Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Искупление: кому принёс Себя в жертву Иисус?

22.09.2019
5 773

Скорее всего, Вам знакомо такое понятие, как искупление, ведь это фундаментальная идея христианства. Её суть известна, но вопросы остаются. Почему Христос должен был страдать за грехи человечества? Кому от этого в итоге лучше? Почему Бог просто не взял и не простил людей, если так хотел?

Значение слова искупление — выкуп

В Библии очень значительное влияние имеют образы ветхозаветных времён. Один из этих образов — выкуп. Именно таково значение слова «искупление» в Священном Писании. В случае искупления это всё тот же юридический процесс: Христос выкупает человечество из-под власти греха.

Иисус пошёл на крестную казнь, чтобы отстрадать грехи человечества и дать ему шанс на искупление

А когда человечество попало под эту власть? Об этом сейчас и поговорим. Но сначала небольшая ремарка: иудее-христианская традиция неоднородна. Здесь мы говорим именно о православном представлении об искуплении..

Различные секты, течения и толкователи могут иметь иной взгляд на догмат об искуплении человечества от греха, но у нашей статьи нет цели раскрыть представление всех христианских традиций.

Искупительная Жертва Христа— это страдание за первородный грех

Обстоятельства возникновения первородного греха известны всем: Адам, Ева, змей и запретный плод. Суть греха — в пренебрежении единственным законом Бога.

После этого первую пару людей изгоняют из Эдема, а в их природе происходит трансформация — в существа, подверженные греху. Так об этом написали в 1723 году патриархи Восточно-Кафолической Церкви:

«Веруем, что первый человек пал в раю и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рождённых по плоти, кто бы свободен был от того бремени и не ощущал следствия падения в настоящей жизни.

А бременем и следствием падения мы называем не самый грех, как то: нечестие, богохульство, убийство, ненависть и все прочее, что происходит от злого человеческого сердца, в противность воле Божией, а не от природы, но

удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле, странствования, и напоследок телесная смерть».

Всегда найдутся желающие поспорить, сказать, что Бог намеренно создал запретный плод, а первый грех — это убийство Каином Авеля. Но мы просто продолжим развивать православную мысль.

Прародители человечества, согласно Писанию, виновны в том, что  человечество стало греховным, и теперь ему требуется искупление («Адам и Ева», диптих работы Дюрера)
Прародители человечества, согласно Писанию, виновны в том, что  человечество стало греховным, и теперь ему требуется искупление («Адам и Ева», диптих работы Дюрера). Фото: upload.wikimedia.org

Человек с момента грехопадения стал повреждённым существом, которое тысячелетия подряд деградировало снова и снова. Эта предрасположенность не давала людям войти в духовный мир. Прожить без греха казалось невозможным.

Как же исправить ситуацию? Потребовался какой-то механизм, который бы помог людям отказаться от греховного выбора их предков и стереть все грехи из своей биографии. Этот механизм и стал искуплением.

Как именно действует искупление, верующим неведомо

В православии не существует никакой завершённой теории искупления. Все попытки сформулировать стройную богословскую потерпели неудачу. Искупительная Жертва Христа — за рамками понимания человека.

Священное Писание учит, что она есть, что она действует. Святые Отцы и прочие авторитеты Церкви согласны с этой идеей. Но как это работает, если рассматривать вплоть до винтиков, мы не знаем.

Лишь краткие сведения из Нового Завета помогают приоткрыть завесу тайны.

Мы точно знаем, что искупление — одна из целей прихода Иисуса Христа в наш мир:

«Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, а чтобы служить и отдать Свою жизнь как выкуп за множество жизней».

(Мф. 20:28)

Раскаяние и искупление — это путь к Спасению. Идея искупления созрела в Боге ещё до сотворения мира:

«Так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа».

(Еф. 1:4)

Искупление нужно ценить и беречь:

«Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков».

(1Кор. 7:23)
Иисус Христос — не только добрый пастырь для каждой овцы, но ещё и агнец, который пожертвовал Собой ради человечества. Именно так он представлен в книге Откровения. Правда его образ дополнен разными символами: много глаз и рогов, а также Книга с печатями
Иисус Христос — не только добрый пастырь для каждой овцы, но ещё и агнец, который пожертвовал Собой ради человечества. Именно так он представлен в книге Откровения. Правда его образ дополнен разными символами: много глаз и рогов, а также Книга с печатями. Фото: logosinfo.org

Иисус Христос забрал на Себя проклятие за грехи человечества:

«Христос избавил нас от проклятия Закона, приняв проклятие вместо нас на себя, потому что сказано: «Проклят тот, кто казнён на дереве».

(Гал. 3:13)

Иисус искупил наши грехи при помощи казни на кресте

Все мы знаем изображение распятия — вот как Иисус искупил наши грехи. Человек, который грешит, должен умереть во грехе, погибнуть. Это своего рода кара за неблагочестивую жизнь. Этот закон действует непреклонно.

Однако Иисус Христос предлагает заместительную жертву — Себя. Вообще такая практика существовала в древнем мире: люди приносили в жертвы рабов, пленных, животных и первенцев.

Предполагалось, что эту смерть Бог принимает вместо того, кто её приносит.

Христос же дал каждому человеку право принять Его как Спасителя и переложить свои страдания на Мессию, а самому как бы умереть для греха и родиться для духовной жизни.

В Символе Веры об этом сказано так:

«Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца».

Читать на Православие ру: Символ веры 
Крестная жертва — это не только духовный, но ещё и назидательный акт. Иисус демонстрирует людям пример любви и самопожертвования
Крестная жертва — это не только духовный, но ещё и назидательный акт. Иисус демонстрирует людям пример любви и самопожертвования. Фото: upload.wikimedia.org

В христианском мире не утихают следующие вопросы:

  1. За кого умер Христос: за тех, кто принял Его или за всех?
  2. Как жертва одного может искупить грехи многих?
  3. Разве можно отстрадать наперёд, даже за те грехи, которые ещё не совершены?
  4. Корректна ли вообще замена грешника на Иисуса?
  5. Можно ли считать, что Иисус пошёл на смерть за нас, если уже на третий день Он воскрес? Действительно ли это жертва? Ведь смерть, выходит, не настоящая.

Ответы в христианском мире дают разные. Само Священное Писание напрямую не затрагивает эти темы, так что многое будет зависеть от способности человека толковать, строить логические заключения и вести споры.

Даже среди православных священников нет единства. Один расскажет нечто, что в корне противоположно идеям другого.

Догмат об искуплении человечества от греха учит, что Иисус Христос принёс жертву Самому Себе

Согласно христианской догматике, нельзя было просто взят и простить людей за их грехи. Любое повреждение в процессе восстановления требует страданий. Мы заболели и мучаемся, пока не выздоровеем.

Вот и крестные муки — это мучения, которые Спаситель претерпевает вместо нас. Но кому Христос принёс Себя в жертву? Богу-Отцу? Обратимся к рассуждениям профессора богословия А.И. Осипова:

«Но из слов Григория Богослова мы видим,

что Христос был и принимающий эту жертву.

Страдания Христа — это

страдания человечности Христа.

Поэтому нет удивительного в том,

что Он — и Жрец, и Архиерей».

Алексей Осипов
богослов

То есть, в Христе было две природы. Поэтому одна природа могла страдать, а вторая, цельная, принимать эту жертву. Что такое вторая природа Христа? Речь о Божественном единстве, о Троице.

Христиане всего мира спорят, кому именно принёс жертву Христос ради искупления: Отцу, Себе, Святому Духу или всем сразу
Христиане всего мира спорят, кому именно принёс жертву Христос ради искупления: Отцу, Себе, Святому Духу или всем сразу. Фото: azbyka.ru

Именно Троица приняла жертву Христа, продолжает мысль профессор Осипов:

«По вопросу о том, кому принесена Жертва Христова, в Константинополе одно время даже состоялся собор, в 1156 или 1157 году.

И там было подтверждено учение отцов о том, что Жертва Христова вовсе не имеет смысла, который привносят в него католики – что Он приносит Жертву Отцу, Жертву удовлетворения — нет.

Собор постановил, что Жертва принесена Всей Святой Троице.

Как это понять, что это значит? Мы опять обращаемся к тому моменту, на который мы редко обращаем внимание, а именно — что заповеди (как и нарушение их, грех)

– это не есть совне данный нам закон, а этот закон присутствует в нашей природе, и грехом мы нарушаем не внешний юридический закон по отношению к нам, а нарушаем законы нашей

человеч.природы, себя повреждаем или же себя исцеляем определенным образом поведения.

Когда мы говорим о Жертве Христовой всей Святой Троице, т.е. Богу в Его триипостасной нераздельности, то на самом деле мы говорим, что Жертва принесена тому, кто погибал и оказался спасенным.

(Ведь никто сам себе жертву не приносит). И человек – это богозданная природа, устроенная по Божественным законам. Григорий Палама говорит, что Бог – это природа всего существующего.

Когда мы грехом разрушаем свою природу – этим мы противимся Богу. Созидаем эту природу по деланию заповедей – этим мы угождаем Богу, образно выражаясь. Жертва приносится Св.Троице – как? – через нашу природу.

Жертва, приносимая через нашу природу, приносимая нашему спасению, приносимая нам — есть жертва Богу во Св.Троице».

Алексей Осипов
богослов

Симеон Новый Богослов пишет на ту же тему:

«Христос принес Себя плотию в Жертву Божеству Отца и Самого Сына и Духа Святого».

Симеон
Новый богослов

Христос принёс Себя в жертву Троице. Эту же мысль излагает Григорий Богослов. Также он подчёркивает, что искупительная жертва не была принесена дьяволу:

«Остается исследовать вопрос и догмат, оставляемый многими без внимания, но для меня весьма требующий исследования. Кому и для чего пролита сия излиянная за нас кровь — кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы?

Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена?

Если лукавому, то как сие оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но Самого Бога, за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас!

А если Отцу, то, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену. А во-вторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцем, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дал овна?

Или из сего видно, что приемлет Отец не потому, что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил Нас. Таковы дела Христовы».

Григорий Богослов
святитель

Нравственная теория искупления призывает нас видеть пример в Иисусе

Всё, что мы изложили выше, называется юридической теорией искупления. То есть, есть формальный долг, есть его объективная уплата.

Этот подход не раз подвергался критике за то, что в нём нет назидательного духовного посыла.

В начале XX века в противовес юридической теории возникла нравственная. Она говорит о том, что Христос — это не просто Тот, Кто отстрадал за наши грехи. Он ещё — и пример для подражания.

Его жертва совершена из любви, и это пример, а также призыв ко всем нам. Это не просто жертва ради жертвы, не действие для себя, не осуществление небесной формальности.

Две стороны жертвы Христа: выкуп грешников и пример для верующих.

Критики нравственной теории упрекают её в приземлённости. Пример для подражания — это, с их точки зрения, недостаточный подвиг со стороны Христа. Он явно явился на землю за чем-то большим.

Но сам спор в православии не ведётся. Используют комплексный подход, по ситуации. Где-то действия Христа — это пример, но Спаситель при этом остаётся Спасителем.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *