Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Как попасть в Рай

Скачать эту статью

По статистике, более 80% людей верят в существование райской потусторонней жизни. Представления об этом понятии в разных религиях совпадают.

Это вечное блаженство, радость, и отсутствие земных проблем. Христианство, иудаизм и ислам единодушны в том, что до грехопадения люди жили в раю.

 Изображение Рая. Вторая четверть XII века.
Изображение Рая. Вторая четверть XII века

Каждая религия имеет свое толкование о способах достижения этой счастливой участи. Рассмотрим, как попасть в Рай, с точки зрения православия.

Что такое Рай

Раем называют Царство Божие, или Царство Небесное. Представление о Рае, как о месте с координатами в N-мерном пространстве, в которое попадает праведник после смерти, существует со времен Ветхого Завета. О нем человечество мечтает со времен Адама.

С пришествием Спасителя понятие о Рае расширилось. Проповедник покаяния Иоанн Креститель говорит:

«…приблизилось Царство Небесное».

(Мф, 3,2)

Иисус Христос уточняет:

«…и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть».

(Лук, 17,21)

Апостол Павел пишет:

«Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».

(Рим. 14,17)
Царство Божие человек находит у себя внутри.

На основании слов Спасителя, Царство Божие человек находит у себя внутри, и чувство этой радости переживает уже в земной жизни. Об этом повествует Евангелие, и свидетельствуют святые люди, почитаемые церковью.

Христос говорит:

«И сказал им: истинно говорю вам:

есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».

(Марк. 9,1)

Апостол Павел свидетельствует, что:

«…он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать».

(Коринф, 12,4)

Преподобный Серафим Саровский говорил:

«…я восхищен был в эти обители, только не знаю — с телом или кроме тела. Бог весть, это непостижимо.

А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать тебе невозможно…

Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на небеси, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением…»

Апостол Павел пишет:

Это радостное состояние души испытывает человек оттого, что он — с Господом, полноту познания Которого в земной жизни постичь человек не может. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно…»

(1Коринф. 13,12)

Кто попадает в Рай

Все ветхозаветные люди попадали в ад, который находится во внутренностях земли.

После своего воскресения Христос сошел во ад и пребывал

«…в сердце земли три дня и три ночи»

(Мф. 12,40)

там проповедал и вывел оттуда праведников в Райские обители.

После этого дорога в Рай открыта для всех желающих.

После второго пришествия

«…земля и все дела на ней сгорят»

(2Петр  3,10).

Бог создаст

«…новое небо и новую землю»

(Отк. 21,1)

в которой ад отсутствует. Между праведниками и грешниками будет

«…утверждена великая пропасть»

(Лк. 16,26)

которую они перейти не смогут.

Сошествие Христа во ад
Сошествие Христа во ад

«Никакого ада, как объективной сферы бытия не существует, это совершенно безбожная идея, скорее манихейская, чем христианская.

Поэтому совершенно невозможна и не допустима никакая онтология ада…

Немыслимый, как сфера объективного бытия, ад существует в сфере субъективной и означает опыт человека и путь человека…»

(Н. А. Бердяев)

По словам преп. Серафима Саровского, —

«Рай и ад начинаются на земле».

Принадлежность к тому или иному миру человек ощущает до смерти.

«Благодатное состояние человека, во время пребывания его на земле, служит залогом вечного блаженства его в небесном Эдеме…»

(пр. Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты)

Все человеческие души будут объяты пламенем Божественной любви.

Если душа отвечает взаимностью, она радуется, если наполнена нечистотами — страдает.

«…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»

(Коринф.  2,9)

О том, что любовь Божия изливается на всех без исключения, писал прп. Исаак Сирин в книге «Слова подвижнические».

«Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви!

… Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще.

Но любовь силою своей действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших свой долг».

 
Преподобный Ефрем Сирин

Смотрите также статью Почему нельзя плакать по умершему

Что нужно делать, чтобы попасть в рай

Все люди предназначены для Царства Небесного. Бог

«хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».

(1Тм. 2,4)

Конкретной инструкции как попасть в Рай не существует. Условия и рекомендации изложены в Новом Завете.

Православная церковь призывает к каждодневному чтению его глав. С годами от постоянного чтения, ум будет «купаться» в словах Евангелия, и жизнь человека каждое мгновение будет оцениваться с точки зрения Закона Божьего.

Это является основой христианства.

Вне церкви нет спасения

Святые единогласно это утверждают. Господь устроил земную церковь, как место спасения. Он вооружил ее таинствами, наполнил учением. Церковь — это лечебница, в которой человек может восстановиться до состояния, в котором он находился до грехопадения.

Православие — единственная вера, которая хранит апостольские предания. Апостол Павел заповедывал:

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим».

(2Фес. 2,15)

Евангелие — часть церковного наследия. Правильное его понимание о спасении изложено в апостольских преданиях, хранящихся в церкви, которые отвергнуты другими конфессиями.

Но главное в церкви это Христос. Он кормчий, лекарь и спаситель, слово которого неизменно:

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

(Мф. 16,18)

Христос один, Он не разделим, и церковь Его одна. Апостол с возмущением говорит:

«Разве разделился Христос?»

(Коринф. 1,13)

«один Господь, одна вера, одно крещение».

(Ефес. 4,5)

Без помощи Божьей через церковь, человек утонет в пучине страстей и грехов, как тонут в пучине морской без корабля и кормчего.

Образ церкви Христовой
Образ церкви Христовой

Будьте как дети

То, какие люди попадают в Рай, указал сам Спаситель.

«…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном».

(Мф. 18,3)

Человек должен быть прост к вере, как ребенок прост к словам родителей. Он верит не сомневаясь. В его душе отсутствует лукавство, она открыта для восприятия. Недоверие — это лукавство, с которым вход в Рай закрыт.

Воля Отца изложена в Законе Божьем.

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».

(Мф. 7,21)
Икона Христос и дети
Икона Христос и дети

Перемена ума

Для правильного понимания Слова Божьего необходима перемена сознания, что в переводе с греческого означает покаяние.

«…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»

(Мф. 3,2)

— призывает Иоанн Креститель.

Он предупреждает, что людям, не сотворившим достойный плод покаяния, не избежать будущего гнева.

«…ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют»

(1Коринф. 6, 9-10)

Преподобный Петр Дамаскин говорил: «Когда увидишь грехи свои, как песок морской, знай, что ты положил начало покаянию».

Смирение

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Святитель Иоанн Златоуст говорит:

«Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем».

Смирение — важнейшая христианская добродетель.

Христос, обращаясь к своим последователям, говорит:

«…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».

(Мф. 11,29)

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» — говорят Апостолы Петр и Иаков в посланиях.

В Ветхом Завете Давид пишет:

«Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».

Через пророка Исаию Бог указывает, кто угоден Ему:

«на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим».

(Ис. 66:2)

Без смирения человеку закрыт вход в Рай, из которого изгнан за гордыню Денница, ставший сатаною.

Гонимые за правду

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».

(Мф. 5,10)

Божественная правда изложена в Библии. Люди, исповедующие христианство, и преследуемые за него, наследуют жизнь со Христом. Слово «правда» тождественна слову «истина», а истиной называет себя Христос:

«Я есмь путь и истина и жизнь».

(Иоан. 14,6)

Мученики и исповедники, пострадавшие за Христа, увенчиваются на Небесах.

Собор Новомучеников Церкви Русской
Собор Новомучеников Церкви Русской
Икона «Сто тысяч мучеников грузинских»
Икона «Сто тысяч мучеников грузинских»

Отречение от мира

Последование за Христом полагает отречение от земных привязанностей. Если цель жизни — Царство Небесное, то другие проблемы уходят на второй план.

Этот главный признак покаяния подтверждают притчи и примеры из Евангелия.

Христос юноше, исполнившему Закон, но не могущему отрешиться от своего имения, говорит:

«…истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное».

(Мф. 19,23)
Икона и картина о богатом юноше
Икона и картина о богатом юноше

Почему в Царстве Божьем много званных, но мало избранных, Иисус поясняет:

«если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником».

(Лк. 14,26)

Приводя притчи о недостроенной башне и царе, идущему на войну против другого царя (Лк. 14,28-32), Христос подчеркивает:

«всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником».

(Лк. 14,33)

«Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему:

никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».

(Лк. 9,61-62)

Преподобный Иоанн Лествичник в знаменитой книге указывает на то, что без отречения нет смысла начинать крестный путь спасения (Слово 1, § 10).

«Приступающие к сему подвигу, чтобы положить доброе основание, должны всего отречься, всем пренебречь, всему посмеяться, все отвергнуть».

(1Иоан. 1,16)

«Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего».

(Мф. 5,8)

Сердце должно быть чисто от земных привязанностей, ибо «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

При этом нет необходимости оставлять свою работу, семью, и уходить в пустыню, о чем пишут Апостолы:

«Каждый оставайся в том звании, в котором призван. …В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом».

(1Коринф. 7,20-24)

«…имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего».

(1Коринф. 7,29-31)

«Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?»

(1Коринф. 9,4-5)

Как в уединении человек остается с земными страстями в душе, так обладающий всем земным может не иметь сердечных привязанностей.

Дух Святой — цель христианской жизни

Преподобный Серафим Саровский в беседах говорил, что целью христианской жизни является обретение Духа Святого. Без этого важного содержания человеку будет закрыт вход в Царство. Об этом повествует притча о 10 девах.

«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.

Из них пять было мудрых и пять неразумных.

Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.

Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.

Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.

Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас».

(Мф. 25 1-12)
Притча о 10-ти девах
Притча о 10-ти девах

Девы — образ чистой души, масло — образ Духа Святого, жених — образ Христа. Апостол в послании утверждает:

«Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его».

(Ефес. 8,9)

По этой причине девам, не имеющим масла, жених говорит: «не знаю вас».

Прп. Серафим мир называл торжищем, на котором обретают Благодать Святого Духа. Товары — это добродетели, которые человек в силах совершать (Мф. 25,27).

Христос также говорит об этом в притче о талантах, которых одни прибавили, а другие зарыли в землю.

«…надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью».

Притча о талантах
Притча о талантах

Эта притча о дарах, которые люди получают от Бога: жизнь, силы, здоровье, ум, душевные способности, земные богатства, и прочие блага. Пользующиеся ими как товаром для купли Небесных благ, получают райское наследие.

Господь говорит:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

(Мф. 6,19-21) 

Не судите и прощайте

Один из путей достижения Рая — способность не осуждать, и прощать других. Это дает право войти в Рай, минуя иные добродетели. Такой человек, попавший на суд Божий, услышит от Спасителя, — он никого не осуждал, и Я его не буду судить. Христос сам об этом свидетельствует:

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы».

(Мф. 7,1-2)

«…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный».

(Мф. 6,14)

Прилагайте усилия

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».

(Мф. 11,12)

«…терпением вашим спасайте души ваши».

(Лк. 21,19)

На церковнославянском языке «силою берется» звучит «нудится». Принуждение себя к добру, борьба с греховными желаниями и помыслами, проявление терпения в борьбе со страстями и немощами, – таков узкий и тернистый жизненный путь христианина.

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими».

(Мф. 7,13)

Этот тесный путь сопровождается борьбой на невидимом поле битвы:

«…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной».

(Ефес.  6,12) 

«…дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

(Ф.М. Достоевский)

Господь близко, просите — и, дано будет вам

Несмотря на трудности дороги в Рай, Небесная помощь не замедлит прийти. С помощью Божьей преодолеваются все грехи, страсти и искушения. Господь, испытывая христианина на этом пути, наполняет Благодатию молящееся сердце, уповающее на Него с верой и смирением.

Это утверждает Господь:

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

(Мф. 7,7)

«…и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите».

(Мф. 21,22)

«Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю».

(Иоан. 14,14)

К этому призывают святые Апостолы:

«…всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».

(Фил. 4,6-7)

«…приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».

(Евр. 4,16)

«…да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь».

(Иак. 1,5-6)

Признаки Царства Божьего внутри

Признаком того, что человек обрел Рай в душе — это любовь. Об этом говорит Христос:

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

(Иоан. 13,35)

О такой любви пишет великий подвижник и аскет прп. Исаак Сирин. Сердце милующее, возгорается любовью обо всем, что его окружает.

О людях, о врагах, о тварях, и даже о самих демонах. Когда это открывается в душе, то уже нет предела радости. Такой человек готов 10-кратно быть сжигаемым за любовь к людям.

Прп. Силуан Афонский указывает, что признак Божьей Благодати в человеке — не чудотворение, а смирение, и любовь к врагам.

Признак Рая в душе — это любовь.

Подтверждение верности этих слов находится в Евангелии:

«Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?

…Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».

(Лк. 6,27-36)

Признак Царства Божия внутри — это стремление к одиночеству и скрытности. Люди, обретя такую драгоценность в душе, уединяются в келейной молитве. Они избегают общения с другими. На фоне этого сокровища обесцениваются былые удовольствия.

«…подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то».

(Мф. 13,44)

Спасение разбойника

Первый человечек, вошедший в Рай — не христианин, а разбойник, который распят на кресте рядом с Иисусом. Он убивал, грабил, и понес справедливое осуждение. Но ему Господь говорит:

«истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».

(Лк. 23,43)
Первый человечек в Раю — не христианин, а разбойник.

Испытывая страшные мучения, он перед смертью смирился, признал справедливость своего наказания, вступился за невинно страдающего Христа, и произнес:

«помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»

(Лк. 23,43)

Он исповедал Иисуса Богом.

Непросто смриться с неудачами, болезнями, признать справедливость своего наказания. Особенно на грани жизни и смерти.

Два разбойника на кресте — это образ всего человечества. Одни страдают, и возмущаются: «За что?!». Другие смиряются, и за все благодарят Бога.

Икона Благоразумный разбойник в Раю
Икона Благоразумный разбойник в Раю

Заключение

Следуя призыву Спасителя:

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его».

(Мф. 6,33)

Человек, наблюдая свои грехи и немощи, — видит перед собой непостижимую задачу. Как обрести детскую веру, смирится и изменить свое сознание, отречься от мира, подставить вторую щеку обидчику, и не осуждать его?

В таком же замешательстве пребывали Апостолы:

«Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно».

(Мф. 25,26)

Апостол Павел:

«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

(Фил. 4,13)

Любящий и милующий Бог, который всем желает спасения, поможет ищущему Его.

Литература

Статьи

Видео:

Как попасть в Рай. Протоирей Андрей Ткачев.

«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21) — Осипов А.И.

Царство Божие внутрь вас есть – Никон (Воробьев).

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *