Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

7 печатей апокалипсиса и к чему приведёт их снятие

16.07.2019
288

Содержание

Скачать эту статью

Печати апокалипсиса — жутковатое, мистическое сочетание. Кажется, что сняли их — и мир рухнул. В каком-то смысле так и есть, ведь в книге Откровения снятие печатей предшествует концу света. Но обо всём по порядку.

7 печатей апокалипсиса фигурируют в Откровении Иоанна Богослова

Встречаем мы этот образ в книге Откровения Иоанна Богослова. Это один из десятков текстов-откровений (апокалипсисов). Существовали и иные рукописи, которые приписывались Петру, Моисею, тому же Иоанну Богослову. В окончательную редакцию Библии попало только Откровение Иоанна Богослова, которое мы называем каноническим.

Хотя этот текст выбивается из общей стилистики Священного Писания, надо понимать, что аналогов ему существовало немало. И поныне переводы апокрифических откровений можно почитать в свободном доступе.

Немного об обстоятельствах написания книги.

Иоанн Богослов — по традиции, его считают автором апокалипсиса
Иоанн Богослов — по традиции, его считают автором апокалипсиса. Фото: pravoslavnaya-biblioteka.ru

Автор. По преданию, Иоанн Богослов, один из апостолов. Юный возраст, удача и стойкость позволили ученику Христа не умереть к концу I века. На острове Патмос уже старый апостол взялся записывать самый странный и сложный Библейский текст. Его перу также приписывают и иные сочинения, но очень много признаков указывают, что все они созданы разными людьми.

Время создания. Исследователи называют самые разные сроки — от 60 годов до конца II века. Ориентировочно — последние годы I века, как самая вероятная из датировок.

Символика книги до сих пор вызывает много вопросов и споров.

Содержание текста. Откровение Иоанна Богослова — это перегруженный символами текст, о значении которого до сих пор спорят богословы. По наиболее популярной версии, он рассказывает о последних днях человечества, предваряющих их катастрофах и испытаниях, а также о светлом будущем праведников.

Есть и иные версии, согласно которым, Откровение Иоанна Богослова повествует о событиях, которые уже миновали (возможно, для сегодняшнего читателя, а может, и для автора в момент написания). Неоднозначность символов даёт безграничную почву для спекуляций на эту тему.

Печатей именно семь, потому что это важное для Библейской традиции число

Стоит ли говорить, что 7 печатей апокалипсиса — это не случайная цифра. В еврейской традиции мы встречали её регулярно: 7 дней творения, 7 лет труда Иакова за Рахиль, пост в 7 семь дней и прочее.

Но сама семёрка куда старше Библии. Она фигурирует во многих важнейших элементах культуры и окружающего нас мира:

  • 7 дней недели;
  • 7 нот;
  • 7 цветов радуги.
7
число, которое часто встречается в нашем мире и проникло во множество культур

Восточные традиции расскажут о семи чакрах и т.д., и т.п. Важно не это, а то, что люди издревле решили, что 7 — особое число в нашем мире, а потому и относились к нему с почтением.

Книга Откровения Иоанна Богослова выстроена из цепочек семёрок:

  • Семь печатей;
  • Семь ангелов, которые трубят;
  • Семь чаш.

Нам последовательно описывают, чему же соответствует каждый элемент из этих семёрок. Другими словами, скажем, ангел вылил чашу — что-то произошло.

После каждого шестого элемента идёт небольшое композиционное отступление, а каждый седьмой запускает следующую семёрку. Вот так интересно устроена книга Откровения.

В Откровении Иисус Христос в образе агнца снимает эти печати с книги

Автор откровения описывает некого агнца, то есть ягнёнка. Это не случайный и очень древний символ. Дело в том, что наши предки с особым почтением относились к крупным травоядным. Где-то это был пещерный медведь, но его истребили. Преимущественно почитания удостаивались крупные рогатые животные, о чём свидетельствует наскальная живопись и прочие признаки вроде первобытных алтарей.

В какой-то момент возникло представление о том, что почитаемых животных нужно убивать, приносить в жертву. Предки не оставили подсказок о том, для чего это делалось. Но их потомки по-своему интерпретировали обычай — и по всему миру распространился ритуал жертвоприношения таких животных.

Агнец изображает Христа, ибо животные издревле ассоциировались с Богом.

Ягнята и козлята — одни из самых распространённых жертвенных животных. Их часто убивали в качестве заместительной жертвы — то есть вместо себя, как самое близкое к Богу, священное животное. А, например, в древнем Ханаане идею о том, что животное близко к Богу, не признали. Там вместо себя приносили в жертву первенцев.

Так или иначе, но параллель Бога и рогатого животного сохранилась и по сей день. В христианстве мы можем найти её, скажем, в изображении креста между рогами. Иисус в облике ягнёнка — это отголосок древней символики. С одной стороны это подчёркивает божественную природу Мессии, а с другой иллюстрирует Его жертвенное положение, как Того, Кто пострадал за чужие грехи.

Книга, с которой снимают печати, — это свиток

Мы привыкли представлять книги такими, какими их видим. Но стоит вспомнить, что переплетённые книги, кодексы появились позднее, чем записали Откровение Иоанна Богослова. Автор, увидев переплетённую книгу, вряд ли бы вообще назвал её книгой. Очевидно, что он подразумевал именно свиток, на котором находятся печати.

Ну а печать — это, конечно же, не чернильный знак, который ставят для подтверждения подлинности документов. Печать — это обычно восковые замочки, которые не дают вскрыть свиток, не оставив следа. То есть подразумевается, что открыть ту самую Книгу из Откровения может лишь один достойный — Иисус Христос.

Теперь, когда мы оговорили все эти моменты, не возникнет сложностей понять, о чём пишет автор:

«И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в неё. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей её. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырёх животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю»

(Откр. 5:4–6)
Подобные свитки использовали в античном мире, именно на такой книге находятся печати в Откровении Иоанна Богослова
Подобные свитки использовали в античном мире, именно на такой книге находятся печати в Откровении Иоанна Богослова. Фото: stmegi.com

Многие сложные моменты в Апокалипсисе может объяснить толкование, например, Андрея Кесарийского или доктора Мак Ги

Конечно, возникнут вопросы про четырёх животных и старцев. Но в рамках статьи про печати апокалипсиса просто не раскрыть все толкования книги Откровения. При чтении лучше обращаться к вспомогательным источником. Например, «Толкование на Апокалипсис» которое написал Андрей Кесарийский. Вот как он объясняет изображение животных и старцев:

«Четырьмя животными и старцами указывается на то, что из Ангелов и людей образовалось одно стадо и одна Церковь чрез Христа Бога, совокупившего разъединенное и разрушившего преграды средостения. – И, вот, как мы слышали, вместе с четырьмя животными, превосходящими прочих чинов Ангельских, Божия песнопения и поклонения оказываются достойными и старцы, означающие полноту спасаемых».

Андрей Кесарийский
Греческий архиепископ

Ещё один отличный источник — это лекции доктора Вернона МакГи, которые в полном объёме можно скачать через torrent-клиент, например, на сайте Jesus Chist Club: Ветхий и Новый Завет.

Первая печать — появление первого всадника апокалипсиса

Каждая печать не только приближает рассказчика и раскрытию загадочного свитка, но и раскрывает перед ним ужасающие события книги Откровения. Снятие первой печати приводит к появлению загадочного персонажа:

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить»

(Откр. 6:1–2)

Белый цвет ассоциируется с чем-то божественным. Да и сам персонаж описан довольно привлекательно. Многие толкователи поддерживают друг друга в том, что это Иисус Христос. Но в то же время, разве это может быть Он, если в то же самое время Мессия на небе занят снятием печати?

Филипп Якоб Лютербург младший, «Открытие второй печати». Картина изображает первого всадника апокалипсиса, а за ним появляется второй — его обычно отождествляют с войной
Филипп Якоб Лютербург младший, «Открытие второй печати». Картина изображает первого всадника апокалипсиса, а за ним появляется второй — его обычно отождествляют с войной. Фото: fermer.ru

Если подумать, то да. Ведь христианство чаще всего представляет Христа Богом или Сыном Божьим, но не человеком. Разве законы времени и пространства могут Его ограничить? Да и вообще Откровение Иоанна Богослова — книга символическая, правильно ли оценивать её факты рационально?

Но раз уж четыре всадника апокалипсиса упомянуты вместе, не логично ли, что все они — единой природы? Три последующие — явно опасные для человека явления. С чего бы всадника на белом коне считать чем-то хорошим? Его богоподобный облик может быть обманом, а потому немало толкователей считают этого всадника антихристом.

Вторая печать — прибытие второго всадника апокалипсиса

Если с первым всадником возникли вопросы, то в отношении второго никаких сомнений обычно нет. Его отождествляют с войной:

«И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч»

(Откр. 6:3–4)

Вот такие ужасы последнего времени обещает Слово Божие — а ведь это только начало!

Третья печать — явление третьего всадника апокалипсиса

Снятие третьей печати предсказуемо завершается прибытием третьего всадника:

«И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырёх животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай»

(Откр: 6:5–6)

Этого персонажа отождествляют с голодом.

Третий всадник. Он явился после снятия третьей печати. Иллюстрация XIII века из Apocalypse de Douce
Третий всадник. Он явился после снятия третьей печати. Иллюстрация XIII века из Apocalypse de Douce. Фото: fermer.ru

Четвёртая печать — приход четвёртого всадника апокалипсиса

Четвертая печать открывает дорогу для последнего из всадников апокалипсиса:

«И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными»

(Откр: 6:7–8)

В оригинале цвет его коня бледно-зелёный, но переводчики сочли, что для русского читателя бледный будет больше ассоциироваться со смертью, так как именно этот цвет соответствует тому впечатлению, которое на античных читателей производил бледно-зелёный конь.

Ад — неправильный перевод. В оригинале — хадес, то есть царство мёртвых в принципе, а не место, где томятся грешники.

Кстати, это единственный всадник, чьё имя (значение) названо.

На Полиптих св. Иоанна (1470-е годы) Ганс Мемлинг изобразил вместо ада, который следует за 4-ым всадником апокалипсиса некого демона — персонификацию ада. Это иллюстрация к снятию четвёртой печати.
На Полиптих св. Иоанна (1470-е годы) Ганс Мемлинг изобразил вместо ада, который следует за 4-ым всадником апокалипсиса некого демона — персонификацию ада. Это иллюстрация к снятию четвёртой печати. Фото: fermer.ru

Пятая печать — наблюдение убиенных за слово Божие

Закономерность перестаёт работать для тех, кто ожидал за пятой печатью увидеть очередного всадника. Автор изображает убитых за слово Божие. По контексту похоже, что это люди, которым ещё предстоит быть убитыми на момент написания книги, хотя прямо об этом не сказано. Возможно, что подразумеваются вообще все пострадавшие за веру.

«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число»

(Откр: 6:9–11)
Австрийский художник Карл Россинг изобразил ужасы откровения в современной ему Вене 40-х
Австрийский художник Карл Россинг изобразил ужасы откровения в современной ему Вене 40-х. Фото: fermer.ru

Шестая печать — катаклизмы

Снятие шестой печати запускает страшные катаклизмы:

«И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звёзды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришёл великий день гнева Его, и кто может устоять?»

(Откр: 6:12–17)

Хотя читатель может ждать, что сейчас предстоит ещё одно описание, и семь печатей закончатся, автор следует строгой композиции, где за каждым шестым элементом происходит отступление. Вся седьмая глава посвящена описанию событий у престола Божьего, а также ангелов по четырём концам земли.

Седьмая печать — переход к семи чашам

Каждый седьмой элемент списка — это переход к следующему списку из семи элементов. Поэтому седьмая печать несёт не только сюжетную, но и композиционную функцию. Вот, что происходит, когда снимают седьмую печать:

«И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса»

(Откр: 7:1)

Выражение «как бы» предостерегает от буквального понимания промежутка времени. Затем автор пишет:

«И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб»

(Откр: 7:2)

Так от печатей мы переходим к семи трубам, а от них перейдём к семи чашам.

Печати, как прочие символы из Откровения, отразились в массовой культуре, например на картине Эль Греко

«Снятие пятой печати» Эль Греко — вероятно, пример того, как книга Откровения проникает в искусство. Карина написана в типичной для художника манере. Скорее всего, на ней изображены души грешника, которые увидел апостол Иоанн после снятия седьмой печати. Точный сюжет и название картины неизвестны.

«Снятие пятой печати», картина Эль Греко
«Снятие пятой печати», картина Эль Греко. Фото: muzei-mira.com

66 печатей апокалипсиса взяты не из Библии, а из сериала

66 печатей апокалипсиса появились в сериале «Сверхъестественное». Он отличается слишком вольным обращением с религиозным и мифологическим материалом, чем путает аудиторию, создавая вот такие заблуждения.

А вообще образы из Апокалипсиса широко представлены в массовой культуре — главным образом в ужастиках и рок-музыке.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *