Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Волхвы — это те 3 человека, которые первыми пришли поклониться младенцу Христу

Скачать эту статью

Когда в Вифлееме родился младенец Христос, никто не знал, где же это произошло. Царь Ирод, боявшийся что родившийся «царь мира» сместит его с престола, направил разыскать его волхвов, прибывших в Иудею, что бы поклониться ему.

Волхвы нашли Божественного младенца и принесли ему в дар золото (как символ царственности), ладан — символ божественности и святости, а также смирну, символизирующую страдания и смерть. Несмотря на приказание царя Ирода, воздав Христу почести, они не вернулись к царю и тайно покинули Иудею, отправившись в свои страны рассказать об увиденным ими.

Имена трех волхвов в Священном Писании не названы, также точно неизвестно откуда пришли, чем занимались и как одевались эти люди

Под волхвами в древние времена понимали магов, чародеев, колдунов и астрологов. Этим словом с греческого на русский переводиться греческое слово «маги». В Новом Завете волхвы упомянуты только в Евангелии от Матфея. Так о них говориться в книге Иезекиля (39:3-13). Кроме того, стоить вспомнить, что пророка Даниила назначили на должность мага в Вавилоне (Дан. 2:46).

Волхвы Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Мозаика в Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, VI век. Волхвы — это маги, чародеи, астрологи. Они пришли из восточных стран поклониться Божественному младенцу Христу
Волхвы Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Мозаика в Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, VI век. Волхвы — это маги, чародеи, астрологи. Они пришли из восточных стран поклониться Божественному младенцу Христу

Больше всего известен сюжет поклонения волхвов Божественному младенцу Иисусу Христу. Он упоминается в Евангелии кратко (Мф. 2:1—11). Дословно с греческого слово «волхвы» переводиться как «маги с Востока». Библия говорит о том, что мудрецы, пришедшие с Востока, нашли младенца Иисуса в Вифлееме. Здесь они поклонились ему и принесли дары. Под этими дарами понимаются золото, ладан и смирна.

Золото Спасителю волхвы поднесли как Царю, ладан как Богу, ведь он используется во время религиозных церемоний, а смирну — как смертному человеку. Дело в том, что ею окуривают мертвецов во время траурных церемоний.

Святой Августин. Джованни Боттичелли. Блаженный Августин насчитывал 12 волхвов, но позже утвердилась цифра три
Святой Августин. Джованни Боттичелли. Блаженный Августин насчитывал 12 волхвов, но позже утвердилась цифра три

Подробных сведений о волхвах Библия не содержит. Блаженный Августин и Иоанн Златоуст говорят о том, что волхвов было 12, но позже стали считать, что их было трое. Беда Достопочтенный дал им имена: Каспар, мельхиор и Бальтазар, а также приписал им царское происхождение. Имена трех волхвов в греческой традиции — Апелликон, Америн и Дамаскон, в еврейской среде — Магалах, Галгалах и Серакин.

В некоторых странах отмечают праздник трех царе или же праздник Богоявления. Геродот утверждает, что маги составляли одно из шести племён древних мидян, представители которого занимали священнические должности, также возможно, что это были жрецы иранской религии — зороастризма.

Православные день трех царей не празднуют

Католики отмечают поклонение волхвов 6 января, в день праздника Богоявления. В некоторых странах его ещё называют праздник трёх царей. Особенно активно и пышно он празднуется в испаноязычных странах. До сих пор в честь праздника устраивается массовое пышное шествие. Оно начинается ещё 5 января и называется la festividad de los Reyes Magos или кавалькада царей-волхвов, в процессе которого инсценируется прибытие трех волхвов в Иерусалим.

Кавалькада царей-волхвов, Богота, Колумбия. Во многих католических странах в честь праздника трёх царей проводиться праздничное шествие, называемое «кавалькада трёх царей»
Кавалькада царей-волхвов, Богота, Колумбия. Во многих католических странах в честь праздника трёх царей проводиться праздничное шествие, называемое «кавалькада трёх царей»

Православные говорят о том, что это событие случилось через 12 дней после Рождества Христова, при этом в православии не принято отмечать день поклонения волхвов. Православная версия этого события отражена в древнем предании восточной церкви. Согласно ему поклонение волхвов произошло после Сретения. В Евангелии от Псевдо-Матфея утверждается, что в Иерусалим волхвы прибыли лишь спустя два года после рождения Иисуса. Их память католики отмечают 23 июля.

По легенде, волхвы были крещены апостолом Фомой, и приняли мученичество в восточных странах. По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой и положены были сначала в Константинополе. В V веке мощи волхвов были перенесены оттуда в Медиолан (Милан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кельн, где и хранятся в Кёльнском соборе в золочёной тройной раке.

Святыня трех волхвов за алтарем Кельнского собора. Рака с мощами трех волхвов храниться в Кельнском соборе
Святыня трех волхвов за алтарем Кельнского собора. Рака с мощами трех волхвов храниться в Кельнском соборе

Священное писание кроме трёх волхвов упоминает и о других волхвах. Так известен Валаам, исполнившийся вместо проклятия Израилю, Духом Божиим и благословил его (Чис.24). Кроме того, рассказывается о Симоне Волхве, обратившемуся ко Христу и просившегося ко Христу и просившегося в апостолы чтобы получить благодать исцелений, предлагая за это деньги (Деян. 8:9-24).

В Библии о волхвах рассказывается немного

Необходимо отметить, что в Библии о волхвах рассказывается немного. Священное Писание не говорит о том кто такие волхвы, откуда пришли они, чем занимались и как одевались. Постол Матфей рассказывает о том, что волхвы жили где-то на востоке.

Возможно, что это Персия (в наше время Иран), а волхвы — жрецы иранской религии зороастризма. Она, как и христианство, содержит идею о пришествии в мир Спасителя. Они увидели в небе звезду и как астрономы и астрологи поняли, что это знамение.

Комету Галлея использовал Джотто как модель для Вифлеемской звезды в «Поклонении волхвов» в капелле Скровеньи. Начало XIV века. Учёные считают, что Вифлеемской звездой, за которой шли волхвы, могла быть комета Галлея
Комету Галлея использовал Джотто как модель для Вифлеемской звезды в «Поклонении волхвов» в капелле Скровеньи. Начало XIV века. Учёные считают, что Вифлеемской звездой, за которой шли волхвы, могла быть комета Галлея

Двигаясь за Вифлеемской звездой, волхвы пересекли территорию нескольких государств и прибыли в Иерусалим. Здесь они обратились к правителю Иудеи царю Ироду с вопросом. Они хотели увидеть только что родившегося Царя Иудейского, которому они пришли поклониться. Волхвы думали, что это его сын или иной родственник.

Ирод испугался, услышав такие вести, так как новый претендент мог свергнуть его. Он вежливо проводил волхвов. Перед этим царь попросил их в том случае, когда они найдут Царя Иудейского, сообщить ему об этом. Ирод, якобы, хотел пойти и поклониться ему. Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары.

«Избиение младенцев», Маттео ди Джованни, 1488 год. Не дождавшись волхвов с вестями о Христе, царь Ирод приказал устроить избиение младенцев в Вифлееме, чтобы уничтожить возможную угрозу своей власти
«Избиение младенцев», Маттео ди Джованни, 1488 год. Не дождавшись волхвов с вестями о Христе, царь Ирод приказал устроить избиение младенцев в Вифлееме, чтобы уничтожить возможную угрозу своей власти

Библия об этом говорит так:

«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».

Мф. 2:9—11

После этого волхвам во сне было Божественное откровение о том, что сообщать царю Ироду об успехе их предприятия не стоит. Именно поэтому волхвы отправились домой другой дорогой. Не дождавшись их возвращения, разгневанный Ирод устроил избиение младенцев для того, чтобы уничтожить угрозу своей власти.

Поклонение волхвов указывает на стремление язычников принять Иисуса Христа как Царя Царей

Сюжет рассказа о том, что три волхва пришли поклониться Божественному младенцу Иисусу, имеет символическое значение. Кроме того, это произошло в исполнении многих пророчеств.

Поклонение волхвов Христу говорит о готовности язычников, совместно с иудеями признать Иисуса Христа как Царя царей. Принятие же даров волхвов символически говорит о том, что Сам Бог желает принять в число участников Нового Завета язычников и всех людей вообще.

Поклонение волхвов. Византийская икона. Символическое принятие даров волхвов говорит о том, что Бог готов принять в Царство Небесное всех людей, а не только иудеев
Поклонение волхвов. Византийская икона. Символическое принятие даров волхвов говорит о том, что Бог готов принять в Царство Небесное всех людей, а не только иудеев

Согласно преданию Римско-католической церкви, которое называет волхвов царями, при этом имена трех волхвов — Мельхиор, Каспар, Валтасар. Сам сюжет о них получил широкую популярность благодаря сборнику итальянца Иакова Ворагинского «Золотая легенда», составленному около 1260 года. Этим объясняются различные его нестыковки.

Так, например, в раннехристианской литературе имена волхвов варьируются: у Оригена это Авимелех, Охозат, Фикол; в сирийской традиции это Гормизд, Язгерд, Пероз и др. Есть греческие варианты их имён (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин).

От 3 до 12
варьируется количество волхвов

Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан (как брата или потомка брата персидского царя Дария I). В ранних рукописях Бальтазара зовут Вифисарей.

Количество волхвов также варьируется от 3-х до 12-ти. Общепринятая же версия останавливается на трёх волхвах, при этом являлись представителями трех возрастов и трех родоначальников послепотопного человечества.

Первый из них — Мельхиор описывается в виде старца, потомка Иафета, второй — юноша Каспар, потомок Хама, а третий — это Валтасар, возмужалый, потомок Иафета. Таким образом, они символизируют всё человечество, пришедшее поклониться Спасителя и принять Божию волю.

«Три философа» — мудрецы у входа в грот. Картина Джорджоне. Поклонение волхвов изобличает тех из иудеев, которые не пришли первыми поклониться Христу
«Три философа» — мудрецы у входа в грот. Картина Джорджоне. Поклонение волхвов изобличает тех из иудеев, которые не пришли первыми поклониться Христу

При этом поклонение волхвов изобличает тех из иудеев, которые должны были признать Спасителя одним из первых, но не сделали это. Так, во времена Ветхого Завета на еврейский народ была возложена особая миссия быть хранителем веры в Единого Бога: им было «вверено слово Божие» (Рим.3:2).

Проповедь ветхозаветных пророков содержала указания на время (Дан.9:24-27) и место (Мф.5:2) рождения Христа, на некоторые обстоятельства Его служения, на Его смерть и Воскресение (Ос.6:1-2). Таким образом, иудеи и, особенно книжники и священники из них, должны были первыми признать Мессию. Они не сделали этого, но подсказав Ироду, где должен родиться Христу, не пошли и не поклонились Ему, как и сам Ирод, направивший, затем, в Вифлеем палачей для убийства местных младенцев (Мф.2:16).

Волхвы символизируют разные части света и следуют они за Вифлеемской звездой согласно пророчеству Валаама

Волхвы, Каспар, Мельхиор и Бальтазар впервые изображены на Равеннской мозаике в Сант-Аполлинаре-Нуово. Они разных возрастов и имеют разный цвет кожи. Бальтазар абиссинец или нубиец, он олицетворяет Африку и имеет, поэтому, черный цвет кожи.

Мельхор белый, он Европеец, а Каспар имеет семитские или халдейские черты, и он носит восточную одежду. Он представляет собой Азию. Таким образом, они вместе как бы представляют известные во времена Христа иудеям страны — Персию, Аравию и Эфиопию.

Репродукция картины «Триптих благовещение, поклонение волхвов, поклонение пастухов». Питер Кук ван Альст. В искусстве очень часто встречается совмещение сюжета поклонения волхвов с Благовещением и поклонением пастухов
Репродукция картины «Триптих благовещение, поклонение волхвов, поклонение пастухов». Питер Кук ван Альст. В искусстве очень часто встречается совмещение сюжета поклонения волхвов с Благовещением и поклонением пастухов

Первоначально волхвов изображали одетыми в персидские одеяния и фригийские колпаки, как правило, в профиль, в шаге и держащими перед собой дары. Этот вариант — использование позднеантичной иконографии «Варвары, приносящие подношения Императору».

Позже, в средние века, их стали называть не жрецами, а царями, поэтому на их головах появились короны. Обычай изображать их как представителей разных рас возникает на Западе в XII веке и становится каноническим в XV веке. Начиная с XV века, Поклонение волхвов зачастую начали совмещать со сценой Поклонения пастухов (от Луки. 2:8—20).

Волхвы двигались вслед за Вифлеемской звездой. Она двигалась по небу с востока на запад и остановилась прямо над местом, где находился младенец Христос, указав волхвам дорогу. Присутствует в большинстве трактовок сюжета. Явление Вифлеемской звезды — это исполнение «звездного пророчества Валаама»:

«Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых».

Чис. 24:17

Считается, что волхвы получили откровение о планах Ирода уничтожить Божественного младенца во время ночёвки в пещере в окрестностях Вифлеема. В наши дни это место почитается верующими. Над ней в V веке преподобный Феодосий Великий основал киновию, которая стала первым общежительным монастырем в Палестине.

Гробница преподобного Феодосия Великого в пещере трех волхвов. Божественное откровение о планах царя Ирода уничтожит Христа, волхвы получили во время ночёвке в пещере рядом с Вифлеемом
Гробница преподобного Феодосия Великого в пещере трех волхвов. Божественное откровение о планах царя Ирода уничтожить Христа волхвы получили во время ночёвке в пещере рядом с Вифлеемом

Поклонение волхвов свидетельствовали: сам Иисус, Пресвятая Богородица, а также Иосиф Обручник

В сюжете о поклонении волхвов присутствует сам Божественный младенец Иисус, Дева Мария, а также Иосиф Обручник. В католических странах они в обязательном порядке участвуют в рождественских преставлениях (вертепах). В православных странах такие представления имеют иную трактовку, и не все персонажи могут в них присутствовать.

Пророк Исаия. Уголино ди Нерио, нач. XIV в., Лондон, Национальная галерея. Пророк предсказал, что волхвы придут на верблюдах из восточных стран и принесут дары Христу
Пророк Исаия. Уголино ди Нерио, нач. XIV в., Лондон, Национальная галерея. Пророк предсказал, что волхвы придут на верблюдах из восточных стран и принесут дары Христу

Стоит также упомянуть и верблюдов волхвов, на которых они прибыли ко Христу. Дело в том, что об этом было пророчество Исайи о посещение Иерусалима язычниками. Вот его текст:

«Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа… И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева».

Ис. 30:6—14

Благодаря этому пророчеству, эпизод об ошибочном визите волхвов сначала в Иерусалим, стал обоснованием для отожествления волхвов с царями.

Дары волхвов сейчас хранятся на Афоне

Во время своего младенцу Христу дары: золото, ладан и смирну (миро). Это исполнение ещё одного ветхозаветного пророчества. Вот его текст:

«…цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему…»

Пс. 71:10—11

Эта фраза имеет отсылку на принесение в дар царю Израиля Соломону подарков царицей Савской как событию-прообразу принесения даров Христу.

Дары волхвов. В наше время дары волхвов Христу хранятся в монастыре Святого Павла на Афоне
Дары волхвов. В наше время дары волхвов Христу хранятся в монастыре Святого Павла на Афоне

Волхвы заложили традицию дарить подарки на Рождество. Пресвятая Богородица хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской церкви. Здесь они находились до 400 года. После этого дары в константинопольский храм Святой Софии перенёс византийский император Аркадий. В наше время золотой ларец с дарами волхвов храниться в монастыре Святого Павла на Афоне.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *