Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Притча о брачном пире: 2 версии и одна суть

08.07.2019
162
Скачать эту статью

Все притчи дают человеку полезные знания, если их правильно понять. Но иногда Евангельские иллюстрации содержат очень сложные образы, которые способны поставить в тупик. Например, притча о брачном пире. Как её понимать?

Он будто бы делит людей на благодарных и нет. И вроде бы к первым должны относиться праведники, но отчего-то среди них есть и злые и добрые. И что за человек наказан царём из притчи за не подходящую к случаю одежду? Не слишком ли сложный образ выбран Иисусом? Видимо, нет, ибо сегодня наверняка известно значение всех символов из притчи.

Эта притча рассказывает о пире у знатного человека, она есть в Евангелии в дух версиях

Эта притча рассказана в двух Евангелиях, написанных, по-видимому, в одно время и на основе общих источников. И всё же версии сильно отличаются друг от друга.

Текст в Евангелии от Матфея подробнее:

«Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных».

Мф. 22:1–14
На этой старинной росписи проиллюстрирована притча о брачном пире. Царь, который зовёт гостей, имеет явные черты Иисуса Христа
На этой старинной росписи проиллюстрирована притча о брачном пире. Царь, который зовёт гостей, имеет явные черты Иисуса Христа

В Евангелии от Луки Иисус Христос явно рассказывает ту же притчу про ту же просьбу, но если в первой версии звали прийти на пир царской особы, то во второй это уже не обязательно царь, а просто некий «один человек». Да и вообще деталей намного меньше:

«Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть её; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».

Лк. 14:16–24

Две версии притчи отличаются тоном историй и временем, когда Иисус их рассказывал

В «Толковой Библии Лопухина» высказано мнение, что раньше это были две разные притчи, которые лишь позже слились в одну и ту же.

На это указывает ряд косвенных признаков:

«Существует большое различие по выражениям, связи и даже цели обеих притч, так что считать их только за различные варианты одной и той же притчи нелегко и даже совсем невозможно. Поэтому еще в древности утверждалось мнение, принимаемое и всеми лучшими новейшими экзегетами, что это две различные притчи, сказанные по различным поводам и при различных обстоятельствах. «Притчу эту, — говорит Августин, — рассказывает один только Матфей; нечто подобное встречается и у Луки, но это не одно и то же, на что указывает и само расположение притч».

Притчу о брачном пире дополняет притча о злых виноградарях: у них похожий сюжет и общая идея (Картина Андрея Миронова «Притча о злых виноградарях»)
Притчу о брачном пире дополняет притча о злых виноградарях: у них похожий сюжет и общая идея (Картина Андрея Миронова «Притча о злых виноградарях»)

Дальше в «Толковой Библии Лопухина» описаны эти различия:

«Притча у Луки произнесена была в доме фарисея (Лк. 14:1), у Матфея — в храме (Мф. 21:23). Брачный пир называется различно (γάμος — Матфей; δεῖπνον — Лука). Согласно Матфею, гости приглашаются царем, согласно Луке — некоторым человеком. Притча у Луки сказана была Христом раньше, когда фарисеи еще не выражали такой ненависти, какая обнаружена была ими в последние дни земной жизни Христа. Поэтому в притче у Луки действия хозяина, призывавшего гостей, вообще мягче, и он не посылает своих войск, чтобы истребить убийц и сжечь их город (Мф. 22:7)».

Значение символов притчи — разные эпохи христианской проповеди и отклик народа на неё

Святитель Феофилакт Болгарский дал расшифровку символов, которые используются в притче:

  • Царь («один человек») — Бог-Отец;
  • Брачный пир — пиршество духовное, соединение со Христом;
  • Жених, царский сын — Иисус Христос;
  • Невеста — Церковь, совокупность душ или каждая в отдельности;
  • Первые рабы-посланники — Моисей, святые его эпохи;
  • Те, кого позвали, но которые не пришли — народ Израиля;
  • Вторые рабы-посланники — пророки после Моисея;
  • Тельцы — Ветхий Завет (отсылает к палеолитической религиозной символике);
  • Откормленное — Новый Завет;
  • Войска, уничтожившие убийц, — римская армия.

3 группа посланных рабов в притче символизирует апостолов с их проповедями:

  • Третьи рабы-посланники — апостолы;
  • Люди на распутьях — язычники;
  • Человек не в брачных одеяниях — лицемер;
  • Скрежет зубов — безрезультатное раскаяние.

Толкование этой притчи: Бог зовёт к Себе человека, и стоит отозваться

Обращаясь к слушателям, Иисус говорит им притчами. И всякий образ, притча в деталях не до конца соответствует тому, что иллюстрирует. Казалось бы, чего такого особого в брачном пиру? Люди часто не являются на свадьбу. Раз уж у людей была уважительная причина, то с чего их осуждать?

Тут важно понять — причта говорит об иных вещах, духовных. Она лишь переводит их на язык образов из жизни. Где-то это лучше чувствуется, где-то хуже. И брачный пир — это практически приглашение войти в царство Божие, а не какой-то праздник, устроенный царём-отцом для сына. То есть это история об участи души.

Толкование этой причты сводится к тому, что человеку надлежит откликнуться на зов Божий, начать новую жизнь. Так об этом пишет Иеромонах Никон (Париманчук):

«Под одеждой, «одеянием души» разумеются дела жизни по вере, та светлая, праздничная одежда, которая подтверждает нашу готовность на брак, верность, союз с Богом в служении и любви к Нему. Одежда, которая не будет сорвана ветром злых перемен времен и трагических обстоятельств нашей жизни.

Имеем ли мы такую одежду, чиста ли она, не осквернена ли, не запятнана ли грязью нечистых дел и скверных сердечных устремлений: превозношением над ближним, завистью, таящейся или даже открыто живущей в сердце?

Мы часто не хотим видеть своих грехов, считая себя уже окончательно искупленными и прощенными в таинстве крещения.

Правдивы ли к себе, не покрываем ли себя ложью вымышленной о себе правде, не кривим ли душой, не хотим ли казаться теми, кем не являемся, как в блестящей толпе приглашенных на праздник под приветливыми улыбками скрывается холодность души и равнодушие. Действительности и нет, а есть только духовная лень».

Никон (Париманчук)
иеромонах

В Церковную жизнь эта причта тесно вошла в следующей песне, которую исполняют в первые дни страстной недели:

«Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный,

и одежды не имам, да вниду в он,

просвети одеяние души моей, Светодавче,

и спаси мя».

С этой притчей перекликается притча о виноградарях

Тесно связана с этой притчей и другая притча — о злых виноградарях. Она есть в трёх синоптических Евангелиях, а вот в тексте от Иоанна её нет. Вот её изложение в Евангелии от Марка:

«И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в своё время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же ещё одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим».

Марк. 12:1–9

Сын и жених из притч — это Иисус Христос.

Здесь смысл более прозрачен, чем в случае с пиром. Ясно, что слуги — это пророки и святые, а Сын — это Иисус Христос. Сюжет очень похож на предыдущую притчу. Ряд христианских толкователей, например, авторы «Толковой Библии Лопухина», считают, что эти причты отражают разные стадии в истории отношений человека и Бога:

«Иоанн Златоуст и другие обращают внимание на то, что в притче о злых виноградарях сказано было, что Сын был убит виноградарями. Несмотря на это, в рассматриваемой притче люди призываются опять — на брачный пир Сына. Это дает Иоанну Златоусту повод думать, что первая притча относилась к событиям, которые окончились распятием Христа; а вторая – к событиям после Его воскресения. «Там Он изображается привлекающим их (людей) к Себе, прежде распятия Своего, а здесь – настоятельно привлекающим их к Себе и после распятия; и в то время, как надлежало их наказать тягчайшим образом, Он влечет их на брачный пир и удостаивает высочайшей чести».

А.П. Лопухин
автор «Толковой Библии»

Впрочем, дальше по тексту авторы допускают, что притчи могут иметь более тесную связь, которая затрагивает глубокие духовные уровни.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *