Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Православная дружба и общение: их 4 составляющих по Библии

В материальном мире так много вещей создают сложности верующим! Это и искушения, и происки недоброжелателей, и многое другое. Вера — это прекрасно, но иногда её у человека недостаточно, чтобы почувствовать себя в этом мире счастливым. Любовь тоже есть не у всех. А вот дружба и общение — те вещи, которые доступны практически каждому. Если они выстроены на базе православной веры, то это становится важным подспорьем на пути человека.

По Библии, дружба имеет 5 составляющих: жертвенность, доверие, любовь и отзывчивость, поддержка

Друзья нам очень близки. Это позволяет поделиться переживаниями, чем-то личным и обсудить вопросы, которые не задашь чуждому человеку. Православная дружба и общение опираются на библейский фундамент, ибо Священное Писание даёт полезные поучения на счёт того, как людям стоит общаться друг с другом.

Первое, что говорит Библия о дружбе, — это то, что в ней определённо есть черты Божественного. Господь говорит с Моисеем так, как люди общаются с друзьями:

 «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим»

(Исход 33:11)
На этой иконе апостолов Петра и Павла изобразили в объятиях, дабы подчеркнуть их дружбу
На этой иконе апостолов Петра и Павла изобразили в объятиях, дабы подчеркнуть их дружбу. Фото: i.pinimg.com

Причём читателя Библии не ставят просто перед фактом существования дружбы как явления. Нам дано чёткое понимание того, как начинаются эти отношения и на что они похожи:

 «Когда кончил [Давид] разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу»

(Первая Книга Царств 18:1)

Библия о дружбе и друзьях многое показывает на примере отношений Давида и Ионафана. Что же есть в дружбе?

Жертвенность:

«И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой, и лук свой, и пояс свой»

(Первая Книга Царств 18:4)

Доверие:

 «Давид убежал из Навафа в Раме и пришел и сказал Ионафану: что сделал я, в чем неправда моя, чем согрешил я пред отцом твоим, что он ищет души моей?»

(Первая Книга Царств 20:1)
(картина «Прощание Давида с Йонатанам», Рембрандт Гарменс ван Рейн, 1642 год)
(картина «Прощание Давида с Йонатанам», Рембрандт Гарменс ван Рейн, 1642 год). Фото: artmight.com

Отзывчивость:

«И сказал Ионафан Давиду: чего желает душа твоя, я сделаю для тебя»

(Первая Книга Царств 20:4)

Любовь:

 «И снова Ионафан клялся Давиду своею любовью к нему, ибо любил его, как свою душу»

(Первая Книга Царств 20: 17)

И любовь эта безусловна:

«Друг любит во всякое время»

(Притчи Соломона 17:17)

«Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья»

(Притчи 17:17)

Поддержка:

 «И встал Ионафан, сын Саула, и пришел к Давиду в лес, и укрепил его упованием на Бога… И заключили они между собою завет пред лицем Господа; и Давид остался в лесу, а Ионафан пошел в дом свой»

(Первая Книга Царств 23:16, 18)

Ветхий Завет учит, что друг — это особый статус со множеством обязательств

Но не только история царя Давида рассказывает читателям Библии о дружбе. Её свойство раскрывают и последующие тексты. Например, из книги пророка Иова мы узнаём, что дружба подразумевает сопереживание:

«К страждущему должно быть сожаление от друга его»

( Книга Иова 6:14)

Назваться другом — это согласиться на особый статус, который значит больше, чем родственный:

 «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат»

(Притчи Соломона 18:24)
Царь Соломон. Ему приписывается книга притч Соломоновых, где подробно рассказано о дружбе
Царь Соломон. Ему приписывается книга притч Соломоновых, где подробно рассказано о дружбе. Фото: acathist.ru

Дружба подразумевает участие в жизни другого человека:

«Масть и курение радуют сердце; так сладок [всякому] друг сердечным советом своим»

(Притчи Соломона 27:9)

Но не только совет поможет понадобиться, реальные действия тоже важны:

«Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего»

(Книга Екклезиаста (4: 9–10)

Даже в тех ситуациях, когда сделать что-то для друга тяжело, нужно стараться:

«Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит»

(Евангелие oт Луки 11: 8)

Дружба — это ещё и взаимная помощь в развитии:

 «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего»

(Притчи Соломона 27:17)

Иногда приходится даже быть грубым, но зато искренним:

«Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего»

(Притчи 27:6)

Друзья похожи, они перенимают качества друг друга. «Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты»:

«Как в воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку»

(Притчи Соломона 27:19)

Евангелие от Иоанна говорит, что Бог — друг человек

Любовь и дружба неразрывно связаны. Можно сказать, что дружба — это некий уровень любви, вариант её проявления. И о высшем её проявлении рассказывает Евангелие от Иоанна:

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»

(Евангелие oт Иоанна 15:13)
Иисус Христос говорил, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», и умер за человечество
Иисус Христос говорил, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», и умер за человечество. Фото: muzei-mira.com

И кто же способен на такую жертвенную любовь? Лучший пример — Иисус Христос. Он совершает жертву за и для людей, их Он называет своими друзьями:

 «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего»

(Евангелие oт Иоанна 15: 14–15)

Но, как мы видим, эта дружба в отличие от любви не бывает односторонней, безответной. Человеку нужно приложить некоторые усилия, чтобы стать другом Бога. односторонняя.

Это не новая идея. Её мы могли прочитать в книге Притч:

«Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат»

(Притчи 18:25)

Преподобный Авва Иосиф написал целую проповедь о дружбе

Проповедь о дружбе — конечно, сказано образно. Это отрывок из его сочинений, но он может быть очень полезен для верующих.

Преподобный считал, что:

«Полное и совершенное дружество может пребывать только между совершенными мужами и одинаковой добродетели»

Авва Иосиф утверждал, что дружба помогает учиться добродетели

Авва Иосиф полагал, что дружба — это постепенные совместные шаги двух людей на пути духовного развития:

«Первое основание истинного дружества находится в пренебрежении богатства мирского и в презрении всех вещей, какие имеем. Ибо совершенно несправедливо и нечестиво, если… драгоценной братской любви предпочитать маловажную домашнюю рухлядь…

Второе основание состоит в том, чтобы всякий отсекал свою волю, так, чтобы не считал себя мудрым и рассудительным и не желал последовать лучше своему мнению, нежели мнению ближнего.

Третье: всякий должен знать, что всему, что считает даже полезным и необходимым, надобно предпочитать любовь и мир.

Четвертое: надобно верить, что ни по справедливым, ни по несправедливым причинам вовсе не должно гневаться.

Пятое: всякий должен желать уврачевать гнев брата на него, питаемый даже без основания, таким же образом, как свой, зная, что и для него равно гибельна печаль другого, все равно как бы сам осердился на другого, если не изгонит ее из души брата, сколько зависит от него

Последнее основание, которое, без сомнения, есть общий истребитель всех пороков, состоит в том, чтобы всякий думал, что он в этот же день переселится из этого мира. Это убеждение не только не допустит никакой скорби оставаться в сердце, но и подавит все движения вожделений и всех грехов. Итак, кто это сохранит, тот не может ни потерпеть горечи гнева и раздора, ни причинить другим. А когда этого не будет, и как скоро враг любви (диавол или страсть) в сердца друзей неприметно будет вливать яд огорчения, то необходимо, при постепенном охлаждении любви от частых огорчений, сердца любящих, долго растравляемые, когда-нибудь он разлучит»

Авва Иосиф
Преподобный

Святые отцы считали, что дружбу нужно заслужить и беречь

Православная дружба и общение — это большая ценность. Она достигается упорным трудом.

Иоанн Златоуст писал о том, как завоевать друга:

«Ничто не приобретает нам столько друзей, как старание превзойти ближнего почтительностью»

Он же предупреждал, что всегда есть риск эту дружбу утратить:

«Кто становится другом, получая благодеяния, тот, если они не будут непрерывны, сделается врагом»

Святые отцы о дружбе говорят, как о постоянной готовности помочь другу: Митрополит Антоний Сурожский пишет:

«Дружба заключается в том, чтобы быть верным, дружба заключается в том, чтобы быть готовым, если твоего друга порочат, гонят или преследуют, встать и сказать: «Я с ним!» Готовы ли мы на это? В хорошие минуты жизни мы говорим: да, готовы, но можем ли мы сказать без серьезного размышления, что это наш выбор?».

Анатолий Сурожский
Митрополит

Дружба — это само по себе Божественное явление, её нельзя ограничивать только представителями своей веры

Хотя здесь мы обсуждали православную дружбу, надо понимать, что многие советы из Библии даны человечеству ещё до возникновения христианства. Дружба — явление не узко конфессиональное, а общечеловеческое.

Дружба — это объединение душ, а не наций или вероисповеданий. Для искреннего чувства иноверие или атеизм человека, какие-то его убеждения или предпочтения не должны быть препятствием. В противном случае это чувство — что угодно, но не дружба.

Дружба объединяет души искренне, она не строится на одной только общей религии

Обратим внимание на то, что говорит Протоиерей Павел Флоренский — он ни разу не упоминает православие, христианство или религию, в разговоре о дружбе, так как понимает, что в ней есть иные, важные для человека стороны:

«Взаимное проникновение личностей есть задача, а не изначальная данность в дружбе. Когда оно достигнуто, дружба силою вещей делается нерасторжимою, и верность личности Друга перестает быть подвигом, потому что не может быть нарушена. Пока же такое, высшее единство не достигнуто, верность есть и всегда считалась церковным сознанием за нечто необходимое не только ради сохранения дружбы, но и ради самой жизни друзей. Соблюдение раз начатой дружбы дает все, нарушение же является нарушением не только дружбы, но и подвергает опасности самое духовное существование отступника: ведь души друзей уже начали срастаться».

Павел Флоренский
Протоиерей

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *