Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Сошествие Христа во ад: предание из IV века

Эпизод, который получил название Сошествие Христа во ад, не сильно широко известен среди людей, поверхностно знающих православную традицию. У них могут возникнуть справедливые вопросы о том, где это написано в Новом Завете и зачем вообще Сыну Божию нужно было попадать в место, куда отправляются души грешников.

По Преданию, умерший Иисус Христос после распятия вывел из души из ада, в Новом Завете этого нет

В канонических Евангелиях нет рассказа том, как Христос вывел из ада души умерших. Так что нет ничего удивительного в том, что люди, которые пусть даже и брали в руки Библию, не нашли в текстах Марка, Матфея, Луки и Иоанна этот эпизод.

В Библии нет ни одного подробного описания подобного действа Иисуса Христа. Но есть ряд косвенных признаков, на которых выстроен догмат с этими представлениями.

Апостол Пётр пишет:

 «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет. 3:18-19).

Петр
апослол

В Ветхом Завете есть пророчества о том, что Спаситель должен побывать в аду

Большинство христиан считают, что сошествие в ад — это предсказанный пророками поступок Мессии. Он должен был случиться, чтобы Иисус Христос подтвердил факт того, что Он Спаситель. Автор Евангелия от Матфея пишет о таких словах Иисуса:

«как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи».

Мф. 12:40
Иисус выводит праведников из ада
Иисус выводит праведников из ада

Само пророчество повторяется в Ветхом Завете многократно:

«Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?»

Иов. 38:17

«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»

Ос. 13:14

«Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!»

Пс. 23:7

«…медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства».

Ис. 45:2-3

Тема сошествия в ад восходит к религии Месопотамии

Иисус Христос не был первым, кому по преданию, выпало попасть в ад. Подобные мифы известны с глубокой древности:

  • В Кении рассказывали о Маруэ в подземном мире;
  • В Новой Зеландии был миф о Паре и Хуту;
  • Племена Ирокезы рассказывали о Сайадио в стране мёртвых;
  • Чинук передавали из поколения в поколение историю о голубой сойке, побывавшей в загробном мире.

Но нам интереснее всего самый древний миф из Месопотамии, который, безусловно, оказал влияние на христианские представления. Эта история существовала уже примерно в XXX веке до нашей эры, а может, и раньше в устной традиции.

Древняя статуэтка богини Иштар, которая так же, как Иисус, имела богочеловеческую природу, умерла, побывала в царстве мёртвых и воскресла
Древняя статуэтка богини Иштар, которая так же, как Иисус, имела богочеловеческую природу, умерла, побывала в царстве мёртвых и воскресла

Богиня Иштар отправилась в царство мёртвых — туда, откуда нет возврата. Точные мотивы её не сохранились ни в аккадских, ни в шумерских источниках. При этом богиня точно знала, чем рискует.

Она поочерёдно проходила через семь врат ада, где стражи требовали богиню снять по предмету одежды или украшению. А эти вещи — сила. В итоге богиня осталась даже без набедренной повязки и погибла от взгляда хозяйки загробного мира.

Но один из богов сотворил двух бесполых существ, чтобы спасти Иштар. Почему бесполых?

  • Пол подразумевает размножение. Это жизнь. А жизни нет места в царстве мёртвых;
  • Только женское или мужское существо может умереть. Бесполое неуязвимо для смерти.
Древние верили, что из загробного мира могло выйти только целомудренное существо.

Кстати, отсюда идёт традиция безбрачия и целибата у жрецов, священников и монахов.

Эти два создания принесли богине семя жизни и воскресили её.

Самое любопытное в этой истории, что Иштар была одновременно супругой и бога, и человека, а значит, сама имела двойственную природу — полубогиня, получеловек.

Такой тема сошествия во ад богочеловеческой фигуры впервые зафиксирована в человеческой культуре. История Иштар на этом не закончилась, но нам этой информации достаточно.

Апокрифическое Евангелие от Никодима — главный источник сведений о сошествии Христа в ад

Возможно, история о сошествии Иисуса Христа в ад не получила бы такое развитие, если бы не апокрифичекое евангелие от Никодима. Вероятно, текст создан в III или IV веке, хотя приписывается фарисею Никодиму, современнику Христа.

Здесь подробным образом изложено представление о том, что до крестной жертвы Христа врата рая были закрыты для всех людей.

Евангелие Никодима богато на живописные образы: тут и сатана общается с адом, и ангел, который сторожит вход в рай, не забыл автор и Адама с его многочисленными потомками. А вот Еву рукописи не упоминают.

Иисус Христос беседует с фарисеем Никодимом. Именно Никодиму приписывается текст, в котором описано сошествие Христа в ад
Иисус Христос беседует с фарисеем Никодимом. Именно Никодиму приписывается текст, в котором описано сошествие Христа в ад

Можно обнаружить ряд прямых заимствований из месопотамской религии. Врата медные — это явно те самые врата ада, через которые проходила Иштар.

Христианское учение о сошествии Христа в ад почти целиком базируется на этом тексте. Это удивительно, ибо само евангелие не включено в канон.

Иисус произнёс в аду проповедь

Историю о крестной смерти мы отложим для другого разговора. Тем более, она широко известна. А вот подробности сошествия в ад стоит рассказать.

Преподобный Иоанн Дамаскин упоминает проповедь Христа в аду:

«Обоженная душа сходит в ад, чтобы, подобно тому как для находившихся в земле воссияло Солнце правды, таким же образом и для находившихся под землей, пребывающих во тьме и тени смертной воссиял свет; чтобы, подобно тому как находившимся на земле Господь проповедал мир, пленным освобождение и слепым прозрение и для уверовавших сделался причиной вечного спасения, а для неуверовавших — обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду».

Иоанн Дамаскин
один из Отцов Церкви

Святые отцы спорили, зачем Христос спустился в ад: освободить все души или только праведников

Поскольку представление о сошествии Спасителя в ад почти не базируется на Священном Писании, среди святых отцов возникали споры о том, зачем Иисус спускался в ад.

Общая для христианства идея заключается в том, что прежде существовал только ад — тёмное место, где души не мучаются, а просто ждут некого судного дня. При этом нет никакой разницы, душа это праведника или грешника. Иисус Христос дал возможность душам попасть в рай, спастись.

Так что зачем Иисус спускался в ад, нам ясно. А вот за кем — это вопрос.

Христианство учит, что до жертвы Христа умерших не пускали в рай.

Святой Григорий (Богослов), считал, что милость Божья распространилась только на ветхозаветных праведников:

«Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих».

Григорий (Богослов)
богослов

Но встречались и альтернативные мнения.

О них упоминает в письме папа Римский Григорий Двоеслов, когда он обращается к паре константинопольских клириков:

«После отбытия вашего я узнал… что ваша любовь говорила, будто бы Всемогущий Господь Спаситель наш Иисус Христос, сойдя во ад, всех, которые там исповедали Его Богом, спас и освободил от заслуженных наказаний. Желаю, чтобы ваше братство думало об этом совсем иначе, а именно, что Сошедший во ад освободил по благодати своей только тех, которые и веровали, что Он приидет, и жили по Его заповедям. Ибо известно, что и по воплощении Господа никто не может спастись, даже из тех, кто верует в Него, если не будет жить по вере, как написано: «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец» (1 Ин. 2, 4); «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26).

Григорий Двоеслов
папа Римский

Итак, если ныне верующие без добрых дел не спасаются, а неверующие и осужденные спасены без добрых дел Господом, сошедшим во ад, то участь тех, которые не видели воплотившегося Господа, гораздо лучше тех, которые родились уже после тайны воплощения. Сколь же глупо так говорить и думать, об этом свидетельствует сам Господь, когда говорит ученикам: «Многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели» (Лк. 10, 24).

 

Но чтобы долго не занимать мне любви вашей моим рассуждением, советую вам прочитать, что написал о сей ереси Филастрий в книге своей о ересях. Вот его слова: «Есть еретики, которые говорят, что Господь, сойдя во ад, проповедовал там о Себе всем уже после их смерти, дабы те, которые там Его исповедуют, спаслись, тогда как это противно словам пророка Давида: во аде же кто исповестся Тебе (Пс. 6, 6), и словам апостола: те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут (Рим. 2, 12)».

 

С его словами согласен и блаженный Августин в своей книге об ересях. Итак, рассудив обо всем этом, не содержите ничего, кроме того, чему учит истинная вера Кафолической Церкви».

Большинство богослужебных текстов и отцов Церкви убеждены, что в аду нельзя покаяться

Версию о том, что грешники в аду имели шанс покаяться, отвергало большинство христианских деятелей. По их мнению, о спасении речь идёт, пока человек ещё не умер. Соответственно, Иисус после сошествия вывел из ада души только праведников, а грешники не имели на это шансов.

Любое высказывание святых отцов о сошествие во ад почти всегда вращается вокруг этой мысли. Например, так пишет преподобный Варсонофий Великий:

«Касательно же ведения о будущем – не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь. По исходе отсюда никому нельзя уже преуспеть… Брат, здесь делание – там воздаяние, здесь подвиг — там венцы».

Варсонофий Великий
монах

3 дня и 3 ночи должен был провести Спаситель в аду, согласно пророкам.

Святитель Иоанн Златоуст с ним согласен:

«Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти – суд и наказание. «Во аде же, — сказано, — кто будет исповедовать Тебя?».

Иоанн Златоуст
архиепископ

Тема победы Христа над смертью широко представлена в литургике и иконографии

Победа Христа над смертью стала одной из излюбленных для авторов икон и церковных гимнов. На иконах в разных сюжетах Спаситель выводит из ада Адама и Еву, либо просто ведёт за собой группу праведников. С этим сюжетом тесно связана тема воскресения Христова.

Изначально в иконография этого эпизода не существовала самостоятельно в русской и византийской традицией. Изображение воскресения Христа в гробнице возникло довольно поздно.

Икона с темой смерти и ада существует не столько для молитв, сколько для того, чтобы человек не забывал о победе Христа над адом и стремился к праведной жизни.

Икона Сошествие Иисуса Христа в ад
Икона Сошествие Иисуса Христа в ад

А вот пример этой же темы в Службе Крестопоклонной недели:

«Три кресты водрузи на Голгофе Пилат, два разбойников, и един Жизнодавца. Егоже виде ад, и рече сущим доле: о слуги мои, и силы моя! Кто водрузив гвоздие в сердце мое, древяным мя копием внезапу прободе? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой, и понуждаюся изрыгнути Адама, и сущия от Адама, древом данныя ми; древо бо сия паки вводит в рай».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *