «Запретная археология» — пример того, как хорошее исследование может стать оружием в руках сектантовКнига Майкла Бейджента «Запретная археология» Купить на OZON.ru

Отличный пример того, как хорошее исследование может стать оружием в руках сектантов — книга Майкла Бейджента «Запретная археология».

Она написана в протест косности исторической науки и рассказывает об археологических находках, которые разрушают общепринятую историческую картину.

Однако Свидетели Иеговы используют фильм по этой книге на проповедях — чтобы произвести впечатление на аудиторию.

В ход идут и прочие факты, «надёрганные» из разных источников: правильное питание, психология, работа с биоэнергетикой и т.д. Никакой глубины в этом нет.

А есть лишь поверхностный коллаж из чужих идей, с тем расчётом, что публика не станет копать глубже. Зачастую «сведения» сект оказываются устаревшими, либо попусту ложными.

Слабость 2. Одиночество и эмоциональная подавленность

Далеко не каждый потенциальный сектант ищет себе религиозную традицию. Его сектантский путь начинается с глубокого разочарования в жизни, людях, в себе.

Любой хороший психолог перечислит массу факторов, которые люди тяжело переживают. Ритм жизни, сложности социализации, конкуренция во всех сферах.

Отчуждённость отдельной личности от общества — большая боль для такого социального существа, как человек.

У кого не было непонимания в семье, проблем на работе и т.д.? Друзья-одноклассники пропадают после школы, соседи — после переезда. Почти любой человек имеет основания назвать себя одиноким и непонятым.

Осознаёт он это или нет, но никуда не деть острую потребность в островке стабильности.

Собрание Свидетелей Иеговы. Не для всех сектантов это религиозное действо, многие здесь ради «друзей» и «духовной семьи»Собрание Свидетелей Иеговы. Не для всех сектантов это религиозное действо, многие здесь ради «друзей» и «духовной семьи»

И секты предоставляют такой островок. Отзывчивые люди, интерес к человеку, желание окутать его вниманием. Члены секты выступают как «большая семья».

Многие и ходят туда, чтобы сбежать от тягот мира. Кто составляет паству тех же Свидетелей Иеговы?

Одинокие бабушки, неуверенные в себе молодые люди и дети, которым сломали психику фанатичные родители.

Задумываются ли на собраниях престарелые пенсионерки о нюансах Священного Писания, вечных истинах? Нет, конечно. Они приходят в «семью», к «друзьям», пообщаться.

Это можно было бы назвать даже полезным, если бы не одно «но»: друзей и семью нужно заводить в реальной жизни, а не подменять сектантским суррогатом.

Психологические проблемы стоит решать с психотерапевтом, а не отдавать себя во власть лже-учителей.

Слабость 3. Жизненный кризис

Характер такого кризиса может быть разным. Например, если человек страдает от алкоголизма и наркомании, есть шанс, что секта ему поможет.

Многие лидеры — сильные личности, способные внушать. Так что они меняют одну психологическую зависимость на другую — сектантскую.

Это не сложно, ведь наркоман и алкоголик — это сломленный человек, готовый на всё. Пренебречь религией для него — ерунда, а если это был атеист, то он вообще сделает это играючи.

Конечно, и веры в таком «сектантстве» — ноль, но руководству подобных организаций чаще всего плевать.

Григорий Грабовой — лидер секты, привлекавший людей обещанием воскресить их родныхГригорий Грабовой — лидер секты «Учения о всеобщем спасении», был приговорен к 8 годам лишения свободы за мошенничество

Случается, секты просто находят сломленного тяжёлым событием человека и играют на его слабостях. Скажем, у матери дочь покончила с жизнью.

Что хочет услышать безутешная родительница? Что с ребёнком всё хорошо, он в лучшем мире и т.д.

Может ли в этом заверить православный священник? Нет, христианская традиция жестка и категорична в отношении самоубийц.

А вот секты более свободны в своих высказываниях и способны выходить за рамки христианской догматики. Захотят — могут даже пообещать воскресить ребёнка. Например, лидер «Учения о всеобщем спасении и гармоничном развитии» Григорий Грабовой приписывал себе такие способности.

Надежда — сильный магнит, он будет годами удерживать вокруг учителя, гуру, наставника и т.д.

В секты люди попадают постепенно, под влиянием психологических приёмов

Как попадают в секту? Проще, чем кажется. Обычный грех — это явный поступок против совести, он не происходит незаметно для человека. Грех — осознанное духовное преступление, сделка с совестью.

А вот сектантство — это поступок иной природы. Он часто продиктован благими намерениями: справиться с какой-то бедой, развиться духовно и т.д.

Немало людей попадает в секты вслед за родственниками. Они просто приходят на собрания, чтобы посмотреть, как вступить с секту угораздило-то. Часто — чтобы проще было его переубедить. А сами остаются.

Причина довольно проста — в сектах много рычагов давления на личность. Мы живём неподготовленными к такому противостоянию, а потому не знаем, как не попасть в секту, если тебя обрабатывают. А руководство секты годами шлифует свои приёмы.

Приемы сектантов:

  • фаворитизм — различные меры поощрения и всё, что может сыграть на себялюбии человека;
  • групповое сознание — человек идёт за большинством, а большинство подчас не столь критично к любой информации;
  • фасилитация — лидер выступает как один из членов группы, он близок к ним, а значит, получает больше доверия;
  • затравки — цели, которые людям легко достичь поначалу. Так ни входят во вкус.

Есть масса других приёмов, в зависимости от изобретательности руководства секты. Интернет раскрыл практически безграничный арсенал психологических приёмов воздействия на группы.

А главное — это постепенность. Никто не станет вываливать на нового члена всю подноготную секты. Начнут с бесплатных брошюрок, а то и книг — о добре, любви, Боге и человечности.

Продолжат маленькой просьбой. А через год, другой — человек бесплатно работает на гуру, платит десятину, проповедует среди уже не переваривающих его общество окружающих.

Секты опасны с православной, психологический, финансовой точки зрения, а также могут угрожать жизни и здоровью

Почему опасно находиться в секте? Для православия главный аргумент — в Священном Писании. Так его излагает протоиерей Олег Стеняев:

«Человек, уходящий из православия, лишается спасительных средств.

Однажды апостолы шли за Христом и спросили: «Кто может спастись?»

Христос им ответил: «Человекам это невозможно».

Но тут же добавил: «Но не Богу, ибо Богу все возможно».

И Богу, Которому все возможно, оказалось возможным установить спасительные таинства: Таинство крещения, таинство Евхаристии (Святого Причастия) и другие таинства.

Таинства совершаются в Церкви.

И когда человек оказывается вне Церкви, уходит от Церкви, он лишается спасительных средств, которые только одни и могут помочь человеку пережить Божие прощение.

Ведь в православном понимании спасение человеком не достигается автономно от Бога. Спасение в православном понимании евхаристически распознаётся и принимается.

Поэтому когда человек вдруг уходит из Церкви, он уже не имеет доступа к спасительным таинствам, он не может через эти таинства восстановить отношения с Создателем.

А в одиночку как он может спастись? Он оказывается совершенно незащищенным».

Олег Стеняев
протоиерей

Также нельзя забывать о негативных последствиях в рамках земной жизни:

  • фанатичная приверженность сомнительным идеям вызывает конфликты с окружающими;
  • поручения сектантского руководства могут превратить в бесплатного рабочего секты;
  • сектантское учение способно нанести вред психике;
  • некоторые секты законодательно запрещены, могут быть проблемы;
  • сектантские обряды иногда приводят к негативным, даже летальным исходам, например, ритуальное самоубийство.

9 советов, как не попасть в секту

  1. Попросите собеседника представиться.
  2. Если Вы атеист, не спешите менять мировоззрение после встречи с первым попавшимся проповедником, а поинтересуйтесь разными религиями и учениями.
  3. Помните, что многие секты используют вполне «социальные» названия: «организация», «школа», «группа» и т.д.
  4. Не воспринимайте радушие на свой счёт, это лишь их приём общения.
  5. Не проявляйте интереса к учению, которое кто-то пытается навязать.
  6. Если всё же пришлось выслушать довольно убедительные аргументы, обязательно впоследствии поищите их опровержение. Скорее всего, найдёте.
  7. Проверяйте всю информацию, что услышали. За многими фактами стоят лишь анонимные посты на форумах и «липовые» авторитеты.
  8. Не переносите личные качества человека на учение. Он может быть замечательным, но вера тут не причём.
  9. Сохраняйте трезвость рассудка.

Совет: чтобы вывести человека из секты, надо общаться с чувствами, а не разумом

А есть ли советы, как вывести человека из секты? Да, главная рекомендация — проявить к нему самому больше внимания.

Люди приходят в секту не просто так, а в силу каких-то проблем, жизненных обстоятельств.

Неправильно было бы вступать в богословские споры с сектантом.

В секте человека держат не идеи, а чувства.

Учения сект редко — основной фактор, который удерживает человека. Аргументы в духе: «Учёные сказали иначе» или «В Писании говорится, что…» не дойдут до адресата. Верит он учёным с Библией или нет, ушёл он в секту по другой причине.

Так что делать, если человек попал в секту? Выясните, чего не ему хватало. Не смог ли он преодолеть какой-то кризис, найти своё место в жизни, справиться с алкогольной или наркотической зависимостью.

Если помочь решить эту проблему, сама нужда в секте отпадёт.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *