Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Исповедник

Исповедник — кто это? Уж не человек ли, принимающий исповедь? Это кажется логичным, но нет. Исповедничество — совсем иное явление, связанное с ужасными эпизодами в истории христианской церкви. Если Вы до сих пор ничего не слышали святых, которых называют так, то есть смысл ознакомиться с этой статьёй.

Исповедник, священноисповедник и преподобноисповедник — это святые, которые не погибли в гонениях

Исповедник — лик святых христианской церкви. Это люди, которые открыто исповедовали христианскую веру, за что подвергались гонениям, но не умерли как мученики.

Священноисповедник — это исповедник, который при жизни имел священнический сан.

Преподобноисповедник — это исповедник, умерший в монашестве.

В околоцерковной литературе часто не проводится грань между этими ликами и всех называют исповедниками.

Само слово исповедник никак не связано с понятием «выслушал или пришёл на исповедь», а восходит по смыслу к форме «открыто признать», то есть заявить во всеуслышание, что ты христианин. Причём сделать это предполагалось в сложные для веры имена.

Самый почитаемый исповедник в Русской православной церкви — Максим Исповедник
Самый почитаемый исповедник в Русской православной церкви — Максим Исповедник

В сирийском языке слово «исповедник» может означать вообще любого мученика. В традиции ранних христиан действительно часто не прослеживается разница между этими ликами святых.

Путаница в некоторой мере существует до сих пор. Например, армянский святой Смбат Хостованол назван исповедником, хотя умер как мученик. Похоже, что причина в том, что есть другой святой мученик с таким же именем, а их нужно отличать.

Бывает, что исповедниками называют не только тех, кто сохранил веру во время гонений, но и тех, кто:

  • проповедовал христианство перед лицом других религий;
  • подвижничеством засвидетельствовали великую веру свою.

Если в древности в рядах святых особым почитанием пользовались только мученики, то где-то с IV века особое отношение формируется и к исповедникам.

Существовали женщины-исповедницы

История греческой Церкви знает женщин-исповедниц. Это очень редкое явление, оно известно в единичных примерах.

Святая исповедница Голиндуха жила во времена персидского царя Хосроя I (531–578 г.г.)
  • Епифаний Кипрский в своих трудах упоминает некого Пафнуния, сына исповедницы.
  • Марк Диакон рассказывает про гробницу святой Феи исповедницы. Хотя здесь он не точен. Эта самая святая Фея известна под именами Хата и Энната. Она умерла мученической смертью, так что не может называться исповедницей.
  • Христианский календарь XI века сообщает ещё одно имя — Сегулина Исповедница.

Исповедничество — это великий христианский подвиг

Исповедничество — это не просто сильный поступок одного человека, но и очень важное явление в истории христианской Церкви. Если бы не исповедники, которые не побоялись преследований в первые века, кто знает, в каком положении были бы сегодня христианские конфессии и были бы они вообще.

Исповедников не воспринимали как отдельных героических личностей: в них видели представителей христианской Церкви и определённой общины. Хотя, если исповедник или мученик принадлежали к еретическому направлению, почёт и уважение их памяти не оказывались.

Исповедника почитали при условии, что не впадал в раскол или ересь

Очень важную роль в утверждении статуса исповедника сыграла эта фраза Христа:

«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным».

Мф. 10:32–33

Особый почёт к исповедникам сделал многих людей охотниками за этим статусом

Исповедники при жизни имели особое положение среди христиан. Им отводилось важное место в церковной иерархии — выше пророков, ближе к апостолам.

«Апостольские постановления» сообщали, что исповедникам даже не нужно рукополагаться:

«Я, Иаков Алфеев, постановляю об исповедниках. Исповедник не рукополагается, ибо исповедание есть дело воли и терпения; но он достоин великой чести пресвитерства как исповедавший имя Бога и Христа Его пред народами и царями. Если же нужно, чтобы он был епископом, то рукополагается. А если какой исповедник, не рукоположенный, похитит себе таковое достоинство как бы за исповедание, то да будет он извержен и отринут, ибо он не исповедник, потому что отринул постановление Христово, и есть хуже неверного».

Исповедники уже в силу своего статуса получали средства из казны общины, как полноценные священники.

Этот многим вскружило голову. Желание получить наименование исповедника для многих превратилось в навязчивую идею. Люди бездумно искали страданий и мучений, чтобы потом достичь почитания среди христиан.

В конце концов, чтобы не утратить статус исповедничества как подвига, христианской Церкви пришлось сформировать критерии, которые позволяли отличить реального исповедника от ложного.

На определённом этапе понадобились критерии, дабы отличать ложных исповедников.

Важное условие — выбирать исповедников только из числа благочестивых людей. При этом такая репутация у человека должна была быть не только после страданий за веру, но и до неё.

Священномученник Киприан Карфагенский писал верующим:

«Никто из вас да не производит тревоги между братьями и никто да не выдает себя добровольно пред язычниками; ибо тот только, кто задержан и отдан под стражу, должен вести речь,— так как в это время говорит в нас Господь, Которому угодно, чтобы мы исповедали Его, но не выставлялись [со своим исповеданием]».

Киприан Карфагенский
епископ Карфагенский, богослов

Похвальба страданиями считалась дурным тоном и нехристианским поведением.

Гностики считали, что исповедничество — это ненужная показуха

Впрочем, не все полагали почётным открыто заявлять о своих религиозных предпочтениях. Гностики вообще считали, что это дело бессмысленное и ненужное в христианской жизни. Они утверждали, что важен только внутренний настрой человека.

А всё то, что происходит вовне, — это пустое. Человек, если понадобится, может притвориться, что почитает идолов противников христианства, зато выживет. На его посмертную участь это никак не повлияет. Богу важны не формальности, а искренняя вера, которая никак не пострадает от подобных внешних проявлений.

К концу III века исповедников стало так много, что они утратили своё положение

К III веку христианство превратилось в проблему для языческих государств, преследования разрослись до огромных масштабов. Теперь, образно говоря, каждый второй верующий был потенциальным исповедником. Причём это касалось не только мужчин, но и женщин.

Женское священничество могло быть нормой для гностиков или язычников, но преобладающее большинство христиан отказывали женщинам в этом праве. Поэтому руководители Церкви приняли решение больше не принимать в клир исповедников просто по статусу. Отныне эти святые сохраняли статус, но, чтобы добиться священнического сана, им требовалось пройти все те же испытания, что и остальным.

Русская православная церковь причисляет к лику исповедников тех, кто пострадал при гонениях атеистов

В русской православной церкви длительное время не было своих исповедников. Но почтением пользовались следующие святые:

  • Василий Исповедник

Византийский монах, живший в VIII веке. Попал в темницу в годы, когда были гонения на тех, кто почитал иконы. Однако выжил и скончался в 750 году. До этого вёл активную проповедь и был для верующих христиан образцом добродетели.

  • Максим Исповедник

Византийский монах, живший в VI–VII веках, философ, богослов. Подвергался гонениям из-за отказа молчать о христианской вере. Не боялся противостоять мнению патриарха. Умер своей смертью в Грузии, куда его послали в изгнание.

  • Павел Исповедник

Византийский Архиепископ IV века. Приверженцы ереси Ария дважды изгоняли его из Константинополя, но Павел не сдался и оставался приверженцем своего понимания христианской веры. Формально — не исповедник, поскольку принял мученическую смерть: его задушили ариане во время литургии.

Собственные исповедники появились на территории России поздно — лишь XX веке. Впрочем, тут нет ничего удивительного, ведь с момента крещения Руси православие активно поддерживалось государством, так что ни о каких гонениях или столкновениях с другими конфессиями не могло быть речи. Девять веков православие без проблем существовало на русской земле.

Имелись лишь редкие исключения вроде Ивана Русского, который жил далеко за пределами России, в Малой Азии, а потому действительно вёл трудную жизнь христианского исповедника в мусульманском обществе.

Но с приходом атеистический советской власти всё изменилось. Быть православным стало опасно, а отречение превратилось в самый простой и безопасный путь для человека. В этот период и возникли те святые, многие из которых включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Вот несколько русских исповедников:

  • Архиепископ Вассиан — был адвокатом, но затем избрал путь монаха. В 1921 году стал епископом Егорьевским, викарием Московской епархии. С 1930 года — архиепископ Тамбовский и Шацкий. Затем несколько раз был под арестом и в заключении. Скончался в тюремной больнице.
Исповедник Вассиан. С 1930 года — архиепископ Тамбовский и Шацкий
Исповедник Вассиан. С 1930 года — архиепископ Тамбовский и Шацкий
  • Иоанн Оленевский — крестьянин по происхождению, рано остался сиротой. Был вегетарианцем, занимался рукоделием, прислуживал при алтаре и в 1920 году стал диаконом. Выполнял обязанности пастыря ещё до того, как стал священником. Ещё при жизни его почитали как святого. Через четыре года из-за клеветников лишился дома, а в 1932 году его первый раз арестовали. Сидел в тюрьме, но, к счастью дожил до освобождения. Скончался в 1951 году.
Иоанн Оленевский — исповедник Русской православной церкви
Иоанн Оленевский — исповедник Русской православной церкви
  • Архимандрит Сергий — потомственный священник, автор автобиографической книги «Дневник полкового священника» о службе в русско-японской войне, знакомый патриарха Тихона. Несколько раз был арестован и находился в заключении. Рассказывают, что его молитвы исцеляли людей.
Исповедник Сергий — потомственный священник
Исповедник Сергий — потомственный священник

Что касается обновленцев и прочих раскольников, то их к числу исповедников не причисляют.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *