Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Помни о смерти и вовек не согрешишь: memento mori, по-христиански

Скачать эту статью

«Помни о смерти и вовек не согрешишь» — это как? Разве одно с другим связано. Да и вообще, не уж то кто-то из нас хоть на миг забыл, что он смертен? Фраза эта может показаться слишком странной, непонятной и бессвязной. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле перед нами — очень логичное, ёмкое и точное выражение.

Фраза «помни о смерти» взята из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова

Призыв «помни о смерти» встречается в Библии, в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Этот текст включён далеко не во все библейские каноны. В православной редакции он присутствует и содержит много полезных советов нравственного характера.

Священники и толкователи не включают рукопись сына Сирахова в список важнейших для религиозной жизни текстов, но с точки зрения практического применения в повседневности это один из самых полезных трудов ветхозаветных авторов.

Традиционно её переводят на русский так:

«Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь»

(Сирах 7:39)

Фраза означает, что страх суда Божьего должен предостеречь человека от греха

Зачем автор говорит нам: «думай о смерти»? Разве мы не помним о конце земной жизни и без этого? Нет, не помним. Памятование о смерти — это духовное упражнение, которое позволяет не только воспринять смерть как идею, но и проникнуться ею.

То есть одно дело, когда мы помним, что все рано или поздно умирает. И совсем другое, когда конкретна душа помнит, что она тоже покинет тело.

Христианская иллюстрация напоминает верующим, что смерть всегда рядом, так что стоит спешить покаяться и встать на путь праведника
Христианская иллюстрация напоминает верующим, что смерть всегда рядом, так что стоит спешить покаяться и встать на путь праведника. Фото: pp.userapi.com

Это не просто досужее размышление о смерти, а понимание того, что время человека ограниченно, а потому важно не предаваться всякой ерунде, а позаботиться о посмертной участи. Согласно христианским догмам, всякий представитель человеческого рода предстанет на Страшном Суде Господа нашего Иисуса Христа. Милосердие Божие безгранично, но человеку нужно самому потянуться к Богу, чтобы получить прощение грехов.

По православны представлениям, после смерти сделать этого уже нельзя. Лишь смертный, обладающий душой и телом, способен предопределить свою посмертную участь за счёт:

  • Добрых дел;
  • Любви ко всему;
  • Жизни по законам Божьим;
  • Правильного умонастроения.

Память о смерти — это, прежде всего, идея о Суде Божием. Некоторые авторы очень усердствуют в том, чтобы напугать читателя участью грешника после смерти. Например, именно так излагает мысль святитель Тихон Задонский:

«Поверь несомненно и твердо, что будет вечная мука грешникам, не кающимся истинно и не имеющим сердечной веры во Христа. Утвердись в том, и как видишь огонь в печи, так смотри умным оком на вечный огонь, и тогда почувствуешь все новое в сердце твоем. Тогда истинное покаяние, воздыхание и молитва породятся внутри тебя; тогда не будешь много говорить, но станешь всегда внимать себе и часто па дать перед Богом со смирением и сокрушением, говоря из глубины сердца: «Господи, помилуй. Господи, пощади. Господи, избави имени Твоего ради!»»

Тихон Задонский
Святитель

Праведником не становятся из страха смерти, это должен быть осознанный выбор.

Но в то же время путь праведника — это не вынужденная мера, человека испугавшегося Страшного суда. Память смертная — это лишь часть жизни уже праведного человека, некоторый стимул продолжать его жить в том же, благочестивом духе.

Это не столько попытка напугать участью грешных, сколько заверение о том, что праведным после смерти воздастся по заслугам. В Новом Завете так об этом сказано:

«Мы не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем»

(Евр. 13:14)

Ну а стимулом к духовной жизни всегда должна выступать любовь, а никак не страх перед Божьей карой.

По этой причине сама фраза «Помни о смерти и вовек не согрешишь» не описывает исчерпывающим образом отношение православного человека к смерти. Ей нужен подробный христианский контекст. Без него полностью стирается понимание того, зачем нужна память о смерти.

Иоанн Златоуст писал, что страшна не смерть, а кара за грехи

На тему страха смерти писал святитель Иоанн Златоуст. Вот его цитата:

«Смерть не зло, но зло после смерти мучиться. Равно смерть не добро, но добро после смерти быть со Христом»

Святитель

Соответственно, смерть перед лицом праведника — это не враг, а предвестие счастливой жизни рядом с Богом. Человек же, который не уверен в своём благочестии, имеет все основания бояться.

Впрочем, не все христиане убеждены, что Бог не простит грешников, которые не раскаялись. Есть мнения, что милость Божия не знает границ. Но это не православная точка зрения.

Память о смерти — это сложная духовная практика

Но не все святые отцы и толкователи обращали внимание по ту сторону смерти. Например, св. Игнатий (Брянчанинов) в своих рассуждениях сосредоточился на том, что происходит в душе человека перед смертью:

«Одним из превосходнейших способов приготовления к смерти служит воспоминание и размышление о смерти. …Святые иноки с особенною тщательностию возделывали эту часть умственного подвига. В них размышление о смерти, осененное благодатию, обращалось в живое созерцание смертного таинства, а такому созерцанию сопутствовала горячая молитва с обильными слезами и глубокими сердечными стенаниями. Без постоянного памятования о смерти и суде Божием они признавали опасным самый возвышенный подвиг, как могущий дать повод к самомнению».

Инок Арсений всегда плакал во время рукоделия, он помнил о смерти и оплакивал себя.

Преподобный Ефрем Сирин тоже соглашался, что фраза — это призыв к смертным и рассказывал удивительную историю о том, как святой инок Арсений смог постоянно в голове держал мысль о смерти:

«Придите, смертные, обратим внимание на род наш, который истребляет и губит рука, человекоубийцы — смерти. У Господа нашего будем просить щедрот, пока мы еще здесь, в стране кающихся, потому что там уже нет места покаянию.

Великий между святыми иноками, Арсений, во все время жития своего, когда занимался рукоделием, полагал на колени платок, по причине слез, изливавшихся из очей его. Он скончался. Авва Пимен, Отец, особенно обиловавший даром духовного рассуждения, услышав о кончине его, сказал: «Блажен Арсений: ты оплакал себя в течение земной жизни? Не оплакивающий себя здесь будет плакать вечно.

Невозможно избежать плача: или здесь — произвольного, или там, в муках, невольного». Услышал об этой смерти Феофил, патриарх Александрийский, и сказал: «Блажен, авва Арсений! ты непрестанно помнил час смертный»»

Ефим Сирин
Преподобный

Память о смерти — это способ положить предел прегрешениям

Преподобный Исаак Сирин говорит, что память о смерти — это лучший инструмент для того, чтобы обратить внимания на свои грехи и побороть их:

«Кто достойно именуется разумным? Тот, кто действительно уразумел, что есть предел сей жизни: тот может положить предел своим согрешениям. Эту мысль крайне ненавидит сатана и употребляет всю силу, чтобы исторнуть ее у человека. Если бы можно было, он отдал бы человеку царство целого мира: только бы посредством развлечения изгладить эту мысль в уме человека; он сделал бы это охотно, если бы мог». Коварный! он знает, что если помышление о смерти укрепится в человеке, то ум его не останется уж более в стране обольщения, и бесовские хитрости к нему не приближаются».

Исаак Сирин
Преподобный

Аналог этой фразы на латыни получил широкое распространение

Латынь дала нам крылатое выражение Memento mori. Возможно, полностью оно звучало так: Respice post te! Hominem te memento! («Обернись! Помни, что ты — человек!»). Эту фразу раб должен был повторять римским императорам, во время их триумфальных шествий.

Но здесь идея не в том, что рано или поздно мы умрём и предстанем перед Судом Божьим. Римские императоры в то время не исповедовали Христианство. Это, скорее, было напоминанием о том, что жизнь правителя постоянно находилась под угрозой, а потому каждый день и час могли стать последними. Хотя, в те опасные времена, эту фразу мог примерить на себя любой человек. Возможно, так и делали.

Фразу, похожую на «Помни о смерти и вовек не согрешишь», Memento mori римские императоры поручали говорить своим рабам во время триумфа. Так они не забыли о своей смертности. Картина Рубенса Питера Пауля «Триумф Рима»
Фразу, похожую на «Помни о смерти и вовек не согрешишь», Memento mori римские императоры поручали говорить своим рабам во время триумфа. Так они не забыли о своей смертности. Картина Рубенса Питера Пауля «Триумф Рима»

Господь Иисус Христос изложил эту мысль в притче про богатого человека

Иисус Христос затрагивает ту же тему, но с другой стороны:

«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет»

(Лк 12:16–21)

Здесь Он не стремится напугать человека ужасами посмертного существования грешников. Мысль иная — нет смысла тратить жизнь на всякие ложные ценности, когда куда полезнее обратиться к истинно духовным вещам.

Это перекликается с другой идеей Иисуса Христа, которая звучит так: «не заботьтесь о завтрашнем дне», то есть не позволяйте земной жизни полностью отвлечь вас от духовного мира, живите насущными делами, одинаково отдавая предпочтения всем сторонам жизни.

Подобные представления о смерти есть по всему миру, например, среди мексиканских индейцев

Подобные идеи о смерти возникли не только в христианстве, но даже на другом полушарии, среди мексиканских индейцев. Вот, например, как передаёт американский антрополог Карлос Кастанеда представления местного шамана о роли смерти в жизни человека:

«Когда ты в нетерпении или раздражен — оглянись налево и спроси совета у своей смерти. Масса мелочной шелухи мигом отлетит прочь, если смерть подаст тебе знак, или если краем глаза ты уловишь ее движение, или просто почувствуешь, что твой попутчик — всегда рядом и все время внимательно за тобой наблюдает».

На иконе «Сошествие Христа в ад» Иисус спасает души из ада, но только тех, кто раскаялся. А потому фраза «Помни о смерти» призывает своевременно расстаться с грехом
На иконе «Сошествие Христа в ад» Иисус спасает души из ада, но только тех, кто раскаялся. А потому фраза «Помни о смерти» призывает своевременно расстаться с грехом. Фото: pravmiass.ru

Наблюдающая смерть — это стимул, который заставляет человека отвлечься от мелочей и сосредоточиться на самом важном:

«Единственный по-настоящему мудрый советчик, который у нас есть, — это смерть. Каждый раз, когда ты чувствуешь, как это часто с тобой бывает, что все складывается из рук вон плохо и ты на грани полного краха, повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это. И твоя смерть ответит, что ты ошибаешься, и что кроме ее прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Твоя смерть скажет: «Но я же еще не коснулась тебя!»»

Что, впрочем, не мешает некоторым людям жить беспечно, словно они бессмертны.

Этот пример показывает, что люди по всему миру в разные эпохи обсуждали одни и те же идеи, некогда заложенные в них свыше.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *