Содержание
- 1 Значение слова «гнев»: это негативная эмоциональная реакция на раздражитель
- 2 Неправедный гнев — это эмоциональные проявления на людей
- 3 Праведный гнев нацелен на решение проблемы, а не на конфликт
- 4 Праведный гнев исходит из любви, а не из ненависти
- 5 Фраза ««Гнев человека не творит правды Божией» говорит, что мы можем опираться только на Бога в вопросах гнева
Такие религии, как ислам, рассказывают истории о том, когда праведник, борясь за свои убеждения, имел право на гнев. В христианстве с этим сложнее. С одной стороны христианам полагается быть мирными, добрыми и терпеливыми. С другой же — все мы помним, что даже Иисус Христос позволял себе эмоциональные порывы.
Где же так грань, в которой находится допустимый праведный гнев и где начинается неправедный?
Значение слова «гнев»: это негативная эмоциональная реакция на раздражитель
Гнев — это реакция человека на что-то, чем он недоволен. Это всегда эмоция, которую трудно сдержать. Что называется, руки чешутся.
А ведь все мы слышали, что гнев — это грех. Но преподобный авва Исаия нас успокаивает и объясняет, что гнев — это нормальное свойство людской природы:
«Уму свойственен также гнев, не чуждый естеству;
без гнева человек не может иметь чистоты,
т. е. если <человек> не будет гневаться
на все всеваемое в нас от врага…
Этот гнев превратился в нас в такое состояние,
что мы воспламеняемся им на ближних своих
за какие-либо ничтожные и бесполезные вещи».
Преподобный уверен, что гневу надо давать выход на врага. Кто же этот враг? Давайте отметим себе галочкой этот вопрос и ещё к нему вернёмся в будущем. А пока поговорим про разные виды гнева.
Неправедный гнев — это эмоциональные проявления на людей
Нередко бывает, что человек выходит из-под контроля и позволяет физически выразить своё недовольство.
Это свойство христианство определяет как неправедный гнев. Чего же хорошего в человеке, который не контролирует свои действия?
Да и что доводит до гнева? Как правило, мы сами виноваты в той или иной степени по разным причинам:
- Необоснованные ожидания. Это корень всех обид. Ждём от человека, что он нам сделает нечто приятное. А с чего мы решили, что он думает так же, как мы? Никогда не стоит ни от кого ожидать того, чего хочешь. Каждый из нас — отдельный мир и всё меряет своей мерою.
- Завышенная самооценка. Гордость — гарантированный источник негативных эмоций. Горец о себе высокого мнения, но едва он замечает, что другие не поддерживают эту картину мира, приходят злость на тех, кто не ценит твоих, казалось бы, достоинств. Потому христианину нужно практиковать смирение.
- Проблемы с нервами. Гнев — не всегда объективная реакция на раздражитель. Случается, он имеет под собой довольно серьёзные психические расстройства. Тянуть с этой проблемой не нужно. И идти с ней следует не в храм, а к специалисту. Это здоровье. Лучше на первых парах всё исправить, чем заставить страдать окружающих.
Но как бы то ни было, за всеми причинами кроется главный признак неправедного гнева: он нацелен на людей. Это негативная критика других. А Христос, между тем, призывал любить ближнего.
А кто же наш ближний? Помните притчу о самаритянине? Ближний — это любой, кто оказался рядом. Тогда на кого можно обращать свой гнев? Что же это за враг такой?
Праведный гнев нацелен на решение проблемы, а не на конфликт
Библия рассказывает о двух видах гнева. О неправедном мы уже поговорили. А каково же значение слова «праведный гнев»? Это энергия, дарованная Богом для того, чтобы человек мог справиться с трудностью.
Именно трудность предстоит одолеть, а не человека. Иными словами, если Вы спорите с глупцом, то Ваш враг не сам он а то заблуждение, которое есть его человека.
Праведный гнев — это не порыв со злобы дать в челюсть оппоненту, а энергетический запал, с которым мы будем разоблачать невежество. Гневаться можно, но без греха, сообщает апостол Павел:
«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем».
Праведный гнев исходит из любви, а не из ненависти
Довольно неожиданный выход напрашивается, но гневающийся человек — это тот, кто любит. Праведно гневающемуся человеку не всё равно, что его ближний находится в плену какой-то проблемы. Праведник нацеливает Божественную энергию на помощь ближнему.
Какие же методы здесь приемлемы? Самые разные. Все мы помним, что Иисус Христос не особенно церемонился с торговцами в храме:
«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли»
Его методы жёсткие, но они уместны. Как мы видим в этой истории, никто из торговцев не пытается оказать Христу противодействие, хотя Он, с их точки зрения, не представитель какой-либо законной власти, а обычный бродяга.
То есть, потенциально группа торговцев могла бы собраться и дать отпор человеку, который бросился на них. Но почему этого не происходит? Вывод очевиден: торговцы не сопротивляются, потому что осознают свою неправоту. Они заслужили эту кару и примеряются с нею.
То есть Спаситель указал людям на их проступок доступным и действующим образом. Это вовсе не значит, что в других случаях этот метод должен сработать.
В случае фарисеев Христос уже использует иное средство воздействия — порицание:
«Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Ибо вы подобны побелённым гробницам, которые кажутся красивыми снаружи, внутри же полны костей мертвецов и скверны всякой. И сами вы тоже, хотя и кажетесь внешне благочестивыми, внутри полны лицемерия и беззакония».
Очевидно, что Иисус здесь не являет нам пример неправедного гнева. Он действует не потому, что Его как-то задели действия фарисеев и книжников. Нет. Мессия просто беспокоится о том, что они — заблудшие души.
Многого ли добился бы Христос, если бы кинулся на фарисеев с кулаками, как на торговцев? Нет, ничего. Он взывает к их совести словами — и, видимо, прекрасно понимает, что это сработает.
Вероятно, эти строки сказаны «наперёд», для всего человечества. Но, почём знать, как глубоко восприняли гнев Христа его оппоненты, и как дальше сложилась их судьба.
Для нас тут главный урок в том, что гнев — это не проявление яростного импульса, а пусть импульсивный, но любящий шаг навстречу другому человеку.
Фраза ««Гнев человека не творит правды Божией» говорит, что мы можем опираться только на Бога в вопросах гнева
Как же нам разбираться, как поступать в гневе правильно? Ведь Христу с Его мудростью было ясно, на кого воздействовать кнутом, а на кого пряником.
А что же обычный человек? Как быть?
Библия сообщает нам:
«гнев человека не творит правды Божией».
И звучит это как приговор. Кажется, человеку вообще нельзя действовать. Мы же не боги, не так ли?
Так. Но Бог предусмотрительно оставил нам руководство, Священное Писание, где много посвятил вопросу гнева. Также не стоит отвергать опыт святых отцов Церкви, которые немало написали на счёт подобных эмоциональных переживаний.
Отцы церкви и Библия — источники советов по одолению гнева
«Толковая Библия Лопухина» так комментирует этот стих послания Иакова:
«Еще в Ветхом Завете сказано, что человек в ярости неблагообразен (см. Сир. 13:31).
Все видели людей, объятых яростью,— какой отвратительный и отталкивающий у них вид:
глаза налиты кровью, сверкают гневом, язык изрыгает проклятия, движения резки, грубы, они, кажется, готовы растерзать своего врага.
Следите за собой; когда найдет на вас гнев, вспомните, какой ужасный и неблагообразный вид у гневающихся.
Стремитесь быть скорыми на слушание, медленными на слова, тем более на гнев.
Поставьте себе целью победить свою плоть, а дух освободить от власти плоти.
Да поможет вам Бог в этом великом и святом деле».
Была ли любовь в религиозных войнах? Нет. Есть ли любовь в том, когда христианин агитирует мусульманина предать родную веру? Нет, тут больше гордости и самолюбования.
Любящий человек действует не для себя — мол, я христианин, и вы все тоже должны. Любящий человек смотрит, как его ближнему будет лучше. Если некто счастлив служить Богу в своей религиозной традиции, то из любви мы должны не трогать его и заниматься собой.
Так что праведный гнев ещё нужно уметь применять. И для этого Господь даровал нам ум, который позволяет рассудить о том, где нужно наше участие, а где нет.
Всегда полезно спрашивать: «для себя я хочу вмешаться в жизнь другого человека или ради него»? «А ему оно нужно»? Если нами действительно движет любовь, мы можем направить божественную энергию во благое дело.
Если же мы поняли, что гнев наш неправеден, его надо пресекать, как рекомендует Святитель Тихон Задонский:
«Гнев обращается в злобу и злопамятство, когда долго удерживается и питается в сердце. Поэтому и повелит Господь скоро его пресекать, чтобы не перерос в ненависть и злобу, и тем не приложилось к злу большее зло. «Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу».
Как пожар, если его не потушить сразу, многие поедает дома, так и гнев, если вскоре не прекратится, много зла учинит и бывает виной многих бед. Поэтому, по увещанию апостола, нужно сразу изгонять гнев из сердца, чтобы, усилившись, не причинил еще больше вреда и не погубил нас самих, гневающихся, и тех, на кого мы гневаемся».
Так что формула праведного гнева такова:
- спросись себя, из любви ли это чувство;
- убедиться, что верно найдена проблема, на которую нужно направить свой гнев;
- прикинуть, каким способом удастся справиться с этой проблемой;
- задаться вопросом, будет ли тому, в чью жизнь мы вмешаемся, это на пользу
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение